Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ

 

Экономическая безопасность является ключевой составляющей национальной безопасности и обеспечивает ее как нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяйство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни граждан.

В силу своей актуальности и значимости вопросами социальной и экономической безопасности занимаются множество российских ученых [1-7].

Выход экономики России из нынешнего кризиса означает переход к такому воспроизводству инструментов экономической безопасности, которое обеспечивает их равновесие в возникающих угрозах экономической безопасности.

Основным инструментом идентификации внутренних и внешних угроз в условиях восстановительного роста национальной экономики, имеющего инновационно-инвестиционный характер, является система показателей экономической безопасности национального хозяйства и особое значение в ней занимает не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. При этом под пороговыми значениями понимаются предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию отрицательных тенденций в области экономической безопасности.

Анализ сложившейся ситуации в России показал, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны, зачастую имеют ярко выраженный региональный характер.

Заметим, что высокий уровень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, и они достигаются не в ущерб другим значениям.

Существуют различные методы и подходы к определению интегрального показателя экономической безопасности, характеризующего действие разнородных факторов на состояние экономики региона.

Ранжирование угроз по значимости и срокам воздействия на хозяйственную систему регионов имеет важное практическое значение для формирования системы приоритетов социально-экономического развития и выбора адекватных им условий, ресурсов, факторов, методов, инструментов и источников обеспечения реализации целей.

В соответствии с существующими угрозами регионов Юга России, приоритетными направлениями его развития должны стать: диверсификация отраслевой структуры промышленности; создание конкурентоспособных кластеров по одному или нескольким видам экономической деятельности; развитие минерально-сырьевого комплекса, АПК, инфраструктуры хозяйственной деятельности; структурная модернизация и обновление производствен­ных фондов; снижение дотационной зависимости и переход к бюджетному самообеспечению регионов; создание новых и модернизация существующих рабочих мест; использование позитивного потенциала этноэкономики Юга России; закрепление за санаторно-рекреационным комплексом регионов Юга России статуса стратегически важного; создание условий перехода к простому, а затем и расширенному воспроизводству человеческого капитала; использование преимуществ приграничного положения для расширения и повышения эффективности ВЭД, повышение эффективности государственного регулирования регионального социально-экономического развития; обеспечение геоэкономических и геостратегических приоритетов РФ в Каспийском бассейне; обеспечение внешней безопасности и внутренней целостно­сти в условиях глобализации.

Список литературы

1. Аджиев А.М., Ахмедуев А.Ш., Контаев И.А. Проблемы и пути обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобализации мировой экономики // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 4. С. 8-11.

2. Бабец, Г. Моделирование внешнеэкономической безопасности региона в условиях интеррегионального сотрудничества // Апробация. 2013. № 1 (4). С. 8-13.

3. Багомедов, М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных северокавказских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 458-465.

4. Гасанов, М.А. Приоритеты развития производственной инфраструктуры в агропромышленном комплексе региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 127-134.

5. Магомедова М.М., Гимбатов Ш.М., Султанов Г.С. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием территорий Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 5. С. 14-22.

6. Сагидов, А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 23-27.

7. Хаджалова, X.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 2. С. 58-62.

 

 

ЛайпановаАсиятАнзоровна,

студентка I курса экономического факультета специальности

«Экономическая безопасность» КЧФ МФПУ «Синергия»

Акбашева Анжела Арсеновна,

доцент кафедры финансы и кредит КЧФ МФПУ «Синергия»

 

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

 

Вопрос обеспечения экономической безопасности России стал особенно актуальным в 90-е годы, после распада СССР.

Сложившаяся на данный момент геополитическая ситуация показала, что РФ необходимо укреплять свою экономику и развивать законодательство в сфере обеспечения экономической безопасности.

Основные угрозы, которые могут нарушить национальную экономическую безопасность, определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние в зависимости от местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.

Длительное игнорирование внутренних угроз ведет к уязвимости для внешних. Изучение и ликвидация внутренних являются актуальными для любого государства и в частности для РФ.

Одной из основных угроз является увеличение дифференциации уровня жизни и доходов населения. Высокая социальная напряженность в России приводит к ряду социально-экономических проблем.

В 2014 году 10% наиболее обеспеченных российских граждан в 16,9 раза богаче 10% самых бедных.

Рост безработицы также ведет к социальной напряженности и является одним из показателей экономической нестабильности в стране. Сейчас уровень безработицы, по официальным данным, равен 5,6%. А, попоследним прогнозам Минэкономразвития, её уровень в 2015 году вырастет до 6,4%. Однако из неофициальных источников известно, что на данный момент она достигает примерно 15% и будет расти дальше.

Другая внутренняя угроза – деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена усилением топливно-сырьевой направленности экономики, отставанием разведки запасов от добычи полезных ископаемых, невысокой конкурентоспособностью отечественной продукции и другими факторами. К примеру, на 2014 год доля ТЭК в ВВП страны была равна 30%.

Важнейшими же факторами возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов, другой угрозы экономической безопасности, являются наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между субъектами страны, нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России.

Криминализация общества и хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности РФ вызвана ростом безработицы, так как большую часть преступлений (разбой и грабеж – 65%, мошенничество – свыше 50%) совершают именно лица, не имеющие постоянного источника дохода, и другими факторами.

