Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Употребление притяжательных прилагательных
sПроанализируйте таблицы, ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Когда можно говорить об абсолютной синонимии полных и кратких форм прилагательных? 2. Приведите собственные примеры семантического различия полных и кратких прилагательных. 3. Какие ошибки, на ваш взгляд, частотны при образовании форм степеней сравнения прилагательных? 4. Какие формы превосходной степени прилагательных характерны для современных СМИ? Почему? Приведите примеры, обработав языковой материал одной телепрограммы. В каких смысловых блоках говорящий использует данные формы? 5. В чем смысловое отличие предложений: Пришли заводские рабочие и Пришли рабочие завода? # Практические задания
1.Раскройте скобки, выберите нужную форму. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. Данная задача при сложившемся положении (неразрешима/неразрешимая). Данная задача при сложившемся положении оказывается (неразрешима/неразрешимая). Предложенные поправки и дополнения (существенны/существенные). Требования к работникам завода были (своевременны/своевременные). Изменение графика отпусков работников организации (нежелательно/нежелательное). Проведение консультаций со специалистами совершенно (необходимо/необходимое). Проведение консультаций со специалистами сделалось совершенно (необходимо/необходимым). (Красив/красивый) и летом, и зимой Новосибирск родной. Такие рассуждения в корне (ошибочны/ошибочные). Вывод (ясен/ясный): общественность должна пресечь подобные явления. Такой способ хищения денег довольно (странен/странный). Васильев еще (молод/молодой): ему 35 лет. Ученый (известен/известный) своими работами по физике твердого тела. Работа (несвободна/несвободная) от некоторых неточностей. Он (способен/способный), поэтому поступил в институт. Просчеты (очевидны/очевидные) даже для неспециалиста. Артист ещё мало (известен/известный) широкой публике. 2.Приведите краткие формы прилагательных. Какие особенности проявляются при образовании? Безнравственный, большой, бывалый, величественный, видный, готовый, давний, дельный, должный, древний, естественный, искренний, кислый, легкомысленный, маленький, мужественный, ответственный, плохой, соленый, торжественный, трикотажный, явственный. 3.Объясните ограничения в образовании простой сравнительной и превосходной степеней сравнения следующих прилагательных: боевой, больной, ветхий, вялый, гордый, деловой, дружеский, запустелый, зыбкий, зябкий, колкий, комический, кровный, липкий, маркий, массовый, отлогий, передовой, плавкий, плоский, прелый, ранний, рослый, ручной, трагический, усталый, хриплый, цельный. 4.Каковы семантические отличия форм: красивый, очень красивый, самый красивый, красивейший, красивее всех, наикрасивее всех, наикрасивейший, прекрасивый, прекрасивейший, красивый-красивый? Что вы можете сказать об их стилистической маркированности? 5.Исправьте предложения. - В избиркомах уже составлены избирательские списки. - На ферме допущены случаи норкового падежа. - Он взял братский велосипед с материнского разрешения. - Кинологи должны читать литературу по собачьему воспитанию. - Старик привлекал внимание юношеской улыбкой и газетой в руке.
Стилистика имен числительных
Склонение числительных
Сочетание слов с числительными
s Подумайте и аргументированно ответьте на вопросы. 1. Что вы можете сказать об особенностях склонения числительных: шестьсот, полтора, девяносто, семнадцать, сто сорок пять, тысяча? 2. Как употребляются числительные 5-20 и 30 в количественно-именных сочетаниях с предлогом по? 3. Как вы думаете, есть ли семантические или стилистические различия прилагательных, первая часть которых - элементы двух – или дву-: двупольный – двухпольный, двухпроцентный – двупроцентный? 4. Нормативно ли использование слова пара в значении «два»? 5. С какими числительными согласуются существительные сутки, ножницы, если ли нужно назвать большое количество?
# Практические задания 1.Исправьте ошибки, допущенные при изменении числительных. - Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер. - Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно. - В течение полтора суток город опустел. - Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых. - Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году. - Обещают выплатить пенсии к десятому сентябрю. - Этот символ двухзначен. - Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов. - Фирме требуется двое секретарш. - Вес этих фруктов достигает полтора килограмма. 2.Определите, с количественными или собирательными числительными согласуются существительные. Академик, буква, шарф, очки, гектар, герой, дежурный, собака, школьник, ректор, волчонок, сутки, машинист, ткачиха, перчатка, жираф, часы, строитель, рукавица, рубль, кусачки, станок, метр, невежда, профессор, ботинок, женщина, слово, соперница, хитрость, мнение, малыш, гусь, здание.
3.Употребите счетные слова оба – обе с существительными. В …случаях, с …судьями, с … подругами, об …друзьях, в …комнатах, от … женщин, на …приговорах, у…домов, от …домов, к…шторам, под…договорами, на … страницах, в … газетах, в … журналах, об …санкциях, в …словарях, с … книгами, на … столах, в…библиотеках, к…подписям, у…студентов, с…студентками, к…свидетелям.
Стилистика местоимений |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |