Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ И МОТИВАЦИИ ТРУДА, РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реформы российской экономики, начатые в 90-х гг., дали мощный стимул ее трансформации. Наряду с положительными демократическими начинаниями в стране произошли и негативные процессы в экономике, социальной сфере. Падение уровня жизни населения, рост безработицы, а вместе с тем и нищеты, и другие негативные явления.

Именно отсутствие положительных темпов экономического роста и продолжительный по времени экономический спад стали наиболее очевидными признаками критического состояния экономической безопасности страны, её граждан.

В связи с этим возникла потребность в исследовании проблемы возникновения угроз экономической безопасности личности.

Принятые в настоящее время критерии эффективности экономической политики отражают формально-механистический подход правительственных экономистов к оценке социальных процессов безотносительно к реальному экономическому росту, реальному повышению уровня безработицы и ухудшению социального "здоровья" общества.

Именно поэтому разработка принципов экономической безопасности требует глубокого анализа специфики современного периода и выявления целевых ориентиров, важнейшими из которых являются:

· максимально достижимое сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

· формирование прочного трудового стимула, отвечающего требованиям рынка и ориентированного на расширенное воспроизводство;

· создание институциональных и социально-экономических предпосылок для самореализации способностей человека.

Ключевым элементом социальных отношений является система трудовых отношений. Поэтому для обеспечения на практике права на труд первоочередной задачей социальной политики государства следует считать содействие полной и свободно избранной занятости. И это предопределяется тем, что труд является не только средством для обеспечения благосостояния и жизненного уровня, но также сильнейшей связью человека с реальностью: безработица означает не только потерю национального дохода, но и потерю самосознания, науки и общественного единения.

Нынешняя ситуация в области занятости – огромная растрата человеческого капитала и нетерпимое бремя человеческих страданий. Она является причиной растущего социального напряжения, увеличения неравенства среди населения.

За последние годы безработица приобрела черты крупномасштабного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный – латентный и весьма динамичный – фактор развития экономики. И тем не менее в стране до сих пор не выработано реальной и взвешенной политики в области занятости, хотя ее наличие есть необходимое условие сохранения экономической безопасности.

Согласно господствующей точке зрения, безработица – один из многих макропоказателей, не имеющий самостоятельного значения и рассматриваемый лишь как следствие антиинфляционной политики, как неизбежная плата за финансовую стабилизацию. Более верной представляется точка зрения, согласно которой сохранение и развитие человеческих ресурсов есть наиболее важный фактор устойчивого экономического роста.

Постановка вопроса о том, сколько реально "стоит" безработица, перед лицами, ответственными за формирование экономической политики, имеет, на наш взгляд, решающее значение не только для разработки среднесрочной программы занятости, но и для выработки критериев экономической политики. И здесь важно отметить, что в общественном сознании еще не укоренилось понимание того, что народнохозяйственные издержки, которые несет в себе каждый дополнительный процент безработицы, не только вынуждены оплачивать налогоплательщики, но это и недопроизведенный, потенциально возможный, т.е. потерянный национальный доход. Следует оценивать потери ВВП, связанные с недоиспользованием трудовых ресурсов: в этом случае эффективность использования труда приобретет характер количественного параметра экономической безопасности.

Высокая цена, которую общество вынуждено будет заплатить за рост безработицы, подводит к выводу о том, что полная занятость – основополагающая цель экономической политики и что безработица в условиях полной обеспеченности нашей страны ресурсами (природными, энергетическими, интеллектуальными) может стать основной причиной нищеты граждан. Эта проблема, которую можно обозначить как "нищета, связанная с состоянием рынка труда", не только не нашла отражения в экономических программах, но даже не поставлена перед обществом должным образом. Значение этой проблемы для формирования концепции экономической безопасности определяется следующими обстоятельствами.

Кризис занятости принимает долговременный характер и будет продолжаться в течение нескольких последующих лет, в результате чего возникнут разнообразные социально-экономические диспропорции, в том числе резкие региональные различия в динамике занятости, усиление стратификации (расслоения) и сегментации (обособления различных слоев населения) рынка труда, а также его маргинализация– необратимый переход части трудоспособного населения в разряд люмпенов. Эти процессы будут продолжаться несколько лет, если не будет проводиться широкомасштабная и нестандартная политика занятости, основная цель которой – не допустить долгосрочной, застойной безработицы, а уменьшить, насколько это возможно, уязвимость в сфере труда. Другими словами, экономическая безопасность в сфере труда в ближайшей перспективе должна стать доминантой всех социально-экономических преобразований.

