Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационный период (оргпериод ) сменыПозиция вожатого: заботливая, но строгая и требовательная мама. Основной вид деятельности вожатого - разъяснять, требовать, добиваться выполнения требований. Показывать себя, лагерь, членов коллектива (вот мы какие!). Знакомство. Взаимопонимание. Ожидание от жизни в лагере (что-то будет?). Массовые дела. В отряде:
Игры: · на установление контактов · на преодоление психологических барьеров; В лагере: · Сбор - знакомство; · Концерт вожатых. Оргпериод длится три-четыре дня (за это время надо успеть сделать все вышеперечисленное). Это оптимальное время адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности. Понятие это многомерное, и в нём можно выделить наиболее значимые позиции: · адаптация к условиям закрытого или ограниченного социума; · адаптация к смене основных видов деятельности; · адаптация к новизне общения, установление коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых; · адаптация к режиму жизни; · адаптация к новым бытовым условиям и т. д. Основной период смены Позиция вожатого: консультант-инструктор, со-участник (давайте попробуем вместе). Основной вид деятельности вожатого - работа с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел. Стараться чаще при принятии решений апеллировать к детям, не брать на себя всю долю ответственности, как это возможно в организационный период. Основной вид деятельности ребят - работа, в основном, по группам (временным или постоянным). Интенсивное общение. Именно в это время, примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности: условно его можно назвать «пиком привыкания». Это время, когда ребята привыкли ко всему: к Вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т. д. Будьте внимательны - это своеобразная «зона конфликтности», основанная на межличностных отношениях; возникают конфликты между мальчиками и девочками, которые можно предвидеть и предотвратить. Опытный педагог, как правило, в такой период обязательно поменяет привычный уже ход жизни, сменит обстановку, место, уведет ребят в поход, на экскурсию или придумает что-то интересное. Огоньки.Если Вы решили проводить их, то сейчас они очень откровенны и задушевны. Игры.Разные. Больше спортивные. Это могут быть игры-розыгрыши, игры - ассоциации, игры-загадки. Вы уже хорошо знакомы и много чего общего позади. Можно предложить ребятам ролевые и деловые игры. Итоговый период Позиция вожатого: это друг и заботливая мама, потому что ребята уже несколько устали от смены и вместе с тем чувствуют скорое расставание. В этот период вожатого ждет еще одна зона сложности - «пик усталости»: ребята устали жить в шумном коллективе, вне дома, без родителей и т. д. Основной вид деятельности - организация различных сюрпризов со стороны детей и вожатых. Организационные вопросы
В период лагерной смены технология работы вожатого предполагает совместные формы организации деятельности – это даёт наибольший педагогический эффект. - Организовать ребят в деятельности различных групп (творческие дела на знакомство); - Определить с помощью коллективных творческих дел (КТД) лидеров-организаторов, лидеров- генераторов идей; - Выбрать органы самоуправления (опираясь на предыдущую работу); - Наметить дела смены или периода (10 дней) через разведку дел, мозговой штурм; - Сформировать временные творческие объединения по подготовке дел, а это: инициативная группа; творческая группа; совет дела. Инициативная группа, как правило, сама предлагает дело и берется организовать его, задействуя ребят. Позиция вожатого: не навредить, не подавлять своей эрудицией, поддерживать детскую инициативу. Группа: предлагает, организует, проводит, анализирует вместе со всеми. Творческая группа: · Разрабатывает идею; · Продумывает и раздает задания группам; · Проверяет готовность группы; · Проводит дело; · Анализирует его вместе со всеми. Совет дела: · Избирается из представителей от всех групп отряда; · Обсуждает идею внутри совета дела; · Возвращается в свою группу для обсуждения идеи, принимает критику; · Собирается в совет с новыми предложениями и замечаниями; · Разрабатывает идею, продумывает задания; · Анализирует в совете; · Анализирует вместе со всеми. Лучше всего, если в течение смены реализуются различные способы организации деятельности. Таким образом можно готовить как отрядные и межотрядные дела, так и массовые мероприятия. Оптимизация организации жизнедеятельности временного детского коллектива во многом определяется качеством программы лагерной смены. Планирование работы в оздоровительном лагере План – педагогическая стратегия и тактика. Это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности воспитателя (вожатого). Это и своеобразный проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа. Исходными данными для планированиямогут служить следующие составляющие: • календарь летних праздников; • традиции оздоровительного лагеря; • информация о детях; • ожидания детей; • задачи оздоровительного периода; • модель смены. • личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем пионерском детстве, его ожидания. Лучший план работы – план, сформированный совместно с детьми и одобренный ими. Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (в него включается и план-сетка), план на каждый день (утро – день – вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погодных условий. В план-сетку включаются по хронологии дни заезда, отъезда, банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря, дни дежурства. Далее – планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности. Требования к плану работы воспитателя (вожатого): • направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа по формированию качеств личности); • учет интересов, потребностей детей ; • выбор продуктивных видов деятельности; реальность планов (по формам, содержанию работы и срокам); • согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
Структура плана работы: • характеристика возраста детей; • цель и воспитательные задачи; • программа деятельности оздоровительного лагеря; • содержание работы с детьми; • взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря; • работа кружков, секций, объединений по интересам; Форма написания плана может быть произвольной. Советы воспитателю (вожатому), планирующему свою работу: • с будущим коллегой определите цели и задачи предстоящей смены; • изучите возрастные особенности детей, обратив' особое |внимание на ожидания детей данного возраста; • используйте данные, полученные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и таланты воспитанников); • изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных и отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей деятельности; • отберите средства, формы и методы работы, которыми владеете; • составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря; • создайте творческую атмосферу в отряде; • учитывайте, в первую очередь, интересы детей. План работы, составленный накануне, желательно корректировать каждое утро (с учётом интересов детей и в зависимости от погодных условий). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |