Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеологические направления современной России

 

В настоящее время в РФ развивается процесс формирования нового идеологического дискурса, соответствующего нынешнему международному статусу государства и политическому сознанию различных социальных групп. Доминируют два разных, но однонаправленных тренда: формирование идеологий социальных групп и восстановление государственной идеологии.

 

19.3.2.1.Истоки российского идеологического дискурса

Истоки политических идей следует искать в процессе ста­новления, развития и гибели Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения восточнославянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство в форме православия. Ос­новные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и др., предопределили основные черты характера народа. Это: ду­ховность, трудолюбие, коллективность, терпимость, идеологичность и державность. Согласно православным представлениям люди на Зем­ле, соблюдая хри­стианские заповеди, служат всевидящему Богу. Наместником Бога на Земле является царь-государь. Православие ориентировало социум на авторитарную государственную модель. Поэто­му распространение и внедре­ние православных религиозных идей в народные массы направлялось и активно поддерживалось власть имущими.

Отсюда патернализм политической власти и толерантность народа по отношению к ней [193, с.184]

В древнерусский период российской государственности появились политические идеи и реалии демок­ратического, вернее самоуправленческого толка. Ярким примером был Новгород — вечевая феодальная республика (XIII-XV вв.). Вече — собрание сво­бодного мужского населения города решало важ­ные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принима­лись большинством голосов. Определенное влия­ние оказывали религиозные политические идеи. Метрополит новгородский принимал участие в государственной де­ятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинс­кие формирования.

Одной из особенностей процесса развития российской поли­тической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов тре­бовали от государственной власти бережного отношения к соци­ально-экономическим укладам и нравственно-религиозным усто­ям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Рос­сийского государства взаимоотношения власти и отдельных на­родов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депор­тация.

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали: отмена крепостного нрава, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию рос­сийской демократии. Ее самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, об­щественного над личным, индивидуальным, в смешении монар­хических и самоуправленческих идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проек­ты декабристов, учитывавшие труды А.Н. Радищева [200а] и М.М. Сперанского [217а], американских и европейских исследовате­лей демократии, дополненные революционно-демократическими идеями А.И. Гер­цена [46], В.Г. Белинского [11а]. В это же время зародились идеи право­вого ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались в рамках российского кон­ституционализма. Важный вклад в развитие правовой и поли­тической идеологии XIX-XX вв. внесли русские правоведы ли­берального направления Б. Чичерин [252], П. Новгородцев [158], Б. Кистяковский [92а], В. Гессен [47а] и др.

Накануне революции 1905 г. в России существовало мно­гоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию соста­вили либеральные демократы и революционеры (социал-демокра­ты, эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм совмещался с монархизмом. Рабо­чий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — ком­мунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллектив­ности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-по­литической и сугубо светской форме. С приходом к власти боль­шевиков религия была заменена идеологией марксизма-лениниз­ма, бог — социалистическим государством, рай — светлым буду­щим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и имела массовую поддержку. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеоло­гической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историчес­ком отрезке времени[193, с.186].

 

Постреволюционная ситуация

 

Реформы, проводимые в любой стране, требуют идеологического обеспечения. Идеология показывает, во имя кого проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую под­держку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы или захлебнутся. Практика пока­зывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идео­логических течений.

Формирование постреволюционного дискурса характеризуется многообразием политических идеологических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на коммунистической идеологии, в современной России сменилось пестрой мозаикой течений, пар­тий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные, идеалы. Если в самом начале преобразований, в 1991 г., по результатам обследования, 56% опрошенных хотели бы постро­ить общество по типу «шведского социализма», соединив лучшие черты капитализма и социализма, то после событий августа 1991 г. спектр политических настроений населения резко качнулся вправо — к ценностям либерализма.

После крушения монополии коммунистической идеологии в общественном мнении россиян, казалось, ус­тановилось нечто наподобие аллергии относительно идейно-целевых течений. Сложилась ситуация, ко­торую специалисты называли идеологическим вакуумом. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пы­тавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное — стремление широких слоев населения концептуаль­но оформить свои политические чувства, надежды и разочарова­ния, породили всплеск различных идеологических доктрин. Вре­менное затишье сменилось идеологическим бумом.

Российское общество взяло курс на построение правового социального государства, но в стране не оказалось необходимых для этого:

· экономических (развитый конкурентный рынок) предпосылок;

· социальных (наличие многочисленного среднего класса) предпосылок;

· поли­тических условий (правовое государство, гарантирующее права и свободы личности);

· историко-психологических традиций (наличие традиции суве­ренитета личности и ее автономности).

