А.В. Абрамович и Э.А. Лазаревич в учебном пособии «Практикум по литературному редактированию» называют следующие логические ошибки:
- смещение плана изложения (Солнце, воздух и вода – для тела. А хочется чего-то и для души. И очень многого. Особенно для детворы. В поселке же нигде качелей не увидишь, об аттракционах и речи нет);
- утверждение взаимоисключающих понятий (Предатель вобрал в себя ноги и лежал невредим с разбитой головой);
- сопоставление (противопоставление) понятий, логически неоднородных (Несмотря на свою молодость, он завоевал большой авторитет как специалист и хороший человек);
- неверное установление причинных связей (Прошу оставить меня сверхсрочником на продовольственном складе, так как я очень полюбил море).
В работе «Основы стилистики и редактирования» Б.С.Мучником представлена иная типология логических ошибок:
- сопоставление несопоставимого (В повествовательном стиле изложения часто встречаются сложные и сложноподчиненные формы предложения);
- различение тождественного (Вместо того чтобы отучить туземцев от их диких обычаев, они постепенно ассимилировались среди коренных жителей и забыли обычаи собственной страны);
- выведение невыводимого (Во время голодания, когда тело приближается к чистому состоянию, мозг находится на таком высоком уровне, что все процессы становятся очень активными и человек не может достигнуть оккультной ясности);
- мнимое противопоставление («Не чисто там, где убирают, а там, где не сорят»).
s Подумайте и ответьте на следующие вопросы.
1. Можно ли представить зависимость логических ошибок, представленных выше, от законов логики в виде следующей таблицы?
Законы логики
| Логические ошибки
|
| 1-я классификация
| 2-я классификация
|
|
| 2. В чем состоит операция логического свертывания высказываний?
3. Самостоятельно приведите примеры логических ошибок разных типов.
4. Какова роль учета пресуппозиции автора и интерпретатора текста в логической правке?
5. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к тезису и аргументам, к определению понятия в рамках научного стиля.
. Логика изложения традиционно соотносится с членением текста на абзацы и с актуальным членением предложения. У каждого члена предложения есть свое место, определяемое структурой предложения, хотя порядок слов в предложении гибкий: грамматический и смысловой. Если подлежащее входит в тему, то оно предшествует сказуемому; если оно входит в рему, то занимает постпозицию по отношению к сказуемому. Прямой, или объективный, порядок расположения второстепенных членов предложения зависит от структурной схемы словосочетания.
Определение
| Дополнение
| Обстоятельство
| Согласованное определение стоит перед определяемым словом: яблоневая ветка.
Определения, выраженные качественными прилагательными, стоят впереди определений, выраженных относительными прилагательными: новое кирпичное здание.
Неоднородные определения, выраженные качественными прилагательными, располагаются по степени устойчивости признака; ближе к определяемому слову то, которое называет самый устойчивый признак: приятный легкий ветерок.
Неоднородные определения, выраженные относительными прилагательными, располагаются в порядке восходящей смысловой градации: ежедневные метеорологические сводки.
Определения, выраженные местоимениями, предшествуют определениям с другой частеречной принадлежностью: все известные поэмы; определительные местоимения в функции определений стоят впереди всех остальных определений: все эти поэмы.
Несогласованное определение стоит после определяемого слова: ветка яблони.
| В норме дополнение стоит после управляющего слова: узнать о путешествии.
Если слово управляет несколькими дополнениями, то их дистантность определяется силой валентности главного слова: писать письмо карандашом.
Однако если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным – предмет, то их порядок свободен: купить подарок бабушке = купить бабушке подарок.
Если дополнение выражено личным местоимением, то оно ставится после главного слова: купить ей подарок.
Дополнение лица следует ставить после глагольной части расщепленного сказуемого: нанес врагу удар.
В безличных предложениях дополнение лица, выраженное местоимением, препозитивно: ему необходимо уехать.
| Обстоятельства, выраженные качественными наречиями на –о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову: громко объявили.
Обстоятельства, выраженные другими наречиями, обычно следуют за главным словом: объявили по-русски, - но такой порядок является необязательным и подчинен смысловой задаче.
Если обстоятельства места, времени и цели являются детерминантами, то для них предпочтительна позиция абсолютного начала предложения. Обстоятельство времени обычно предшествует обстоятельству места: 12 февраля в Москве…
Обстоятельства образа действия, выраженные именем существительным, часто входят в состав ремы и стоят в конце предложения.
| Прямой порядок слов в разных стилях может нарушаться, что связано с экспрессивной насыщенностью речевых единиц. Инверсия может решать задачу стилизации. Обратный (субъективный) порядок слов выступает средством актуализации элемента, наряду с другими способами передачи логического ударения, которое обозначается в лингвистике по-разному: «кульминационное ударение» (Г.А.Золотова), «эмоционально доминирующий элемент» (Л.Блумфильд), «ядро высказывания» (В.Матезиус), «психологическое сказуемое» (Ф.Ф.Фортунатов), «скользящий предикат» (Н.И.Жинкин) и пр. Смещенное логическое ударение Б.С.Мучник предлагает устранять, используя следующую схему: 1) поставить слово, на котором мыслил логическое ударение автор, в ударную позицию; 2) выделить это слово лексическим усилителем;2) выделить это слово с помощью графических средств.
|