Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика циклического восприятия НЭ.

Исключительно эффективна практика «циклического восприятия» («ЦВ») - многократное перепроживание и устранение НЭ. Ты можешь раз за разом (например, с помощью мысли, играющей роль спускового крючка) создавать (или вспоминать) ситуацию, в которой привычно испытываешь НЭ, и как только НЭ возникает, ты немедленно ее устраняешь, после чего снова порождаешь НЭ, снова устраняешь ее, и так до тех пор, пока хватит сил, а когда силы кончатся - учись совершать сверхусилия и испытывать при этом энтузиазм, устремленность, предвкушение. Если, к примеру, после 50 циклов уже никаких НЭ не возникает, значит эту ситуацию ты использовала на 100%. В следующий раз автоматизм возникновения НЭ будет слабее, и устранять их будет легче. Привычка испытывать НЭ ускоренно перегорает при такой практике, и усиливается ясность в том, что испытывать их или нет – это целиком вопрос твоего желания, твоей настойчивости.

Циклическое восприятие НЭ, возникающих при некоторых воспоминаниях – прекрасный способ устранить глухой и плотный НФ, ведь многие составляющие негативного фона берут свое начало в событиях давнего или недавнего прошлого. Например, тебя изнасиловали или пытались изнасиловать; или били и ругали «нежно любящие и заботящиеся» родители, как это часто бывает; или ты испытала очень сильную вину, стыд и т.п. Подавленные тогда НЭ сформировали плотный НФ, существующий и поныне. Для устранения НФ есть практика эмоциональной полировки (см. дальше), но и циклическое восприятие тех воспоминаний способно очень многое изменить и исправить. Подобные воспоминания могут быть отрывочными, нечеткими, ведь ты стремилась забыть их, поэтому сначала необходимо восстановить все детали. Запиши каждую мелочь, которую только можешь вспомнить. Если по мере перепроживания будут всплывать новые подробности – добавляй их в описание. С начала и до конца заново проигрывай в памяти это событие, старайся максимально интенсивно пережить все то, что тогда переживала, что бы это ни было: страх, ужас, позор, стыд - что было, то и переживай. Все эти годы ты подавляла воспоминания об этом событии, стремясь оградиться от НЭ, но сейчас задача обратная - максимально полно испытать их, после чего безупречно устранять. Представь себе, что ты теперешняя все это испытываешь, что ты сама выбрала получить этот опыт, чтобы добиться высшего мастерства в устранении НЭ. Когда ты добиваешься того, что воспоминание той ситуации или не вызывает больше НЭ, или тебе удается безупречно их устранить, то ты получаешь опыт того, что сама по себе ситуация не является «причиной» НЭ, а причиной является привычка, а порой и желание их испытывать. Испытывать НЭ или нет – твой выбор.

Если прямо сейчас у тебя есть радостное желание потренироваться в устранении НЭ, а ситуация такова, что сильных НЭ сейчас нет, то можно воспользоваться воображением, ведь не только реальная, но и воображаемая (или вспоминаемая) ситуация одинаково способны запустить механизм проявления НЭ. К примеру, для работы с ревностью вообрази своего парня в объятиях другой девушки, поддержав эту фантазию мыслью: «неизвестно – с кем и где он сейчас. Я конечно думаю, что он на работе, но если он захочет заняться сексом с другой, то может сделать так, чтобы я как раз думала, что он на работе». Нет никакой разницы между НЭ, возникшими в результате реальной или воображаемой ситуации, что и позволяет использовать воображение для практики циклического восприятия.

 

Другие практики устранения НЭ.

Практика ограниченного тотального контроляОТК»): 5 или 10 минут ежесекундно (!) следишь за тем, чтобы даже тень НЭ не проскользнула, не будучи немедленно устраненной. ОТК дает опыт:

1) приложения усилий к тотальному устранению всех НЭ без разбора;

2) выявления и устранения даже самых слабых НЭ;

3) пребывания в состоянии более высокой свободы от НЭ, чем обычно;

4) уплотнения, растяжения времени, более интенсивной и интересной жизни;

ОТК - это сосредоточение всех сил, перевозбуждение, полная мобилизация. Начни с малого – с одной минуты. Если я запланирую целый час прожить без НЭ, но буду раз за разом испытывать их, не устраняя мгновенно, то потерплю поражение, ослабнет устремленность, усилится скепсис. Если я берусь только за одну минуту и достигаю в этом успеха - то это победа, возникает опыт более высокой, чем обычно, свободы от НЭ, желание продолжать практику.

Во время ОТК устраняй НЭ, как будто это твоя последняя битва, которую проиграть нельзя. Хочешь – кричи про себя что-нибудь, хочешь – напрягай все мышцы, хочешь – прокуси палец – что хочешь делай, но не сдавайся, не прекращай устранять НЭ. Выворачивайся наизнанку, как только почувствуешь, что НЭ на подходе. Привычка должна быть сломлена и все тут, любой ценой, а уж потом ты научишься устранять НЭ без посторонних жестов, криков и прочего.

Практика ситуационного контроляСТК») состоит в том, что ты разбиваешь свой день на типовые ситуации, в которых проявляются свойственные этой ситуации НЭ и НФ. Входя в подъезд, ты испытываешь отвращение к запахам крыс, а собираясь на работу – озабоченность мнением начальства и т.д. Добейся хотя бы одного, но конкретного, определенного успеха, займи хотя бы один плацдарм, который уже не отдашь, вырви его из под власти НЭ. Будут падения и взлеты, разочарования и открытия, но очистка последующих ситуаций от НЭ дастся уже чуть легче. Тебя-прошлой больше нет, есть ты-другая, поскольку «ты» - это ни что иное, как совокупность восприятий в этом месте. Ты больше не живешь прежней жизнью, поскольку совершила замену восприятий, и если захочешь, можешь меняться дальше. Это изменение – результат радостного желания, упорства и решимости в его реализации.

В твоих руках – простой и действенный метод достижения желаемых тобою восприятий и устранения нежелаемых, и воняющий крысами подъезд превратится в «озаренный фактор» («ОзФ»), то есть восприятие подъезда будет резонировать с ОзВ. И чем больше будет доля ОзВ среди прочих восприятий, тем больше всего начнет превращаться в ОзФ.

ОзФ - это восприятие-переключатель, триггер, приводящий к ОзВ (особенно при наличии рж испытывать ОзВ). Им может быть что угодно - вид бурного моря, высоких гор, животных, растений; фразы, люди, мелодия и т.д. Например, ты смотришь на океан, испытываешь ОзВ. Подлетает большой жук и кружит над тобой, тыкается в руки, живот, и вдруг это не просто накладывается на ОзВ, но словно разрывается пелена тупости, происходит прорыв плотины, возникает пронзительный резонанс двух восприятий, и ты испытываешь яркую нежность к жуку несмотря на то, что всегда была или безразлична к жукам, или даже испытывала к ним неприязнь. С этого момента вид летающего жука становится для тебя ОзФ.

Существует механизм переноса ОзФ - ОзФ для одного ОзВ становится ОзФ для другого.

Я рекомендую составить список всех ОзФ – подобная фиксация укрепляет его силу.

В описании ОзФ большое значение имеют детали, усиливающие его резонансное свойство, и поскольку заранее их отделить от массы прочих воспоминаний не всегда просто, я советую описать все целиком, а затем отсортировать то, что является значимым. Например, есть ОзФ - воспоминание о том, что ты сидела на диване с мордамии испытала яркое ОзВ. Описывая эту ситуацию, ты неожиданно обнаруживаешь, что очень значимой является одна деталь: рисунок из коричневых слоников на покрывале. Рассудочно объяснить это ты не можешь, поэтому поначалу даже хотела исключить этот элемент из описания, как несущественный.

ОзФ может быть что угодно - тупой агрессивный человек, грязь на улице, тесная электричка, рекламный плакат, окурок в унитазе - что угодно. Чем безупречнее устраняются омрачения, чем больше есть ОзВ, тем больше восприятий становятся для тебя ОзФ. Раньше ты в электричке мучалась от безделья, а теперь делаешь поминутную фиксацию, эмоциональную полировку, выражение желаний, исследуешь концепции, устраняешь НЭ и т.д., и через месяц вдруг обнаруживаешь, что восприятие неудобной и тесной электрички так тесно переплелось с усилиями, с ОзВ, что превратилось в ОзФ. Если раньше, глядя на тупые и серые лица, ты испытывала НО, то после того, как стала безупречно его устранять, тупые люди стали для тебя ОзФ.

Ты постоянно «знаешь» о том, что происходит за стеной дома или офиса - там сидят унылые коллеги или соседи и занимаются унылыми делами. Между тем ты знаешь, что где-то далеко за стеной есть и Ежатина, Бодхи, Фйорд, другие практикующие, и океан с гладкой шкуркой, и сияющие вершины гор. Но по привычке ты поддерживаешь в воображении не то, что является ОзФ, а то, что привыкла представлять. Эту привычку можно изменить.

