Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тексты опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств
Часть А (основная)
№ ВОПРОСЫ
| ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
| 1. Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.).
| а) безразлично
б)эмоционально
| 2. Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, решение новых задач на применение хорошо известного способа?
| а) неохотно, безразлично
б) охотно
| 3. Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий?
| а) очень легко
б) работает сосредеточенно
| 4. Задает ли ученик вопросы по новому фактическому материалу?
| а) нет
б)задает
| 5. Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)?
| а) удовлетворяет любой ответ
б) добивается содержательного ответа
| 6. Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий?
| а) нет, охотно прибегает к внешней помощи
б) да
| 7. Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)?
| а) безразлично,
б) эмоционально
| 8. Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? .
| а) нет (почти никогда)
б) задает
| 9. Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи?
| а) безразлично
б) эмоционально
| 10. Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу?
| а) нет
б) да
| 11. Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы?
| а) нет
б) да
| 12. Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала?
| а) нет
б) да
| 13. Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т.п.)?
| а) нет (изредка)
б) да
| 14. Может ли ученик правильно ответить на вопросы: «Что нужно узнать?» до решения задачи?
| а) нет
б) да
| 15. Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?» и «Что узнал нового?» — после решения задачи?
| а) нет
б) да
| 16. Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)?
| а) нет
б) да
| 17. Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)?
| а) не включается
б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату
в) включается, сохраняя все существенное содержание цели
| 18. Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия?
| а) нет
б) да
| 19. Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему?
| а) нет
б) да
| '20. Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)?
| а) нет
б) да
| 21. На что направлена основная активность ученика при решении новых задач?
| а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников)
б) самостоятельный поиск решения
| 22. Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу?
| а) нет
б) да
| 23. Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно?
| а) нет
б) да
| 24. Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы?
| а) нет
б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений
в) да (с учетом изменений в условиях)
| 25. Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку?
| а) нет
б) да
| 26. Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи?
| а) нет
б) только с помощью
в) пытается сделать сам, но не может
г) может самостоятельно
| 27. Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач?
| а) практически нет
б) может
| 28. Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее и выделить этот принцип?
| а) нет
б) да
| 29. Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки?
| а) да
б) иногда
в) нет
| 30. Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку?
| а) нет
б) в некоторых случаях
| 31. Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа?
| а) нет
б) да
| 32. Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)?
| а) некритически исправляет
б) исправляет после того, как поймет основание критики
| 33. Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ?
| а) нет
б) только с помощью
в) может самостоятельно
| 34. Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)?
| а) нет
б) да
| 35. Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок?
| а) не обосновывает
б) ссылается на свои отметки, слова учителя
в) ссылается на образец, правило, схему
г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями)
| 36. Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)?
| а) безразлично
б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики
в) стремится разобраться в основании критики
| 37. Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще не разобранную с учителем) задачу?
| а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи)
б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте
в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач)
г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известйого ему способа
д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий)
| [...] Обработка полученных результатов и их интерпретация
Обработка полученных результатов с помощью опросника требует известного навыка, так как необходимо учитывать не только конкретные ответы на отдельные вопросы, но и степень согласования разных проявлений. Так, ответ на вопрос 3 (часть А) — «Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий?» — по варианту «а» (очень легко) может быть дан в тех случаях, когда ученик не обнаруживает учебно-познавательного интереса и не умеет еще ставить познавательные цели. Но в такой же мере ученик может отвлекаться от задач этого типа при достаточно высоком уровне развития интереса и целеполагания, ибо тогда^ёто интересы и цели в большей степени направлены на задачи теоретического типа, — в них он видит самое привлекательное и основное в своей деятельности. В таких случаях важен не ответ на данный вопрос, а ответы на другие вопросы, поскольку основными признаками разных уровней оказываются разные особенности поведения и отношения ученика.
В связи с вышеизложенным более полноценные результаты диагностики уровня сформированности учебной деятельности у учеников того или иного класса с применением данного метода будут получены, если ответы на вопросы обрабатываются психологом (это может быть и школьный психолог, прошедший специальную стажировку при лаборатории развивающего обучения). Это не исключает, конечно, и самостоятельного анализа своих ответов учителем. В таких случаях предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таблицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть «приписаны» каждому из уровней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описанием уровней сформированности того или иного компонента, чтобы сформулировать более основательную оценку относительно этого компонента у данного ученика.
Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)
Компоненты учебной деятельности
| Уровни
| Индексы ответов
| Учебно- познавательный интерес
|
| 1а,2б,4а
16, 46, 5а, 26
6а, 76, 8а
36, 56, 66, 86, 96
За, 106, 116, 12а, 13а
126,136
| Целеполагание
|
| 2а, За, 6а, 16а, 17а
36, 166, 176
66, 146,18а
156, 186, 17в, 19а
196,20а
20б
| Учебные действия
|
| 21а,22а
23а,24а
6б,14б,18а
23б,24в,25а,26в,27б
28а,26г
28б
| Действие контроля
|
| 29а,30а
29б,30б,31а
29в,31б,32б
33а,34а,30в
33б,34б
33в
| Действие оценки
|
| 35а,36а
35б,35в,36б
35г,36в,37б
37в
37г
37д
|
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Материалы для студентов, преподавателей и учителей-методистов для объективной оценки деятельности студента на педагогической практики…………………………...18
Содержание практик………………………………………………………………………….20
Учебная практика……………………………………………………………………….......20
Педагогическая практика «Первые дни ребенка к школе»………………………………25
Учебная практика по подготовке студентов
к работе с детьми во время летнего отдыха……………………………………………….29
Педагогическая (летняя)практика ………………………………………………………….38
Комплексная педагогическая практика ……………………………………………………42
Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………….47
Приложения …………………………………………………………………………………..50
|