Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы общественного сопротивленияВажной проблемой являются формы конфликта при защите личности от насилия и принуждения со стороны власти и закона, возникающего при попытке личности реализовать свои законные права. Наиболее типичными являются формы: · интеллектуального протеста; · заявительных мирных демонстраций в защиту прав человека; · активного легального протеста; · вооруженного протеста.
Весьма своеобразными и имеющими вековую традицию являются формы интеллектуального протеста в защиту прав человека методами литературы и искусства. Обычно считается, что первыми нетрадиционными формами интеллектуального протеста широко пользовались мыслители Франции и Италии эпохи Возрождения и времен Французской революции в своих знаменитых эссе. В Северной Америке истоки интеллектуального протеста лежат в духовной музыке негритянских общин — спиричуэле, которая получила распространение в конце 1960-х гг. на всем американском континенте и в Европе. В современной России также широко известны формы музыкального выражения протеста и интеллектуального влияния интеллигенции на общественное сознание в виде массового распространения интеллектуального фольклора андерграунда: городского и политического романса, песенных баллад бардов и т.д. Множество примеров из данной сферы лишь подтверждает существование проблемы и необходимость учета этого интеллектуального потенциала в современных механизмах и подходах «перекрестного консенсуса прав». Ярким примером активного легального протеста, является форма, избранная членами правозащитного экологического международного движения «Гринпис». Активисты этой организации в добровольном конфликте полностью игнорируют все ограничения режимного, военного, транспортного и функционально государственного характера при проявлении своей позиции по защите права человека на жизнь в экологически безопасной среде. Несмотря на противодействие многих государств мира, ссылки на нарушения режима государственной безопасности этих стран, на реальный экономический ущерб от их действий, они часто рискуют своей жизнью, отстаивая международно признанные, абсолютно легитимные и юридически ясные права каждогочеловека и различных сообществ людей одновременно [85]. Несомненно, что такие правозащитные действия нуждаются в высшей форме международной поддержки и защиты в рамках «перекрестного консенсуса прав» и общего согласия мирового сообщества на такую альтернативную форму проявления защиты прав человека. Формы заявительного характера мирных демонстраций также известны, как и действия властей по их ограничению и насильственному запрету. История борьбы за права человека на всех континентах в течение длительного периода времени — это история мощнейших демонстраций. Ее размах от антирасистского движения в Америке до миллионных демонстраций в защиту свободы совести и религии в Таиланде и Индонезии, включая все пасхальные международные марши экономического и социального характера в Европе, которые просто потрясали мир в конце XX столетия. В конечном итоге все это привело к тем формам и содержанию универсальных прав человека, которые сегодня являются общепризнанными в мире. Трагизм и массовые жертвы политических демонстраций и выступлений в Пекине, Сеуле, Париже, Москве и многих других городах мира — это та жертва, которую заплатили люди Земли за несколько поколений современных прав человека. Формы вооруженного протеста в защиту прав человека являются самыми трагическими формами конфликта, они стоили борцам за права человека многочисленных, но не бессмысленных жертв. Несмотря на то, что в каждой стране в реальной практике, обычно при смене власти, данные формы протеста признавались необходимыми и оправданными, ни одно правительство в мире, ни один демократический режим сегодня не признал легитимность и необходимость их использования в борьбе против нарушений прав человека. В первую очередь это оправдано в сфере международных и межнациональных отношений. Наиболее трагическими примерами вооруженного протеста являются многочисленные и многолетние столкновения армий и вооруженного населения в бывшей Югославии и Чечне [85, с.215]. Образование в области прав человека
Эффективная защита прав человека основывается на соответствующей теоретической базе. Каждый человек должен знать свои права, ему целесообразно иметь представление о формах и способах их легальной защиты, и при этом хорошо понимать, где защита им своих прав может нарушить права других людей. Главным условием этого является наличие самого гражданского общества, члены которого достаточно знают обо всех своих правах и свободах, дорожат своим человеческим достоинством, способны и готовы защищать их. Отсюда следует понимание, к которому уже давно пришло международное сообщество: учить людей науке прав и свобод человека. Высказанные еще Платоном [106]мысли о том что «кто знает, тот и властвует», сведущий человек мудр или мудр тот, кто сведущ, в данном случае подтверждаются полностью. Знающий человек не позволит попирать свои права, будет знать, что и как защищать. Человек, просвещенный знанием о том, какую неповторимую ценность он собой представляет, что обеспечивает его достоинство и гордость, какими правами и свободами он обладает, никому не позволит ущемлять свои естественные права, манипулировать собой. Один из основополагающих постулатов почти всех международных соглашений о правах человека состоит в том, что признание каждым человеком достоинства, равных и неотделимых прав всех остальных членов человеческого сообщества является общей основой свободы, справедливости и мира на земле, что все права человека универсальны, неразделимы и взаимозависимы друг от друга.Поэтому самым действенным способом защиты прав человека и человеческого достоинства являются соответствующее «программирование» человека, усвоение каждым индивидом вместе с молоком матери правил социального поведения. Необходимо стремиться превратить каждого члена сообщества в носителя высоких гуманистических ценностей и самоуважения, обязательно включающего в себя также уважение личности другого человека, прав и свобод других людей. Этому человек учится всю жизнь, осмысливая опыт предшествующих поколений людей и усваивая нормы поведения своего социума, но начинается этот процесс, как правило, в семье и в школе. Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на это. И люди все более осознают это. В ноябре 1974 г. 18-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла рекомендацию включить права человека и фундаментальные свободы в число предметов школьного и вузовского образования. Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, образование должно подчеркивать истинные интересы народов. Оно должно быть направлено на уничтожение условий, которые увековечивают и ухудшают главные проблемы, воздействующие на выживание человечества и его благосостояние — неравенство, несправедливость, международные отношения, основанные на использовании силы, — и содействию международному сотрудничеству, необходимому для совместного решения общечеловеческих проблем [35]. Обучающиеся должны изучать такие проблемы как: · равенство прав народов и право народов на самоопределение; · поддержание мира; · характер и влияние экономических, культурных и политических отношений между странами; · содействие соблюдению прав человека; · сохранение культурного наследия человечества; · включение прав человека в обучение государственных служащих, полицейских сил и военных и др. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |