Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личности ребенка и классного коллектива1. Социометрия Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Суть его состоит в выборе учащимся других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях. Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом [14]. 2. Методика «Угадай выбор» Цель — изучение осознания школьником своего положения в коллективе [14]. 3. Методика для оценки самочувствия, активности и настроения (САН) Цель — опросник САН предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. В своей основе эти состояния имеют фон или уровень активности нервной системы, при котором реализуются те или иные поведенческие акты, определяющие эффективность любой (в том числе и учебной) деятельности [8]. 4. Методика для изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу Материал: оборудование для рисования. Ход исследования. Ребенку говорят: «Нарисуй, какую хочешь картинку. Если твоя картинка получится хорошо, то я возьму ее на выставку». После окончания рисования ребенка спрашивают: «Расскажи, что ты нарисовал? Как ты считаешь. Твоя картинка получилась хорошо, не все получилось или плохо получилось? Почему ты так думаешь? Можно ли твою картинку взять на выставку? Почему?» [15]. 5. Методика для изучения музыкальности и эстетических чувств ребенка Материал: оборудование для музыкального занятия. Ход исследования. Студент наблюдает за ребенком на музыкальном занятии во время слушания музыки. 6. Анкета интересов предназначена для изучения преобладающих интересов школьников [9]. Приложение 42 Примерный диагностический материал Для изучения личностных особенностей младших школьников 1. Диагностика типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант) [15]. Применять методику целесообразно с 10—12 лет. 2. Определение акцентуаций характера у подростков. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Тест-опросник Шмишека [15]. 3. Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б. Басса). Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности [14]. 4. Исследование самооценки и уровня притязаний по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. [14]. Методические указания. В ходе практики в школе студентам необходимо вместе с научным руководителем выбрать методы психолого-педагогического исследования, разработать тактику проведения исследования и эксперимента, обработку полученных данных, необходимых для написания курсовой работы. План исследования и эксперимента составляется студентом до начала практики и утверждается научным руководителем и заведующим секцией социальной педагогики. Приложение 43 Психодиагностические и социально-педагогические методики изучения детей в условиях работы летних оздоровительных досуговых групп (выявление уровня сформированности личностных УУД) Главным делом воспитательной работы в условиях ЛОДГ для любого педагога является личностно-ориентированный подход, опора на закономерности развития ребенка. Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо строить ее с учетом результатов применения психодиагностических и социально-педагогических методик изучения детей. В качестве необходимого минимума методик психодиагностики выступают: 1) экспресс-диагностика уровня самооценки, психогеометрической самооценки личности (С. Делингер, в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой); 2) «Кто я есть в этом мире?» (методика Дембо — Рубинштейн в модификации А. Н. Прихожан); 3) диагностика волевого принципа личности, методом цветописи 4) тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»; 5) экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации и другие [9]. Карта наблюдений
Критерии для количественной оценки (по четырехбалльной системе) компонентов поведения ребенка: 1) 0 баллов: полное отсутствие выраженности компонента поведения; 2) 1 балл — слабая выраженность — неопределенность, пассивность, слабое желание; 3) 2 балла — средняя выраженность компонента — слабая определенность, скрываемый интерес, стеснительность; 4) 3 балла — высокая выраженность — определенность, активность, ярко выраженный интерес. |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |