Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы общественного сопротивления

Важной проблемой являются формы конфликта при защите личности от насилия и при­нуждения со стороны власти и закона, возникающего при попытке личности реализовать свои законные права.

Наиболее типичными являются формы:

· интеллектуального протеста;

· заявительных мирных демонстраций в защиту прав че­ловека;

· активного легального протеста;

· вооруженного про­теста.

 

Весьма своеобразными и имеющими вековую тради­цию являются формы интеллектуального протеста в за­щиту прав человека методами литературы и искусства. Обычно считается, что первыми нетрадиционными фор­мами интеллектуального протеста широко пользовались мыслители Франции и Италии эпохи Возрождения и вре­мен Французской революции в своих знаменитых эссе. В Северной Америке истоки интеллектуального протеста лежат в духовной музыке негритянских общин — спиричуэле, которая получила распространение в конце 1960-х гг. на всем американском континенте и в Ев­ропе. В современной России также широко известны формы музыкального выражения протеста и интеллек­туального влияния интеллигенции на общественное сознание в виде массового распространения интеллек­туального фольклора андерграунда: городского и поли­тического романса, песенных баллад бардов и т.д. Мно­жество примеров из данной сферы лишь подтверждает существование проблемы и необходимость учета этого интеллектуального потенциала в современных механиз­мах и подходах «перекрестного консенсуса прав».

Ярким примером активного легального протеста, является форма, избранная чле­нами правозащитного экологического международного движения «Гринпис». Активисты этой организации в доб­ровольном конфликте полностью игнорируют все огра­ничения режимного, военного, транспортного и функ­ционально государственного характера при проявлении своей позиции по защите права человека на жизнь в эко­логически безопасной среде. Несмотря на противодей­ствие многих государств мира, ссылки на нарушения ре­жима государственной безопасности этих стран, на реальный экономический ущерб от их действий, они ча­сто рискуют своей жизнью, отстаивая международно при­знанные, абсолютно легитимные и юридически ясные права каждогочеловека и различных сообществ людей одновременно [85].

Несомненно, что такие правозащитные действия нуж­даются в высшей форме международной поддержки и защиты в рамках «перекрестного консенсуса прав» и об­щего согласия мирового сообщества на такую альтерна­тивную форму проявления защиты прав человека.

Формы заявительного характера мирных демонстраций также известны, как и действия властей по их ограничению и насильственному запрету. История борь­бы за права человека на всех континентах в течение дли­тельного периода времени — это история мощнейших демонстраций. Ее размах от антирасистского движения в Амери­ке до миллионных демонстраций в защиту свободы со­вести и религии в Таиланде и Индонезии, включая все пасхальные международные марши экономического и социального характера в Европе, которые просто потря­сали мир в конце XX столетия. В конечном итоге все это привело к тем формам и содержанию универсальных прав человека, которые сегодня являются общепризнан­ными в мире. Трагизм и массовые жертвы политических демонстраций и выступлений в Пекине, Сеуле, Париже, Москве и многих других городах мира — это та жертва, которую заплатили люди Земли за несколько поколений современных прав человека.

Формы вооруженного проте­ста в защиту прав человека являются самыми трагичес­кими формами конфликта, они стоили борцам за права человека многочисленных, но не бессмысленных жертв. Несмотря на то, что в каждой стране в реальной практике, обычно при смене власти, данные формы протеста при­знавались необходимыми и оправданными, ни одно пра­вительство в мире, ни один демократический режим се­годня не признал легитимность и необходимость их использования в борьбе против нарушений прав чело­века. В первую очередь это оправдано в сфере международных и меж­национальных отношений. Наиболее трагическими примерами вооруженного про­теста являются многочисленные и многолетние столк­новения армий и вооруженного населения в бывшей Югославии и Чечне [85, с.215].

Образование в области прав человека

 

Эффективная защита прав человека основывается на соответствующей теоретической базе. Каждый человек должен знать свои права, ему целесообразно иметь представление о формах и способах их легальной защиты, и при этом хорошо понимать, где защита им своих прав может нарушить права других людей. Главным условием этого является наличие самого гражданского общества, члены которого достаточно знают обо всех своих правах и свободах, дорожат своим человеческим достоинством, способны и готовы защищать их. Отсюда следует понимание, к которому уже давно пришло международное сообщество: учить людей науке прав и свобод человека. Высказанные еще Платоном [106]мысли о том что «кто знает, тот и властвует», сведущий человек мудр или мудр тот, кто сведущ, в данном случае подтверждаются полностью. Знаю­щий человек не позволит попирать свои права, будет знать, что и как защищать. Человек, просвещенный знанием о том, какую неповторимую ценность он собой представляет, что обеспечивает его достоинство и гордость, какими правами и свобо­дами он обладает, никому не позволит ущемлять свои естественные права, манипулировать собой.

Один из основополагающих постулатов почти всех международ­ных соглашений о правах человека состоит в том, что признание каждым человеком достоинства, равных и неотделимых прав всех ос­тальных членов человеческого сообщества является общей основой сво­боды, справедливости и мира на земле, что все права человека универ­сальны, неразделимы и взаимозависимы друг от друга.Поэтому самым действенным способом защиты прав человека и человеческого до­стоинства являются соответствующее «программирование» челове­ка, усвоение каждым индивидом вместе с молоком матери правил социального поведения. Необходимо стремиться превратить каждого члена сообщества в носителя высоких гуманистических ценностей и самоуважения, обязательно включающего в себя также уважение личности другого человека, прав и свобод других людей. Этому че­ловек учится всю жизнь, осмысливая опыт предшествующих поколений людей и усваивая нормы поведения своего социума, но начинается этот процесс, как правило, в семье и в школе. Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на это. И люди все более осознают это.

В ноябре 1974 г. 18-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла рекомендацию включить права человека и фундаменталь­ные свободы в число предметов школьного и вузовского образова­ния. Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, образование должно под­черкивать истинные интересы народов. Оно должно быть направле­но на уничтожение условий, которые увековечивают и ухудшают главные проблемы, воздействующие на выживание человечества и его благосостояние — неравенство, несправедливость, международ­ные отношения, основанные на использовании силы, — и содейст­вию международному сотрудничеству, необходимому для совмест­ного решения общечеловеческих проблем [35].

Обучающиеся должны изучать такие проблемы как:

· равенство прав народов и право наро­дов на самоопределение;

· поддержание мира;

· характер и влияние экономических, культурных и политических отношений между странами;

· содействие соблюдению прав человека;

· сохранение куль­турного наследия человечества;

· включение прав человека в обуче­ние государственных служащих, полицейских сил и военных и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...