Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие источники уголовного права

Источники уголовного права

1.1 Уголовный кодекс как основной источник уголовного права

Уголовное право России состоит из юридических норм Общей и Особенной частей УК РФ.

В нормах Общей части отечественного уголовного права определяются или регулируются:

основание и принципы уголовной ответственности;

принципы и пределы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

правила выдачи лиц, совершивших преступление за пределами РФ;

понятие и категории преступлений, формы вины, возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних;

признаки и правовые последствия невменяемости, виды, признаки и правовые последствия неоконченного преступления;

соучастие в преступлении и виды соучастников;

обстоятельства, исключающие преступность деяния;

виды наказаний и их система;

общие начала назначения наказания;

особенности назначения наказания при рецидиве, неоконченном преступлении, совокупности преступлений и приговоров;

условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, правила снятия и погашения судимости, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

основания и правила применения иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, алкоголикам и наркоманам).

Нормы Особенной части определяют:

какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями;

какие виды наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления;

объективные и субъективные признаки конкретных составов преступлений;

те виды и размеры наказания, которые могут применяться за совершение таких преступлений.

В некоторых статьях Особенной части УК предусматриваются примечания, определяющие условия, при которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности

дается определение понятий значительного и крупного ущерба, крупного и особо крупного размера применительно к отдельным составам преступлений; раскрывается понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации и понятие должностного лица

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права тесно связаны между собой. Без глубокого понимания и неуклонного соблюдения норм Общей части уголовного права невозможно правильное толкование и применение норм Особенной части. Изучение уголовного права начинается с Общей части, поскольку нормы этой части УК имеют общее значение, относятся ко всем случаям (или к большинству) совершения преступлений.

Большая группа норм Общей части уголовного права посвящена наказанию. В гл.9 Общей части УК определены понятие, цели и виды наказаний, какие из них применяются только в качестве основного наказания, какие назначаются только в качестве дополнительного, а какие могут применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания, регламентируются условия и пределы применения отдельных видов наказаний.

Значительное число норм Общей части уголовного права регулирует порядок назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В частности, в этих нормах определяются:

общие начала назначения наказания;

обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание;

правила назначения наказания при наличии определенных смягчающих обстоятельств;

основания назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции статьи за данное преступление;

правила назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, при рецидиве преступлений;

наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров;

правила определения сроков наказания при сложении наказаний и др.

В Общей части УК помещены нормы об условиях освобождения лица от уголовной ответственности и основаниях и условиях освобождения осужденного от отбывания наказания по актам амнистии, помилования.

1.2 Конституция РФ как концептуальная основа российского уголовного права

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ч.1 ст.15), являясь концептуальной основой российского уголовного права.

В доктрине справедливо говорится о том, что для законодателя Конституция РФ - формальный источник уголовного права, имеющий прямое действие во всех случаях, а любая правотворческая деятельность должна всегда осуществляться в рамках конституционных норм.

Сказанное подтверждается п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" БВС РФ. 1996. № 1. С. 2., в соответствии с которым суд, разрешая дело, обязан применить непосредственно Конституцию РФ в случаях, когда:

а) закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ.

Формы и виды соучастия

В науке уголовного права вопрос о формах и видах соучастия решается неоднозначно. В зависимости от характера и степени фактического участия каждого соучастника в совершении преступления УК различаетдве основные формы соучастия: соисполнительство и соучастие с исполнением различных ролей.

Соисполнительство представляет собой такую форму соучастия, при которой два или более лица полностью либо частично своими действиями (бездействием) исполняют непосредственно объективную сторону совершаемого преступления. При этом каждый из участвующих в совместном совершении преступления лиц признается исполнителем (соисполнителем) данного преступления.С объективной стороны каждый из соисполнителей совершает действия (бездействие), содержащие признаки одного и того же состава преступления. При этом каждый соисполнитель выполняет объективную сторону совместно с другими соучастниками преступления.

С субъективной стороны соисполнительство предполагает осознание каждым соучастником, что преступное намерение им реализуется совместно с другим(ми) соучастником(ми). При соисполнительстве нередко кто-либо из соучастниковобъективную сторонусовершаемого совместно преступления выполняет лишь частично. Сказанное характерно при совершении преступлений, объективная сторона которых слагается из внешне различных действий соучастников, в совокупности составляющих состав одного и того же преступления. При изнасиловании, например, один из соисполнителей может совершать насильственный половой акт, а другой содействовать этому путем физического преодоления сопротивления потерпевшей.

Видами соисполнительства по смыслу ст. 35 УК являются совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и преступным сообществом (преступной организацией).

Соучастие с распределением ролей соучастников характеризуется тем, что исполнитель при этом непосредственно совершает действия, составляющие объективную сторону состава преступления, а другие соучастники — подстрекатель, организатор и пособник своими действиями создают ему условия .для успешного совершения преступления либо облегчают ему реализацию преступного намерения. При данной форме соучастия его участники исполняют разные роли в совместном преступном деянии (в нем участвуют исполнитель и подстрекатель, организатор, пособник и исполнитель и т.п.).

Соучастие в преступлении

Соучастие — это умышленное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

Это участие двух и более лиц, являющихся субъектами преступления, т. е. достигших возраста уголовной ответственности и вменяемых, в противном случае о соучастии говорить нельзя. Бывают случаи, когда малолетних и душевнобольных используют в качестве непосредственных исполнителей преступления, заведомо зная, что они не являются субъектами преступления и не подлежат уголовной ответственности. В этом случае лицо, использующее их в качестве живого орудия преступления, будет отвечать как исполнитель преступления.

В зависимости от характера и степени (роли) участия в совместном преступлении можно определить следующие[[виды соучастников]] (рис. 1).

Рис. 1. Виды соучастников

Исполнитель - лицо, непосредственно своими действиями совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в совершении преступления вместе с другими лицами — соисполнителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные функции (один держит жертву за руки, другой наносит удары ножом).

Организатор - лицо, организовавшее преступление либо руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Эта фигура наиболее опасна, так как она вовлекает в преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Организация преступления — это приискание и подготовка исполнителя, соучастников, распределение ролей, составление плана, приискание орудий и средств преступления. Руководство совершением преступления — это распределение обязанностей, дача обязательных для выполнения указаний исполнителю и соучастникам, активное лидерство в преступлении. Иногда организатор может быть одновременно и соисполнителем преступления.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. Подстрекатель своими действиями непосредственно в совершении преступления не участвует, не организует и не руководит преступлением, иначе бы это был соответственно исполнитель и организатор преступления. Подстрекатель лишь вызывает у другого лица решимость совершить преступление, причем не преступление вообще, а какое-либо конкретное преступление (убить определенного человека, угнать автомобиль). Подстрекатель может использовать различные способы и средства: подкуй, угрозы, обещания, уговоры — т. е. совершать любые активные действия, склоняющие к совершению уголовно наказуемого деяния. Мотивы и цели у подстрекателя и исполнителя могут быть разными, главное, чтобы подстрекатель понимал, что вовлекает человека в совершение общественно опасного деяния.

Пособник - это лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Пособник должен выполнить свои функции до начала или в момент исполнения преступления, но обязательно до фактического завершения преступления, иначе это уже будет не соучастие, но прикосновенность к преступлению (заранее не обещанное укрывательство, недонесение), так как соучастие — это участие в совершении преступления, действия соучастника должны способствовать наступлению преступного результата. Пособник должен осознавать, что содействует совершению преступления, предвидеть последствия преступления. Пособник не организует преступление, не участвует непосредственно в совершении преступления, иначе это будет организатор и исполнитель. Пособничество советами, указаниями, обещание укрыть преступника укрепляет решимость лица, уже замыслившего преступление, а не вызывает эту решимость, в противном случае эти действия будут квалифицироваться как подстрекательство.

Понятие состава преступления

. Преступление – виновно совершенное опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Признаки: преступления: деяние, общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния выделяют преступления небольшой тяжести(макс 2 года); преступления средней тяжести(2 за неосторожные-5 за умышленные); тяжкие преступления(10 лет) и особо тяжкие преступления(10 и более). Преступления умышленные(прямой, косвенный умысел), по неосторожности(по легкомыслию, по небрежности) и невиновные деяния. Состав преступления – совокупность признаков, указанных в уголовном законе и характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления состоит из четырех элементов: объект объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Суд называет человека преступником, если в его деяниях есть состав преступления.Объект преступления — общественные отношения, охраняемые нормами уголовного права. Это то, на что направлено преступление, Объективная сторона — это внешняя сторона повеления в форме действия или бездействия. Субъект преступления — это лицо, совершившее преступление. Уголовной ответственности подлежит лицо, которому ко времени совершения преступления должно исполниться 16 лет. Субъективная сторона – вина, мотив и цель преступления.

11 Преступление, понятие.

Преступление – виновно совершенное опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Признаки: преступления: деяние, общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния выделяют преступления небольшой тяжести(макс 2 года); преступления средней тяжести(2 за неосторожные-5 за умышленные); тяжкие преступления(10 лет) и особо тяжкие преступления(10 и более). Преступления умышленные(прямой, косвенный умысел), по неосторожности(по легкомыслию, по небрежности) и невиновные деяния. Состав преступления – совокупность признаков, указанных в уголовном законе и характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления состоит из четырех элементов: объект объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Суд называет человека преступником, если в его деяниях есть состав преступления.Объект преступления — общественные отношения, охраняемые нормами уголовного права. Это то, на что направлено преступление, Объективная сторона — это внешняя сторона повеления в форме действия или бездействия. Субъект преступления — это лицо, совершившее преступление. Уголовной ответственности подлежит лицо, которому ко времени совершения преступления должно исполниться 16 лет. Субъективная сторона – вина, мотив и цель преступления.

Преступление - одна из основных категорий уголовного права. В статье 14 УК России дается определение понятия преступления: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. В теории уголовного права и законодательствах разных стран выделяются два подхода в определении понятия преступления - формальный и материальный. Формальное определение указывает на запрещенность деяния (уголовную противоправность), но не указывает почему. Материальное определение объясняет, почему то или иное деяние признается преступлением, так как оно является общественно опасным, причиняет или создает угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям. В действующем УК определение преступления формально-материально, поскольку предусматривает формальный признак - запрещенность деяния в уголовном законе и материальный признак - общественную опасность. Отличие преступления от иных правонарушений происходит по общественной опасности (иные правонарушения обладают общественной вредностью), характеру противоправности (преступления запрещены УК, а иные правонарушения - другими законами и нормативными актами), характеру санкций (уголовное наказание более репрессивно: смертная казнь, лишение свободы пожизненное или на определенный срок за иные правонарушения не назначаются) и правовым последствиям (преступления порождают судимость, иные правонарушения не вызывают подобных последствий). Преступление как правовое явление представляет собой деяние (поведение человека, которое проявляется в действии или бездействии) и характеризуется определенными признаками.

 

 

12. Основание уголовной ответственности.

Основание уголовной ответственности — это то, за что отвечает в уголовном порядке лицо, совершившее преступление, то есть предусмотренные уголовным законом объективные и субъективные признаки, необходимые и достаточные для привлечения лица к уголовной ответственности.

