Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные идеологические направления современной России
В настоящее время в РФ развивается процесс формирования нового идеологического дискурса, соответствующего нынешнему международному статусу государства и политическому сознанию различных социальных групп. Доминируют два разных, но однонаправленных тренда: формирование идеологий социальных групп и восстановление государственной идеологии.
19.3.2.1.Истоки российского идеологического дискурса Истоки политических идей следует искать в процессе становления, развития и гибели Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения восточнославянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство в форме православия. Основные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и др., предопределили основные черты характера народа. Это: духовность, трудолюбие, коллективность, терпимость, идеологичность и державность. Согласно православным представлениям люди на Земле, соблюдая христианские заповеди, служат всевидящему Богу. Наместником Бога на Земле является царь-государь. Православие ориентировало социум на авторитарную государственную модель. Поэтому распространение и внедрение православных религиозных идей в народные массы направлялось и активно поддерживалось власть имущими. Отсюда патернализм политической власти и толерантность народа по отношению к ней [193, с.184] В древнерусский период российской государственности появились политические идеи и реалии демократического, вернее самоуправленческого толка. Ярким примером был Новгород — вечевая феодальная республика (XIII-XV вв.). Вече — собрание свободного мужского населения города решало важные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принимались большинством голосов. Определенное влияние оказывали религиозные политические идеи. Метрополит новгородский принимал участие в государственной деятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинские формирования. Одной из особенностей процесса развития российской политической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов требовали от государственной власти бережного отношения к социально-экономическим укладам и нравственно-религиозным устоям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Российского государства взаимоотношения власти и отдельных народов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депортация. Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали: отмена крепостного нрава, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию российской демократии. Ее самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, общественного над личным, индивидуальным, в смешении монархических и самоуправленческих идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проекты декабристов, учитывавшие труды А.Н. Радищева [200а] и М.М. Сперанского [217а], американских и европейских исследователей демократии, дополненные революционно-демократическими идеями А.И. Герцена [46], В.Г. Белинского [11а]. В это же время зародились идеи правового ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались в рамках российского конституционализма. Важный вклад в развитие правовой и политической идеологии XIX-XX вв. внесли русские правоведы либерального направления Б. Чичерин [252], П. Новгородцев [158], Б. Кистяковский [92а], В. Гессен [47а] и др. Накануне революции 1905 г. в России существовало многоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию составили либеральные демократы и революционеры (социал-демократы, эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм совмещался с монархизмом. Рабочий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — коммунистической. Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог — социалистическим государством, рай — светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и имела массовую поддержку. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени[193, с.186].
Постреволюционная ситуация
Реформы, проводимые в любой стране, требуют идеологического обеспечения. Идеология показывает, во имя кого проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы или захлебнутся. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. Формирование постреволюционного дискурса характеризуется многообразием политических идеологических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на коммунистической идеологии, в современной России сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные, идеалы. Если в самом начале преобразований, в 1991 г., по результатам обследования, 56% опрошенных хотели бы построить общество по типу «шведского социализма», соединив лучшие черты капитализма и социализма, то после событий августа 1991 г. спектр политических настроений населения резко качнулся вправо — к ценностям либерализма. После крушения монополии коммунистической идеологии в общественном мнении россиян, казалось, установилось нечто наподобие аллергии относительно идейно-целевых течений. Сложилась ситуация, которую специалисты называли идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное — стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, породили всплеск различных идеологических доктрин. Временное затишье сменилось идеологическим бумом. Российское общество взяло курс на построение правового социального государства, но в стране не оказалось необходимых для этого: · экономических (развитый конкурентный рынок) предпосылок; · социальных (наличие многочисленного среднего класса) предпосылок; · политических условий (правовое государство, гарантирующее права и свободы личности); · историко-психологических традиций (наличие традиции суверенитета личности и ее автономности).
Более того, начальный этап реформ, когда происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопровождалась стремительным ростом нищеты широких масс, нарастанием имущественного неравенства. Не удивительно, что население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привыкнуть к новым стандартам жизни. Недостаточно адаптированное перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую и в значительной мере в социальную сферы создало предпосылки для активизации иных настроений. Среди них, консервативных, которые нередко стали выступать в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшись в условиях «криминального рынка», вновь востребовал ценности социальной защищенности, справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности. На вербальном уровне идеологические предпочтения российских граждан делятся, как показали опросы общественного мнения начала XXI в., на четыре основные группы: · сторонниками продолжения рыночных реформ (демократической либеральной идеологии) считают себя 17,2% опрошенных; · идеологии «русских националистов», ищущих самостоятельный «русский путь», — 10,5%; · коммунистической идеологии (сторонников социализма) — 14%; · идеологии «центризма» (сторонников сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) — 17,2%; · не определились в своей позиции — 41% опрошенных[155, с.353].
Самая большая группа - «неопределившиеся» — это та часть избирателей, которая еще ждет идеи, способной противостоять крайним политическим ориентациям — коммунизму и капитализму. Однако, несмотря на обилие идеологических конструкций в настоящее время доминирующее положение в общественном сознании занимают три идеологических течения: коммунистическое, либерально-демократическое и национально-патриотическое.
Фундаменталистская доктрина
Фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные в стране политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста. Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, работники, получающие нищенскую зарплату, безработные, молодежь. Основные же массы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному прошлому. Однако в последние годы коммунистическая идеология в нашей стране стала возрождаться, что вызвано тремя основными причинами: · многие реформы потерпели крупные неудачи, вызвав в обществе негативные последствия и чувство разочарования; · радикал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым озлобляя и активизируя усилия сторонников коммунистических идей; · реабилитацией в путинской России Сталина и смягчения официальных оценок советского прошлого в области прав человека.
В коммунистической идеологии проявляются две тенденции. Одна из них ортодоксальная, требующая не поступаться «принципами». Другая (Г.А. Зюганов) -выражает стремление клиберализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геополитическими целями и рядом других положений, показывают противоречивость и непоследовательность такой обновленческой тенденции. Поддержка коммунистического варианта в обществе остается весьма существенной. Результаты прошедших в 2004 г. президентских выборов выявили двухполюсность политических ориентации: левые — правые. У коммунистического движения в российском обществе достаточно большая социальная база. Она уже не ограничивается «социальными низами», на что и указывали многие аналитики еще до избирательной кампании. Тенденция к ее расширению тесно связана с недостаточной социальной эффективностью реформ. По мере того, как государственная собственность в ходе приватизации становилась собственностью достаточно узкого круга лиц, несобственники из потенциальных сторонников коммунистических идей все больше превращались в их реальных приверженцев. Естественное недовольство «обманутых вкладчиков» как потенциальных собственников также востребовало такие ценности, как справедливость, равенство, социальная защищенность. В ходе социального исследования, проведенного ИСПИ РАН в 2000 г., отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы стать основой политики возрождения России, респонденты на первое место поставили идею справедливости (44%), далее — права человека (37%) и порядок (36%). На такую ценность, как мир, указали 33% опрошенных, что, по-видимому, означает, что 67% населения готовы поступиться миром ради воцарения справедливости [155]. Существующую тенденцию подтвердили данные голосования 2007 г. по выборам в Государственную Думу. Несмотря на направленный против них административный, финансовый и пропагандистский ресурс, коммунисты без проблем прошли в высший законодательный орган страны. А если учесть, что значительная электората, поддержавшего ЛДПР, также недовольна существующим положением дел с левых позиций, то очевидно, что радикальная часть общества составляет не менее трети населения страны.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |