Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Речевая деятельность и ее виды.

Понятие о речевой деятельности.

Виды речевой деятельности.

Этапы речевой деятельности.

Виды речи.

Понятие о речевой деятельности.

Речевая деятельностьэто способ реализации общественно-коммуникативных потребностей в процессе общения. Речь при этом становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.

Речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

 

Виды речевой деятельности.

Видами речевой деятельности являются:

– говорение(произнесение речи);

– аудирование, или слушание (восприятие и осмысление звучащих текстов);

– письмо(фиксация речи с помощью соответствующих графических средств, позволяющая передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени);

– чтение (восприятие и осмысление письменных текстов).

Говорение и письмо являются продуктивными видамиречевой деятельности.

Слушание и чтение – рецептивными видамиречевой деятельности, т.е. связанными с восприятием и осмыслением устныхи письменныхтекстов.

 

Этапы речевой деятельности.

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Ориентировочный этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника (пол, возраст, национальность, социальное положение, уровень образованности и др.). «Если хочешь сказать слово, проверь, кто его будет слушать» (грузинская пословица).

2. Этап планирования действия, подразумевающий ответ на следующие вопросы: «о чем говорить/писать?» (тема), «зачем говорить/писать?» (цель или сверхзадача), «что буду утверждать?» (содержание), «в какой форме стану излагать?» (форма).

3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

4. Этап контроля результатов, предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?».

3. Виды речи.

Продуктом речевой деятельности являетсяречь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна.

По форме она может быть устнойиписьменной.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами).

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах.Речевые жанры– это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1.Прочитайте текст. Какие этапы речевой деятельности осуществляет Остап Бендер? В каких формах ведется общение? Определите жанры, в которые герой облекает свою речь. Отметьте особенности, характерные для устной речи.

Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. <...>

Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.

– Прекрасный мех! – воскликнул он.

– Шутите! – сказала Эллочка нежно. – Это мексиканский тушкан.

– Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.

Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.

– Вы – парниша что надо, – заметила Эллочка после первых минут знакомства.

– Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

– Хо-хо!

– Но я к вам по одному деликатному делу.

– Шутите!

– Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

– Хамите!

– Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

– Жуть!

Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметила, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело, – подумал он, – стулья расползаются, как тараканы».

– Милая девушка, - неожиданно сказал Остап, – продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.

(И. Ильф, Е. Петров)

Тестовые задания

 

1. Видом речевой деятельности не является

1) письмо

2) слушание

3) чтение

4) обдумывание

2. К устным жанрам речевой деятельности не относятся…

1) очерк

2) ссора

3) рассказ

4) агитационная речь

3. Для устной речи не характерны…

1) наличие невербальных средств коммуникации

2) четкая структурированность

3) наличие сложных синтаксических конструкций

4) прерывистость

4. Установите соответствие этапам речевой деятельности:

1) этап, подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника …

2) этап, на котором осуществляется речевая деятельность…

3) этап, предполагающий ответ на вопрос, достигнута ли поставленная цель…

4) этап, предполагающий формирование коммуникативного намерения, представляющего единство мотива и цели…

а) контроля

б) побудительно-мотивационный

в) ориентировочный

г) исполнительский

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы отличительные черты продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности?

2. Перечислите этапы речевой деятельности в их хронологической последовательности.

3. Для какого вида речи характерны прерывистость, зависимость от ситуации, избыточность, наличие невербальных средств общения?

4. В каких речевых жанрах используется устная речь, а в каких – письменная?

 

Тема 4. Культура речи.

Понятие о культуре речи.

2. Аспекты культуры речи.

3. Коммуникативные качества речи.

Понятие о культуре речи.

Понятие «культура речи» имеет два значения:

1. Культура речиэто область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2008).

2.Культура речиэто такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Аспекты культуры речи.

В понятие «культура речи» входят три компонента:

1) нормативный;

2) этический;

3) коммуникативный.

Нормативный аспект культуры речи требует безупречного владения нормами русского литературного языка.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет.

Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение эффективно пользоваться функциональными разновидностями русского литературного языка: официально-деловым, научным, публицистическим стилями, а также разговорной речью.

Коммуникативные качества речи.

Культурная речь обладает определенными свойствами, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Такие свойства принято называть коммуникативными качествами речи. Основные коммуникативные качества – это правильность, точность, понятность, чистота, уместность, логичность, богатство и выразительность.

Правильность речи– это ее подчиненность нормам русского литературного языка.

Точность речичаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность речи определяется:

– знанием предмета,

– логикой мышления,

– умением выбирать нужные слова, т.е. употреблять слова в тех значениях, которые они имеют в языке.

Понятность речиопределяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничивать использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, иностранные слова).

