Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Однако в современных условиях обеспечение поступательного движения России к намеченным целям невозможно без эффективной защиты экономической сферы страны. Одним из наиболее опасных преступлений, способных реально затормозить процесс экономических преобразований, остается коррупция. Она тормозит развитие рыночной экономики и демократических институтов, подрывает политическую стабильность и авторитет власти в глазах народа[1].Но прежде всего коррупция страшна для экономики своим криминальным воздействием на органы государственной власти и местного самоуправления, в чьем распоряжении находятся природные ресурсы нашей страны, по объемам которых Россия опережает все страны Европы[2, с.11]. Кроме того, коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений, и прежде всего с терроризмом, политическим экстремизмом, подпитывает их и питается от них.

В отличие от понятия коррупция, понятие экономическая безопасность Российской Федерации легального определения на настоящий момент не имеет, в результате чего затрудняется правоприменение.

Однако научные исследования продолжаются и, как справедливо отмечает А.Е. Шарихин, в этой области сложились два основных подхода. Первого придерживаются, прежде всего, ученые-юристы, которые, стремясь рассматривать экономическую безопасность как правовую категорию, связывают ее с национальной безопасностью и соответствующим толкованием этого понятия в нормативных правовых актах, трактуют как состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз. Второй подход, объединяющий, прежде всего экономистов, основан на том, что во главу угла ставится состояние экономики с ее объективной системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы[4, с.211-217].

В связи с изложенным в нормативных правовых актах целесообразно отразить следующие характеристики экономической безопасности Российской Федерации как понятия, обозначающего триединое состояние устойчивости, стабильности развития и защищенности:

- устойчивость российского национального хозяйства в условиях неопределенности международных, политических, социально-экономических и других факторов и рисков;

- стабильность развития российской экономики, достижение достойного качества и уровня жизни граждан независимо от внешних и внутренних воздействий глобальной конкуренции;

- защищенность экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими (в том числе транснациональными) преступными группами, отдельными лицами, достигаемая путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу с угрозами и устранение причин и условий, их порождающих[3, с. 31].

Исходя из того что экономическая безопасность является видом национальной безопасности, в самом общем плане к ней могут быть применены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Элементами системы обеспечения экономической безопасности являются необходимые для выполнения этой задачи силы и средства.

Состав элементов, входящих в систему обеспечения противодействия коррупции, неоднороден. Во-первых, это органы государственной власти подсистемы борьбы с коррупцией, в функции которых включены выявление и пресечение коррупции, привлечение виновных лиц к ответственности: Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, ФСБ России, МВД России, Счетная палата РФ. Во-вторых, это органы государства, на которые возложено выполнение иных конкретных задач, связанных с прямым противодействием коррупции: Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство экономического развития РФ.

Подводя итоги, отметим, что переход российской экономики на инновационный путь развития требует переосмысления роли правового регулирования, внедрения определенных инноваций и в эту сферу деятельности. Реформирование правового обеспечения системы противодействия коррупции в России в современных условиях будет способствовать дальнейшей реализации Национального плана противодействия коррупции, позволит сложившейся структуре более результативно противодействовать преступным проявлениям.

 

Список литературы

1. Доклад председателя Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции М.И. Гришанкова // http://dpr.ru/pravo/pravo_11_6.htm.

2. Магомедов А.А., Хабибулин А.Г. Коррупция и коррупционные преступления: вопросы теории и ответственности: Монография. – М., 2008.

3. Фирсов, И.В. Проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – N 7.

4.Шарихин, А.Е. Новая парадигма экономической безопасности // Ключевые проблемы в обеспечении экономической безопасности государств-участников Союзного государства: Материалы межгосударственной научно-практической конференции / под общ.ред. А.Г. Хабибулина. – М., 2011.

 

 

Губиева З. А.,

студент II курса факультета Экономики и управления

Северо-Кавказский институт РАНХиГС при Президенте РФ

Хубулова В.В.,

и.о. декана факультета экономики и управления

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...