Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути и средства преодоления политического насилия

Философия ненасилия сегодня уже не является просто актом индивидуальной святости, она приобрела актуальный политический смысл. В плане перехода от одной ступени к другой, от насилия к ненасилию, наше время является критическим, когда требуется качественный сдвиг вперед, равнозначный смене жизненной парадигмы. Речь идет о смене вектора сознательных усилий человеческой цивилизации.

Главный вопрос, можно ли сформулировать мораль ненасилия, которая была бы ясной, непротиворечивой и убедительной. Идея ненасилия рассматривается А.А. Гусейновым [38], как определенная парадигма мировоззрения, с присущей ей историчностью и универсальностью. Он понимает ненасилие как исторически изменчивую форму, которая поступательно развивается и определяет новые уровни своего существования.

Другим важным вопросом является поиск технологии доведения умозрительных изысканий и теорий до уровня средств воздействия. Насилие не является чем-то насаждаемым в общество извне, оно следствие существующей ментальности социума. Идеология ненасилия напротив должна быть внесена в общество в результате направленной политики элит, или возникнуть в результате длительной эволюции человечества.

Неприятие идеи ненасилия определяются множеством причин: историей и культурными традициями народа, конкретной политической и экономической ситуацией, личными качествами носителей власти, степенью развитости или неразвитости структур гражданского общества и религии. Конец формы

Ненасилие представляет собой философию и образ жизни, в основе которых лежит идея невозможности преодоления зла насилием. Цель ненасилия - не достижение победы над противником или врагом, но в преодолении несправедливости. Ненасилие – это технология решения проблем в процессе взаимовыгодных компромиссов.

Ненасилие разворачивает борьбу за преодоление несправедливости на уровне совести. Оно организованно отказывается повиноваться несправедливым порядкам и законам или действовать в ситуации несправедливости и нарушения прав человека. Ненасилие делает невозможным функционирование несправедливой системы, не разрушая при этом человеческие жизни и не уничтожая материальные ценности. Принцип ненасилия в разрешении конфликтов предполагает, в интерпретации А.А. Гусейнова [38], концепцию гуманно ориентированной политики, исходящую из того, что:

· человек является высшей ценностью среди всего, что существует, поэтому к нему следует относиться с безусловным уважением, не допускающим каких бы то ни было исключений (даже в отношении к врагу);

· человечество рассматривается как единое и неразобщенное, и все люди равны в своем достоинстве и праве на уважение и достойную жизнь;

· каждый человек обладает совестью, и, значит, потенциально готов к восприятию парадигмы ненасилия;

· ненасилие направлено против несправедливости, а не против людей;

· необходимо изучать деятельность, основанную на ненасилии, методы и стратегию ненасилия;

· усилия человека должны быть направлены на самосовершенствование и самодисциплину, понимание несправедливости, обучение ненасилию и практическим действиям ненасилия, ведению диалога, а также неучастию и гражданскому неповиновению;

· должна быть выработана соответствующая идеология системы образования, экономики и политики;

· сформированы системы ненасильственной обороны на национальном и интернациональном уровнях, выработана идеология и отработана технология мирного решения конфликтов;

· следует направить усилия на обеспечение экологического равновесия и сохранение природных и социальных ресурсов.

 

Большинство считает, что принципы «подставьте другую щеку», «возлюбите врагов ваших» имеют практическую ценность только там, где индивиды конфликтуют друг с другом. Там же, где конфликт происходит между расовыми группами или нациями, необходим другой, более реалистичный подход. М.Л. Кинг [67] говорил также о «реальном пацифизме». Пройдя через действительный опыт протеста, насилие стало большим, чем метод, с которым я был теоретически согласен, оно стало обязательством жить определенным образом, - писал Кинг. Многие из проблем ненасилия, которые я не мог прояснить для себя интеллектуально, разрешились в сфере практических действий. Следует обязательно выделить, что ненасильственное сопротивление - это не метод для трусов - это сопротивление. Если кто-нибудь использует этот метод, потому что боится или просто, потому что у него не хватает орудия насилия, то он не настоящий сторонник ненасилия. На протяжении того времени, в течение которого сторонник ненасильственного сопротивления пассивен, в том смысле, что не агрессивен физически в отношении своих противников, его разум и эмоции действуют, пытаясь убедить противника в его неправоте. Это метод физической пассивности, но мощной активности духовной. Цель - освобождение и примирение. Участник ненасильственного сопротивления стремится принять насилие, если это неизбежно, но никогда не нанесет ответный удар. Борец ненасилия не только отказывается стрелять в противника, но и ненавидеть его. Центром ненасилия является принцип любви. Причиняя вред другому, мы причиняем вред и себе. Ненасилие делает основной упор на доброе начало в человеке.