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые, как правило, понятны всем носителям языка.

Чистота речи– это отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов.

Уместность речи– это коммуникативное качество, более других ориентированное в целом на ситуацию общения.Выделяют:

уместность ситуативную(в широком смысле), в основе которой – соответствие высказывания ситуации общения в целом;

уместность текстовую (в узком смысле), связанную с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации.

Логичность речи –это ее определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Ошибки, связанные с нарушением этого качества речи, называются алогизмами.

Богатство речи– это показатель степени разнообразия речевых и языковых средств, которые могут быть использованы в той или иной ситуации общения. Богатство языка определяется прежде всего лексическим богатством. Лексика среди других уровней языка обладает наиболее развитой и многослойной структурой.

Выразительность речи –это коммуникативное качество, которое делает речь всегда новой, оригинальной, неповторимой и творческой. Выразительность создается разными уровнями языка. Поэтому выделяют произносительную, акцентологическую, словообразовательную, лексическую, интонационную и стилистическую выразительность. Сделать речь более выразительной помогают изобразительно-выразительные средства языка, которые называют тропами и фигурами.

Тропы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. К тропам относятся: аллегория, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, олицетворение, ирония.

Фигуры – стилистические приемы выразительности, использующие те или иные возможности синтаксиса. К фигурам относятся: анафора, эпифора, антитеза, каламбур, градация, оксюморон, эллипсис, риторический вопрос, повтор, парцелляция.

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1.Прочитайте тексты. Укажите, какие качества речи в них нарушены.

I. Интеллигентного вида человек спрашивает кассиршу в бане:

– Сегодня баня функционирует?

– Чего?

– Баня как бы работает?

– Почему «как бы»? По-настоящему работает.

– А вода, так сказать, циркулирует?

– Чего?

– Вода, говорю, есть?

– Есть.

– Тогда дайте мне билет на одно лицо.

– А что, все остальное мыть не будете?

II. <…>

– А что такое за слово ты сказал? – поинтересовался Бесхлебнов.

– Ажиотаж-то? Ну, это когда кругом тебя красота. «Жи» означает: живи, радуйся на белый свет, ни печали тебе, ни воздыханий. Это – ученое слово, – с непоколебимой уверенностью ответил Щукарь … <…> … Ну, многие слова я и без всяких прояснений понимаю. К примеру, что обозначает: «монополия»? Ясное дело – кабак. «Адаптер» – пустяковый человек, вообче сволочь, и больше ничего. «Акварель» – это хорошая девка, так я соображаю, а «бордюр» – вовсе даже наоборот, это не что иное, как гулящая баба, «антресоли» крутить – это самая твоя любовь, Агафон, на какой ты умом малость тронулся, и так дале…

(По М.А. Шолохову).

III. Донесение

Его благородию г. Приставу 2-го стана.

Донесение. Честь имею донести вашему благородию, что в Михайловской роще, близ Старой балки, перейдя мостик усмотрен мною без всяких признаков жизни труп мертвого человека, назвавшийся, как видно из его бумаг, отставным рядовым Степаном Максимовым Качаговым 51 года. Из сумы и прочих рубищ явствует, что он нищий. Кроме веревки никаких последствий на теле не оказалось, вещи же полностью при нем. Причины такого самоубийства мною не обнаружены, но все от водки. Жабровские мужики видали, как он выходил из кабака. Прикажете протокол писать? Или вашего благородия дожидаться?

Урядник Денис Ч.

(По А.П. Чехову).

 

IV. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне собственно хочется, жить мне, или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он… (Показывает револьвер.) <…> Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук… Вот такой

(Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана. <…> Несомненно, может, вы и правы (Вздыхает.) Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа.

(По А.П. Чехову).

Задание 2.Прочитайте текст. Какое качество речи в нем нарушено? Исправьте ошибки.

Когда я вернулся с Воронежа, мы встретились в самом красивейшем месте Москвы у памятника Пушкина в районе семи часов. Вопреки ожидания, Татьяна пришла почти во время, и мне пришлось ждать ее достаточно мало. Сколько много радости принесла нам эта встреча! И мы решили отметить мое день рождения в ближайшем кафе.

Задание 3. Расширьте (распространите) фразу.

Образец.На тротуар падал снег. – На выщербленный стылый тротуар, с потрескавшейся от мороза плиткой, с затертым от усилия многих ног проплешинами, нежно кружась в воздухе, как бы совершая последний вздох перед глубоким погружением, падал хрустально-белый снег, через мгновение становившийся рыхлой, неопрятной слякотью.

