Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Лексические нормы современного русского литературного языка.

Понятие о лексических нормах.

Условия соблюдения точности речи.

 

Понятие о лексических нормах.

Лексические нормыэто нормы словоупотребления. В литературном русском языке они заключаются в использовании слов с учетом их:

1) лексического значения;

2) стилистической окраски (принадлежности);

3) лексической сочетаемости.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.
Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и её правильности.

 

Условия соблюдения точности речи.

Точность речи связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи, значений слов, возможностей лексической системы языка. Точность речи обусловлена прежде всего выбором слова. Чтобы точность речи не была нарушена, необходимо учитывать следующие положения.

1. Соблюдение границы лексической сочетаемости.

Лексическая сочетаемость – это способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Основные ошибки связаны с невниманием говорящего или пишущего к тому, что объединенные им в словосочетании слова:

а) противоречат друг другу по смыслу, например: высокая глубина осушки. Следует сказать: высокая степень осушки;

б) не сочетаются по эмоциональной окраске, например: я страшно обрадовался. Следует сказать: я очень обрадовался;

в) не сочетаются по традиции в результате контаминации. Контаминация – объединение двух словосочетаний, в результате которого образуется искаженная ненормированная конструкция: играть значение. Следует сказать: иметь значение или играть роль;

г) имеют разную стилистическую принадлежность, например: Чехов – потрясный писатель. Следует сказать: Чехов – замечательный писатель;

д) обладают разными грамматическими свойствами: не пришел на работу благодаря болезни. Следует сказать: не пришел на работу из-за болезни.

Таким образом, границы лексической сочетаемости определяются семантикой (значением) слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т.д.

 

2. Различение паронимов.

Паронимы (от греч. para – рядом, onyma – имя) – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению: эффектный – эффективный, заря – зарница, чувствительный – чувственный.

Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это привело бы к искажению смысла. Нельзя сказать: Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. (Остаток – оставшаяся часть чего-нибудь израсходованного, истраченного). Следует употребить слово останки (тело умершего или то, что осталось от его тела).

3. Различение омонимов.

Омонимы (от греч. homos - одинаковый, onyma – имя) –слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению: ключ – приспособление для отпирания и запирания замков, ключ – вытекающий из земли источник. Возможность употребления омонимов в одном и том же контексте создает двусмысленность: вы прослушали объявление – т.е. получили переданную информацию или же, напротив, ее пропустили.

4. Тщательный подбор синонимов.

Синонимы (от греч.synonymos – соименность, одноименность) – слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Например: Он мне неприятен и Он мне омерзителен (два близких по смыслу слова выражают различную степень отторжения). Следует учитывать стилистическую окраску синонимов: соседи часто собачились. (Слово собачиться – просторечное). Следует сказать: соседи часто ссорились.

Исключение многословия.

Многословие –использование слов с повторением уже выраженного смысла. В речи встречаются следующие виды многословия:

тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово)повторение близко в тексте однокоренных или одинаковых слов: нарисовать рисунок; он знает очень много интересного и очень увлекательно рассказывает;

плеоназм(от греч. pleonasmos – избыток) – оборот речи, в котором неоправданно повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению (человек двадцать людей), или такие, в которых значение одного слова входит в состав другого (патриот Родины; патриот – человек, преданный Родине).

С точки зрения языковой нормы, лексический плеоназм, как правило, недопустим. Некоторые плеонастические сочетания, однако, закрепились в языке. Например, экспонат выставки (экспонат – выставленный).

6. Уместное использование иностранных слов.

Заимствованные слова появляются в языке в результате общения народов, в результате политических, экономических связей между ними. Как правило, использование иностранных слов вызывается потребностью в наименовании новой вещи, нового явления (айфон – прибор, совмещающий в себе функции телефона, плеера и персонального компьютера; байт – единица количества информации), а также необходимостью разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия (контракт – договор).

Следует избегать немотивированного использования иностранных слов, если в языке есть русские слова с тем же значением: брат относился к политике совершенно индифферентно. Следует сказать: безразлично.

Кроме того, необходимо знать смысл заимствованного слова: Его представляли этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками. Следовательно, использование этого слова неуместно).

Непонимание значений иностранных слов может привести к плеонастическим выражениям: двигать вперед прогресс. (Прогресс – движение вперед).

7. Правильное употребление фразеологических оборотов.

Фразеологизмы –устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением: ломать голову (думать), кануть в Лету (исчезнуть).

При употреблении фразеологизмов встречаются следующие ошибки:

1) замена компонента фразеологического сочетания: на подножном питании (правильно: на подножном корму); басня во языцех (правильно: притча во языцех);

2) неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота: из пустого в порожнее (правильно: переливать из пустого в порожнее); наступать на чужие пятки (правильно: наступать на пятки);

3) смешение двух оборотов: с молодых волос (правильно: с молодых ногтей и до седых волос);

4) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма: лить водой на мельницу (правильно: лить воду на мельницу);

5) стилистическая неуместность использования фразеологического оборота: начальник драл горло на подчиненных. (Драть горло – просторечное выражение. Следует сказать: начальник кричал на подчиненных).

 

8. Исключение употребления слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением: моей подруге вырезали аппендицит. (Аппендицит – воспаление аппендикса, т.е. червеобразного отростка слепой кишки. Правильно: моей подруге вырезали аппендикс).

9. Исключение речевой недостаточности.

Речевая недостаточность –это непреднамеренный пропуск нужного слова: клюв лесного голубя по форме не отличается от городского голубя (правильно: клюв лесного голубя по форме не отличается от клюва городского голубя); Объявление на рентгенкабинете: срочно делаем только переломы (правильно: срочно делаем только снимки переломов).

Материалы для самостоятельной работы.

Задание 1. Выберите среди предложенных сочетаний правильные варианты. Почему вы отвергли остальные?

(Автор, исполнитель) рекорда; благодаря (миру, войне, гибели); дверь в (ванну, ванную); поднять (бокал, тост); (очень, страшно, дико) обрадовались; это (не играет, не имеет) значения; снизить (учебу, успеваемость); потерпеть крушение (ввиду, благодаря, вследствие); подавляющее (количество, большинство); габариты (дома, роста).

 

Задание 2. Прочитайте определения к слову «цены», которые даются в современных текстах рекламного характера. Какие сочетания со словом «цены» соответствуют нормам лексической сочетаемости, а какие – нет?

Выгодные, классные, смешные, маленькие, низкие, дорогие, реальные, лучшие, дешевые, униженные, удобные, мировые, гениальные, супер.

 

Задание 3.Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением границ лексической сочетаемости.

1. Преподаватель уделял большое значение творческой работе студентов. 2. Он был ярым сторонником демократической платформы. 3. Коминтерновский – огромный микрорайон. 4. Суд выразил свой вердикт. 5. Достигнутые недостатки пришлось устранить. 6. Всю ночь он провел, не смыкая взгляда. 7. Выполнение мечты казалось совсем близким. 8. Многие политики поддержали эту инициативу, желая вложить свой вклад в развитие российских реформ. 9. Полчища тружеников вышли на субботник. 10. Он хотел причинить радость своим родным. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

 

Задание 4. Ознакомьтесь со значениями паронимов, приведенных в данной таблице. Составьте с ними словосочетания.

Адресант отправитель Адресат получатель
Артистический относящийся к артисту Артистичный отличающийся артистизмом, художественным вкусом
Бедный обладающий скудным достатком, малоимущий Бедственный исполненный бедствий, лишений
Выборный относящийся к выборам, избираемый голосованием Выборочный частичный
Гармонический относящийся к гармонии Гармоничный стройный, согласованный
Главный основной, наиболее существенный, центральный Заглавный относящийся к заглавию
Дружеский относящийся к другу, друзьям   Дружественный основанный на дружбе
Каменистый покрытый камнем Каменный состоящий из камня
Командированный лицо, находящееся в командировке Командировочный относящийся к командировке
Праздничный относящийся к празднику, нарядный, красивый Праздный ничем не занятый, бесцельный, пустой

 

Задание 5. Установите различия в значении слов-паронимов и употребите их со словами, указанными в скобках.

Дождевой, дождливый (сезон, вода, осень, капли, погода, облака).

Злой, злостный (клевета, человек, неплательщик, тоска, нарушитель, вьюга).

Искусный, искусственный (дыхание, мастер, орошение, пианист, шелк, фокусник).

Непонятливый, непонятный (задача, ученик, явление, зритель, чувство, ребенок).