Главную роль в обеспечении экономической безопасности личности играет государство.

Однако государство утратило контроль над производством и распределением результатов труда, выпускает из рук базовые правовые рычаги воздействия на экономику. Финальные результаты потери управляемости экономикой:

– падение темпов роста валового национального продукта;

– ослабление экономических позиций страны на мировых рынках;

– свертывание социальных программ и снижение уровня жизни населения.

Правомерно встаёт вопрос о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности.

В экономической стабилизации главенствующая роль принадлежит государству. Оно в лице законодательной и исполнительной власти определяет стратегические направления развития, формирует социально-экономическую политику, меры и механизмы воздействия на общество, личность, отрасли, предприятия, организацию.

Деятельность органов государственной власти и государственного управления должна быть направлена на формирование национальной идеи, концепции, стратегии, различных видов политик, отражающих общественный строй и создание экономической структуры страны в соответствии с главной целью: достижение благосостояния нации.

Создание системы экономической безопасности личности предполагает наличие эффективной социально-экономической политики.

Социальная политика наряду с другими является составляющей государственной экономической политики, которая есть генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Она складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости.

 

 

Геккиева Т. Х.,

студентка 4 курса направления подготовки экономика, СКГГТА

(профиль налоги и налогообложение)

Каракаева Е. У.,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой налоги и налогообложение

Тикова З. З.,

старший преподаватель кафедры математики

 

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом кризисных явлений, возникающих в процессе реформирования экономики и становления рыночных отношений, нарастания угроз со стороны глобализации экономики делает особо значимой для России задачу обеспечения экономической безопасности, включая и безопасность налоговой системы.

Необходимо отметить, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития российской экономики, поддержания социально-политической стабильности общества. Важнейшими составляющими компонентами экономической безопасности являются: промышленная, финансовая, налоговая, энергетическая, продовольственная безопасность.

Система экономической безопасности включает следующие семь блоков: концепция национальной безопасности → национальные интересы России в сфере экономики → угрозы в сфере экономики → индикаторы экономической безопасности → их пороговые значения → организация экономической безопасности → правовое обеспечение экономической безопасности.

Наибольший ущерб экономическому развитию наносит налоговая преступность, так как практически затрагивает все сферы хозяйственной деятельности, приводит к диспропорциям в формировании бюджета государства, регионов, способствует расширению масштабов теневой экономической деятельности, криминализации основных сфер жизнедеятельности. Все это создает угрозы безопасности личности, общества, государства. В современных условиях экономическая и налоговая преступность становятся факторами дестабилизации экономического развития муниципальных образований, региональных экономических систем, может привести к разрушению целостности государства.

В начале 2000 г. для характеристики уровня экономической безопасности Центром финансово-банковских исследований ИЭ РАН было предложено сформировать 4 группы пороговых значений индикаторов: 1) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемые на правительственном уровне; 2) пороговые значения, раскрывающие и дополняющие эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития; 3) пороговые значения функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами;4) пороговые значения экономической безопасности регионов.

Пороговое значение индикаторов экономической безопасности представляет либо абсолютные, либо относительные их значения, отклонение от которых сигнализирует об опасности перерастания угроз в системный кризис, дестабилизацию экономики и социальной сферы государства [1, С. 72].

В научных исследованиях недостаточно внимания уделяется налоговой безопасности, то есть безопасности налоговой сферы, как одного из основных элементов экономической безопасности. В основном проблема противодействия налоговой преступности рассматривается в научных трудах с криминалистических и уголовно-процессуальных аспектов. Необходимо отметить, что экономическая безопасность представляет собой такое состояние, при котором обеспечивается устойчивое развитие и рост экономики. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора экономики, то есть способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологическом уровне, соответствующем мировым стандартам и тенденциям.

Роль налоговой системы в экономической безопасности государства определена общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, можно отметить, что налоги и налоговая политика являются факторами такого развития экономики, при котором создаются благоприятные условия для жизни и развития личности, обеспечения социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, противодействия влиянию внешних и внутренних угроз. Налоговая безопасность призвана обеспечить такое состояние налоговой сферы, при которой обеспечивается полнота сбора налогов, защита от внешних и внутренних угроз налоговой сферы, в том числе от налоговых правонарушений и преступлений.

