Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смерть мозга и морально-этические и правовые проблемы

По вопросам необратимых изменений в функционировании мозга при быстром и медленном умирании человека написано много книг и статей. При медленном умирании нарушения сознания нарастают в течение десятков минут или многих часов. При внезапной остановке сердца запасов кислорода в мозгу хватает для поддержания сознания примерно на 5–7 мин. Возникает энергетический дефицит, нарушается обмен ионов, электрическая активность мозга, а затем и структура нейронов и других клеток мозга. Однако до 60 мин, как это установили сейчас, все эти изменения считаются обратимыми. Необходимо вместе с тем учитывать, что при остановке сердца, кроме изменений в мозгу, происходят изменения и в сердце, печени, почках, эндокринных железах, крови, кишечнике, иммунной системе, которые усиливают развитие необратимых изменений.

При длительном умирании развитие необратимых нарушений в плохо снабжающихся кровью областях мозга происходит еще до наступления остановки сердца. Подобные изменения поражают и внутренние органы. Таким образом, необратимость изменений, исключающая возможность полноценного восстановления функций мозга, происходит в организме еще до остановки сердца.

Но и при умирании от внезапной остановки сердца, когда примерно в течение часа отсутствуют необратимые изменения, полноценное восстановление функций мозга оказывается достижимым только в период 4–5 мин. В чем дело? В том, что в ходе постреанимационного процесса действует не только механизм восстановления и компенсации, но и новые патологические процессы. Краткость сроков клинической смерти определяется не только изменениями в ходе умирания, но и специфическими постреанимационными воздействиями. Но уже сейчас эти воздействия могут быть в большой мере нейтрализованы в ходе реанимации и после нее. Это позволяет значительно удлинить сроки клинической смерти (в экспериментах иногда до 25–28 мин, в клинике – иногда до 12, а то и до 20 мин). Постепенно накапливаются клинические наблюдения, свидетельствующие, что процесс формирования необратимых изменений в мозгу может растягиваться на многие недели.

Теперь о состояниях смерти мозга. При этом сохраняется, хотя и поддерживаемая искусственно, сердечная деятельность – традиционный признак жизни. Равенство смерти мозга биологической смерти признано законодателями или медицинскими ведомствами большинства стран.

Однако для широких кругов населения и даже для многих врачей и особенно медсестер это не столь очевидно. Первая проблема, возникающая перед врачом – проблема абсолютной надежности диагноза смерти мозга. Ошибка может повлечь, по сути дела, убийство жизнеспособного человека. Второе. Далеко не все врачи и медсестры готовы пережить душевный конфликт, который они испытывают при прекращении реанимационных мероприятий после установления диагноза смерти мозга. У многих возникает нервный срыв при полном понимании правомерности выполняемого дела. Третьей является проблема информирования и получения согласия родных, на прекращение реанимации. Указанные вопросы требуют правового урегулирования. Должна быть регламентирована процедура принятия решения об ограничении медицинской помощи или прекращения реанимационных мероприятий больным со стойкими нарушениями сознательного контакта с окружающим миром. Следует установить юридическую ответственность врачей за нарушение инструкции по установлению смерти мозга и ее правильную диагностику.

Структура субъективного мира человека

Эмоции, чувства и интеллект

Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства.

В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени – общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной надстройкой над индивидуальным телесным и материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость), чувства (любовь, ненависть, горе, радость), аффекты (ярость, ужас, отчаяние), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности, – стрессы.

Эмоции представляют собой реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженные субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Различают положительные эмоции – радость, наслаждение, удовольствие – и отрицательные – грусть, печаль, неудовольствие. Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме и соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге, понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг – расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови.

Эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся у организма резервы. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно. Блокируется процесс, тормозящий мышечную деятельность при утомлении.

В процессе эволюции эмоции сформировались как механизм приспособления, огромную роль в жизни человека играют положительные эмоции. Они важны для сохранения его здоровья и работоспособности.

В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение – разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей.

Психологи и философы ставят вопрос, – применимы ли к чувствам критерии истинности? В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. Поэтому допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно (верно) или неадекватно (неверно) отражающие ценности вещей и событий. Р. Декарт, например, считал любовь и ненависть истинными тогда, когда любят действительно хорошие вещи, и ненавидят действительно дурные вещи. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности, когда “ум и сердце не в ладу”, человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства.

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним - самосознание. Если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния.

С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение - психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находится, то влечение приобретает характер желания. “Желание есть влечение с сознанием его”. В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определенной деятельности.

