Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение организации коллективной учебной деятельности и характера взаимоотношений учителя и учащихся на уроке (сформированность коммуникативных универсальных учебных действий)(по В.И. Зверевой) I.Выбор целей и содержания учебной деятельности: 1. Наличие права выбора цели деятельности. 2. Участие школьников в выработке программы достижения цели. 3. Выбор учащимися цели в соответствии со своими возможностями. 4. Доброжелательность. II.Формы и методы включения каждого учащегося в коллективную деятельность на уроке: 1. Вариативность заданий и возможность выбора. 2. Осознанность при выполнении заданий и применении выбранных способов деятельности. 3. Сформированность умений самостоятельно организовывать свой труд и труд своих товарищей. 4. Согласованность действий учителя и учащихся. 5. Устойчивый интерес к содержанию деятельности. 6. Уважительное взаимоотношение. 7. Наличие взаимной ответственности. III.Контроль и оценка результатов совместной деятельности. - разнообразие форм и методов контроля, деятельности и возможности их выбора; - гласность критериев и результаты оценивания деятельности; - осознанное использование критериев оценки деятельности; - сформированность умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности; - быстрая ориентация учащихся в выборе форм и методов контроля; - активность и целенаправленность в подведении итогов деятельности; - самостоятельность выводов и суждений; - эмоциональная отзывчивость. Примечания: Диагностические праметры оцениваются по трехбалльной шкале: 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень. Показателей всего 19. В случае, если 12 из них получают высокий уровень, а 7 оставшихся – средний, опыт учителя заслуживает изучения и распространения. Приложение 17 Программа наблюдения за особенностями организации Учебного взаимодействия (сформированности коммуникативных УУД) на уроках (США, МГИУУ) 1. Создание общих условий эффективности обучения: 1.1 Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке: А (1 балл) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные; Б (1 балл) учебные пособиями технические средства способствуют быстрому включению учащихся в работу; В (1 балл) нет ненужных задержек и отступлений во время урока; Г (2 балла) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.). 1.2 Адаптация обучения к учащимся: А (1 балл) обучение соответствует возрастным возможностям учащихся; Б (1 балл) в материале урока выделены наиболее трудные места; В (2 балла) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся с разной успеваемостью); Г (3 балла) обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся.
2. Учебное взаимодействие: 2.1 Контроль и коррекция деятельности учащихся: А (1 балл) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним; Б (1 балл) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; В (2 балла) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга; Г (2 балла) ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся; 2.2 Использование предложений и запросов самих учащихся по содержанию урока: А (1балл) пояснения, вопросы, примеры запрашиваются у самих учащихся; Б (2 балла) используются интересные и необычные аспекты темы; В (1 балл) интерес стимулируется при помощи вопросов и юмора; Г (2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке. 2.3 Помощь учителя в выработке положительной самооценки: А (1 балл) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; Б (1балл) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере; В (1 балл) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; Г (2 балл) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке. 3. Поддержание приемлемого поведения в классе: 3.1 . Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: А (1балл) варьирование форм учебной активности; Б (1балл) использование приемов активизации учащихся на уроке; В (2балла) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей и пр.); Г (2балла) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. 3.2 . Воздействия при нарушениях дисциплины: А (1балл) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке; Б (1балл) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя; В (2балла) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся; Г (2балла) педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует особые формы учебной работы для организации нарушителей и всего класса. Приложение 18 Материалы по оптимальному планированию урока
Тема урока_____________________________________________________ Предмет_______________ Класс_______________ Школа___________ Для того чтобы оптимально планировать предстоящий урок, необходимо изучить учебную программу, содержание темы в учебнике, методические пособия, а также характеристику класса, составленную педагогическим консилиумом. Образовательные задачи урока: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, правил, теорию, а также научных фактов:_____________________________________________________ 2. Сформулировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения навыки по предмету:___________________________________ 3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например, навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать, навыки самоконтроля и др.)____________________________________ 4. Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умений и навыках учащихся_______________________ Воспитательные задачи урока: 1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, обусловленность развития науки потребностям производства, охрана окружающей среды и др.). 2. Содействовать нравственному воспитанию учащихся (акцент на следующих вопросах темы, способствующих воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, гуманизм и пр.).______________________________________________ 3. Содействовать трудовому воспитанию профориентации учащихся, сформировать трудовые умения и навыки, ознакомить с профессиями своего региона_______________________________________________ 4. Содействовать эстетическому воспитанию школьников (например, ознакомить с произведениями литературы, живописи, музыки и др. видами искусств, с элементами эстетики в труде, природе, в науке, в быту, сформировать такие-то эстетические умения и навыки и пр.)_______________________________________________________ 5. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости, разъяснить значение физической культуры, закаливания, сформировать физкультурные умения и навыки, использовать такие-то приемы поддержания работоспособности и пр._______________________________________ 6. Обратить особое внимание на устранение типичных недостатков в воспитанности школьников класса:______________________________ Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и способностей школьников: 1.Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, для чего предусмотреть в ходе урока (например, составление плана текста, сравнение понятий, фактов, озаглавливание текста, составление сравнительных таблиц и пр.)______________ 2. Развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельные упражнения; нахождение собственных примеров по теме обсуждения в окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение неоднократных усилий в выполнении затрудняющих заданий, оказание минимально необходимых доз помощи, устранение излишней опеки и пр.___________________________________________________ 3.Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности, включать в содержание урока яркие примеры, факты, иллюстрации, воздействующие на чувства, на эмоциональную сферу личности и пр.____________________________________________________________________ 4.Развивать познавательный интерес школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний, связи с жизнью, познавательных спросов, использовать какие-то способы стимулирования интереса и т.д.______________________________________________________ 5. Обратить особое внимание на устранение следующих недостатков в развитии у учащихся данного класса интеллекта, воли, эмоций:___________________________________________ 6.При работе с учащимися, имеющими способности в области данного предмета, обратить особое внимание на развитие следующих сторон из интеллекта, воли, эмоций:_____________ Приложение 19 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |