Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устройство и работа системы охлаждения
Температура при работе двигателя в среднем составляет 800…900° С, а при сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателей достигает 2500° С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию головок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Жидкостная или воздушная система охлаждения служит для необходимого поддерживания в двигателе определенного теплового режима. В системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы двигателя должна поддерживаться в пределах 87...102° С. Система охлаждения имеет следующие основные элементы: рубашка охлаждения двигателя, центробежный насос, трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат и датчик с указателем температуры охлаждающей жидкости (рис.6.1). Рассмотрим принцип действия жидкостной системы охлаждения. При пуске холодного двигателя термосиловой элемент 11 термостата 13 (см.рис.6.1) находится в крайнем левом положении, при котором основной клапан 12 закрыт, а перепускной 15 открыт. При работе двигателя крыльчатка центробежного насоса 9, приводимая во вращение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захватывает охлаждающую жидкость из патрубка 10 и нагнетает ее в рубашку 8 блока и головки цилиндров двигателя 7. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, нагревается сама и через открытый перепускной клапан 15 термостата 13 снова поступает к насосу, т. е. циркуляция происходит по «малому кругу», минуя радиатор (см. стрелки I), что ускоряет нагрев двигателя. Термосиловой элемент 11 термостата по мере прогрева двигателя нагревается и перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 15 и открывая основной 12 клапаны. При этом циркуляция жидкости будет происходить, как и прежде, по «малому кругу» и одновременно частично по «большому кругу» через радиатор 1 по патрубкам 4 и 14. Необходимый тепловой режим двигателя поддерживается следующим образом. Перепускной клапан полностью закроется, когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85...95° С. В это время откроется основной клапан, и циркуляция жидкости будет происходить только по «большому кругу» (см. стрелки II) в следующей последовательности: от насоса 9 в рубашку 8 блока и головки цилиндров по патрубку 4 в верхний бачок радиатора, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок 16, и охлажденная при помощи вентилятора 5, по патрубку 14, через открытый клапан 12 термостата, по патрубку 10 снова к насосу.
Рис.6.1. Принципиальная схема жидкостной системы охлаждения двигателя: I – циркуляция жидкости по малому кругу; II – циркуляция жидкости по большому кругу; 1– радиатор; 2 – заливная горловина с пробкой; 3 – расширительный бачок; 4, 10, 14 – патрубки; 5 – вентилятор; 6 – цилиндр; 7 – двигатель 8 – рубашка охлаждения блока и головки цилиндров; 9 – центробежный насос; 11 – термосиловой элемент; 12 – основной клапан; 13 – термостат; 15 – перепускной клапан; 16 – нижний бачок радиатора
Для компенсации изменений объема жидкости в результате работы двигателя служит расширительный бачок 3. На двигателе автомобиля ВАЗ-2105 система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной цикруляцией охлаждающей жидкости. Она содержит следующие элементы: рубашка 2 (рис.6.2) охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор 3, расширительный бачок 1, центробежный насос 5, вентилятор 4, термостат 6, соединительные патрубки и шланги, сливные пробки, датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости. Рис.6.2. Система охлаждения ВАЗ-2105: 1 – расширительный бачок; 2 – рубашка охлаждения; 3 – радиатор; 4 – вентилятор; 5 – центробежный насос системы охлаждения; 6 – термостат; 7 – патрубок отвода жидкости из отопителя; 8 – патрубок подвода жидкости из головки цилиндров в отопитель Радиатор представляет собой два латунных бачка (нижний и верхний), припаянных к сердцевине. Бачки соединены патрубками, верхний бачок имеет заливную горловину с пробкой. Сердцевина радиатора изготовлена из латунных трубок 1 (рис.6.3,а), соединяющих верхний и нижний бачки, и стальных пластин 2, увеличивающих поверхность охлаждения. Пробкой 6 закрывается заливная горловина 5 (см.рис.6.3,б) радиатора и соединяется шлангом 7 с расширительным бачком 1 (см.рис.6.2). Пробка радиатора имеет выпускной 3 и впускной 4 клапаны, через которые радиатор сообщается с расширительным бачком. Для предохранения от разрушения радиатора и патрубков выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе охлаждения до 0,5 кгс/см2, и жидкость или пар отводятся из радиатора в расширительный бачок. Клапан впускного бачка открывается при разрежении 0,01 кгс/см2, и в радиатор поступает жидкость из расширительного бачка, что предотвращает сдавливание трубок сердцевины радиатора под действием атмосферного давления.
Рис.6.3. Сердцевина (а) и пробка (б) радиатора автомобилей ВАЗ-2105 и «Москвич»: 1 – трубки; 2 – стальные пластины; 3 – выпускной клапан; 4 – впускной клапан; 5 – горловина радиатора; б – корпус пробки; 7 – патрубок к расширительному бачку Центробежный насос охлаждающей жидкости обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он имеет корпус, в котором установлен вал 3 (рис.6.4) на шариковом подшипнике 9. На заводе подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается. На передний конец вала напрессована ступица 11 шкива 10, а на задний – крыльчатка 5. Для уплотнения заднего конца вала на выходе его из корпуса служит самоуплотняющийся сальник с уплотнительной шайбой 4, изготовленной из графитовой композиции, по поверхности которой скользит своим торцом крыльчатка. Внутри корпуса сальника находится резиновая манжета и разжимная пружина, прижимающая торцы манжеты к корпусу и к уплотнительной шайбе. Привод насоса осуществляется трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем осуществляется привод генератора. Вентилятор 4 (см.рис.6.2) четырехлопастный пластмассовый служит для создания направленного потока воздуха через сердцевину радиатора, в результате в нем происходит охлаждение жидкости. К ступице вала центробежного насоса болтами крепятся лопасти вентилятора вместе с приводным шкивом. Вентилятор снабжен специальным кожухом, прикрепляемым к радиатору для увеличения эффективности работы. Аналогично устроена система охлаждения двигателя автомобиля «Москвич-2140», а на автомобиле ВАЗ-2108 она имеет некоторые конструктивные особенности.
Рис.6.4. Центробежный насос охлаждающей жидкости ВАЗ-2105: 1 – стопорный винт подшипника; 2 – крышка корпуса; 3 – вал насоса; 4 – опорная уплотнительная шайба неразборного самоуплотняющегося сальника; 5 – крыльчатка; 6 – приемный патрубок; 7 – приемное отверстие отопителя салона кузова; 8 – окно подачи жидкости в рубашку блока цилиндров; 9 – двухрядный шариковый подшипник; 10 – шкив; 11 – ступица шкива
Разборной радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков 2 и 6 и сердцевины, изготовленной из ребристых алюминиевых пластин 4 и горизонтальных трубок 3 (рис.6.5). В левом бачке имеется перегородка для улучшения циркуляции жидкости и теплоотдачи. Заливная горловина расположена на расширительном бачке. В пробке расширительного бачка помещаются два клапана: - выпускной (паровой) клапан открывается при избыточном давлении в системе охлаждения 0,2 кгс/см2 и выпускает пары в атмосферу; - впускной клапан (воздушный) открывается при понижении давления в системе до 0,97...0,87 кгс/см2 (разрежение) вследствие остывания или слива жидкости и пропускает в систему атмосферный воздух. Для предупреждения образования паровых пробок верхний патрубок бачка шлангом постоянно соединен с патрубком радиатора. Нижний патрубок бачка шлангом соединяется с дополнительным патрубком термостата. Датчик 4 установлен в бачке радиатора, и в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, которая поддерживается в пределах 85...950 С, автоматически включает и выключает электродвигатель в бачке радиатора. Вентилятор 9 (см.рис.6.5) приводится от электродвигателя 10. Рис.6.5. Система охлаждения ВАЗ-2108: 1 – расширительный бачок; 2 – левый бачок радиатора; 3– алюминиевые трубки; 4 – охлаждающие пластины сердцевины; 5 – датчик включения электровентилятора; 6 – правый бачок радиатора; 7 – сливная пробка; 8 – сердцевина радиатора; 9 – кожух электровентилятора; 10 – крыльчатка электровентилятора; 11 – электродвигатель; 12 – насос охлаждающей жидкости Охлаждающие жидкости представляют собой смесь технического этиленгликоля и дистиллированной воды с температурой замерзания соответственно минус 40 и 65° С (Тосол А-40 или Тосол А-65). При этой температуре жидкость превращается не в лед, а в густую массу, не вызывающую повреждений радиатора и блока цилиндров двигателя. Охлаждающие жидкости не склонны к вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление, поэтому их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть руки с мылом, не допускать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузова во избежание порчи окраски. Жидкость хранят в закупоренной чистой пластмассовой или стеклянной посуде. Расчет системы охлаждения
