Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма государства, понятие, элементы

Гос-во — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности гос-ва важно учитывать два аспекта:

то, что любое гос-во есть организация политической власти (формальная сторона);

то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности гос-ва:

— классовый, в рамках которого гос-во можно определить как организацию политической власти экономически господству­ющего класса;

общесоциальный, в рамках которого гос-во можно опре­делить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности гос-ва, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расо­вые интересы будут доминировать в политике конкретного гос-ва.

Иначе говоря, сущность гос-ва многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности гос-ва в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Форма гос-ва — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность гос-ва» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма гос-ва» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полити­ческие образования с гос-вом в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма гос-ва — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатичес­кие условия, национально-исторические и религиозные особеннос­ти, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы гос-ва выступают:

форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские); форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства гос-ва делятся на унитарные, фе­деративные и конфедеративные); политический (гос-ый) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен­ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и анти­демократический политические (государственные) режимы).

Функции права.

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны — законодательную, исполнительную и судебную функции. Функции можно подразделить в зависимости от задач, которые они решают:

Регулятивная функция — упорядочение общественных отношений путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительное воздействие выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний,

в установлении юридических санкций за совершение таких деяний,

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

В этих направлениях воздействия права на общественные отношения выражена ценность права и его социальное назначение.

24. Основные признаки права.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа, которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая школа права считает, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов, этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются с помощью права.

Социологическая школа рассматривает право как систему правоотношений, как уравновешивающую силу в жизни общества.

Материалистическая теория рассматривала право как выражение и закрепление воли экономического господствующего класса. Марксистско-ленинская теория рассматривала право, как явление производное от государства и провозглашала примат государства над правом.

В современном понимании — право господствует над государством. Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата, тем самым государство обеспечивает обязательность норм права.

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего не территории государства. Неправовые нормы, например нормы морали, могут быть не обязательными для каких-то индивидов или групп.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

Признаки права:

волевой характер; общеобязательность; нормативность; связь с гос-вом; формальная определенность; системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два ас­пекта;

то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержа­тельная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных гос-вом юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господ­ствующего класса (здесь право используется в узких целях как сред­ство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различны­ми социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые ин­тересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, право­вых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущнос­ти права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

 

Понятие права.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа, которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая школа права считает, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов, этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются с помощью права.

Социологическая школа рассматривает право как систему правоотношений, как уравновешивающую силу в жизни общества.

Материалистическая теория рассматривала право как выражение и закрепление воли экономического господствующего класса. Марксистско-ленинская теория рассматривала право, как явление производное от государства и провозглашала примат государства над правом.

В современном понимании — право господствует над государством. Право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата, тем самым государство обеспечивает обязательность норм права.

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего не территории государства. Неправовые нормы, например нормы морали, могут быть не обязательными для каких-то индивидов или групп.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении.

Понятие правоотношения.

Правоотношение – особый вид общественных отношений, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями. Признаки правоотношений: 1.наличие общественных отношений. 2.наличие субъективных прав и субъективных юр.обязанностей. 3.индивидуализированный характер отношений. 4.волевой характер отношений. Структура правоотношений: 1.субъект – лицо, участвующее в правоотношении и наделенное определенными субъективными правами и обязанностями. Должен обладать правосубъектностью, дееспособностью, деликтоспособностью. 2.объект – вещи, имущество, работа. 3.субъективное право 4. юридическая обязанность. Классификация: 1.по характеру связи между субъектами –относительные, абсолютные 2.сложные, простые 3.по характеру воздействия –охранительные, регулятивные 4.по отраслям- конституционные, гражданиские, уголовные и т.д. Для возникновения правоотношений необходимо наличие юр.факторов: юридические акты и поступки. Правоотношения могут основываться на относительных и абсолютных событиях.

Правоотношение – это разновидность общественных отношений, юридическая связь между его участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.

Правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношения есть та мера внешней свободы, которую предоставляют участникам нормы права.

Признаки правоотношения:

тесная взаимосвязь правоотношений и правовых норм;

сознательно-волевой характер правоотношений;

взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений.

Структура правоотношений:

Субъекты правоотношения - граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей. Мера участия в правовых отношениях определяется их правоспособностью (признанная законом возможность иметь права и обязанности (с рождения до смерти)) и дееспособностью (признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него юридические обязанности);

Объект правоотношения – это то, на что воздействуют. Предмет – материальные, духовные и иные блага, по поводу которых у субъектов возникают права и обязанности. Объект – поведение его участников;

Цель правоотношения – то, ради чего оно возникает и осуществляется (удовлетворение разных законных интересов общества, государства и личности);

Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право – возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренные объективным правом, т.е. это мера возможного поведения субъекта. Проявляется в трех формах:

в возможности положительного поведения в целях удовлетворения своих интересов;

в возможности требовать определенного поведения от обязанных лиц;

возможность на самозащиту прав и обращения к компетентным гос. органам в случае нарушения интересов.

Юридическая обязанность - предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения в интересах управомоченного субъекта, т.е. это мера должного поведения субъекта правоотношений. Проявляется в трех формах:

в необходимости воздержаться от действий, запрещенных нормами права;

в необходимости совершать активные положительные действия в пользу управомоченного лица;

в необходимости обязанного лица претерпеть неблагоприятные последствия, вызванные неисполнением его обязанностей


27. Норма права, понятие + 28. Структура нормы права.

Норма права – это установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенный вид общественных отношений и носящее обязательный характер.

Нормы права создаются для того, чтобы реализовывать, претворять их требования в жизнь.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное гос-вом. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных гос-вом, образуют право в целом, составляют систему права.

Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

Структура, элементы правовых норм и способы их изложения. (структура "Если - то - иначе"): Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной. Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия). Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Правомерное поведение.

Правомерное поведение – деяние, которое представляет собой реализацию общественных прав и обязанностей.

Правомерное деяние – действие или бездействие, соответствующее нормам права.

Правомерное поведение является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, т.е. оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавливаются правовые предписания.

В зависимости от того, какова мотивация различают следующие виды поведения:

Социально активное правомерное поведение

Законопослушное поведение (правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением требованиям правовых норм)

Пассивное поведение (индивид сознательно не использует принадлежащие ему права и свободы)

Маргинальное поведение (на грани между правомерным и неправомерным)

Конфликт (спор между субъектами, которые находятся в правовых отношениях по поводу различных материальных или нематериальных благ)

Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и тре­бований.

Если правовое поведение – это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм, то правонарушение – его антипод, поведение, нарушающее требования этих норм. Причины правонарушений заложены в аномалиях общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин могут быть: экономические, политические, социальные, нравственные и т.д. Возможности нарушения норм права заложены в самой сущности человеческой жизни, поэтому государство своей принудительной силой вынуждено обеспечивать охрану и реализацию правовых норм.

30) Источники права, понятие, виды.

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

правовой обычай;

нормативный правовой акт;

юридический прецедент;

договор нормативного содержания;

юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Нормативный правовой акт

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;

оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;

удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;

единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.

Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

согласная воля двух или нескольких лиц;

взаимное познание этой воли;

возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Акт применения права

Акт применения права — правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Виды

по форме: указы, приговоры, приказы, решения и пр.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

регулятивные (приказ о повышении по службе)

охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда)

вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты ад-

министративно-правовые

по характеру:

материальные

процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Признаки

Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права– документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА

представляют собой письменные акты-документы

исходят от государства

обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличительные черты с НПА

акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать

акты применения права не являются источниками права

не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА

акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.

акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц

акты применения права рассчитан на однократное применение

они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Конституционное право

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права: эта отрасль права имеет ведущий характер в системе права. С конституционного права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить понятие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

императивного;

диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, р

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...