На ветке сидела ворона. Из-за тучи выглянула луна. В комнату вошла девушка. Он распечатал конверт. По двору бегали котята. Хоккеист забил шайбу. На болоте квакали лягушки. Юноша чинил мотоцикл.

 

* Какие средства языковой выразительности вы использовали?

Задание 4.Прочитайте текст. Перепишите, вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова. Определите, какими приемами выразительности речи (тропами, фигурами) являются вставленные вами и выделенные слова.

Стоял … октябрь. Погода направилась свежая, тихая.

Солнце так же ярко светило, но уже не было в лучах его прежней ласки. Бодрящим, трезвым оком созерцало оно слегка застывшую землю. … травы. Лужи, … … , ломки, как хрусталь. Болота подернулись … … молодого ледка. Опал лист на кустах и деревьях. Лес стоял … … . Рассветы стали туманны, задумчивы с утра, тревожно-чутки дни, угрюмы ночи.

А вверху, по поднебесью, лишь … солнце, потянулись к югу длинными колеблющимися углами … журавли, торопясь от грядущих бурь и непогод в теплые страны, туда, где солнце еще не … , где сверкают тихие реки да зеленеют, как мягкий бархат, луга. Летят, курлыкают тоскующими голосами… Скорей, скорей…

Скорбят ли, покидая север, радуются ли, стремясь в неведомые страны, – как угадать?

Лишь человек, прикованный неволей к земле, провожает их … взором; только … тоска вдруг схватит его за сердце, а глаза нет – нет да и заволокутся слезой.

И загрустит, запечалится, закручинится человек, что нет у него крыльев. И полетит его сердце следом.

Придет скоро Морозко и накроет землю … … А там рукой подать и до крещенских морозов. И целую вечность придется ожидать тепла.

(По В. Шишкову).

Для справок:печальный; поседели; выпитые морозом; тонким стеклом; нарядно обнаженный; зарумянилось; запоздавшие; состарилось; благословляющим; ликующая; белым саваном.

Задание 5.Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать…». Учёл ли оратор в своём выступлении нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи? Обоснуйте своё мнение. Какие качества речи нарушены? Подтвердите свои выводы примерами из текста. Какой этап речевой деятельности проигнорировал выступающий?

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

– Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, – моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

– Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

– Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

– Вы имеете, товарищ? – ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

– Имею, – ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. – Ты из меня всю кровь выпил.

– Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

– Сижу – и не понимаю, жив я или уже помер, – объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

– Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? – оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

– В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, – объяснил Чуфыркин.

– Я не понимаю, – заволновался оратор.

Председатель стал подниматься с кресла.

– Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

– Имею, - подтвердил Чуфыркин, – объясните «резюмирую».

– То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

– Что означает, объясни!

– Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?

– Совершенно непонятно, – вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

– Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это видите ли, товарищ, слово иностранное...

– Оно и видно, – ответил чей-то женский голос сбоку.

– Что обозначает? – повторил Чуфыркин.

– Видите ли, резю-зю-ми-ми... – забормотал оратор. – Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..

– ... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, – продолжал Чуфыркин настойчиво.

– И «диффамацию», – добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

– И кто такой камер-лакей? В какой камере?

Председатель взвился, начал звонить.

– Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

– «Аккредитовать» не понимаю!

– Ну, что значит аккредитовать? – растерялся оратор. – Ну, значит, послать к нам своих послов

– Так и говори!! – раздраженно забасил кто-то на галерее.

– «Интервенцию» даешь! – отозвались задние ряды. Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

– И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать – использовать!

– Здорово! – отозвался зал. – Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председа­тель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

– Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

 

Тестовые задания

1. Понятие «культура речи» включает аспекты…

1) нормативный

2) психологический

3) нравственный

4) этический

2. Делает речь всегда новой, оригинальной, неповторимой коммуникативное качество речи…

1) чистота

2) уместность

3) выразительность

4) точность

3. Укажите троп речи, которому соответствует определение:

___________________ - переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен

1) метонимия

2) эпитет

3) метафора

4) анафора

4. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а двух или нескольких речевых единицах, следующих одна за другой после паузы, называется…

1) эпифорой

2) эллипсисом

3) парцелляцией

4) умолчанием

5. Для создания рекламного слогана использовано языковое средство выразительности:

«Pantin PRO-V» - блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат.

1) соблюдение норм дореволюционной орфографии

2) каламбур

3) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

4) окказионализмы (новые слова)

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «культура речи». Как связаны культура речи и речевой паспорт человека?

2. Какие коммуникативные качества включают в себя

– коммуникативный аспект,

– нормативный аспект,

– этический аспект культуры речи?

3. Раскройте понятие «богатство и выразительность речи». Какие языковые средства помогают сделать речь новой, оригинальной и неповторимой? Приведите примеры.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...