 

Я рекомендую вести подробные исследования-отчеты о проводимой тобой работе по замене восприятий, подробнейший дневник с описаниями твоей борьбы. Необходимо просто срастись с блокнотом и ручкой. Что делала, что получилось, что не получилось, какие были открытия, интересные наблюдения, какова интенсивность НЭ и ОзВ была в процессе совершения усилий и т.д. – подробно см. в главе «Описания и фиксации». Например ты можешь разными значками помечать НЭ, устраненные немедленно, устраненные за 2-5 секунд, и не устраненные (если НЭ длилась более 5 секунд). Письменная фиксация опыта станет противовесом мыслям-скептикам, будет являться неопровержимым свидетельством того, что решать такие задачи – в твоих силах. Поскольку в таком дневнике ты будешь вести записи о том, о чем нежелательно знать окружающим (поскольку они могут начать испытывать к тебе агрессию), то для того, чтобы добиться максимальной искренности, держи свои записи в запаролированных файлах – например в программе Word. При этом пароль должен удовлетворять следующим параметрам – не менее 10 символов, не состоящий из кусков простых слов, с использованием заглавных букв, цифр и спецсимволов типа @#$%^&*.

Исследование конкретных НЭ, их классификация способствует более эффективному их различению и устранению. Рассмотрим для примера раздражение. Раздражение и недовольство очень удобны в качестве полигона для выработки усилия, так как проявляются часто, ясно выражены, не имеют такой мощной концептуальной опоры, как, например, ревность или жалость.

(Негативное отношение, недовольство, раздражение, агрессия, ненависть – разные степени интенсивности одной и той же НЭ, именно поэтому тот, кто испытывает «всего лишь» негативное отношение, является человеком, который в любой момент может проявить ненависть).

Каждое конкретное возникшее раздражение можно соотносить с определенной категорией, после чего уже устранять. Разумеется, при этом будет невозможно добиться безупречного устранения (т.е. за полсекунды-секунду), поэтому целесообразно заниматься классифицированием НЭ лишь на начальном этапе, когда нет полной ясности в характере ее проявления. Когда скорость устранения конкретной НЭ увеличится, и от возникновения до устранения будет проходить всего две-три секунды, соотнесение эмоции с категорией перестанет быть эффективным, и это звено можно будет без ущерба выкинуть, но поначалу разбиение по категориям имеет то преимущество, что для того, чтобы определить эту категорию и ее качественные отличия, ты вынуждена достаточно пристально рассмотреть все аспекты проявления НЭ, и таким образом ты учишься хорошо замечать ее в повседневной жизни, без чего устранение невозможно.

Например, можно отсортировать все акты раздражения по типу ситуаций, в которых оно проявилось:

а) нежелаемое поведения других людей

б) нежелаемое поведения самого себя

в) нежелаемое стечение обстоятельств

г) нежелаемое «поведение» предметов

д) общая раздражительность «на весь мир».

 

Не так уж существенно в точности описать все ситуации, в которых по привычке возникает раздражение, так как его устранение в одной ситуации приводит к общему росту способности замечать и устранять его во всех других.

Акт устранения НЭ целесообразно завершать порождением решимости довести дело устранения НЭ до полной победы, уверенностью в том, что рано или поздно ОзВ придут и наполнят собой все.

 

Еще один способ разбить эмоции на два класса опирается на различие в том, как меняется характер их проявления в результате наблюдения, фиксации, исследования. Одна начинает ослабевать и растворяться, другая - усиливаться, расслаиваться и углубляться. В соответствии с первым или вторым типом поведения мы можем условно назвать их «негативными» и «позитивными». Интересно, что эмоции, которые я раньше определил как «негативные», согласно этому разделению также оказываются негативными. ПЭ ведут себя двояко. Некоторые из них также рассеиваются, особенно точные противоположности НЭ (например, «горечь потери - радость обладания»). Другие начинают расслаиваться, то есть там, где раньше ты различала одну ПЭ, ты начинаешь различать несколько. Какие-то из них рассеиваются или возникает желание их устранить, а другие, наоборот, усиливаются, возникает желание их чаще испытывать, и постепенно в результате такой очистки начинают проявляться ОзВ. Хочу обратить внимание, что это свойство эмоций невозможно использовать для устранения НЭ, поскольку за то время, которое НЭ будет тобою наблюдаться, она успеет породить массу других НЭ, усилит НФ, и в итоге не устранится, а сменится другим восприятием, но постоянная смена восприятий происходит в любом случае, и, как мы видим, это не приводит к прекращению НЭ. Обычно к такой «практике» прибегают те, кто занимается самообманом, и на самом деле не хочет отказываться от НЭ.

Очень эффективно совмещать разные направления в практике – не по графику, выдуманному из головы, а соответственно тому, к чему сейчас есть интерес, радостное желание. Ошибочно думать: «вот сначала устраню НЭ, а потом возьмусь за концепции и желания». Омрачения тесно переплетены между собой, и никогда не знаешь заранее – где произойдет прорыв, а когда прорыв происходит, то словно нить за кончик вытаскивают из полотна – материя становится разреженной не только в том месте, где ты ухватилась за нить, а по всей своей ширине. Достижение свободы в чем-то одном откликается по всему спектру восприятий, и часто бывает так, что прогресс в устранении НЭ приводит к тому, что ряд концепций вдруг становятся очевидно ложными, и наоборот. Книга написана последовательно – параграф за параграфом, иначе никак, но в практике всегда руководствуйся радостными желаниями.

Согласно моему опыту исследования практикующих, люди, склонные к агрессии, имеют существенно меньше шансов чем те, кто привык к жалости к себе (ЖКС). Наглый, вспыльчивый, агрессивный человек гораздо менее способен исследовать свои восприятия, чем тот, кто испытывает ЖКС. Настоящая борьба с агрессией начинается лишь тогда, когда ты подвергаешь устранению даже самые слабые ее формы – легкое недовольство, слабое раздражение. Тотальный контроль и устранение даже слабой тени недовольства или негативного отношения, поминутная фиксация своего состояния (ежеминутная оценка по шкале от 1 до 10 интенсивности недовольства) - только таким путем ты получаешь шанс избавиться от агрессии. Агрессия в любой форме - страшная зараза, тяжелейшая форма заболевания негативными эмоциями, и тебе потребуется отчаянная борьба за каждую минуту твоей жизни, если ты хочешь победить ее. Никакой путь, никакая практика, никакой духовный поиск - вообще ничего невозможно до тех пор, пока агрессия не устранена.

Достаточно просто добиться безупречного устранения НЭ при «диванной практике», т.е. в сравнительно тепличных условиях, когда нет сильных раздражителей, когда рядом симпатичные тебе люди, или если ты живешь на природе и почти не взаимодействуешь с омраченными людьми и т.п. Но чаще всего при длительной диванной практике наступает кризис – особенно это вероятно в начале практики, когда еще очень мала привычка к испытыванию ОзВ. Термином «кризис» я называю такое состояние, при котором вроде бы и заметных омрачений нет, а с другой стороны и ярких ОзВ нет. Непонятно – за что браться, куда двигаться. Усиливается «ничего-не-происходит», снижается до критически малого уровня энтузиазм, предвкушение. В этой ситуации необходимо прибегнуть к «активному поиску» - это позволяет выявить толстенные пласты НЭ и НФ, которые не проявлялись лишь потому, что не было соответствующих раздражителей. Это позволяет тренировать безупречность устранения НЭ в сложных и очень сложных ситуациях, когда автоматизм негативного реагирования особенно сложно устранить.

Для осуществления активного поиска наиболее целесообразно прибегать к «социальным экспериментам» («СЭ»), состоящим в том, что ты ставишь себя под удар негативного отношения со стороны других людей. При этом целесообразно тщательно продумывать пути отступления, варианты самообороны, способы манипулирования окружающими тебя механизмами (в том числе и механизмами поведения людей), чтобы негативное отношение со стороны людей не привело к нежелаемым последствиям. Поэтому, в частности, желательно соблюдать закон, чтобы иметь возможность задействовать механизмы системы правоохранения в сложных случаях.

Примеры простых СЭ:

*) прийти в магазин и расплатиться за товар самой мелкой мелочью. По закону продавец обязан принять любые деньги, так как это законное средство платежа. Возникающие у практикующего НЭ – страх агрессии со стороны продавца и других покупателей.

*) в транспорте не уступать место. НЭ, возникающие у практикующего: стыд, страх агрессии

*) пройтись по вагону метро в грязной одежде и просить подаяние. Возникающие НЭ – стыд.

*) в компании неизвестных тебе людей играть роль дурака. Возникающие НЭ – чувство собственной ущербности, обида, возмущение.

