Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спектр левых социально-политических теорий

 

Спектр современных левых социально-политических теорий не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят также анархизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей национального социализма в развивающихся странах и др.

19.2.6.1.1. Анархизм

 

Анархизм (от греч. «анархия» - безвластие) зародился в Западной Европе в середине XIX в. Главные его положения были сформулированы П. Прудоном [197], М. Бакуниным и П. Кропоткиным [104]. Основой мировоззрения анархизма служит индивидуализм, отрицающий все, что стесняет свободу человека. Это идеология и политическая философия, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и, прежде всего, государства.

В основе «классического» анархистского мировоззрения лежат следующие положения:

· индивидуализм;

· волюнтаризм и неверие в объективные законы общественного развития;

· защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;

· тактика "прямого действия";

· представление о будущем общественном строе как свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Отсутствие всякого принуждения и подчинения должно породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении. Отсюда известный девиз «Анархия – мать порядка».

В силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели анархизм никогда не был единой идеологической доктриной. В связи с этим в анархистском учении традиционно выделяют четыре основных течения: индивидуализм, мютюализм, коллективизм и коммунизм.

Анархо-индивидуализм базируется на идее суверенного индивида. Родоначальник этого течения М. Штирнер [264], отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". Согласно идеям его американских последователей Б. Такера [222] и Й. Уоррена, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться, а социальные отношения при этом строились бы на основе обмена или контракта. Каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других. Сегодня это течение существует в виде анархо-капитализма.

Анархо-мютюализм (от франц. – взаимный) – это нечто среднее между индивидуалистическим и коллективистским вариантами анархизма. Этим термином П.-Ж. Прудон (1809–1856) [197] и его последователи называли экономическую систему, которая примиряла собственность и коммунизм. Они считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства. Деньги перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.

Коллективизм стал основной характерной чертой в анархистском движении под влиянием М.А. Бакунина (1814–1876). Согласно его учению капитал и все орудия труда должны принадлежать рабочим ассоциациям, а земля – земледельческим общинам. Распределение же доходов – результат общего, коллективного решения, но, как правило, по труду. Для Бакунина характерна также равная приверженность идеям социализма и свободы, соединение их в одно целое. По афористическому выражению Бакунина, «Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы – это рабство и скотство!» [9].

Анархо-коммунизм берет начало от идей Э. Реклю и П.А. Кропоткина [104]. Они выступали против идеи о том, что коммунизм возможен только через диктатуру пролетариата. Основа этой доктрины – вера в естественную человеческую солидарность, которая ведет к уничтожению собственности. Она предусматривает, что будущее общество, освобожденное от государства, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся. В анархистском обществе каждый человек будет пользоваться общими средствами согласно потребностям. Производительная деятельность добровольных ассоциаций рабочих будет удовлетворять потребности местных коммун.

Влияние анархизма было сильным в конце ХIХ – начале ХХ вв. В России идеи анархизма пользовались определенным влиянием в среде народнической интеллигенции в конце ХIХ в. и получили особенно широкое распространение в период революции 1917 г. и в начале 1990 гг. Анархистские идеи в своем «чистом» виде нигде и никогда не были сколько-то успешно воплощены в широкую общественную практику. Поэтому в современной идейно-политической жизни анархизм практически не существует в «чистом» виде, а все анархистские идеи соединяются с другими. Количество его приверженцев невелико.

Современный анархизм. Идеология анархизма не исчерпала своего творческого потенциала. Об этом свидетельствует возрождение анархизма в бывшем СССР в конце 1980-х гг. В России и на Украине, возникли многочисленные анархистские группы, объединенные в несколько организаций, наиболее крупными из которых в канун распада СССР были Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС, организована в 1989 г.) и Ассоциация движений анархистов (АДА, образована в 1990 г.).

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР/СНГ шел процесс формирования новой системы идей позднего постклассического анархизма.

Политическая теория современного анархизма:

· содержит основные критические идеи о государстве, партиях, политике, власти;

· воспроизводит элементы позитивной программы прежнего анархизма;

· адаптирует их к современной политической, правовой, духовной культуре;

· провозглашает себя наследником классического анархизма.

 

В идеологии современного анархизма переплетены реалистические и утопические моменты. Как правило, их значение определяется конкретно-историческими условиями (период кризиса, революции, дестабилизации или стабилизации общественной системы).

Анархисты до августа 1991 г. были оппозиционны по отношению к официальной государственной идеологии СССР. С начала 1992 г. - к новой демократической власти, смыкаясь с традиционными «левыми» и национал-патриотическими партиями и движениями (нацболы).

Выраженная в анархическом политическом движении и в анархической теории тенденция к перманентной оппозиционности существующей государственной власти объективно превращает анархизм на различных этапах исторического развития в постоянный элемент оппозиционных сил, нередко позднее приходящих к власти.

Поэтому не случаен интерес к блоку с некоторыми течениями в анархизме со стороны таких партий и движений как Демократическая Россия, Марксистская платформа в КПСС, Социалистическая партия, Партия труда и др. Известно также, что на II съезде КАС выступал и призывал к совместным действиям представитель «Памяти».

Анархисты также проявляют интерес к другим политическим движениям и партиям, в идеологии которых отмечают созвучие с анархизмом. Агентством харьковских анархистов «Антисоюзпечать» начиная с 1989 г. распространялись газеты различных неформальных движений и организаций. Распространял прессу других политических направлений и Московский союз анархистов.

Современное анархистское движение стран СНГ активно интегрируется в Международное анархистское движение. Анархисты России поддерживают связи с Федерацией анархистов Франции, германскими организациями Международного товарищества рабочих – Анархистского интернационала, с анархистскими организациями Украины, Швеции, Швейцарии, США, Великобритании.

В современном анархизме просматривается тенденция к воссозданию течений раннего постклассического анархизма: анархо-синдикализма, анархо-коммунизма, анархо-индивидуализма, христианского анархизма (анархо-христиане), мистического анархизма, анархо-гуманизма, анархо-биокосмизма. Эти течения, выпускают периодические издания, или в другой форме пропагандируют свои идеи в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери, Саратове, Новосибирске и других городах. К формирующимся новым течениям позднего постклассического анархизма можно отнести «анархо-экологистов» (анархическое крыло движения зеленых), анархо-пацифистов (крыло антимилитаристских, антивоенных, антиатомных движений).

Формируются и идеологические «гибриды». В анархистском движении к нам относятся: анархо-демократы, анархо-максималисты, анархо-народники, анархо-марксисты, анархо-троцкисты, анархо-либералы и т.д. Не исключено, что некоторые из этих промежуточных «микротечений» анархизма (полуанархизма) со временем могут сформироваться в новые разновидности анархизма.

Формирующейся политической теории современного анархизма свойственны следующие особенности:

· поиск «конструктивных» основ предшествующих теорий;

· стремление расширить «конструктивную» часть теории современного анархизма:

· пропаганда идей мира, интернационализма, гуманизма, «прозрачности» государственных границ, разоружения;

· расширение критики государства до критики политической системы общества, особенно тоталитаризма и бюрократизма;

· агитация за принципы ненасилия, самоуправления, децентрализации, самоопределения наций, чистой экологии;

· критика социалистического государства (нередко характеризуемого как государство периода государственно-монополистического капитализма) за многомиллионные жертвы войн, репрессий и голода, милитаризм, бюрократизм, тоталитаризм, ограничение прав и свобод человека и т. д.;

· интеграция в систему идей современного анархизма широко известных теорий конвергенции общественно-экономических и политических систем, постиндустриального и информационного общества, теории элит;

· широкое понимание термина «фашизм» и нередкое употребление его или характеристики различных военных, политических, юридических акций, институтов, государственных деятелей.

 

Правовой идеологии современного анархизма характерны:

· провозглашение идей предельной гуманизации уголовного права, максимальной правовой защиты природы;

· признание неотчуждаемых естественных прав человека, существование которых не зависит от государства;

· критика положений законов, указов, других нормативных актов бывшего ССР, стран СНГ, других стран мира, допускающих использование специальных органов для охраны правопорядка, введение чрезвычайного положения;

· обструкция устанавливаемых в нормативных актах запретов, ограничений, требований регистрации или получения разрешений (например, для реализации политических прав и свобод).

 

В то же время на стадии формирования теории позднего постклассического анархизма не появились принципиально новые идеи понимания государства и права по сравнению с концепциями, возникшими в раннем постклассическом анархизме. Анархисты, поддерживая стратегию перехода к рыночной экономике, выступают против активного государственного регулирования этого процесса, против госмонополизма, «номенклатурной приватизации», повышения цен правительством, государственного покровительства капиталу, сокращения программ социальной защиты, против бюрократизма и коррупции.

Анархический тип политического сознания – обусловлен негативно-ценностным отношением определенных общественных групп, отличающихся высокой степенью неустойчивости их социального положения. К таким социальным группам относятся разнообразные маргинальные, деклассированные, люмпенизированные группы, слои, а также занимающие промежуточное положение между устойчивыми, но противоположными классами.

Анархизм выступает как один из элементов сложного механизма перевода общественной системы (особенно политической системы, политического и правового сознания) из состояния порядка в состояние хаоса и обратно. Не следует переоценивать значение анархизма, но было бы ошибочно и недооценивать роль этого элемента в механизме политической и правовой эволюции. В различных исторических условиях анархизм может играть и прогрессивную, и реакционную роль, выступать союзником разнообразных сменяющих друг друга оппозиционных сил и слоев. Различную роль могут играть и отдельные течения анархизма.

Анархизм – противоречивое явление. Как неизменный противник всех форм тоталитаризма, он объективно выступает радикальным флангом демократического движения и одним из полюсов демократической идеологии. В то же время анархизм – форма утопического сознания. Как правило, он претендует на выдвижение исторически изменчивой программы-максимум для каждого нового переломного исторического периода, что имеет двойственное значение.

Содействуя разрушению старых общественных форм и прежних стереотипов общественного сознания, поиску новых исторических альтернатив, осознанию открывающихся возможностей общественных преобразований, анархизм, однако, выдвигает программу, оказывающуюся во многом за гранью реально возможного для конкретного исторического момента.

По мере приближения к возможному каких-то черт прежних моделей, нередко выдвигаются новые, тем самым, расширяя границы анархической утопии, не давая возможности ей стать реальностью. Развитие анархизма происходит параллельно с общим развитием политического и правового сознания и в то же время циклически, неравномерно. Оно может прерываться, замедляться в периоды социальной стабилизации, политических репрессий и вновь активизироваться в периоды социальных кризисов, революционных преобразований, радикальных реформ. При этом в общественном сознании после возобновления нового цикла эволюции анархизма происходит определенное восстановление (с некоторой корректировкой) основных элементов идей прежнего этапа эволюции и начинается формирование новых идей, концепций, течений, отражающих явления и проблемы специфические для данного этапа.

Изучение исторических форм теоретического анархического сознания – раннего классического анархизма (М.А. Бакунин), позднего классического анархизма (П.А. Кропоткин) и малоизвестного, но особенно многовариантного и тесно связанного с современным анархизмом раннего постклассического анархизма XX в. (А.А. Боровой, А.Л. Гордин, А.А. Солонович, П.Д. Турчанинов (Лев Чёрный), А.А. Карелин, А.М. Атабекян и др.), убедительно показывает неистощимую изобретательность и неисчерпаемость общественной мысли, в том числе на базе ценностных ориентиров анархического сознания.

 

19.2.6.1.2. Троцкизм

 

Основателем и идейным вдохновителем троцкизмабыл один из организаторов Октябрьской революции Л.Д. Троцкий (1879-1940). Основой концепции является доктрина «перманентной» (непрерывной) революции. Причем перманентность революционного процесса Троцкий связывал не с внутренними противоречиями, а с внешними факторами, с победой мировой революции. Отсюда установки на «экспорт» революции, на искусственное проталкивание ее из единого мирового революционного центра в новые страны [227].

Троцкий и его последователи не один раз пытались экспортировать революцию, но все их усилия подтолкнуть ее оказались безуспешными. И сегодня троцкисты считают, что происходящие в мире процессы интернационализации и образования транснациональных корпораций якобы свидетельствуют о создании «интернационального базиса мировой революции». В нашей стране идеи и методы троцкизма частично разделяет крайне левая часть оппозиции.

Наивно-романтическая надежда Троцкого на мировую революцию противоречила прагматическому курсу Сталина на «построение социализма в одной отдельно взятой стране», что еще более обострило конфликт между этими большевистскими лидерами, поэтому он был выслан из страны. Троцкий считал, что не только в СССР происходит бюрократическое перерождение, но и Коммунистический Интернационал перестал быть революционной организацией, поэтому он в1938 г. основал Четвертый интернационал. Деятельность Троцкого использовалась Сталиным как предлог для проведения «чисток» и массовых репрессий. 20 августа 1940 г. действовавший по заданию советской разведки испанский коммунист Р. Меркадер смертельно ранил Троцкого ледорубом.

После смерти Троцкого единое организованное движение его сторонников перестало существовать, а несколько центров IV Интернационала конкурировали между собой. Троцкистские идеи пользовались популярностью у некоторой части левых радикалов. Троцкистские группы использовали либо тактику энтризма (внедрения в другие левые партии и организации), либо действовали самостоятельно, проявляя склонность к экстремизму и террористическим методам. Это было характерно для троцкистских организаций и групп Латинской Америки. Троцкисты были заметным течением внутри гошизма во Франции. Однако отождествлять всех троцкистов и все троцкистские организации с терроризмом было бы неверно. Троцкистские организации продолжают действовать во многих странах мира. Например, во Франции троцкистская «Коммунистическая лига» в последние годы пользуется большей поддержкой избирателей, чем традиционная Французская коммунистическая партия.