Можно выстроить и несколько другой ряд понятий. Чтобы понять смысл какой-либо человеческой деятельности, надо уяснить ее мотивы – осознанные основания, цели, намерения определенного поведения. За одними и теми же действиями могут скрываться разные мотивы. Мотив – это уже моральный фактор, превращающий действие в поступок. Но не всякое поведение человека разумно мотивировано. Намерение требует для своего осуществления воли, неуклонного действия в избранном направлении.

Сознание и самосознание

Развитое сознание неразрывно связано с самосознанием, которое является особым аспектом сознания, усиливающим противопоставление не только знания предмету знания, но и субъекта объекту. В самосознании ярче проявляется та особенность сознания, что оно присуще только общественно развитому человеку. У больного шизофренией сознание может нарушиться настолько, что он перестает адекватно воспринимать не только другие предметы, но и самого себя, принимая себя за других людей. Самосознание – не только самопознание, но и самооценка, выражение определенного отношения к самому себе, своим способностям и поведению. Оно предполагает самоанализ и самоконтроль своего состояния и поведения. На уровне самосознания человеческое Я предстает не как исходная первичная данность, а как результат осмысления имеющейся информации о себе – своих ощущениях, мыслях, самочувствии и особенно об отношении к себе со стороны других людей. Самосознание опосредовано осознанием других людей и наоборот.

Самооценка включает оценку своей внешности. Поэтому одним из источников самооценки служит видение своего отражения (в воде, зеркале и т.п.). При этом происходит как бы физическое отстранение, абстрагирование от самого себя и зрительное восприятие, наблюдение своего внешнего облика. Животные же не узнают себя в зеркале. И это означает, что они не выделяют себя из окружения, не осознают себя. Показательно, что образование представления о себе невозможно без способности к речи. Человек понимает себя, подбирая для выражения этого только такие слова, которые становятся понятными другим людям. Особую роль в формировании самосознания сыграло развитие письменной речи. Здесь участвуют и слуховой, и речедвигательный, и зрительный аппараты вместе с моторикой пишущей руки. Аналогичную роль играют художественные произведения.

Близко, но не тождественно самосознанию самочувствие – своеобразный настрой жизненных проявлений личности. Основу данного психического состояния образует органическое самочувствие – определенный жизненный тонус, совокупность органических ощущений и вызываемых ими переживаний. Органические ощущения голода, сытости, жажды, наслаждения, боли и т.п. образуют “нижний пласт” развитого самосознания. Допускается, что у животных самосознания еще нет, но уже имеется самочувствие как ощущение самого себя.

Познание человеком самого себя развивалось вместе с развитием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее самой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконструированы оптические приборы. Механизм слухового восприятия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инструмента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Павлов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И вообще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование.

Самосознание базируется на способности человека к абстрактному мышлению, на способности отделять общее от отдельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта способность родилась именно в трудовой деятельности, требующей постоянно соотносить образ – цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным планом вещей, а затем уже и с самими вещами. Только на этой основе человек стал разделять себя на “Я – субъект” и “Я – объект” и ставить их в отношение друг к другу. А это и значит, что человек, таким образом, поднялся до уровня самосознания, до осознания своего отношения к миру и самому себе именно как отношения.

В отличие от человека, достигшего уровня самосознания, для животного его отношение к другим не существует как отношение. Дикарь, инстинктивный человек тоже не выделял себя из природы. Факты тотемизма свидетельствуют о том, что человек раннеродового общества отождествлял себя с животными, растениями и другими природными объектами, которые выступали для него как бы продолжением его тела. Не выделял себя первобытный человек и из рода. Он выступал не как отдельная личность, а как представитель всего своего рода. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род - как единое целое. Каждый отвечал за свой род, а род за каждого своего члена. Именно род выступал как правовой и иной субъект, а не отдельный человек.

Первоначальная слитность индивида с коллективом и последующее выделение личности из коллектива, осознание ею самой себя нашли отражение в употреблении первобытными народами имен. Имена собственные первоначально обозначали не столько отдельного человека, сколько его принадлежность к данному роду. Каждый род имел личные имена, которые не могли употреблять другие рода того же племени. Если ребенку давали имя из чужого рода, то уже сам по себе этот факт переводил ребенка в тот род, которому принадлежит это имя.

Со временем человек все более начинал осознавать и выделять себя из коллектива. Словесное обозначение человека именем собственным явилось речевой формой выражения его индивидуального осознания. На этом этапе человек стал обозначать себя личным местоимением. Личные местоимения засвидетельствованы в самых ранних памятниках письменности.

Такова же последовательность в развитии самосознания ребенка. Словесное обозначение им себя местоимением “я” выражает психологический сдвиг в становящейся личности, самоотождествление ребенка с самим собой и выделение им себя среди других людей, соотнесение себя с ними.

