Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование и создание баз данных средствами Microsoft Access

Сфера туристского бизнеса связана с хранением и обработкой больших объемов информации, где требуется не только автоматизация документации турифирм, осуществляемая с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel, но и управление производственными процессами предприятия. В большинстве случаев это становится возможным благодаря построению информационной модели организации посредством баз данных (БД).

Microsoft Access - это функционально полная реляционная система управления базами данных (СУБД). Кроме того, Access одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. Она позволяет создать большинство приложений, не написав ни единой строчки программы и потому доступна широкому кругу пользователей.

База данных Microsoft Access представляет совокупность объектов различного типа и назначения, которые используются для хранения, отображения и вывода на печать информации, а также содержат созданный пользователями программный код.

СУБД Access работает со следующими основными типами объектов:

таблицы - структурированные объекты, состоящие из строк (записей в терминологии СУБД Access) и столбцов (полей) и предназначенные для хранения информации;

формы - создаваемый разработчиком БД интерфейс для ввода и просмотра данных;

запросы - специальные средства отбора записей, содержащие точную формулировку критерия отбора, заданного пользователем;

отчеты - специальные средства для вывода данных на экран, в принтер, в файл, позволяющие придать информации определенную форму.

Разработка структуры БД предусматривает определение состава и взаимосвязи реляционных таблиц, описывающих предметную область, а также характеристику этих таблиц по входящим в них реквизитам (качественная или количественная характеристика объекта, отраженная в названии столбца).

Создание базы данных проходит три этапа:

1. концептуальное описание - определение информации, которая
должна храниться в базе, а также форм и отчетов, которые могут
потребоваться пользователю;

2. логическое проектирование - выбор подходящей СУБД, т.е. создание
логической схемы, структуры, ориентированной на конкретную базу данных;

3. физическое проектирование - определение способов и мест
размещения базы данных, оценка ее объема и других параметров.

Затем созданная информационная модель реализуется на компьютере с помощью Microsoft Access.

Практическое задание №1

Необходимо разработать простейшую модель деятельности турфирмы, включающую следующие реквизиты: код туриста, ФИО, адрес и телефон туриста, код тура, название, продолжительность и стоимость тура. Основное условие: один тур могут выбрать несколько туристов, но каждый турист должен выбрать только один тур. Затем - создать базу данных, содержащую сведения о туристе и действующих турах (этапы создания приводятся ниже):

Туры

 

Код тура Название тура Продолжи­тельность тура Цена тура, евро
EG-1 Хургада
EG-2 Древности Каира
RUS-1 оз. Байкал
RUS-2 Золотое кольцо
TR-1 Солнечная Анталия
TR-2 Пляжи Турции
UA-1 Древний Киев

Туристы

 

Код туриста ФИО Адрес Телефон Код тура
Т-1 Петров П.П. Промышленная, 10, кв. 18 95-87-68 UA-1
Т-2 Сидоров С.С. Октябрьская, 107, кв.90 26-98-65 TR-2
Т-3 Добрынин Д.Д. Свободы, 178, кв.13 36-90-43 EG-1
Т-4 Степанов В.В. Пролетарская, 11, кв. 90 43-78-65 RUS-2
Т-5 Истомин И.И. Фрунзе, 98, кв. 1. 28-98-54 RUS-1

Этапы работы:

1. Создайте таблицу «Туристы» (только реквизиты) с помощью мастера,
переименовав необходимые поля в категории «Деловые» - «Клиенты»;

2. Создайте таблицу «Туры» (только реквизиты), используя режим
конструктора (код тура - текстовый тип данных (ТД), название тура -
текстовый ТД, продолжительность тура - числовой ТД, цена - денежный ТД
(формат поля - евро));

3. Постройте схему данных через меню «Сервис» - «Схема данных» с
помощью переноса ключевых полей (при этом обеспечьте целостность
данных и их каскадное обновление);

4. Создайте с помощью мастера форму «Туры», выбрав все доступные
поля, выровненный вид формы и международный стиль;

5. Заполните форму «Туры» приведенными в таблице данными;

6. Аналогично создайте и заполните форму «Туристы» (ленточный вид
формы ленточный, стандартный стиль);

7. С помощью мастера составьте запрос, содержащий сведения о ФИО
туриста, его телефоне и названии тура;

8. Сформируйте запрос в режиме конструктора на основе таблиц
«Туры» и «Туристы», используя поля ФИО туриста, название тура, цена тура.
Условие отбора - цена тура не превышает 300 евро;

9.С помощью мастера создайте отчет, содержащий сведения о ФИО
туриста, его телефоне, названии и цене тура (ступенчатый макет, деловой
стиль).

Практическое задание №2.

Создайте модель организации размещения и учета проживающих в некоторой гостинице граждан (клиентов). Гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса и, соответственно, оплаты. Одной из характеристик номера является его тип. Предположим, что существуют следующие типы номеров: люкс - многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс - номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; одноместный или двухместный номер с минимальным уровнем сервиса. Стоимость для номеров типа люкс и полулюкс устанавливается как стоимость всего номера (в сутки), независимо от количества проживающих в номере. Стоимость проживания в одно- и двухместных номерах устанавливается для одного человека (в сутки). Все прибывающие в отеле клиенты проходят обязательную процедуру регистрации и заносятся в карту клиента и карточку регистрации.

1. База данных состоит из следующих таблиц:

Номерной фонд

 

Код комнаты Номер комнаты Тип номера Стоимость (руб.)/сутки
Л-1 люкс
ПЛ-1 полу люкс
ПЛ-2 полу люкс
2М-1 двухместный
2М-2 двухместный
1М-1 одноместный

Таблица «Номерной фонд» создается в режиме конструктора и сразу заполняется необходимыми сведениями. Тип данных: код комнаты -текстовый, номер комнаты - числовой, тип номера - текстовый, стоимость -денежный (рубли).

Клиенты

 

Код клиента ФИО Паспорт Дата рождения Адрес Телефон
           

Таблица «Клиенты» создается в режиме конструктора, но имеет только поля (информация о клиентах заносится позднее). Тип данных: код клиента и ФИО - текстовый, паспорт - тестовый, размер поля 10 (по количеству цифр в номере паспорта), дата рождения - дата/время (краткий формат даты), адрес и телефон - текстовый.

Расчетные карточки

 

Код карточки Код клиента Код комнаты Дата заезда Дата выезда Сумма оплаты (руб.)
           

Таблица «Расчетные карточки» создается в режиме конструктора (только поля). Тип данных: код карточки, код клиента, код комнаты -текстовый, дата заезда и выезда - дата/время (краткий формат даты), сумма оплаты - денежный (рубли).

2. Создайте схему базы данных, объединив между собой три таблицы;

 
 

3. С помощью мастера форм создайте многотабличную форму
«Размещение клиентов» на основе таблиц «Клиенты» и «Расчетные
карточки» (вид представления данных - подчиненный, внешний вид -
табличный, стиль - стандартный, код комнаты редактируется с помощью
конструктора и должен выдаваться как поле со списком).


4. С помощью формы «Размещение клиентов» произведите заселение трех клиентов:

A) № Л-1 - Иванов И.И., паспорт - 5467847804, дата рождения -21.09.1960, адрес - г. Киров, ул. Свободы, 12, кв. 1, тел. 555567, код карточки

- 1, дата заезда 21.07.2008, дата выезда - 23.07.2008, сумма оплаты - 3000руб.;

B) № ПЛ-2 - Петров П.П., паспорт - 7658467802, дата рождения -30.01.1984, адрес - г. Ярославль, ул. Машиностроителей, д. 10, кв. 67, тел.786590, код карточки - 2, дата заезда 22.07.2008, дата выезда - 26.07.2008, сумма оплаты - 4800 руб.;

C) № 1М-1 - Степанов С.С., паспорт - 5467327802, дата рождения -15.01.1976, адрес - г. Ярославль, ул. Панина, д. 67, кв. 13, тел. 569021, код карточки - 3, дата заезда 21.07.2008, дата выезда - 28.07.2008, сумма оплаты - 5600 руб.;

5. Используя режим конструктора, составьте запрос о всех клиентах:
- заехавших в гостиницу 21.07.2008;

- сумма оплат за гостиницу у которых превышает 5000 руб.

6. С помощью меню «Правка» - «Найти» - «Заменить» найдите в таблице клиента Степанов С.С. и исправьте его фамилию на «Степашин С.С.»;

7. Создайте отчет о занятых номерах гостиницы, который содержит
следующие поля: код клиента, ФИО клиента, код комнаты, дата заезда, дата
выезда, сумма оплаты (альбомная ориентация страницы).

Дополнительное задание:

Разработайте базу данных для страхования туристов: 1. Составьте таблицу «Тарифы страхования»для получения страховой суммы в 10000 евро:

«Тарифы страхования»

 

Код тарифа Название тарифа Сумма платежа ?
Д1-15 поездка длительностью 1-15 дней 6.60
Д16-30 поездка длительностью 16-30 дней 12.20
Д31-60 поездка длительностью 31 -60 дней 24.40
Д61-365 поездка длительностью 61-365 дней 48.80

2.Составьте таблицу «Клиенты»,содержащую поля: код клиента, ФИО клиента, адрес и телефон;

3. Составьте таблицу «Оформление страховки»со следующими
полями: код страховки, код клиента, код тарифа, дата страхования (краткий
формат даты);

4. Создайте схему базы данных, связав между собой три таблицы;

5.

 
 

Создайте многотабличную форму «Клиенты»,с помощью которой
можно было бы на основе трех связанных таблиц фиксировать не только
реквизиты клиентов, но и выбирать код тарифа из поля со списком,
автоматически получая расчет суммы платежа (вид представления данных -
подчиненный, внешний вид - табличный, стиль - международный):

6. С помощью формы «Клиенты»занесите в базу данных трех туристов, желающих оформить страховку:

A) № 1 - Иванов И.И., адрес - г. Киров, ул. Свободы, 12, кв. 1, тел.
555567, код страховки - 1, код тарифа Д16-30, дата страхования - 23.07.2008,
сумма платежа появляется автоматически;

B) № 2 - Петров П.П., адрес - г. Ярославль, ул. Машиностроителей, д.
10, кв. 67, тел. 786590, код страховки - 2, код тарифа Д1-15, дата страхования
- 24.07.2008, сумма платежа появляется автоматически;

C) № 3 - Степанов С.С, адрес - г. Ярославль, ул. Панина, д. 67, кв. 13,
тел. 569021, код страховки - 3, код тарифа Д61-365, дата страхования -
27.07.2008, сумма платежа появляется автоматически;

5. Составьте запрос о клиентах:

- оформивших страховку 24.07.2008; - сумма платежа за страховые услуги у которых превышает 20 ?;

6. Создайте отчет о застрахованных клиентах, который содержит
следующие поля: код клиента, ФИО клиента, код тарифа, название тарифа,
дату страхования и сумму платежа (альбомная ориентация страницы).


УКАЗАНИЕ:

Открыть папку Пример 1.

Запустить index.htm

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...