Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.ПрихожанПроективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет. Описание теста Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б– для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции. Инструкция к тесту Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо. Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил. Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо? Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем. Обработка результатов теста Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10. Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.
Тестовый материал
Теппинг-тест (по Е.П.Ильину)
Цель-изучить особенности психомоторных показателей учащихся, определить основные свойства нервной системы как показателя работоспособности. Сравнить полученные данные с успешностью учения ребёнка. Методика проводится строго индивидуально. Испытуемому выдается бланк теппинг-теста. Это лист бумаги размером 210x297 (А 4), разделенный на 6 равных квадратов и карандаш. Психолог сообщает порядок выполнения задания. По его сигналу необходимо начать максимально быстро ставить точки в квадратах бланка, последовательно переходя от первого до шестого. Время работы в каждом квадрате 5 секунд. За отведенное время нужно проставить как можно больше точек, при этом они не должны ставиться друг на друга, так как их предстоит все посчитать. Переходить с одного квадрата на другой следует по команде «Переход», не прерывая работы. При этом обращается внимание на нумерацию квадратов (по часовой стрелке). Вся работа проводится в максимальном темпе. Перед началом работы ручку необходимо поставить перед квадратом №1. Данная информация сообщается испытуемому. По команде «Начали!» испытуемый (ребёнок) быстро ставит точки в первом квадрате, через пять секунд по команде «Переход!» переходит на второй и т.д. По окончании работы в шестом квадрате подается команда «Стоп!»
Бланк теппинг - теста:
Для обработки и интерпретации результатов необходимо:
1.Подсчитать количество точек в каждом квадрате. 2.Построить график работоспособности. На горизонтальной оси отмечаются номера квадратов, а на вертикальной оси - количество точек в каждом квадрате. Полученный график сравнивается с графиками определителями по Ильину 1-й тип графика (выпуклый). Темп работы нарастает в первые 10-15 секунд, а в конце работы он может снизиться до первоначального темпа. Этот тип кривой соответствует сильной нервной системе 2-й тип графика (ровный). Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему средней силы. 3-й тип графика (промежуточный или вогнутый) - темп снижается после первых 10-15 секунд или первоначальное снижение темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это - средне - слабая нервная система 4-й тип графика (нисходящий) -максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне до конца работы - слабая нервная система. Ход диагностической работы. 1.Инструктаж. 2.Проведение теста Айзенка. (Описание методики дано ниже). 3.Обработка результатов. 4.Градация результатов и нахождение “соответствующих точек” на шкале интро-экстраверсия, эмоциональная стабильность; определение типа темперамента. Отбор данных, где балл по шкале “ложь” больше 3.
Инструкция. «Тебе предлагается ряд вопросов об особенностях твоего поведения. Отвечай честно и самостоятельно, долго не раздумывай.»
Текст опросника 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
Ключ Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»
2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет. Описание теста Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б– для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции. Инструкция к тесту Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо. Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил. Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо? Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем. Обработка результатов теста Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10. Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.
Тестовый материал
Теппинг-тест (по Е.П.Ильину)
Цель-изучить особенности психомоторных показателей учащихся, определить основные свойства нервной системы как показателя работоспособности. Сравнить полученные данные с успешностью учения ребёнка. Методика проводится строго индивидуально. Испытуемому выдается бланк теппинг-теста. Это лист бумаги размером 210x297 (А 4), разделенный на 6 равных квадратов и карандаш. Психолог сообщает порядок выполнения задания. По его сигналу необходимо начать максимально быстро ставить точки в квадратах бланка, последовательно переходя от первого до шестого. Время работы в каждом квадрате 5 секунд. За отведенное время нужно проставить как можно больше точек, при этом они не должны ставиться друг на друга, так как их предстоит все посчитать. Переходить с одного квадрата на другой следует по команде «Переход», не прерывая работы. При этом обращается внимание на нумерацию квадратов (по часовой стрелке). Вся работа проводится в максимальном темпе. Перед началом работы ручку необходимо поставить перед квадратом №1. Данная информация сообщается испытуемому. По команде «Начали!» испытуемый (ребёнок) быстро ставит точки в первом квадрате, через пять секунд по команде «Переход!» переходит на второй и т.д. По окончании работы в шестом квадрате подается команда «Стоп!»
Бланк теппинг - теста:
Для обработки и интерпретации результатов необходимо:
1.Подсчитать количество точек в каждом квадрате. 2.Построить график работоспособности. На горизонтальной оси отмечаются номера квадратов, а на вертикальной оси - количество точек в каждом квадрате. Полученный график сравнивается с графиками определителями по Ильину 1-й тип графика (выпуклый). Темп работы нарастает в первые 10-15 секунд, а в конце работы он может снизиться до первоначального темпа. Этот тип кривой соответствует сильной нервной системе 2-й тип графика (ровный). Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему средней силы. 3-й тип графика (промежуточный или вогнутый) - темп снижается после первых 10-15 секунд или первоначальное снижение темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Это - средне - слабая нервная система 4-й тип графика (нисходящий) -максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне до конца работы - слабая нервная система. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |