Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И по решению Редакционно-издательского совета

Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Протокол № от 2012г.

Рецензенты: Л.В. Петракова, руководитель практики ФГБОУ «ХГУ им. Н.Ф.

Катанова»

Н.В. Кеберле., начальник отдела аттестации и кадровой работы

Министерства образования и науки РХ, кандидат педагогических наук

Программы и методические рекомендации:учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся 050100.62 -Педагогическое образование с профилем Начальное образование; программы и методические рекомендации / авт. сост. М.Л. Мальчевская, Г.М. Неровных, В.В.Косова, Т.А. Федорова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 133 с.

 

 

В учебном пособии помещены программы по учебным и производственным практикам для студентов 2-5 курсов ОФО и ЗФО и рекомендации по их проведению. Методические рекомендации составлены в помощь по организации и проведению учебных и педагогических практик для студентов, преподавателей, руководителей практик от учебных образовательных учреждений. Методические рекомендации содержат справочные материалы, предназначенные для объективной оценки деятельности студентов на практике, для проведения исследований личности ученика, степени его подготовленности к школе, уровня оценки сформированности универсальных учебных действий и учебной деятельности, классного коллектива учащихся начальной школы, а также материалы по проведению и оценке деятельности учителя и самого практиканта в организации учебно-воспитательного процесса начальной школы, а также летнем оздоровительном лагере.

В методических рекомендациях даны требования и образцы подготовки отчетной документации по всем видам практик. Все материалы, предназначенные для студентов, имеют сквозную нумерацию. В программах по практике есть ссылки на все материалы, помещенные в методических рекомендациях.

ФГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012.

Мальчевская М.Л., Федорова Т.А. и др. , составление 2012


Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи учебной дисциплины

В соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента по педагогике и выступает как одно из средств формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов начальной школы.

Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.

Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Цель практики– углубление и закрепление теоретических знания, умений и навыков студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Задачи практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в

учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

- выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

- формирование индивидуальной базы знаний и опыта, необходимых как для продолжения освоения професии, так и для будущей самостоятельной практической деятельности;

- подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной деятельности по всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

- подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;

- отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

- отработка профессионально-педагогических умений и навыков по организации

жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их

возрастных и индивидуальных особенностей;

- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.

Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» является частью Федерального Государственного образовательного стандарта. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, предоставляет студенту возможность эффективнее адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, сформировать адекватную самооценку и уверенность в своем профессиональном выборе, позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты со старшими коллегами. Прохождение практики обязательно для всех студентов.

Программа практики базируется на следующих основных принципах:

¾ наличие обратной связи теоретического обучения и практики;

¾ соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

¾ преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;

¾ динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;

¾ полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (образовательной, организаторской, социально-воспитательной, коррекционной и т. д.);

¾ перспективность — знакомство со сферами профессионально-педагогической деятельности с учетом их перспективного развития;

¾ свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики научно-исследовательской работы.

Практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы. Таким образом, практическая подготовка будущих педагогов начальной школы является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.

В результате прохождения практик у обучающийся должны сформироваться следующие компетенции:

ОК-6 – способен логически верно строить устную и письменную речь;

ОК-7 – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

ОК-13 – готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОПК-2 – способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОПК-3 – владеет основами речевой профессиональной культуры;

ОПК- 4 – способен нести ответственность за результаты своей деятельности;

ОПК – 5 – владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;

ОПК – 6 – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

ПК-1 – способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-2 – готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;;

ПК-3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

ПК-4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества образовательного процесса;

ПК-5 – готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-6 – способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

ПК-7 – готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

ПК – 8 – способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

ПК-9 – способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской работы;

ПК-11 – способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: педагогическая и культурно-просветительская.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональ­ности учителя начальных классов:

в области педагогической деятельности:

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, в том числе и с временными детским коллективом в условиях летних каникул, родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств образования и воспитания детей младшего школьного возраста;

- использование различных форм и методов индивидуальной и групповой педагогической деятельности в условиях летнего лагеря;

- применение современных средств диагностики результатов обучения и воспитания учащихся;

- формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности;

- оказание помощи в формировании способности к успешной социализации в обществе;

в области культурно-просветительной деятельности:

- организация культурного пространства;

- формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и толерантности у младших школьников;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- планирование и проведение мероприятий по всем направлениям воспитательной работы начальной школы или детского временного коллектива в условиях летних оздоровительных пришкольных и загородных лагерей отдыха.

Содержание педагогической практики

Главное содержание педагогической практики составляет профессионально- педагогическая деятельность студентов, которая включает:

в области педагогической и культурно-просветительной деятельности:

а) изучение личности ребенка младшего школьного возраста; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и учебной деятельности; проектирование его индивидуально-образовательной траектории и индивидуального развития;

б) организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной деятельности детей;

в) формирование и развитие личной, общей педагогической культуры;

г) создание личной методической копилки учителя начальных классов.

б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;

г) организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов класса, кружка, секции и т.д.;

Основное содержание педагогической практики реализуется:

1) в деятельности учителя по учебным предметам, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности младших школьников;

2) в участии в опытно- экспериментальной и методической работе;

3) в работе с родителями, общественностью.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...