Расчетливый, расчетный (вычисления, делец, отдел, хозяин, книжка, человек).

Сытный, сытый (собака, завтрак, улыбка, каша, человек, зимовка скота).

 

Задание 6. Выберите из слов, данных скобках, подходящий пароним.

1. Самые (высотные – высокие) дома находятся в новых кварталах города. 2. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения. 3. Молодой рабочий быстро (усвоил – освоил) профессию токаря. 4. С (особенным – особым) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика. 5. Все вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) озера, и дальние холмы. 6. Мы с братом живем в одном доме, но на (разных – различных) этажах. 7. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым – виновным) видом. 8. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой – тенистой) стороне улицы.

 

Задание 7. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные вследствие смешения паронимов.

1. Президент – гарантия Конституции. 2. Пахло дымом ароматных свечей. 3. Народ стекался туда в большом количестве, несмотря на будничный день. 4. Ему необходимо представить отпуск по состоянию здоровья. 5. Когда доходит до серьезного дела, Валя становится человеком жестким, требовательным, нестерпимым. 6. Эти сведения вы сможете получить в информативном отделе. 7. Когда офицер кончил чай, денщик унес самовар и останки ужина к себе в сарай. 8. И должно быть, сын характером тоже в нее – замкнутый, скрытый, неласковый. 9. Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменует важный этап в становлении нового более реального искусства.

 

Задание 8. Составьте предложения, в которых бы данные слова употреблялись в разных значениях.

Марка, партия, мир, рукав, коса, мина, крепость.

 

Задание 9. Объясните, какие значения приобретают прилагательные и глаголы в сочетании с существительными, приведенными в скобках.

Крепкий (орех, организм, мороз, сон, чай).

Мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук).

Сухой (воздух, дорога, хлеб, ветка, кашель, старик, закон).

Тяжелый (груз, задача, шаг, слог, характер, вина).

Брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, в плен).

Держать (чемодан, оборону, флаг, кур, пари, прямо, под арестом).

Навести (на след, орудие, красоту, порядок, гостей).

 

Задание 10. Прочитайте предложения. Объясните происхождение ошибок, исправьте их.

1. Совместный отдых, как и труд, спаивает коллектив. 2. Фотограф-профессионал снимет комнату. 3. Продавца можно подобрать и в самом поселке. 4. Долг врача – довести больного до конца. 5. За год мы потеряли пять сотрудников. 6. Компания РИКО обует всю страну! 7. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться. 8. Электрик Сысоев вылетел из аэропорта «Пулково» за пьянку.

 

Задание 11. Какое слово из синонимического ряда может быть выбрано в качестве опорного (доминанты)? Определите стилистическую окраску каждого слова.

1. Башка, котелок, кумпол, голова.

2. Весьма, очень, крайне, сильно.

3. Определение, дефиниция.

4. Худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый.

5. Болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь.

6. Гуляка, кутила, повеса, прожигатель жизни.

7. Помешаться, свихнуться, тронуться, рехнуться, спятить, сойти с ума.

 

Задание 12. Подберите синонимы к следующим устаревшим словам.

Лобзанье, веление, скверна, деяние, отомщение, козни, стезя, наитие, докука, судилище, велеречивый, бренный, зреть, внимать, глаголати, чаять, уповать, лицедействовать, сущий, зело.

 

Задание 13.В соответствии с образцом составьте синонимические ряды со следующими словами. Раскройте разницу в употреблении отдельных синонимов, придумайте с ними предложения.

Сказать – произнести, проговорить, промолвить, изречь, вещать, проронить, брякнуть.

Разделять. Своенравный. Скоро. Смешной. Дарование. Старожил. Тайный. Старый.

Задание 14. Разграничьте смысловые и стилистические синонимы.

Бой – брань – битва – сеча – сражение – баталия; лобзание – поцелуй; красота – краса; браниться – ругаться – лаяться – собачиться; гибнуть – пропадать – умирать; тягостный – тяжелый – тяжкий.

 

Задание 15. Замените, где необходимо, иностранные слова русскими синонимами. Подумайте, какой из вариантов наиболее приемлем в различных ситуациях общения?