Роль налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности государства:

1. Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в распоряжении государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

2. Роль налогов как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, в котором оно находится, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти. Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

Все это указывает на то, что налоговая система России является сферой жизнеобеспечения государства, поэтому от степени защищенности налоговой системы от криминализации, от подрыва её основополагающих основ зависит экономическая безопасность личности, общества, государства. Налоговая преступность представляет собой общественно-опасное, социально-правовое явление, совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных платежей, контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

Необходимо отметить, что в современных условиях налоговая преступность приобрела системный характер, представляет угрозу экономической безопасности, наметилась тенденция проникновения организованной преступности и коррупции в сферу налогообложения, усиливается влияние криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнеэкономическую деятельность, кредитно-финансовых учреждений и коммерческих структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны и т.д. Снижение налоговой способности субъектов налогообложения, расценивается как одна из важных причин уклонения от уплаты налогов.

Не менее важным фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Расширение функций государства, возникновение угроз национальным и экономическим интересам России, необходимость принятия мер по повышению жизненного уровня населения предполагает увеличение налоговых поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе и за счет налогов и иных платежей.

Сфера льготного налогообложения также представляет среду для воз­никновения налоговой преступности, о чем свидетельствовала деятельность зон с льготным налогообложением.

К правовым причинам относится несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм, оп­ределяющих порядок исчисления и уплаты того или иного налога, которые могут существенно различаться в зависимости от объекта налогообложения.

Нравственно-психологические факторы налоговой преступности нашли выражение в негативном отношении к существующей налоговой системе, ее жестких формах проявления, стремлении сокрытия прибыли и неуплате на­логов, низком уровне налоговой дисциплины, в корыстной мотивации ухода от оплаты налогов.

 

К основным факторам следует отнести факторы корыстной мотивации, о чем свидетельствуют факты неуплаты налогов крупными налогоплатель­щиками, в основном связанных с теневой экономикой, уголовными преступ­лениями. Участились случаи налоговых преступлений на основе корпоративной групповой заинтересованности, когда сокрытые от налогообложения средства использовались руководителями предприятий для развития производства, погашения кредитов, выплаты зарплаты.

В России ещё не обеспечен принцип неотвратимости наказания за со­вершенные налоговые преступления. Прежде всего, это объясняется тем, что сокрытие доходов (с момента введения в 1992 г. уголовной ответственности) не связывается с понятием тяжкого преступления, наносящего ущерб эконо­мической безопасности государства. Судебная практика по делам о налоговых преступлениях отличается либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба.

Способы, используемые для ухода от уплаты налогов, сокрытия их размеров, отличаются многообразием, насчитывается около двухсот таких способов.

Налоговая система России продолжает сохранять существенный по­тенциал криминогенных факторов, реализуемых во взаимодействии с другими звеньями финансовой системы. Собираемость налогов остается низкой, несмотря на принимаемые меры по снижению налогообложения, налоги начисляются только на легальный бизнес. Остается высоким уровень теневой экономики, которая по данным Росстата составляет 25%, по данным МВД России – 45-50%, реальная собираемость находится на диапазоне от 35% до 50%. [2, С. 8]

Важным элементом налоговых правоотношений является вводимая НК норма о презумпции невиновности налогоплательщика (п.6 ст. 108 НК РФ).[3] При отсутствии специализированных налоговых судов и недостаточной налоговой культуры можно предполагать, что основные усилия представителей налоговых органов будут направлены на отстаивание в судебных органах доказательств признаков вины должностных лиц организаций, весь интерес которых будет состоять в том, чтобы не давать никаких показаний и документов. Следует ограничить презумпцию лишь по определенным видам нарушений, не содержащих признаков преступления.

В механизме косвенного регулирования внешнеэкономической деятельности система налогового регулирования действует обособленно от системы таможенных пошлин. Однако в сумме отношения двух этих систем не приспособлены аккумулировать значительные валютные поступления для формирования доходной части федерального бюджета.

Криминализация налоговых отношений проявляется и в том, что нало­гооблагаемая база, источник доходов в бюджеты различных уровней, подпа­дает под контроль преступных группировок, находящихся в той или иной форме взаимосвязи с представителями высшего менеджмента.

 

В целях обеспечения экономической безопасности необходимо продолжить совершенствование механизмов налогового контроля, противодействия налоговым преступлениям.

 

Список литературы

1. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник/ под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – С. 72

2. Анищенко, А.А. Противодействие налоговым преступлениям как механизм обеспечения экономической безопасности/ А.А. Анищенко. – М., 2006.-С. 8.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс

Гербекова Д. П.,

студентка 4 курса

Узденова Ф. М.,

к.э.н., доцент.СКГГТА

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...