Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Общение. Виды общения. Правила общения.

Понятие об общении и его видах.

Единицы общения.

Правила общения.

Речевой этикет.

Понятие об общении и его видах.

Общениеэто специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, протекающая преимущественно в виде речи. Общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным основаниям:

1) по цели: фатическое (т.е. неинформационное) – информационное (нефатическое);

2) по форме языка: устноеписьменное;

3) по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическоедиалогическое;

4) по положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактноедистантное;

5) по количеству участников: межличностноепубличноемассовое;

6) по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частноеофициальное;

7) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободноестереотипное.

Единицы общения.

Основными единицами общения являются:

речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс – речь, связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; речь как целенаправленное социальное действие;

речевая ситуация– то есть ситуация, составляющая контекст высказывания. Элементы речевой ситуации – это говорящий, слушающий, время и место высказывания;

речевое взаимодействие – с одной стороны, это порождение речи адресантом, с другой стороны, это восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование.

 

Правила общения.

Основные правила общения сводятся к двум принципам, которые вошли в историю как принцип кооперации Грайса и принцип вежливости Лича.

Принцип кооперации Грайса предполагает готовность партнера к сотрудничеству. Этот принцип реализуется в постулатах, которые делятся на категории – Количество, Качество, Отношение и Способ.

1. Количество. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется.

2. Качество. Говорить следует только то, что ты считаешь истинным и то, для чего у тебя есть достаточные основания.

3. Отношение. Не следует отклоняться от темы. Вклад партнера должен быть уместным по отношению к непосредственным целям данного шага.

4. Способ. Выражаться следует ясно. Необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности, быть кратким и организованным.

Принцип вежливостиЛича представляет собой совокупность ряда максимкратких формул нравственного, этического характера:

максима такта – это максима границ личной сферы. Не следует затрагивать потенциально опасные темы: частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.;

максима великодушия – это максима необременения собеседника. Не следует доминировать в ходе коммуникативного акта;

максима одобрения – это максима позитивности в оценке других;

максима скромности – это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одно из условий успешной коммуникации – реалистическая, по возможности объективная самооценка;

максима согласия – это максима неоппозиционности, предполагающая «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников;

максима симпатии – это максима благожелательности.

Знание коммуникантом общих законов общения и следование им называется коммуникативной грамотностью.

 

Речевой этикет.

Речевой этикетэто система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и для поддержания общения в нужной тональности.

Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций:

1) миротворческую (или контактоустанавливающую);

2) этическую;

3) эстетическую.

Формулы речевого этикетаэто типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.

Формулы речевого этикета разделяются на три основные группы:

– речевые формулы, относящиеся к началу общения;

– речевые формулы, используемые в процессе общения;

– речевые формулы, относящиеся к концу общения.

 

Материалы для самостоятельной работы

Задание 1.Прочитайте текст. Определите виды общения по различным основаниям.

Знамя полка

Командир дивизии полковник Марченко, раненный под Серафимовичем в предплечье и голову, в это утро, после перевязки, выпив стакан крепкого чая, прилег отдохнуть. От потери крови и бессонных ночей все эти дни после ранения он чувствовал непроходящую слабость и болезненную, бесившую его сонливость. Однако, едва лишь овладело им короткое забытье, в дверь кто-то негромко, но настойчиво постучался. Не ожидая разрешения, в полутемную комнату вошел начштаба майор Головков.

– Ты не спишь, Василий Семенович, – спросил он. – Прибыл тридцать восьмой…

– А-а-а… – Марченко резко приподнялся на койке и со скрежетом стиснул зубы: острая боль чуть не опрокинула его навзничь.

Он собрал все силы, спросил чужим и далеким голосом:

– Как же?..

– Двадцать семь бойцов, – дошел до его слуха знакомый голос Головкова.

– Из них пятеро легко раненных.

Знамя полка сохранено. Люди ждут в строю. – И совсем близко, над ухом: – Вася, ты не вставай. Приму я. Не вставай

же, чудак, тебе худо! Ты белый, как стенка. Но разве можно так?

Несколько минут Марченко сидел на койке, тихо покачиваясь, положив смуглую руку на забинтованную голову. На правом виске его густо высыпали мелкие росинки пота. Последним усилием воли он поднял свое большое костистое тело, твердо сказал:

– Я выйду к ним. Ты знаешь, Федор, под этим знаменем я прослужил до войны восемь лет… Я сам к ним выйду. <…>

– Солдаты! Родина никогда не забудет ни подвигов ваших, ни страданий. Спасибо за то, что сохранили святыню полка – знамя.

Полковник волновался и не мог скрыть волнения: правую щеку его подергивал нервный тик. Выдержав короткую паузу, он заговорил снова. <…>

Голос его, исполненный страстной веры и предельного напряжения, вырос, зазвенел, как туго натянутая струна:

– Пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами!.. Спасибо вам, солдаты!

Ветер тихо шевелил потускневшую золотую бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над древком тяжелыми литыми складками. Полковник медленно подошел к знамени, преклонил колено. <…>

В немой тишине было слышно сдержанно-взволнованное дыхание бойцов.

(По М.А. Шолохову).

 

Задание 2.Прочитайте текст. Определите, соблюдены ли принципы общения. Какие из них нарушены?

Драма из-за трагедий

– Ну-с, дорогой мой, что у вас в билете? – спросил профессор, откидываясь на спинку стула.

– Шекспир, «Ромео и Джульетта», – мрачно сказал студент.

– Прекрасно. Я вас слушаю.

– Помимо «Ромео и Джульетты», Шекспир написал такие трагедии, как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», а сколько комедий и хроник, и не сосчитать!

– Ближе к теме.

– Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, – сказал студент, задумался, и нерешительно добавил: – это и в самом деле печально, профессор, может, не стоит…

– Отчего же? Давайте, давайте.

– Хорошо… Полюбил Ромео, сын Монтекки, дочь врага, Джульетту Капулетти, – забубнил студент. – Юноша отдал Джульетте сердце, и она была с ним конгруэнтна.

– Была – что?

– Ну, совпадала с ним в чувствах. Тут-то все и началось, профессор… Ослепленные любовью, они ничего не замечали вокруг, а между тем положение итальянских трудящихся того времени так и бросалось в глаза: нищета, голод, бесправие, человек человеку волк, и в довершение ко всему…

– Не отклоняйтесь от Шекспира, – поморщился профессор.

– Я и не отклоняюсь, – заверил студент. – Продолжу свою мысль: не считая аристократии, грамотой владело только духовенство, которое повсюду имело своих людей, в том числе и в этой пьесе. Я имею в виду отца Лоренцо…

– Послушайте, – разозлился профессор, – о чем вы говорите?

– О трагедии Шекспира, профессор. Если вам не нравится, мы можем поговорить о чем-нибудь другом.

– Без сомнения. Но через неделю.

 

Задание 3.Прочитайте текст. Отметьте, какие правила вежливости (максимы) соблюдены, а какие нарушены. Подтвердите свои выводы примерами из текста.

Разговор в кабинете старшего менеджера.

– Вы подготовили отчет?

– Еще нет.

– Почему?

– Видите ли, мой опыт работы слишком мал, чтобы в такие короткие сроки выполнить столь ответственную работу.

– Это отговорки! Вчера вечером я видел вас в кафе с легкомысленной блондинкой! Если Вы и впредь будете так бездарно разбазаривать время, то нам придется расстаться.

– В кафе мы были во внерабочее время. Но я готов пожертвовать и им, чтобы реабилитировать себя.

– Думается, Вы выбрали правильную позицию. Недаром у нас сложилось о Вас впечатление как о добросовестном и ответственном работнике. А опыт, думается, со временем придет. Я готов продлить сроки сдачи отчета еще на два дня.

 

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже формулы приветствия. Укажите, какие из них приемлемы: а) в официально-деловой ситуации; б) в дружеской компании; в) в любой обстановке; какие чаще употребляются мужчинами, а какие – женщинами. Какую функцию в конкретной коммуникативной ситуации выполняют данные формулы речевого этикета?

Привет! Приветствую! Сердечно приветствуем! Ба! Кого я вижу! Бонжур! Мое почтение! Доброго здоровья! Здорово! Желаю здравствовать! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Здравствуйте! Здрасте! Здравия желаю! Какая встреча! Какие люди в Голливуде! Рад видеть! Кого я вижу! Мир вам! Мое Вам! Наше Вам! Салют! Позвольте засвидетельствовать Вам мое почтение! Приветствую Вас! Салам! Сколько лет, сколько зим! Хелло! Физкультпривет! Челом бью!

