Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личности ребенка и классного коллектива

1. Социометрия

Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Суть его состоит в выборе учащимся других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом [14].

2. Методика «Угадай выбор»

Цель — изучение осознания школьником своего положения в коллективе [14].

3. Методика для оценки самочувствия, активности и настроения (САН)

Цель — опросник САН предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активности нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой (в том числе и учебной) деятельности [8].

4. Методика для изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу

Материал: оборудование для рисования.

Ход исследования. Ребенку говорят: «Нарисуй, какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «Расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь. Твоя картинка получилась хорошо, не все получилось или плохо получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?» [15].

5. Методика для изучения музыкальности и эстетических чувств ребенка

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования. Студент наблюдает за ребенком на музыкальном занятии во время слушания музыки.

6. Анкета интересов предназначена для изучения преобладающих интересов школьников [9].

Приложение 42

Примерный диагностический материал

Для изучения личностных особенностей младших школьников

1. Диагностика типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант) [15].

Применять методику целесообразно с 10—12 лет.

2. Определение акцентуаций характера у подростков.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Тест-опросник Шмишека [15].

3. Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б. Басса). Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности [14].

4. Исследование самооценки и уровня притязаний по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. [14].

Методические указания. В ходе практики в школе студентам необходимо вместе с научным руководителем выбрать методы психолого-педагогического исследования, разработать тактику проведения исследования и эксперимента, обработку полученных данных, необходимых для написания курсовой работы. План исследования и эксперимента составляется студентом до начала практики и утверждается научным руководителем и заведующим секцией социальной педагогики.

Приложение 43

Психодиагностические и социально-педагогические методики изучения детей в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп

(выявление уровня сформированности личностных УУД)

Главным делом воспитательной работы в условиях ЛОДГ для любого педагога является личностно-ориентированный подход, опора на закономерности развития ребенка. Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо строить ее с учетом результатов применения психодиагностических и социально-педагогических методик изучения детей. В качестве необходимого минимума методик психодиагностики выступают:

1) экспресс-диагностика уровня самооценки, психогеометрической самооценки личности (С. Делингер, в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой);

2) «Кто я есть в этом мире?» (методика Дембо — Рубинштейн в модификации А. Н. Прихожан);

3) диагностика волевого принципа личности, методом цветописи
(по А. Н. Лутошкину);

4) тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»;

5) экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации и другие [9].

Карта наблюдений

Проявление качества Баллы
1. Интерес к игровой ситуации 1. Активен при распределении ролей. 2. Действует в роли по правилам игры. 3. Склонен к импровизации. 4. Умеет сам организовать игру.  
2. Страхи 5. Наличие страха (какого?). 6. Плачет (капризничает, отказывается играть). 7. Прячется. 8. Убегает. 9. Просит о помощи. 10. Готов в игре преодолеть страх.  
3. Характер отношений со сверстниками 11. Проявляет в игре лидерство. 12. В игре ведомый. 13. Конфликтует в игре со сверстниками. 14. Подчиняется правилам игры, согласовывает действия. 15. Общается с детьми противоположного пола. 16. Адекватная половая идентификация. 17. Способен радоваться успеху другого. 18. Готов делиться своими вещами, помочь другому. 19. Стремится общаться с родителями.  
4. Переживание своего успеха в игре в различных мероприятиях 20. Чувствует превосходство над другими. 21. Радостный, готов стать еще лучше. 22. Внешне безразличен.  
5. Переживание неудачи в игре в различных мероприятиях 23. Обижается (огорчается). 24. Плачет. 25. Теряет интерес. 26. Отказывается. 27. Агрессивен.  
6. Вербальная активность 28. Обращается с вопросами к взрослому и детям. 29. Обладает чистой дикцией. 30. Обладает интонационной выразительностью. 31. Стремиться к невербальному общению.  
7. Двигательная активность 32. Подвижный. 33. Координация движений. 34. Право-левосторонняя ориентация. 35. Сосредоточен (устойчивость внимания).  
8. Внешняя выразительность 36. Эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами. 37. Открытый, непосредственный, раскованный в поведении. 38. Пластичный. 39. Артистичный.  
9. Знания и опыт нравственного общения 40. Владеет знаниями о нормах общения. 41. Поступает в соответствии с нормами общения. 42. Не соответствует нормам общения.  

 

Критерии для количественной оценки (по четырехбалльной системе) компонентов поведения ребенка:

1) 0 баллов: полное отсутствие выраженности компонента поведения;

2) 1 балл — слабая выраженность — неопределенность, пассивность, слабое желание;

3) 2 балла — средняя выраженность компонента — слабая определенность, скрываемый интерес, стеснительность;

4) 3 балла — высокая выраженность — определенность, активность, ярко выраженный интерес.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...