Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мораль и политика: общее и специфическое

Современная политико-философская мысль стремится понять политические процессы на уровне глубинных сущностных оснований. Одной из таких тем является проблема соотношения политики и морали. Интерес к ней обнаруживается не только в исследованиях, демонстрирующих связь с философской традицией, но и в прикладных работах. Названная тема неизменно вызывает дискуссии, столкновение и противоборство различных позиций и мнений.

 

Мораль как форма общественного сознания

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание западной морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положи­тельную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

 

Понятие морали

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественною сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль, по определению Ю.В. Ирхина, – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира [60].

В отличие от других организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но, прежде всего, – в отражении, в признаках и свойствах других общественных явлений. Вместе с тем, она охватывает все феномены политики. «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, – говорил Конфуций [96], – то и все остальное будет ясно».

Мораль — особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов.

Мораль, подчеркивает В.П. Пугачев [115], предполагает оценку общественных явлений не с ин­дивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако она обычно:

· либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например, моральный кодекс врачей);

· либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладель­цев, плебса и аристократии);

· либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности (воровская мораль);

· либо свидетель­ствует о низком уровне нравственного развития общности, не под­нявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду чело­веческому (мораль племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали).

 

Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека. Она не утилитарна для отдельных индивидов. Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией.

В то же время мораль утилитарна для общества и всего человечества.Она - условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает много­вековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования:

· становятся убеждениями;

· свя­зываются с эмоциями и волей;

· становятся внутренними критериями оценки личностью мотивов, целей, содержания и результатов соб­ственного поведения, а также действий других людей.

 

Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся из каких-либо других, более высоких экономических, политических или других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего человеческого рода.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и самоконтроля. Мораль для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или же в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах само­контроля личности, важнейшим из которых является совесть.

А. Шопенгауэр, размышлял о роли морали в обществе и причинах отказа человека делать плохо и осуществлять злонамеренные действия. Он полагал, что «человек, не делающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому следующими мотивами:

· страхом наказания или мести;

· страхом загробного возмездия;

· состраданием;

· честолюбием, т.е. страхом позора;

· честностью, т.е. объективной преданностью и верностью, вместе с решимостью свято соблюдать эти священные основы человеческого общежития. Это чувство имеет огромное значение. Оно-то и побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: «Я честный человек!»» [138].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...