 

Задание 5. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы решили обратиться за помощью к незнакомому человеку. При помощи каких формул речевого этикета Вы это сделаете?

Для справок:Бабуля, скажите, пожалуйста..; Будьте добры, скажите..; Мужчина, будьте добры..; Скажите, пожалуйста..; Вы не подскажете..; Женщина, не скажете..; Молодой человек, Вы не знаете… и. т.д.

 

* Какие из приведенных формул этикета не верны и почему?

Задание 6. Расположите перечисленные ниже формулы отказа по убыванию категоричности.

Я не могу…

Нет…

Нет, не могу…

Никак не могу…

К сожалению, я не могу…

К несчастью, я не могу…

Я не в силах это сделать…

Ни в коем случае…

Я бы с удовольствием, но не могу…

Мне бы хотелось…, но не могу…

На это я пойти не могу…

Извините, этого я сделать не могу…

Ни при каких обстоятельствах…

Об этом не может быть и речи…

Даже не заикайся об этом…

Нет, не получится…

 

Задание 7.Прочитайте текст, ответьте, почему употребление местоимений он, она по отношению к лицам, присутствующим при разговоре, но не участвующим в нем, считается невежливым? Какая функция речевого этикета нарушена?

Николай с Ириной встретили на улице приятеля Владимира.

– Где это вы были? – спросил приятель.

– Мы с ней в кино ходили, – ответил Николай.

– Понравилось? – не унимался Владимир.

– Мне – да, ей – нет.

– Почему же ей фильм-то не понравился?

– Да она говорит, что крови много.

 

Задание 8.Вам необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Расположите ситуации речевого этикета в хронологической последовательности: просьба, представление, обращение, приветствие, разрешение.

Оформите каждую ситуацию речевыми формулами. Какую функцию выполняют эти формулы речевого этикета?

Задание 9. Составьте поздравление с днем рождения, адресованное близкому человеку, продемонстрировав все функции формул речевого этикета (миротворческую, этическую, эстетическую).

Тестовые задания

1. Виды общения характеризуются по следующим основаниям:

1) по характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения -

2) по цели –

3) по количеству участников –

4) по отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста –

а) межличностное – публичное

б) частное – официальное

в) свободное – стереотипное

г) фатическое – нефатическое

2. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им; использование правил и приемов речевого воздействия; умение вести общение эффективно и бесконфликтно называется коммуникативным (-ой)…

1) неудачей

2) грамотностью

3) равновесием

4) самодостаточностью

3. Принцип вежливости – не провоцируй конфликтные ситуации – характеризует максиму…

1) скромности

2) великодушия

3) одобрения

4) согласия

4. В процессе деловых переговоров вы хотите выразить неодобрение, несогласие, отказ. Укажите, какую речевую формулу использовать нежелательно.

1) Мы видим решение этой проблемы в несколько ином свете.

2) Мы оценили ваши усилия, но, к сожалению, не можем принять данное предложение.

3) Наша точка зрения несколько расходится с вашей.

4) Я отказываюсь вести переговоры.

5. В речевом этикете считаются неприемлемыми формулы обращения к незнакомому человеку…

1) не подскажете?

2) мужчина…

3) милочка…

4) извините за беспокойство…

6. В соответствии с правилами речевого этикета уместно обращение к водителю маршрутного такси…

1) друг,…

2) командир, …

3) шеф,…

4) водитель,…

7. В деловых отношениях уместно начало телефонного разговора…

1) Алло, кто это?

2) Здравствуйте, позвольте представиться…

3) Здравствуйте, позовите…

4) Алло, мне нужен…

Вопросы для самоконтроля

1. По каким основаниям характеризуются виды общения? Назовите эти виды. Какие из видов общения применяются в коммуникации «преподаватель – студент»?

2. Назовите категории принципа кооперации, на котором базируются правила общения.

3. Охарактеризуйте максимы принципа вежливости, которые приняты в общении по правилам.

4. Можно ли говорить об особой актуальности использования формул речевого этикета в современном речевом общении? С чем это, по-вашему, связано?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...