Многие читатели моей книги негативно реагируют на идею проведения СЭ, полагая, что таким образом практикующие не только тренируются в устранении своих НЭ, но еще и попутно «вызывают» у окружающих людей дополнительные НЭ. Но я исхожу из следующего:

а) невозможно «вызвать» в ком-то НЭ – НЭ человек сам выбирает испытывать, и отнюдь не хочет от них освобождаться. В этом очень легко убедиться, и я настоятельно советую сделать это: расскажи любому человеку (первому попавшемуся или твоему хорошему знакомому) о том, что есть способ не испытывать НЭ, и спроси - хочет ли он добиться этого? В 90% ты услышишь отказ и сентенцию о том, что мол «без НЭ человек становится трупом». Остальные 10% отчасти согласятся с тем, что они хотели бы не испытывать НЭ. Расскажи им про технологию ППП, и через пару дней спроси – что они сделали для того, чтобы добиться результата. Пусть расскажут в деталях – что они делали, что получилось, что не получилось, какие были открытия, наблюдения, какие возникли в связи с этим радостные желания и т.п. Ответом будет полное молчание – никто и пальцем не пошевелит. Это и доказывает, что за редчайшим исключением никто не хочет освобождаться от НЭ.

(Попробуй «вызвать» НЭ в «морде» - т.е. в том человеке, который хочет безупречно устранять НЭ, и упорно и решительно тренируется в этом – ты увидишь, что у тебя ничего не выйдет, даже если ты будешь оскорблять его, ругать, угрожать, драться и т.д.)

б) люди ВСЕГДА, постоянно испытывают НЭ или НФ, ведь если бы они их не испытывали в какой-то момент, то в тот же самый момент они испытывали бы яркие ОзВ. Так какая разница – будет продавец злиться на одного покупателя или на другого? Будет он испытывать скуку смертную или раздражение? Более того, многие люди скорее выберут испытывать раздражение и агрессию, нежели скуку.

в) практикующий, проводящий СЭ, не испытывает желания, чтобы у других людей возникли НЭ. Он пользуется знанием механизмов, которые культивируют в себе люди, и знает, что в результате определенного поведения будет известная негативная реакция, и пользуется этим. Но если вдруг вместо стереотипного раздражения какой-то человек улыбнется и испытает хотя бы дружественность, то практикующий несомненно испытает симпатию к этому человеку и интерес к нему (несмотря на то, что данный СЭ не удастся провести).

 

Практика «эмоциональной полировки» («ЭП») чрезвычайно эффективна для устранения НФ и мелких НЭ. Уникальная особенность этой практики состоит в том, что она позволяет зачищать даже тот НФ, который ты в данный момент не различаешь, и лишь по отсутствию ОзВ можешь судить о его наличии. ЭП заключается в том, что ты прилагаешь усилия по устранению НЭ, хотя не фиксируешь никаких НЭ. Поскольку ты уже обладаешь опытом приложения усилий к устранению НЭ, тебе несложно порождать эти усилия даже в отсутствие различаемых НЭ. Совершать усилия ЭП можно хоть по расписанию (например выделив 10 минут для непрерывной ЭП), хоть привязав их к конкретным событиям (например к любому взгляду на проходящего мимо человека – ведь с высокой вероятностью при этом есть мельчайший всплеск НО), и т.д.

Я советую относится к ЭП как к чистке зубов, как к необходимой профилактике. До тех пор, пока ты не испытываешь непрерывного озаренного фона, практика ЭП будет эффективна, и ее никогда не будет слишком много.

Для того, чтобы более твердо сосредоточиться на ЭП, можно использовать поддержку зрительными образами, и выполнять практику усиленной эмоциональной полировкиУЭП»):

1) На каждый вдох порождается образ потока света, поднимающегося с низа живота в центр груди. Пусть образ потока будет «осязаемым», «тягучим», а его светимость – яркой, плотной.

2) На каждый выдох порождается усилие по устранению всех восприятий без различения. Сопровождается порождением образа мощного взрыва света, разлетающегося из центра груди во все стороны и сметающего все на своем пути.

3) Для облегчения фиксации целесообразно делить УЭП на акты, серии и циклы. Акт - это один акт УЭП на один вдох-выдох. Серия - несколько актов подряд без перерыва (советую не меньше 50). Цикл - несколько серий с перерывом между ними (советую не меньше 10 серий в день). Использование четок определенной длины позволяет не отвлекаться на подсчеты.

4) Каждый цикл я советую завершать письменной фиксацией полученных наблюдений, используя записи, сделанные во время УЭП.

