Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

Снижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сельского хозяйства, начало негативно сказываться на конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей и продовольственной безопасности страны, а также замедлило темпы роста (Рис 1.).

 

 

Таблица–Индикаторы сельскохозяйственного производства в России[5]

Показатель 2011 г. (млрд. руб) 2012 г. (млрд. руб) 2013 г. (млрд. руб) 2014 г. (млрд. руб) 2011 г. к 2012 (с учетом инфляции) 2012 г. к 2013 (с учетом инфляции) 2013 г. к 2014 (с учетом инфляции)
Продукция сельского хозяйства     3261,7     3339,2     3687,1     4225,6 95,2 % 105,8 % 103,7 %
Растениевод ство 1703,5 1636,4 1918,8 2155,7 88,3 % 111,2 % 105,0 %
Животноводство 1558,2 1702,8 1768,3 2069,9 102,7 % 100,6 % 102,1 %

Весной 2014 г. после провозглашения независимости Республики Крым и принятия её предложения о вхождении в состав России, США, Евросоюз, Австралия и Канада применили первый пакет санкций в отношении России. Эти и последующие санкции Запада и России перечеркнули принципы ВТО и дали реальный шанс для Российского АПК.

В начале августа 2014 г. в ответ на санкции Западных стран Россия ввела запрет на импорт из ряда западных стран сроком на год. Спустя несколько недель после введения эмбарго на экспорт продовольствия Минсельхоз взялся корректировать уже принятую государственную программу развития АПК до 2020 года, но уже с акцентом на импортозамещение. Агросектор в следующем году получит дополнительные 20 млрд. рублей по программе импортозамещения (всего 190 млрд. рублей)[6].

Стоит признать, что процесс импортозамещения двигается не быстро и представленная Минсельхозом государственная программа развития АПК до 2020 г. не позволит произвести импортозамещение одномоментно, тем более учитывая, что доля импорта сельскохозяйственной продукции на российский рынок достаточно велика и по некоторым подсчетам достигает более 60%. «Но вместе с тем она позволит заложить прочный фундамент под собственное производства и уменьшить импортные поставки к 2020 году по овощам на 70%, картофелю — на 100%, плодово-ягодной (без винограда) — на 20%, мяса — на 54%, молока — на 30%», — считает заместитель председателя комитета Государственной думы по аграрным вопросам Надежда Школкина[7].

С введением Западом санкций против России многие сельскохозяйственные производители потеряли возможность занимать на Западе и российские кредитные ресурсы заметно подорожали. Вслед за резким падением рубля и роста ключевой ставки Центробанка российские банки в одночасье повысили ставки по действующим кредитам в 1,5-2 раза.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что продовольственная безопасность в стране недостаточна из за слабого отечественного сельского хозяйства, так как основные продукты питания завозятся из за границы. Посевные площади снижаются инфраструктурные проекты на селе свернуты, материально-техническая база (Рис 2.), не обновляется, и, как следствие, снижение показателей произведенной продукции.

 

Таблица–Информация о материально-техническом обеспечении сельского хозяйства в России[8]

Техника 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Тракторы 310,3 292,6 276,2 259,7
Плуги 87,7 81,9 76,3 71,4
Сеялки 123,6 115,4 107,5
Косилки 41,3 39,3 37,5 35,6

Для обеспечения независимости от продовольственного импорта необходимо:

· В сфере земельных отношений: планирование, учет, кадастрирование, регистрация прав и предоставление в пользование;

· В сфере кадрового обеспечения: совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров, создание условий для профессиональной самореализации в сельской местности.

· В сфере материально-технического обеспечения: создание условий для обновления основного капитала.

Для реализации сформулированных задач необходимо:

· установление предельно простого порядка оформление земли, принятие соответствующих нормативных актов, финансирование деятельности, которой производитель заниматься не должен – формирование и учет земельных участков, кадастровая деятельность;

· Субсидирование 50-70% полной стоимости отечественной сельскохозяйственной техники.

· Субсидирование обучения квалифицированных кадров, финансирование строительства социальной инфраструктуры в деревне для жизни кадров.

· Развитие системы контроля и сбыта сельскохозяйственной продукции.

 

Список используемой литературы:

1. [Росстат / URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#];

2. [Независимое издание от Кремля/URL: http://kremlnews.ru/articles.html?p2_articleid=4636];

3. [Информационное агенство REGNUM/URL: http://elbrus.regnum.ru/news/1861948.html]

 

Филатова Ж.В.

к.и.н., доцент кафедры государственного,

муниципального управления и права

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский институт-филиал

Российской академии народного хозяйства и

государственной службы», г. Пятигорск

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

В современных сложнейших условиях нагнетания международной конфронтации, введения западных экономических санкций первостепенным императивом российской государственной власти является защита государства от различных внешних и внутренних угроз, обеспечение национальной безопасности государства и его граждан посредством проведения в жизнь определенного комплекса мер.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности России до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «под основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации» [1]. Нельзя не согласиться с мнением известного российского ученого В. К. Сенчагова о том, что «реализация всех национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики»[2]. Экономическая безопасность относится к одному из основополагающих направлений национальной безопасности страны. Любая экономическая система, тем более государство, для своего стабильного существования нуждается не только в создании, но и в постоянном использовании механизма обеспечения экономической безопасности.В этой связи может быть весьма полезным исторический опыт обеспечения национальной и экономической безопасности на различных этапах развития нашего государства. Анализ системных кризисов в разные периоды развития российского государства, позволяет проводить некие исторические параллели между началом XX и началом XXI вв. Нам представляется интересным рассмотрение системы мер, предложенной выдающимся российским государственным деятелем П.А. Столыпиным, для предотвращении угроз национальной и экономической безопасности, стабилизации экономической обстановки в России в начале ХХ в. Под его руководством был разработан ряд крупных законопроектов, направленных на преодоление последствий системного национального кризиса. Результатом реформ П. А. Столыпина стало решение целого ряда политических и экономических задач: 1. обеспечение внешней безопасности России. «Народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы»; 2. создание в России мощного военного потенциала. «Как бы ни было велико наше стремление к миру, как бы громадна ни была потребность страны в успокоении,… нам не придется отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает все великое прошлое России; 3. укрепление национального единства и государственной целостности России. «…надлежит выбирать между цельностью теорий и цельностью отечества»; 4. реформирование и развитие системы органов государственной власти. «И никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти» 5. подъем национальной экономики, обеспечение ее стабильного и долгосрочного роста [3]. Реформы П.А. Столыпина, проводимые не только последовательно, но и чрезвычайно жестко, дали желаемые результаты. За короткий срок Россия укрепила внешнеполитический авторитет и значительно усилила социально-экономический потенциал, выйдя по многим экономическим показателям на лидирующие позиции в мире. Современная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в России по сложности и многокомпонентности проблем во многом перекликается с началом ХХ в. На фоне усиления международной конфронтации руководством РФ предпринимаются колоссальные усилия для решения сложнейших внешнеполитических и внутриполитических задач. Современные антикризисные меры руководства нашей страны во многом сходны с мерами, предложенными когда-то П.А. Столыпиным. Это - укрепление конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета страны, превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира, развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики [4]. Вызовы современности, масштабы объективно существующих внутренних и внешних угроз выдвигают проблемы экономической безопасности на авансцену общественной жизни, и в их решении необходимо использовать уже существующий, апробированный временем исторический опыт. В начале ХХ в. реформаторская деятельность П.А. Столыпина позволила вывести Россию на передовые политические и экономические позиции в мире. Глубокое осмысление и тщательный анализ этих шагов, преломление их в контексте современных общественно-политических и социально-экономических реалий позволит успешно решать современные проблемы национальной, и, в том числе, экономической безопасности.


Список литературы:

1. Стратегия национальной безопасности России до 2020 г., утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rg.ru – Официальный сайт «Российской газеты»

2. В.К. Сенчагов. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www. finance-credit.biz/

3. Столыпин П. А. Мысли о России. Цитаты. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.stolypin.ru/mysli-o-rossii-tsitatnik/ - Фонд изучения наследия П.А. Столыпина

4. Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. Там же.

 

 

Хубиева Ф.Х.

к.пс.н., доцент кафедры психологии КЧФ МФПУ «Синергия»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...