Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 32. Правовые особенности осуществления малого предпринимательства в экономике России.

Отсутствует.

Вопрос 33. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) по действующему законодательству РФ.

С позиции законодателя понятия "несостоятельность" и "банкротство" - синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых (н-р, М.В.Телюкина), такой подход законодателя к употреблению данных терминов не совсем удачен.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) содержится в Законе 2002 г., согласно которому несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2).

Признаки банкротства (по ФЗ): Гражданин считается неспособным удовлетворить требования (исполнить обязанность), если обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения + если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.3).

Карелина: признаки несостоятельности (банкротства).

1) наличие денежного долгового характера обязательств должника. Т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (ст.4 Закона о банкротстве) → проблема трансформации неденежного обязательства в денежное. Трансформация может быть произведена, основываясь на положениях ГК РФ о расторжении договора, последствиях этого и возмещении убытков (ст.15, 393, 450, 453), на нормах об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (гл.60), а также руководствуясь правилами, предусмотренными ст.397 и 405 ГК РФ и др.;

2) В соответствии с положениями российского Закона о банкротстве 2002 г. должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности (превышение обязательств должника над стоимостью имущества) применим лишь в отношении граждан;

3) Минимальный размер задолженности субъекта = дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юрлицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей (но: минимум может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов; это требование необходимо только для инициации процедуры банкротства, после - механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера). Карелина: следовало бы использовать дифференцированный подход: в зависимости от правового статуса и вида деятельности применялся бы различный размер задолженности;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Вопрос 34. Правовой статус арбитражного управляющего, иных субъектов процедуры несостоятельности (банкротства).

Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К числу таких лиц относятся:

- должник - гражданин или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

- конкурсный кредитор;

- арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) - временный, административный, внешний или конкурсный);

- уполномоченные органы по требованиям, вытекающим из обязательных платежей;

- иные лица, в частности, органы МСУ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления и т.д.

В настоящее время Законом о банкротстве предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, Закон предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и КП.

Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависит от многих факторов: во-первых, от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; во-вторых, от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; в-третьих, от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

Правовой статус должника. Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

- все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);

- граждане: а) зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; б) не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (будет введена в действие только с момента вступления в силу ФЗ о внесении соответствующих изменений в ГК); в) главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

= право на обращение в АС с заявлением о признании несостоятельным (банкротом)

= право обратиться в АС с заявлением в предвидении банкротства - ситуации, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (ст.8 Закона).

При определенных обстоятельствах руководитель должника - юридического лица или должник - индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением в АС (ст.9 Закона):

- когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в АС с заявлением должника (такое решение может быть принято только при наличии признаков неплатежеспособности или в предвидении банкротства. В противном случае оно может быть оспорено участниками (учредителями) юридического лица, возражавшими против принятия этого решения);

- когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в АС с заявлением должника. Такое решение вправе принять Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице уполномоченных им органов (ст.295 ГК РФ);

- в иных случаях - к примеру, когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность, или если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ранее, по Закону 1998 г. такая обязанность возлагалась не только на руководителя должника, но и на ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Во всех указанных случаях заявление должника должно быть направлено в АС не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Обязанность руководителя должника - юридического лица либо ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в АС с заявлением о банкротстве должника обеспечивается привлечением указанных лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами, возникшим по истечении месячного срока со дня появления обстоятельств, которые признаются основаниями для обязательного обращения в АС с заявлением о банкротстве должника (п.1 ст.10 Закона).

Правовой статус кредитора. Участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только конкурсные кредиторы. Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст.2 ФЗ).

Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в АС с одним заявлением. Такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона).

Собрание кредиторов. Это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Участниками с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Число голосов, которыми обладает каждый, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. Участниками без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

К исключительной компетенции отнесены важнейшие вопросы: решение о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов; о выборе саморегулируемой организации для представления в АС кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д. (ст.12 Закона).

Правовой статус арбитражного управляющего. Арбитражным управляющим (АУ) признается гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст.2 Закона).

По общему правилу, должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, иметь высшее образование, не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (п.1 ст.20 Закона) + стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности, пройти стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, а также сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.

= может быть утверждено только ФЛ, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. АУ в ходе всего процесса должен занимать нейтральную позицию → ими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.

НО: кредитор или уполномоченный орган вправе дополнительно предусмотреть следующие требования к кандидатуре АУ: наличие высшего юр., эконом. образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве АУ.

= обязательной формой финансового обеспечения деятельности АУ - договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п.8 ст.20).

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Статус саморегулируемой организации в соответствии с положениями Закона о банкротстве (ст.21) приобретается некоммерческой организацией при выполнении ею следующих условий:

- она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

- члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

- за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

АУ имеет право: обращаться в АС в случаях, предусмотренных ФЗ; привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника; созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов; получать вознаграждение и т.д. Обязанности: принятие мер по защите должника; анализ его финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарном рынке; рассмотрение заявленных требований кредиторов; ведение реестра требований кредиторов и т.д. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения АУ своих обязанностей ФЗ устанавливает для него различные правовые последствия в зависимости от наличия или отсутствия убытков, причиненных для должника или кредиторов. Отсутствие - влечет за собой возможное его отстранение от управления должником. Кроме того, это может служить основанием для его исключения из саморегулируемой организации. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков, причиненных его действиями, при условии нарушения им законодательства РФ.

 

Вопрос 35. Порядок проведения наблюдения в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 ФЗ). По ФЗ процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Вместе с тем предусмотрены исключения из этого правила. 1. наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику. 2. есть некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников ( сель/хоз предприятий, профес. участников РЦБ). В частности, на проф. участников РЦБ не распространяются ограничения на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства.

Введение процедуры наблюдения влечет возникновение правовых последствий:

1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного ФЗ: с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника (исключение: дела о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также о возмещении морального вреда);

4) запрещаются удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего (ВУ).

Направления его деятельности – 1. контроль за действиями руководства должника 2. изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления.

Но ВУ предоставлено право в случае необходимости обращаться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п.1 ст.66).

Права ВУ: предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии доп. мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д; право получать любую информацию о деятельности должника. Обязанности:

1) проведение анализа финансового состояния должника (наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках, наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства). При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий";

2) установление размера требований кредиторов (для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов);

3) созыв, подготовка и проведение первого собрания кредиторов.

ВУ, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).

ВУ на первом собрании сообщает данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако его выводы носят рекомендательный характер.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в АС с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии КП;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия КП или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...