Следует помнить, что сторонники насилия бояться своих противников из лагеря ненасильственных действий и используют против них максимальное средство насилие – убийство. Эта учесть постигла в частности М. Ганди и М.Л. Кинга.

Перечисленные выше основы не являются сугубо теоретическими изысканиями, которые невозможно применить на практике. Подтверждением этого является информация, опубликованная в книге директора «Центра исследований мира» Свободного университета Брюсселя (Бельгия) Й. Низинга «Общественная оборона как логическая альтернатива. От утопии к выбору» [38]. Под общественной обороной в ней понимается система устрашения, основанная на способности населения ненасильственным путем оказывать сопротивление агрессору (внутреннему или внешнему), предотвращать его нападения, создавать невыносимые для него условия в случае вторжения, чтобы вынудить его прекратить оккупацию и уйти. Любая система обороны состоит из двух слагаемых: твердого оружия и «мягкого оружия» (психологические условия).

Мягкое оружье это:

· психическая устойчивость и здоровье нации;

· убежденность граждан в неограниченных возможностях ненасильственной обороны;

· сила духа, культуры ненасилия, способность противостоять разочарованиям, вытекающим из пережитого организационного и физического насилия;

· способность не впадать в ненужную агрессивность и воздерживаться от нагнетания насилия;

· высокий уровень самостоятельности в мышлении и поведении и т.п.

 

Здесь важен не столько героизм одиночек, сколько «тихий молчаливый саботаж» большинства населения.

Ненасильственное сопротивление может выражаться в следующем:

· «тихий саботаж»;

· отказ от сотрудничества;

· изобретательное игнорирование приказов оккупационных властей;

· массовые акции протеста (включая различные формы забастовок);

· уничтожение информации (документов, архивов и т.п.) без которой оккупанты не могут организовать эффективную деятельность на занятой территории и осуществлять репрессии;

· обструкция, живые стены на пути войск и т. п.

 

В общей сложности практикой опробованы несколько сотен методов, приемов и форм ненасильственного сопротивления. Замена традиционной обороны общественной преследует предельно широкие и далеко идущие цели. Она выступает альтернативой войне, приходит на смену ей, ведет неизбежно к отмене военного аппарата, ликвидации главного инструмента войны - армий, технической и организационной базы войны. Эта система не содержит угрозы дальнейшему существованию человечества, уводит его на безопасный путь развития. В некоторых государствах (Швеция, Швейцария и др.) идея общественной обороны признана и утверждена в доктринах безопасности, является объектом политического планирования, практически введена как дополнение (компонент) к силовым средствам сопротивления агрессору [38].

Российский политический опыт общественности включает в себя не только революции и «беспощадные и бессмысленные бунты», но и ненасильственный методы в виде саботажа. Когда власть принимает решения, противоречащие общественному мнению, население их игнорирует. Наиболее известная форма такого саботажа – это реакция на «раскулачивание». «Раскрестьянивание» Сталиным российского крестьянства привело к тому, что все последующие попытки советской власти организовать эффективное аграрное производство на протяжении 50 лет оказались безрезультатными. Россия из страны, экспортирующей продовольствие, превратилась в крупнейшего мирового импортера.

По мнению автора, реальный переход к идеологии ненасилия в международной политике, сегодня скорее благие намерения, нежели ближайшая перспектива. Вместе с тем, это не означает, что к идее ненасилия следует относиться как к утопии. Напротив, следует, принимая политические решения, постоянно сверяться с этим курсом. В частности, в качестве первоочередной меры, целесообразно на уровне ООН отказаться от поощрения политики насильственной реализации большевистского лозунга «О праве наций на самоопределение вплоть до отделения». После косовского прецедента мир может оказаться втянут в процесс межэтнических конфликтов. Учитывая, что на планете существует немногим более 200 независимых государств, объединяющих порядка пяти тыс. этносов, ситуация может просто выйти из под контроля.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...