1. Весь столичный истеблишмент присутствовал на премьере спектакля, непосещение которого расценивалось как моветон. 2. Взгляды некоторых политиков мигрируют на диаметрально противоположные. 3. В лесных массивах сосна доминирует над елью. 4. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами. 5. Спортсмены праздновали свой триумф. 6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. 7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть не узнанной на этом рауте. 8. Пассажиры с комфортом расположились в парусиновых шезлонгах на палубе лайнера.

 

Задание 16.Устраните тавтологию.

1. В прошлом году выдался неурожайный год. 2. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса. 3. Сегодня у нас в гостях гость из Японии. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон. 6. На территории собора были найдены интересные находки.

 

Задание 17. Исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите вид ошибок.

1. В декабре месяце было пять самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось десять человек студентов. 3. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 4. Говорил, бурно жестикулируя руками. 5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 7. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 8. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности. 10. Это была стройная белокурая блондинка. 11. Неженатый холостяк хочет познакомиться. 12. Эта традиция в нашей стране возродилась вновь. 13. Туристов, отдыхающих в Греции, никогда не мучает ностальгия по Родине. 14. На семинаре автор изложил главную суть этой книги. 15. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 16. Он крепко держит в своих руках штурвал руля. 17. Впереди лидировал Соколов.

Задание 18. Отметьте повторяющиеся слова. Объясните, является повтор одних и тех же или однокоренных слов недостатком или достоинством текста. Почему?

1. Но идет, идет пехота

Мимо сосен, сосен без конца…

Вл. Луговской

2. Если, приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого, то вы должны сделать вид, что не заметили, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.

3. Граф считает счета на своем счету. Я пришел, чтобы свести с вами счеты.

 

Задание 19. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого?

 

А Б
1. Он учился в музыкальной консерватории. 1. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. 2. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества
3. Перед смертью он долго болел. 3. Перед своей смертью он долго болел.
4. Они окончательно закончили работу. 4. Они закончили работу.
5. Художник мастерски описывает внешность своих героев. 5. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
6. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. 6. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
7. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры. 7. Эрмитаж – ценная сокровищница культуры.

 

Задание 20. Определите значение следующих иностранных слов, воспользовавшись толковым словарем. Составьте с ними словосочетания.

Авторитарный, альтруизм, ангажировать, амбивалентность, априори, брутальный, брэнд, блокбастер, бомонд, инкогнито, импичмент, инкриминировать, истеблишмент, коалиция, корректный, коллизия, консалтинг, коммюнике, конфессия, кулуары, легитимный, локальный, маргинал, одиозный, паблик рилейшнз, сакральный, сакраментальный, саммит, спичрайтер, сублимация, сейшн, трансферт, триллер, тривиальный, филантроп, харизма, хоспис, шовинизм, эпатаж.

 

Задание 21. Прочитайте предложения. Установите, какие речевые ошибки в употреблении заимствованных слов допущены вследствие 1) использования их без учета присущих им значений; 2) нарушения лексической сочетаемости; 3) совмещения стилей; 4) немотивированного употребления.

1. Стараясь своевременно информировать вас о происходящем, журналисты нашей телекомпании всегда находятся в эпицентре событий. 2. Весь московский истеблишмент присутствовал на премьере спектакля. 3. На празднике было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов. 4. В минувший уик-энд была обезврежена банда боевиков. 5. Если бы мы не были лимитированы во времени, то рассмотрели бы эти вопросы более подробно. 6. По лестнице двигалась кавалькада гусар. 7. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки. 8. Публика устроила актеру настоящий бенефис. 9. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 10. Мой друг купил себе байк. 11. Какая альтернатива на обед – борщ или рассольник? 12. Закон должен надежно защищать права тинейджеров.

 

Задание 22. Замените фразеологизмы словами. Проверьте по словарю, правильно ли вы понимаете значение фразеологизмов.

Ни свет ни заря; пойти по миру; перейти Рубикон; не лыком шит; перегибать палку; в час по чайной ложке; авгиевы конюшни; ломать шапку; нить Ариадны; небо коптить; сизифов труд; валаамова ослица.

 

Задание 23. Закончите фразеологизмы, затратив наименьшее количество времени. Объясните их значение.

Курам на …, ни пуха …, вставлять палки в …, нашла коса …, рука руку …, на вору …., ставить точки …, не лезет за словом …, кричать во всю …, вода камень…

 

Задание 24. Исправьте ошибки, допущенные вследствие неправильного употребления устойчивых оборотов.

1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 7. Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной. 8. В разговоре он допустил сильную ошибку. 9. Грехи мои тяжелые! 10. Львиную часть заданий уже выполнили. 11. Низкая благодарность правительству за это.

 

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте лексические ошибки.

1. На стенах мастерской висела живопись. 2. Соблюдение техники безопасности предохраняет рабочих от травматизма. 3. Приехав в Пекин, мы посетили театр жестикуляции. 4. Моей подруге вырезали аппендицит.

Тестовые задания

1. Установите соответствие:

1) устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, - это…

2) слова, употребляемые лишь жителями определенной местности, - это…

3) слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, - это…

4) слова, вышедшие из активного повсеместного употребления, - это…

а) канцеляризмы

б) диалектизмы

в) архаизмы

г) фразеологизмы

2. Установите соответствие:

1) нарушение причинно-следственных отношений, неуместное сопоставление или противопоставление – это…

2) объединение двух словосочетаний, в результате которого образуется искаженная, ненормированная конструкция, - это…

3) употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов – это…

4) повторение однокоренных слов или одинаковых морфем в предложении или фразе – это…

а) контаминация

б) плеоназм

в) тавтология

г) алогизм

3. Установите соответствие:

1) слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разный смысл, – это…

2) слова, различные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение, – это…

3) слова с противоположным значением – это…

4) близкие по значению однокоренные слова с разным лексическим значением – это…

а) синонимы

б) омонимы

в) паронимы

г) антонимы

4. Условия, нарушающие лексическую сочетаемость слов…

1) синтаксические нормы литературного языка

2) различия в грамматической природе слов

3) особенности лексического значения слов

4) отсутствие заимствований

5. Установите лексическую сочетаемость со словом выносить.

1) точку зрения

2) вердикт

3) определение

4) инсинуацию

6. Лексическая сочетаемость не нарушена в следующих примерах…

1) география рекордов

2) география поездок

3) география газодобычи

4) география преступности

7. Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях…

1) привести пример о работе ученых

2) вопреки сложившемуся мнению

3) выполнение мечты

4) нести ответственность за детей

8. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно.

1) частная собственность

2) прогрессировать вперед

3) ведущий лидер

4) мизерные мелочи

9. Объясните значение слова «прерогатива», подобрав русский синоним.

1) мнение, суждение

2) противоречие

3) клеветническое измышление

4) исключительное право

10.Отметьте случай двусмысленности высказывания, вызванного омонимией.

1) кожаная заготовка для туфель

2) верхняя губа

3) вступить в наряд

4) проведению опыта помешал недостаток приборов

11. Укажите, в каких случаях паронимы «царский» и «царственный» употреблены правильно.

1) А прогневал я тебя – воля царская: прикажи казнить, рубить голову.

2) Лишь под большим увеличительным стеклом удается рассмотреть на черепке интереснейшую сцену царственного пиршества.

3) Борис Годунов окружался царственным почетом, принимал иноземных послов в своих палатах с величавостью и блеском.

4) Иногда океан выплескивает на берег таинственные, загадочные вещи, однажды нашли мы на песке золотую царственную корону.

12. Укажите синонимы к фразеологизму «не сегодня – завтра».

1) ни в зуб ногой

2) с секунды на секунду

3) мамаево побоище

4) как на дрожжах

13. Речевая ошибка допущена в предложении…

1) Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода, где вниз по матушке по Волге идут бурлацкие суда.

2) Расскажите, пожалуйста, свою автобиографию.

3) Каждому актеру известно, что интонация является могучим выразительным средством, что одно и то же слово, связанное с разными интонациями, приобретает и разный смысл.

4) Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды.

14. Повторение в речи одинаковых или однокоренных слов близко в тексте – это…

1) плеоназм

2) тавтология

3) омонимия

4) полисемия

Вопросы для самоконтроля

1. Каким словарем следует воспользоваться для уточнения лексической сочетаемости слов?

2. Какие особенности необходимо учитывать при выборе слова в речевой деятельности?

3. Дайте определение понятию «синонимы». Приведите примеры.

4. Дайте определение понятию «паронимы». Приведите примеры.

5. Дайте определение понятию «омонимы». Приведите примеры.

6. Назовите виды многословия. Приведите примеры.

 

Тема 4. Стилистические нормы

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...