5) В течение дня можно проводить сколько угодно циклов.

 

Устранение НЭ во сне вполне возможно, это не представляет никакой сложности, и для этого не требуется уметь осознавать себя во сне, достаточно лишь настолько упорно и искренне заниматься практикой в бодрствовании, что привычка устранять НЭ автоматически проявится и в сновидении. Чем сильнее практика проникает в автоматические сновидения, тем выше становится уровень их осознанности, тем больше вероятность того, что появится опыт осознанных сновидений (ОС), что он будет не единичным и очень интересным, поскольку: а) у тебя появится возможность исследовать мир, на порядок или на два порядка более обширный и разнообразный, чем мир восприятий, составляющих бодрствование, б) в ОС намного проще испытывать очень яркие и разнообразные ОзВ. Подробнее см. в соответствующей главе.

Среди побочных результатов практики устранения НЭ - возрастающая способность различать проявления НЭ в других людях. Ты будешь замечать эти проявления в окружающих людях с необычайной ясностью и легкостью, как если бы они кричали об этом во весь голос. Ты начнешь видеть людей как открытую книгу, где все написано об их эмоциях. Никто не сможет скрыть от тебя тот факт, что он испытывает НЭ, ведь это проявляется даже в самых мелких повадках, жестах, интонациях, гримасах, словах. Тем более покажется удивительным, что они почти всегда будут категорически отрицать, что испытывают сейчас НЭ, и глядя на них, ты сможешь со всей ясностью отдать себе отчет, в каком ужасающем месиве НЭ, неискренности, тупости живут люди.

Целесообразно устранить страх перед «неблагоприятными условиями», так как «неблагоприятной» называют ту ситуацию, в которой у тебя еще не сформирована привычка устранять возникающие НЭ и испытывать ОзВ. Если ты будешь готова устранять НЭ и бороться за ОзВ в любых ситуациях, тогда вместо спазматических страхов и конвульсивного бегства начнут проявляться радостные желания смены обстоятельств, которые приводят, как показывает опыт, к интересному развитию ситуации.

Выпадения в омраченные состояния вроде «ничего не происходит» переживаются уже не так, как раньше, если проявлены упорство и решимость в достижении цели. Назову такое состояние «радость нулевого результата». Это радость от того, что проявлено упорство, и есть ясность в том, что ты не отступишь даже несмотря на временное отсутствие ОзВ.

 

В процессе устранения восприятия есть три узловых момента: 1) выделить его и определить как нежелаемое в силу наличия [среди всей совокупности восприятий] желания перестать его испытывать; 2) перестать обозначать его как «я», «мое», и начать рассматривать как отдельное нежелаемое восприятие; 3) приложить усилие, устранить нежелаемое восприятие.

Первое звено элементарно. Третье только на первый взгляд кажется самым сложным, но на самом деле у тебя уже есть опыт совершения усилий в условиях конфликта желаний, и эти усилия тогда радостны, сопровождаются предвкушением, когда есть уверенность, что «ты» этого хочешь, что это входит в «твои» интересы, и тогда препятствующее желание выводится из под концептуального обозначения «моего» и легко преодолевается. Так же и в практике - устраняемое восприятие постепенно выводится из-под щита концепции «я», и усилия по его устранению становятся более эффективными. Достижение ясности в этом позволяет проявиться желаниям исследовать этот процесс, искать эффективные методы вывода нежелаемого восприятия из-под обозначения «я».

 

Практика возврата внимания (ВВ).

Еще одно резонирующее описание усилия устранения НЭ – «возврат внимания» («ВВ»), и соответствующая практика называется «практикой возврата внимания». Я считаю целесообразным использовать на первых порах фразу «возврат внимания» для описания усилия устранения НЭ, поскольку слово «внимание» исключительно прочно вошло в наш язык – так же, как это произошло с понятием «прошлого», хотя даже поверхностного анализа достаточно, чтобы получить ясность в том, что любое восприятие, каким бы оно ни было, всегда есть только сейчас, и «прошлое» - лишь слово, обозначающее совокупность мыслей, в состав которых входит слово «было». То же и с «вниманием». Когда я говорю «я обратил внимание на корову», это означает, что восприятие коровы в этом месте стало проявляться особенно интенсивно и устойчиво.

