Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный этап развития системы

Современный этап развития системы защиты прав человека наступил после создания Организации объединенных наций. В Уставе ООН проблема прав человека наиболее по­следовательно отражена в статье 55. В ней утверждается, что с позиций создания условий стабильности и благо­получия, которые необходимы для мирных и дружеских отношений среди наций, основанных на уважении рав­ных прав личности, ООН провозглашает следующие ос­новные принципы:

· высокий уровень жизни, полная занятость и условия для экономического и социального прогресса и развития;

· решение международных экономических и соци­альных, здравоохранительных и родственных проблем;

· международное культурное и образовательное со­трудничество;

· всеобщее уважение и почитание прав человека и фундаментальных свобод для всех без исключения рас, полов, языковых групп и религий.

 

Эта единственная статья по правам человека стала краеугольным камнем последующих усилий ООН по за­щите прав человека на международной арене. С другой стороны, статья 55 не является всеобъемлющей. Устав ООН не утверждает, что права человека ог­раничены теми положениями, которые упоминаются в подразделах статьи 55[85, с.25].

Поскольку статья 55 написана общими выражениями, государства – создатели ООН направили свои усилия на точное определение ее значения. Первым результатом этого было торжественное подписание Всеобщей декла­рации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. [22]. Декларация, состоящая из 30 статей, утверждает права безотлагательного испол­нения, права общего значения и права далекого будуще­го. Спустя некоторое время после ее принятия Всеобщая декларация была еще раз обсуждена в ООН, что выявило наличие серьезных проблем в ее понимании и исполнении.

Прежде всего, Декларация была не устоявшимся законом, а рекомен­дацией ООН государствам. И принятие Декларации не означало выполнение ее по-другому, чем на основе доб­рой воли государств.

Вместе с тем, хотя Декларация не являлась международным зако­ном, ее подписание в 1948 г. явилось важнейшим событием по ряду причин. Впервые мировое сообще­ство подписало очень важное авторитетное заявление по правам человека. Значение статьи 55 многими авто­рами приравнивается к всеобщему закону государств — членов ООН. Декларация стала важнейшей частью международного права в виде согласительного докумен­та. Универсализм Декларации подтверждался много раз: до окончания «холодной войны» многие государства включили ее в свои национальные законодательства и конституции. [85, с.26].

Дальнейшие усилия мирового сообщества по унифи­кации концепции прав человека направлялись на уточне­ние Устава и его важнейшей статьи 55. Почти 20 лет про­ходили переговоры стран — членов ООН, результатом которых явилось принятие в 1966 г. двух дополнитель­ных пактов по правам человека [46;68]. Первый пакт отно­сился к гражданским и политическим правам, второй — к экономическим, социальным и культурным (оба пакта дополняют Всеобщую декларацию в виде приложения). Понадобилось еще значительное время для того, чтобы эти документы получили реальную силу для государств – членов ООН. Например, в 1988 г. 86 государств под­держивали гражданско-политичес-кий договор и 90 госу­дарств — экономико-социально-культурный договор.

Таким образом, статья 55 приобрела новый, универсальный смысл. Потре­бовалось более 30 лет для того, чтобы определить четкую позицию Устава ООН по правам человека. Большая часть государств — членов ООН дали конкретные обещания его соблюдения. Однако процесс выяснения основных стандартов статьи 55 продолжается до сих пор. Только в 1987 г. начали прилагаться серьезные усилия к точному определению того, что было заложено в договоре по экономическим, социальным и культурным правам [85, с.26].

Нельзя сказать, что защита прав человека является сегодня вершиной государственных интересов всех стран, входящих в ООН. Однако после подпи­сания данного документа, международное толкование прав человека широко утвердилось в качестве всеобщей межгосударственной концепции Анализ влияния на мировую политику Устава ООН и Всеобщей декларации показывает, что они явились заметным событием в деле гуманизации человеческих отношений. Они подтвердили идею о том, что между­народные права человека значительно отличаются от простейших гражданских и политических прав, провозглашенных Биллем о правах американской конституции, и включают экономические, социальные и культурные права.

Оба документа положили, кроме того, начало двум системам международного мониторинга нарушений прав человека. Пока этот мониторинг носит скорее мораль­ный характер. Но он способствует внедрению в миро­вое сообщество понимания того, что законы каждого государства должны быть ориентированы на последо­вательную защиту прав человека. Пакт о политических правах, в свою очередь, позволил личности жаловаться на свои правительства в международные организации.

Фундаментальные документы по правам человека нашли свое развитие в целом ряде частных актов, прошедших через ООН в последующие годы. В некоторых случаях уже существующие документы получали новое развитие, как в случае с Конвенцией об объедине­ниях сельскохозяйственных рабочих и ограничениях использования рабочей силы. В 1948 г., непосредственно после принятия Всеобщей декларации, ООН разработала Конвенцию о свободе организаций и ассо­циаций. В то же время Генеральная Ассамблея приняла документ против геноцида [70]. В дополнение к нему последовало принятие одного из первых документов, защищающих женские права, — Конвенции о ликвида­ции всех форм дискриминации в отношении женщин [69]. В середине 1960-х гг. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации всех форм расовой дис­криминации [71]. В это же время ЮНЕСКО разработала Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области об­разования [72].Последовательно ООН приняла еще шесть документов, созвучных идеям Лиги Наций. Эти докумен­ты посвящены коллективной торговле, трудовым ресур­сам, дискриминации, занятости, социальной политике и рабочим представителям.

В середине 1970-х гг. Всеобщая декларация прав человека дала толчок для принятия 53 деклараций и кон­венций ООН по правам человека [113]. Только в 1987 г. ООН опубликовала 22 основных акта по правам человека. Один из наиболее важнейших специфических документов посвящен беженцам, кото­рые обращались в ООН за помощью в обеспечении гарантий прав человека [85].

Эти документы охватывают все типы прав. Каждый до­кумент предполагает собственный механизм его выполне­ния. Некоторые призывают к самодокладу (отчету) стран. Другие предполают опубликование обзора и комменти­рование международными организациями докладов этих стран. Конвенция по массовой дискриминации допускает вынесение приговора Международным Судом ООН.

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственные общественные организации, например, основанная в 1961 г. «Международная амнистия», ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предусматривает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Анализ процесса формирования системы защиты прав человека позволил выявить три важных аспекта:

· борьба за сохранение прав в вооружен­ных конфликтах и усилия по запрещению рабства направлялись негосударственными силами;

· появление международных документов опережало национальные законодательства и стимулировало изменения боль­шинства из них. Так, рабство было провозглашено вне за­кона всеми государствами только в 1950 г.;

· долгое время в мире не было механизмов или положений меж­дународных соглашений, позволяющих личности зани­маться действиями по защите своих прав. До соответствующий решений ООН только государства были обязаны и могли совершать дей­ствия по защите своих граждан [85, с.27].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...