Троцкисты считают своё движение продолжением учения Маркса и Ленина, часто утверждая, что Троцкий не создал никакой принципиально новой теории. В этом они не одиноки среди марксистских движений XX в.: подобным же образом характеризуют своё направление и их оппоненты — сталинисты и маоисты, считающие, что их вожди творчески развили марксизм.

В настоящее время в России существует ряд троцкистских организаций. Среди них: Марксистская группа «Коммунистическая инициатива», Российская секция «Международной марксистской тенденции», Марксистская группа «Рабочая демократия», Марксистская группа «Классовая политика», Революционная рабочая партия (Москва), Революционная рабочая партия (Пермь) и др.

 

19.2.6.1.3. Движение «новых левых»

Новые левые появились в конце 1950-х гг. как альтернатива «старым левым» — коммунистам, дискредитировавшим себя в глазах радикалов (разоблаченными преступлениями И. Сталина, подавлением венгерского восстания 1956 г.), и социал-демократам (из-за их переориентировки в сторону либерализма). В отличие от них, новые левые декларировали:

· неограниченную индивидуальную свободу;

· неприятие всякого насилия над личностью со стороны государства и общества;

· полную правовую и моральную реабилитацию любых дискриминируемых групп: негров и других национальных меньшинств, женщин, коммунистов, атеистов, гомосексуалистов, наркоманов и т.д.

 

Эти требования обосновывались смесью разнородных, в прошлом считавшихся несовместимыми доктрин: марксизма, анархизма, пацифизма, фрейдизма, экзистенциализма и других. Отрицая любую цивилизацию, базирующуюся на примате материальных ценностей (то есть и капитализм, и советский социализм), движение новых левых в период своего высшего подъема в конце 1960-х гг. поставило ряд западных стран (особенно Францию, США и Западную Германию) на грань социального и политического кризиса.

Его идейными вдохновителями были Г. Маркузе (1898–1979) [132], Э. Фромм (1900–1980) [238;239] и др. По мнению Маркузе, рабочий класс индустриально развитых стран включается в потребительскую гонку, интегрируется в капиталистическую систему и тем самым утрачивает свою революционную роль. Поэтому в современных условиях революционная инициатива переходит к радикальному студенчеству, гуманитарной интеллигенции, к обездоленной массе бедных.

Цель революционной борьбы «новых левых» – отрицание, «великий отказ» от недостатков и пороков буржуазного общества, превращение его, по выражению Маркузе, в «одномерные» феномены («одномерное общество», «одномерный человек»). Представления о новом обществе у Маркузе и его сторонников довольно смутные. Они полностью обходят проблемы социально-экономической структуры будущего общества, характер управления им, особенностей политических институтов и др. Акцент делается на внутреннее самоусовершенствование личности, осуществление «революций в себе», «сексуальную революцию» и т.д. Основная его направленность – отрицание ценностей капиталистического общества, борьба с бюрократизмом и органами власти, что и позволяет отнести движение к левой части политического спектра.

Движение «новых левых» особенно проявило себя во время студенческих выступлений в западных странах в 1960-е гг. В 1968 г. массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 г. студенты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бросали против молодых бунтарей армию – и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы (в Детройте сгоревшие кварталы так и стоят до сих пор, как руины Сталинграда). В Мексике в 1968 г. студенты чуть не сорвали Олимпийские игры – и некоторые участники беспорядков сидят до сих пор в тюрьмах, а легендарный партизанский командир субкоманданте Маркос требует от властей их освобождения.

Молодые бунтари в 1960-е гг. вышли из подчинения отцов. Они создали собственную культуру – ее назвали контркультурой. Они придумали собственную музыку – рок, живопись – поп-арт и психоделическую живопись. Они создали свой театр – ливинг-театр, т.е. уличный, свое кино – параллельное кино.

«Новые левые» вынудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно они добились для молодых права на субкультуру – на рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от “взрослого мира”. Они добились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок – не носить лифчики. Разумеется, в ходе этой борьбы их арестовывали, штрафовали, выгоняли из университетов, сажали в тюрьмы и в психбольницы. Случалось, что и убивали. Капитализм они не свергли, но лицо мира изменили серьезно.

В наше время число сторонников «новых левых» идет на убыль. Это движение существует в виде небольших разрозненных групп главным образом среди интеллигенции и студенчества.

 

19.2.6.1.4. Концепции национального социализма

 

Концепции национального социализма получили широкое распространение в 60–70-е годы ХХ в. в афро-азиатских странах. Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между опытом западных стран и практикой большевизма, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы различных политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм», «автохтонный социализм» (от греч. autochthones – аборигены, коренные жители) в Латинской Америке и др. Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального типа прослеживается сходство с социал-демократической концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Поэтому, в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки, придерживающиеся данной политической ориентации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...