На определенной ступени развития самосознания возникла категория совести, способность человека оценивать свои поступки, мысли, чувства в соответствии с существующими в конкретном коллективе нормами поведения. Самосознание не могло возникнуть вне труда и общества, но и общество, и труд не смогли бы успешно развиваться без самосознания людей.

Сознательное и бессознательное

В биологической классификации человек представлен как вид Homo sapiens, т.е. как существо разумное. В психологии XX в. одним из наиболее характерных, применительно к человеку, стало понятие бессознательного. Символом XX в. стало имя З. Фрейда – исследователя бессознательного. Сам он утверждал, что ему удалось нанести одну из самых тяжелых ран по самолюбию человека. Первую такую рану нанес Н. Коперник, подчеркнув, что Земля не является центром Вселенной. Вторую – Ч. Дарвин, установив родство человека с обезьяной. Фрейд же показал, “что человек не является хозяином в собственном доме”, что бессознательное властвует над сознанием. И.П. Павлов сравнивал себя с Фрейдом так: “Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз, и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света”.

Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, невротических симптомах и т.п. Это полезный медико-психологический метод. Но Фрейд преувеличил его значение, превратил его в общий и чуть ли не единственный метод изучения психики и даже всего общества, всей его культуры в целом. Фрейд принизил роль разума и биологизировал социальные явления.

Бессознательное не аморфно, оно имеет структуру. Элементом бессознательного являются ощущения, далеко не все они становятся фактом сознания. Таковы, например, многие условные рефлексы на раздражения внутренних органов. Любое наше автоматизированное действие имеет неосознанный характер. Бессознательное проявляется и в импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Бессознательное проявляется в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта, и оседает в памяти. В регулировании поведения человека играют свою роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и осевшие в глубинах неосознанной психики. Проявлением бессознательного служит установка – направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивая ориентация по отношению к определенным объектам. Насыщен проявлениями бессознательного мир сновидений. Огромную роль бессознательное играет в творчестве, в интуиции.

Сознательная деятельность возможна лишь при условии, когда максимальное число ее элементов осуществляется автоматически. Сознание следит лишь за общей картиной, но в любой момент оно должно быть в состоянии взять под контроль автоматизированное действие, остановить, замедлить или ускорить его. Стремление же контролировать все детали процесса может привести к дезорганизации его хода, к сомнениям, страхам, нерешительности. Чрезмерное вмешательство сознания в подсознательные действия – один из симптомов некоторых болезненных состояний. Излишнее опасение заранее, не подведет ли память на экзамене, может на самом деле привести к забыванию нужного материала. Замечено, что стоит только думать во время ходьбы о каждом моменте движения, и ходьба становится скованной, несвободной. В сказке Оскара Уайльда когда сороконожку спросили, как она ходит, она задумалась и... перестала ходить.

Интересный материал о сознательных и бессознательных действиях дают современные исследования мозга человека, раскрывающие различия в физиологическом механизме их осуществления.

Память

Память представляет собой свойство человека запечатлевать, узнавать и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, о чем думал. Накопление, хранение и обработка информации – важнейшее свойство нервной системы человека. Запоминание бывает осмысленным (логическим), основанным на понимании того, что запоминается, и механическим, основанным только на повторении, без понимания смысла.

Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может продолжаться от нескольких секунд до 10–20 минут. Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, быстро "стирается".

Материальной основой долговременной памяти являются различные структурные изменения в цепях нейронов, вызванные электрохимическими процессами возбуждения. В долговременной памяти информация хранится в доступном для извлечения виде.

В настоящее время найдены пептиды, вырабатываемые нервными клетками и влияющие на процесс памяти. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям: при эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов.

Различают зрительную, слуховую, осязательную память, в зависимости от того, какой из анализаторов играет в этом процессе главную роль.

Творчество

Творчество может рассматриваться в двух аспектах - философском и психологическом. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в различные исторические эпохи.

Творчество – это деятельность человека, преобразующего природный и социальный мир. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

В психологии творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс.

Творчество как процесс изучалось первоначально на основе самоотчетов деятелей искусства и науки. Некоторые естествоиспытатели – Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре – выделили в этих самоотчетах несколько стадий в процессе творчества от зарождения замысла до момента, когда в сознании возникает новая идея.

Английский ученый Г. Уоллес в 1924 г. выделил в процессе творчества четыре стадии: подготовку, созревание идеи, озарение и проверку.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного исследования с использованием тестов и методик их обработки и анализа. При оценке творческих способностей личности особая роль отводится воображению, гибкости ума. Разрабатываются методики стимуляции группового творчества.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам умственных операций, поддающихся формализации, резко повысили интерес к творческим действиям личности, которые не могут быть формализованы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...