Определю тут же и слово «сосредоточение», которое часто употребляется в паре со словом «внимание». Если за единицу времени в этом месте есть 10 разных восприятий (зрительное восприятие нескольких предметов, мысли, эмоции), а в другую такую же единицу времени - только 5, то я говорю, что «усилил сосредоточение внимания на выбранном объекте», или коротко - «сосредоточился на нем». Таким образом слову «сосредоточение» можно придать определенное значение, которым целесообразно пользоваться, поскольку часто возникает желание воспринимать лишь ограниченное количество восприятий в данный момент, например воспринимать только ОзВ, или только рассуждения на какую-то тему. Если несмотря на желание сосредоточиться на некоем восприятии преимущественно испытывается другое восприятие (например по механической привычке), мы говорим, что «внимание захвачено», а если вместо сосредоточения на желаемом восприятии имеет место чехарда разных восприятий, мы говорим, что внимание «рассеяно».

Практика ВВ заключается в том, что внимание, захваченное какими-либо хаотическими отвлечениями (НЭ, или механическим желанием, или механическим внутренним диалогом (ВД), или зрительными хаотическими восприятиями и т.п.) «возвращается назад», «отрываясь от объекта», после чего либо «бросается» в свободном состоянии, либо «направляется» на желаемое восприятие. Говоря языком восприятий, практика ВВ заключается в замене одного восприятия на другое, но образный язык «захватов» и «возвращений» может оказаться эффективным для того, чтобы отработать привычку замены восприятий.

Механические мысли похищают внимание кратким острым ударом, как чайка хватает рыбу, поэтому здесь целесообразно противопоставить стремительное и сосредоточенное усилие. НЭ похищают внимание сильно, грубо, как акула раздирает кусок мяса, поэтому целесообразно противопоставить мощное, яростное усилие. Механические желания похищают внимание тихой сапой, не всегда быстро, но всегда в полной уверенности своей победы – как римские полки идут на осаду Карфагена, поэтому целесообразно противопоставить усилие выносливое, как слон.

Приведу пример «стенограммы» - фиксации восприятий при ВВ.

*) прекращаю всякую деятельность, сижу, ничего не делаю, устраняю ВД и НЭ

*) возникает состояние ясности

*) состояние ясности замутняется, рассеивается

*) наступает состояние серости

*) развилка – либо устранить серость и возвратиться к ясности, либо поддаться серости. Допустим, механическое желание серости перевешивает желание ОзВ

*) возникает спазматическое желание впечатлений, чтобы «заглушить» серость

*) начинается поиск объекта, к которому внимание бы приклеилось

*) какой-то объект находится и внимание к нему приклеивается

*) серость отступает, возникает довольство, интерес и пр.

*) через некоторое время наступает пресыщение, усталость, недовольство, потеря интереса. Серое состояние возвращается

*) снова механическое желание серости перевешивает желание ОзВ

*) возникает механическое желание новых впечатлений, чтобы снова попытаться заткнуть серость

*) снова находится объект приложения внимания

*) желание устранить замкнутый круг «серость - поиск впечатлений – довольство – пресыщение – усталость» пересиливает желание продолжать его поддерживать, совершается усилие возврата внимания – внимание отрывается от объекта, возвращается и либо «бросается» в свободном состоянии, либо направляется на озаренный фактор (восприятие-триггер, ассоциативно связанное с ОзВ)

*) возникает жалость от потери впечатлений

*) устраняю жалость

*) вновь по привычке пытается проявиться и укрепиться серость

*) устраняю серость – допустим, это делается с переменным успехом

*) спазматическая жажда впечатлений проявляется снова и снова

*) снова и снова терпеливо продолжаю возвращать внимание, несмотря на то, что каждый раз возникает жалость потери впечатлений, которую также устраняю

*) после совершения целого ряда таких циклов наступает сильное утомление, но оно переживается как очень приятное, здоровое утомление

*) возникает и усиливается озаренный фон

*) возникает ощущение переполнения, распирания в груди

*) калейдоскопическая смена состояний серости и ясности - серость может мгновенно смениться переживанием поразительной глубины и свежести, и наоборот

*) интенсивные «распирающие» ощущения приводят к потребности «отдохнуть»

*) отдаю себе отчет в том, что «желание отдохнуть» - это механическое желание вернуться в привычное состояние рассеянного внимания, серости

*) возникает упорство, направленное на преодоление желания «отдохнуть»

и так далее.

Устранение механического желания впечатлений (МЖВп) тем сложнее, чем сильнее это желание, а оно тем сильнее, чем интенсивнее и привычнее фон серости, скуки, который, являясь негативной доминантой, зачастую даже не фиксируется. Возврат внимания с МЖВп – крайне сложное занятие. Оно вытягивает все силы, и порой испытываешь отчаянные «конвульсии», и это лишний раз показывает, как основательно ты сидишь на игле впечатлений, которыми стараешься заглушить НФ. В самом начале практики ВВ, даже один или два часа ничегонеделания (простого сидения или лежания на диване) – мучение, самая настоящая пытка лобового столкновения с мощным НФ. Я советую время от времени сопровождать ВВ составлением стенограммы восприятий подобно тому, как это описано выше, т.е. фиксировать все, что происходит во время ВВ. Это позволяет добиться ясности в происходящем, отслеживать результаты. Сопоставляя свои записи и ощущения, ты увидишь, что с каждым днем практика ВВ становится все менее мучительной и все чаще сопровождается всплесками ОзВ, предвкушением, интересом к этому опыту – наркомания медленно, но преодолевается.

При ВВ могут возникать приступы острого одиночества, подавляющего своей беспредельностью, тоски, отчаяния, беспричинной агрессии и пр. Это означает, что все эти НЭ являются составной частью твоего доминантного НФ, и все время до сих пор они незаметно отравляли тебя, но теперь они проявляются и их можно устранять. Отказываясь от МЖВп, ты лишаешь себя впрыскивания наркотика под названием «впечатления», и начинаются «ломки», хочется хоть чуть-чуть впечатлений, и если поддаться этому, испытываешь маленькую смерть - вроде становится «легче», но тут же с удвоенной силой наваливается серость и НЭ. Признание себя наркоманкой позволяет со всей серьезностью и решимостью приступить к устранению зависимости, препятствующей испытыванию ОзВ.

Во время практики ВВ время растягивается просто невероятно. Один час усилий вмещает столько открытий, наблюдений, гипотез, идей, сколько обычно случается за несколько дней. Неожиданно ты получаешь в свои руки неисчерпаемый ресурс жизненного времени.

 

Типичные ошибки.

Среди ошибок, которые еще не были рассмотрены, выделю следующие:

1) Многие считают, что устранить НЭ невозможно, потому что они являются следствиями неверных интерпретаций и прочих явлений. Они полагают, что бороться со следствиями - это все равно, что принимать болеутоляющее и думать, что ты лечишь болезнь, в то время как лечить необходимо прежде всего не боль, а саму болезнь, и пить не анальгин, а антибиотики. Еще иногда говорят, что достаточно просто изменить точку зрения, и НЭ не будут появляться. Мол осознай, что все есть Атман, и все изменится. На самом же деле:

а) Минимальный опыт устранения НЭ показывает, что работа с концепциями не может заменить прямого усилия устранения НЭ, поскольку сложившаяся привычка испытывать НЭ срабатывает независимо от того, насколько сильна поддерживающая ее концепция.

б) Пока ты рассуждаешь о причинах, все это время НЭ живет и развивается, появляются новые НЭ, подпитывается НФ, и в итоге ты терпишь полнейшую неудачу, в то время как безупречное устранение НЭ приводит к ее немедленному прекращению.

в) Минимальный опыт устранения НЭ показывает также, что это вполне возможно и совсем не сложно, и постепенно прежняя привычка испытывать НЭ отмирает, а на ее месте появляется новая – привычка устранять НЭ и испытывать ОзВ.

г) НЭ – это не физическая боль, и приведенная выше аналогия ошибочна, так как бездумно переносит закономерности из одной области в совершенно другую.

Как мы разделяем явления на «причину» и «следствие»? Если болит зуб, то я принимаю обезболивающее, но боль через час снова возникает и усиливается. В таком случае я называю боль «следствием», а кариес – «причиной», и лечу кариес, полагая, что лечу «причину», и в самом деле – боль прекращается. Но через три месяца кариес возникает снова, и тогда я называю сам кариес «следствием», а «причину» вижу в том, что не чищу зубы. Диетолог обнаружит еще более глубокую «причину» в моем несбалансированном питании. Психотерапевт может назвать несбалансированное питание «следствием» детских комплексов неполноценности или травм, а психоаналитик и это назовет «следствием», утверждая, что «причина» - родовая травма. Буддист же и саму родовую травму назовет «следствием» ошибочного поведения в прошлой жизни.

Поэтому в зависимости от частоты и силы возникающей боли, а также от интереса к этому вопросу, я оказываю влияние на боль на всех уровнях – первым делом принимаю обезболивающее, затем иду к зубному врачу, затем покупаю зубную пасту и начинаю чистить зу

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...