Вопрос об основании уголовной ответственности имеет не только уголовно-правовое, но и политическое, общегражданское звучание. Подход к решению этой проблемы во многом определяет уровень правового развития государства, гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая проблему основания уголовной ответственности, прежде всего следует обратить внимание на то, что закон не раскрывает его содержания, а в теории уголовного права эта проблема решается неоднозначно. Но наиболее распространенной является позиция, согласно которой уголовной ответственностью являются обязанность отвечать за содеянное и фактическая реализация этой обязанности.
Также законодательно не раскрыт и вопрос о понятии состава преступления. В теории уголовного права под составом преступления понимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. При этом в число обязательных признаков состава преступления включены наиболее существенные, определяющие общественную опасность и вид преступления.
Состав преступления образуют четыре группы признаков, которые называются элементами состава преступления.
К объективным элементам состава преступления относятся объект (общественные отношения, которым преступлением причиняется вред) и объективная сторона (действие, бездействие, запрещенные уголовным законом общественно опасные последствия и причинная связь между последствиями и деянием).
Субъективными элементами состава преступления являются субъективная сторона и субъект преступления. Субъективная сторона выражается виной в форме умысла или неосторожности. Необходимость установления субъективной стороны вытекает из положений ст. 5 УК РФ об ответственности только за те действия (бездействие), в отношении которых установлена вина лица, и о запрете объективного вменения, т.е. уголовной ответственности за невиновное причинение вреда. К элементам состава преступления отнесен и субъект преступления. Данное положение означает, что уголовной ответственности подлежит не любое лицо, совершившее общественно опасное деяние, а только лицо, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности и вменяемое, т.е. способное отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Признаки состава преступления представляют собой обстоятельства, характеризующие его элементы. Так, объективная сторона должна быть выражена общественно опасным деянием, субъект должен быть физическим лицом и т.д.
Отсутствие хотя бы одного из признаков состава преступления означает его отсутствие и, следовательно, отсутствие основания уголовной ответственности.
Это положение обусловлено тем, что совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является единственным и достаточным основанием уголовной ответственности.
Никакие другие обстоятельства, как-то социальный статус человека, его происхождение, вероисповедание, национальность и т.д., не могут служить основанием ответственности и порождать уголовно-правовые отношения.
Следует отметить, что в определении основания уголовной ответственности прослеживается взаимосвязь понятий преступления и состава преступления. В ст. 14 УК РФ приведено абстрактное понятие преступления, определяемого как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Но преступления вообще в реальности не существует. Есть конкретные преступления - убийство, кража, разбой и т.д. - и закрепленные в законе составы конкретных видов преступлений. Для того чтобы установить, является ли конкретное деяние преступлением, необходимо определить, содержит ли оно (деяние) состав какого-либо преступления. Только в этом случае о деянии можно говорить как о преступлении.
Таким образом, состав преступления является определенным законодательным эталоном, с которым сравнивается конкретное деяние.
Если это деяние содержит все признаки конкретного состава преступления, имеется основание уголовной ответственности.
Положение об основании уголовной ответственности получило свое дальнейшее развитие в нормах Общей и Особенной частей УК РФ, где определены формы вины, признаки невменяемости, условия ответственности за неоконченное преступление и т.д., а также признаки конкретных составов преступлений и наказание за совершение преступлений.

 

Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству, определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства – является инструментом общества.

При диалектическом подходе общество можно представить как:

1. Единый организм;

2. Совокупность классов, социальных групп, с несовпадающими интересами;

Следовательно, сущность государства носит двоякий характер при котором одна сторона – общесоциальная, другая - классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства – служить обществу.

В идеале назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле.

Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью - какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса и быть правовым по форме.

Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, необходимо сочетать подходы, тогда можно говорить о сущности государства, при этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить.

В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами.

В политической – в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли.

В идеологической – навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и её распространение.

Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе.

 

Основные функции государства.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология

 

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Признаки демократического политического режима:

  1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;
  2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);
  3. полное подчинение государства праву;
  4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима : 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Анархия

Основная статья: Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

 

 

20 Форма государственного устройства.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

[править] Отличительные признаки унитарного государства

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

[править] Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

 

По способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

[править] Признаки конфедерации

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей

Функции права.

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны — законодательную, исполнительную и судебную функции. Функции можно подразделить в зависимости от задач, которые они решают:

Регулятивная функция — упорядочение общественных отношений путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительное воздействие выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний,

в установлении юридических санкций за совершение таких деяний,

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

В этих направлениях воздействия права на общественные отношения выражена ценность права и его социальное назначение.

24. Основные признаки права.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа, которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая шк

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...