 

Более того, начальный этап реформ, когда происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопро­вождалась стремительным ростом нищеты широких масс, нараста­нием имущественного неравенства. Не удивительно, что население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привык­нуть к новым стандартам жизни.

Недостаточно адаптированное перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики мо­нетаризма, невмешательства государства в экономическую и в зна­чительной мере в социальную сферы создало предпосылки для ак­тивизации иных настроений. Среди них, консервативных, которые нередко стали выступать в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который испытало большинство населения, ока­завшись в условиях «криминального рынка», вновь востребовал ценности социальной защищенности, справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности.

На вербальном уровне идеологические предпочтения россий­ских граждан делятся, как показали опросы общественного мнения начала XXI в., на четыре основные группы:

· сторонниками продолжения рыноч­ных реформ (демократической либеральной идеологии) считают себя 17,2% опрошенных;

· идеологии «русских националистов», ищу­щих самостоятельный «русский путь», — 10,5%;

· коммунистической идеологии (сторонников социализма) — 14%;

· идеологии «центриз­ма» (сторонников сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) — 17,2%;

· не определились в своей позиции — 41% оп­рошенных[155, с.353].

 

Самая большая группа - «неопределившиеся» — это та часть избирателей, кото­рая еще ждет идеи, способной противостоять крайним политическим ориентациям — коммунизму и капитализму.

Однако, не­смотря на обилие идеологических конструкций в настоящее вре­мя доминирующее положение в общественном сознании занимают три идеологических течения: коммунисти­ческое, либерально-демократичес­кое и национально-патриотическое.

 

Фундаменталистская доктрина

 

Фундаменталистское течение, опи­рающееся на хорошо известные в стране политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-эконо­мические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идео­логическое течение нередко провоцирует экстремистские требо­вания и формы политического протеста. Коммунистический вариант социалистической идеи поддер­живают маргинальные слои, пенсионеры, работники, получающие нищенскую зарплату, безработные, молодежь. Основные же мас­сы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному про­шлому.

Однако в последние годы коммунистическая идеология в нашей стране стала возрождаться, что вызвано тремя основными причинами:

· многие реформы потерпели крупные неудачи, вызвав в обществе негативные последствия и чувство разочарования;

· радикал-реформаторы противопоставили коммунистической идеологии грубый и примитивный антикоммунизм, тем самым озлобляя и активизируя усилия сторонников коммунистических идей;

· реабилитацией в путинской России Сталина и смягчения официальных оценок советского прошлого в области прав человека.

 

В коммунистической идеологии проявляются две тенденции. Одна из них ортодоксальная, требующая не поступаться «принципами». Другая (Г.А. Зюганов) -выражает стремление клибера­лизации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геопо­литическими целями и рядом других положений, показывают противоречивость и непоследовательность такой об­новленческой тенденции.

Поддержка коммунистического варианта в обществе остает­ся весьма существенной. Результаты прошедших в 2004 г. президентских выборов выявили двухполюсность политических ориентации: левые — правые. У коммунистического движения в российском обществе достаточно большая социальная база. Она уже не ограничивается «социальными низами», на что и указывали многие аналитики еще до изби­рательной кампании. Тенденция к ее расширению тесно связана с недостаточной социальной эффективностью реформ. По мере того, как государственная собственность в ходе приватизации ста­новилась собственностью достаточно узкого круга лиц, несобствен­ники из потенциальных сторонников коммунистических идей все больше превращались в их реальных приверженцев. Естественное недовольство «обманутых вкладчиков» как потенциальных собст­венников также востребовало такие ценности, как справедливость, равенство, социальная защищенность. В ходе социального исследо­вания, проведенного ИСПИ РАН в 2000 г., отвечая на вопрос об идеях, которые могли бы стать основой политики возрождения России, респонденты на первое место поставили идею справедли­вости (44%), далее — права человека (37%) и порядок (36%). На такую ценность, как мир, указали 33% опрошенных, что, по-видимому, означает, что 67% населения готовы поступиться миром ради воцарения справедливости [155].

Существующую тенденцию подтвердили данные голосования 2007 г. по выборам в Государственную Думу. Несмотря на направленный против них административный, финансовый и пропагандистский ресурс, коммунисты без проблем прошли в высший законодательный орган страны. А если учесть, что значительная электората, поддержавшего ЛДПР, также недовольна существующим положением дел с левых позиций, то очевидно, что радикальная часть общества составляет не менее трети населения страны.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...