Исходная величина для расчета элементов системы охлаждения - количество теплоты (Дж/с), которое необходимо отвести от двигателя в охлаждающую среду, Qж = qж · NeN, где qж - удельное количество теплоты, Дж/(кВт·с); NeN - эффективная мощность, кВт. На основании статистических данных для различных типов двигателей удельное количество теплоты qж [Дж/(кВт·с)] составляет: карбюраторные двигатели – 800 … 1200; дизели – 630 … 1000. Для ориентировочных расчетов четырехтактных двигателей количество теплоты (Дж/с) может быть подсчитано по эмпирической формуле в зависимости от параметров двигателя. Qж = C · i · D1+2m · nm · α-1, где С = 0,41¸0,47 - коэффициент пропорциональности; i - число цилиндров; D - диаметр цилиндра, см; n - частота вращения коленчатого вала, об/мин; α - коэффициент избытка воздуха; m= 0,6…0,7 - показатель степени. Расчет радиатора. Основные параметры радиатора: поверхность охлаждения радиатора Fp (м2), омываемая воздухом; фронтальная поверхность радиатора Fф.р (м2); глубина радиатора l(м) - расстояние между передней и задней стенками его решетки по ходу воздуха, l=0,06…0,15м; коэффициент компактности радиатора φ - отношение охлаждающей поверхности к объему радиатора, φ=Fр/Fф.р·l=600…900 м2/м3; коэффициент оребрения ψ - отношение площадей поверхностей, омываемых воздухом и жидкостью, ψ = 3…6. Количество жидкости (кг/с), циркулирующей в системе охлаждения в единицу времени, Gж = Qж/(сж · ΔТж) , где сж - теплоемкость циркулирующей жидкости: для воды сж = 4,178 Дж/(кг·К), для этиленгликолиевых смесей сж = 2,093 Дж/(кг·К); ΔТж=5…10 - перепад температуры охлаждающей жидкости в радиаторе, К; ΔТж = Тж.вх - Тж.вых . Поверхность охлаждения радиатора (м2) Fp = Qж/[К(Тж.ср – Тв.ср)], где К - полный коэффициент теплопередачи, Вт/(м2·град); Тж.ср=(Тж.вх+Тж.вых)/2=353…368 - средняя температура жидкости в радиаторе, К; Тв.ср = (Тв.вх+Тв.вых)/2 = 323…328 - средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К. Полный коэффициент теплопередачи К зависит от многих факторов: конструкции радиатора (трубок, ребер, качества пайки), скорости жидкости и воздуха. К = (ψ / αж + δ / λ + 1 / αв)-1, где ψ - коэффициент оребрения; αж - коэффициент теплоотдачи от жидкости к стенке трубки радиатора, Вт/(м2·К); δ - толщина стенки трубки, м; λ - коэффициент теплопроводности металла трубок радиатора, Вт/(м·К); αв - коэффициент теплоотдачи от стенок трубок радиатора к воздуху, Вт/(м2·К). Можно принимать К [Вт/(м2·К)]: для карбюраторных двигателей 140 … 180; для дизелей 80…100. Для существующих конструкций систем жидкостного охлаждения удельная поверхность охлаждения радиатора (м2/кВт) fр = Fр / NeN и удельная емкость системы охлаждения (л/кВт): vж = Vж / NeN, где Vж - полная емкость системы (л), имеют следующие значения: для легковых автомобилей fр = 0,136 ¸ 0,313; vж = 0,613 ¸ 0,354; для грузовых автомобилей fр = 0,204 ¸ 0,408; vж = 0,272 ¸ 0,816. Количество теплоты, отводимой от двигателя Qж и передаваемой через охлаждающую жидкость охлаждающему воздуху в радиаторе Qв, принимают равными. В этом случае расход воздуха через радиатор (м3/с) Gв = Qв/(ρв · св · ΔТв) , где Qв - количество теплоты, отводимое от радиатора охлаждающим воздухом: Qв = Qж, Дж/с; св = 1000 - теплоемкость воздуха, Дж/(кг·К); ΔТ= Тв.вых – Тв.вх = 20 … 30 - перепад температуры воздуха в радиаторе, К (Тв.вх = 313 К); ρ - плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе, кг/м3: ρв = p0 · 106/(Rв · Тв.ср), где p0 - атмосферное давление, МПа; RB = 287 - удельная газовая постоянная для воздуха, Дж/(кг·К); Тв.ср = 323 … 328 - средняя температура воздуха, проходящего через радиатор, К. Фронтальная поверхность решетки радиатора, выполненная в виде квадрата с целью получения коэффициента обдува равным единице, (м2) Fф.р = Gв / vв, где vв = 6…24 - скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения машины, м/с. Глубину радиатора определяют по найденным значениям поверхности охлаждения радиатора Fр и фронтальной поверхности решетки радиатора Fф.р: l = Fр / (Fф.р ·φ). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |