Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОРРУПЦИЯ, КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ И УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова Corruptio (коррупцио), означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции. «Хотя понятие коррупция, – говорится в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., – должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [1, с. 15]. Здесь, таким образом, под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако существует, и представляется правильным, более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству.

Представляется, что коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности.

В России термин коррупция является весьма емким, охватывая значительное число правонарушений, в том числе дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления, а также правонарушения, предусмотренные Гражданским кодексом. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества, нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия.

На наш взгляд, вред от коррупции сложно переоценить. В условиях современной ситуации в мире государство не может продолжать динамичное развитие, имея столь серьезные масштабы данного явления, так как оно, безусловно, затрагивает все составляющие национального развития, обеспечения государственной безопасности.

Методы борьбы с коррупцией хорошо известны и опробованы во многих странах мира годы назад. Внедряются они и в нашей стране, но большинство из них носит декларативный характер.

1. Минимальное участие государства в экономике.

2. Наличие политической конкуренции.

3.Гласность в СМИ.

4.Открытость информации о деятельности органов власти

5.Общественное участие – участие структур гражданского общества в подготовке, принятии и контроле исполнения властных решений.

Предлагаемый комплекс мер:

1. осуществить мобилизацию политической воли для реализации национально-государственных интересов в части защиты бюджетных расходов;

2. в сфере «идеологии права» приравнять бюджетные хищения к идеологии терроризма, легализации средств, полученных преступным путем, деятельности организованных преступных сообществ, отойдя от «щадящих» форм юридической оценки, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» и «хищение». Данный феномен необходимо рассматривать как «криминализацию бюджетных средств в особо крупных размерах с последующим отмыванием». Это требует корректировки норм права об организованной преступности, о коррупции, о терроризме, о бюджете и т.д.;

3. в части оценки действительной стоимости произведенных затрат: сформировать институт государственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемых материалов, стоимости иных ресурсов, а также профильные управления в рамках правительственных структур.

4. в части совершенствования законодательства об экономической деятельности хозяйствующих субъектов: законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющего заказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли. Такой подход лишит получения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;

Данная проблема требует глубокой научной проработки. Необходима комплексная система взаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, изменений в нормативной правовой базе и законодательным оформлением новых видов преступлений, осуществление профилактики и предупреждения криминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операций правоохранительных органов.

 

Список литературы

1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка нормативно-правовой акт международного уровня, принятый 17 декабря 1979 года резолюцией 34/169 на 106 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Ершова Е. Ю.,

студентка 4 курса юридического факультета

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске

Белокопытова Н.Ю.,

старший преподаватель

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...