К главным причинам, которые вызывают возникновение вышеперечисленных угроз, можно отнести неустойчивое финансовое положение предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, инфляционные процессы и проблемы, связанные с дестабилизацией финансового рынка.

Помимо внутренних, существуют ещё внешние угрозы, связанные с варьированием конъюнктуры внешней торговли и мировых цен, резкими колебаниями рубля и иностранных валют, увеличением оттока капитала и уменьшением иностранных инвестиций, зависимостью от импорта и перегруженностью экспорта товарами ТЭК.

Основными внешними угрозами экономической безопасности РФ считаются: снижение роли России в мировой экономике, снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы, увеличение влияния таких международных объединений, как НАТО, международный терроризм и другие.

Чтобы защитить экономику страны от внутренних и внешних угроз различного характера, которые отрицательно влияют на нормальную деятельность экономического сектора России, следует, в первую очередь, налаживать производственную сферу наукоемких отраслей и, во вторую, – поднимать уровень жизни населения, то есть развивать социально-экономическую систему РФ, потому что, устраняя внутренние угрозы, мы предотвращаем внешние.

 

Список используемых источников

1. Афанасьев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2006. №2

2. Государственная стратегия экономической безопасности российской федерации (Основные положения), одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html

3. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.-С. 113-118.

4. Список субъектов Российской Федерации по ВРИ [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

Ьйр8://ги^1к1реб1а.ог£Лу1к1/Список субъектов Российской Федерации по ВРП

 

Лайпанова Мариям Анзоровна,

студентка I курса экономического факультета

специальности «Экономическая безопасность»

КЧФ МФПУ «Синергия»

Акбашева Анжела Арсеновна,

доцент кафедры финансы и кредит КЧФ МФПУ «Синергия»

 

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

 

Сложившаяся в течение последнего года геополитическая ситуация сильно повлияла на экономику России. Взаимные санкции с её стороны и Евросоюза привели к различным изменениям в экономике страны и её регионов. Эти изменения носят как положительный, так и отрицательный характер.

В марте 2014 года поддержала одностороннее провозглашение республики Крым и приняла её в состав России, против страны был введен первый пакет санкций.

Первым делом они повлияли на финансовый сектор экономики России. Фондовые биржи тоже быстро отреагировали на введенные Европой санкции. Резкие изменения носили временный характер и были вызваны в основном паникой.

Введение санкций начало сказываться на экономическом развитии Российской Федерации. Был пересмотрен прогноз темпов ВВП в сторону снижения, а цены на ряд определенных продуктов повысились.

Данные меры затронули не только экономику страны в целом, но и экономику отдельных регионов, в том числе и Карачаево-Черкесии.

Наша республика является дотационной, на объеме инвестиций в основной капитал предприятий и организаций КЧР санкции не отразились в полной мере. Наблюдается замедление темпов роста ряда макроэкономических показателей, но в целом в 2014 году за счет всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы было направлено около 19,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Удельный вес бюджетных средств увеличился в 2,9 раза по сравнению с прошлым годом.

Индекс промышленного производства в Карачаево-Черкесской

Республике за 2014 год составил 80,9% за счет снижения производства в обрабатывающих отраслях, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Потребительский рынок – обязательный показатель состоянияэкономики региона. А важнейшей частью потребительского рынка является сфера розничной торговли, наиболее гибкая отрасль, реагирующая на изменение всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития региона. Оборот торгующих предприятий снизился на 7-8 % с марта 2014 года.

Производство продукции сельского хозяйства снизилось по региону на 4-5%.

Уровень жизни населения в целом характеризуется положительной динамикой основных показателей качества жизни, однако потребительские расходы увеличились на 2,2% к уровню 2013 года, в реальном исчислении же – уменьшились на 4,2%, на что повлияли инфляция и повышение цен.

Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, на начало 2015 года составила 4,1 тыс. человек (увеличилась на 2,8% по отношению к 2014 году). Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы на конец 2014 года составил 2% от численности экономически активного населения, фактически он равен 10%.

Влиянием санкций на жителей Карачаево-Черкесии можно считать обесценивание рубля, так как от него зависит стоимость всех импортных товаров, которые завозятся в Россию, начиная от иностранных пищевых продуктов и заканчивая электроникой, автомобилями.

Тем не менее не все изменения в экономической сфере региона стали следствием предпринятых Западом мер. Предпосылки к нынешней ситуации сложились намного раньше. А введенные запреты лишь подтолкнули к упадку.

Несмотря на этот факт, республика может выиграть. Санкции, введенные против России – это своеобразный шанс для российских регионов развить собственную экономику и заявить о себе на мировом рынке. Необходимо приспособиться к подобным условиям и развивать новые отрасли экономики.

 

Список использованной литературы:

1. Влияние санкций на экономику России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finliga.com/news/vlijanije-sankcii-na-rossiju.html

2. Интервью главы Карачаево-Черкесской республики Рашида БориспиевичаТемрезова агентству «Интерфакс-Юг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp/icH562477

3. Современное состояние и особенности национальной экономики в условиях глобализации: коллективная монография / Н.В. Любимова, В.В. Безпалов, К.В. Павлов, И.С. Зиновьева и др./ под общ.ред. Н.А. Адамова. - М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. - 528 с.

4. Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской республики за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: minek-kchr.ru

 

 

Лепшокова Р.Р.,

к.э.н., ведущий специалист-эксперт УФК

по Карачаево-Черкесской Республике

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...