Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Конкурентоспособность дестинации оценивается, прежде всего, ее привлекательностью для конечного потребителя. Процесс выбора туристского продукта может во многом зависеть от выбора дестинации, поэтому конкурентоспособность туристской дестинации и туристского продукта тесно связаны.

Конкурентоспособной является та туристская дестинация, которая производит туристские продукты, пользующиеся спросом на внутреннем и внешнем рынке, и обеспечивает на этой основе экономический рост и повышение уровня благосостояния местного населения.

Наиболее широко в литературе представлена кластерная концепция конкурентоспособности территории, которая исходит из того, что конкурентоспособность территории зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей.В основу концепции положена система детерминант международной конкурентоспособности М. Портера, которая в совокупности названы им кластером взаимосвязанных отраслей.

М. Портер определяет кластер как географически близкую группу связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанную общностями и взаимодополнениями. Наличие в кластере конкурирующих фирм, отраслей, поставщиков ресурсов и потребителей придает, по мнению М. Портера, экономике региона или станы способность конкурировать на международном уровне.

Кластерный тип организации экономики позволяет создавать интегрированные конкурентные преимущества за счет следующих факторов:

· создание общей и специализированной производственной инфраструктуры с учетом оптимального пространственного размещения производительных сил и факторов производства;

· создание условий для экономического роста и минимизации издержек за счет производственной концентрации экономки;

· создание благоприятных условий для развития как отраслей специализации, так и инфраструктурных отраслей;

· стимулирование конкуренции и инновационной активности предпринимательских структур в рамках кластера, повышение эффективности их деятельности, рост производительности труда;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и квалифицированных трудовых ресурсов.

В общем понимании кластер — совокупность элементов, объединенных по заданному признаку в структуру, которая обладает определенными (общими) свойствами.

В научной экономической литературе существует много отработанных подходов в определении признака, по которому объединяются элементы в класс (кластер), но вопрос определения «близости» элементов остается открытым.

Под туристским кластером понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных ресурсов, факторов, предприятий, которые являются необходимыми или желательными для развития определенной разновидности туризма, способствующие удовлетворению потребностей туристов в зависимости от мотива путешествия.

Как видно из определения, понятие кластер согласуется с понятием туристской дестинации, т.е., дестинация может состоять из различных кластеров. Для качественного изучения данной территории необходимо применить метод декомпозиции, т.е. в туристской дестинации выделять ее составляющие — туристские кластеры. Это необходимо потому, что в дестинации могут развиваться различные направления и виды туризма, как правило, взаимоисключающие использование одних и тех же инфраструктурных ресурсов территории. Например, молодежный туризм и туризм для отдыха — семейный туризм, (бизнес-туризм, образовательный, лечебно-оздоровительный и пр. можно продолжить этот перечень видов туризма).

Деление крупной дестинации на более мелкие сегменты, обладающие разными привлекательностями, позволяет качественнее изучать и управлять экономическими регионами, повышать их эффективность функционирования, конкурентоспособность.

В туристскую индустрию входят различные предприятия, которые не обязательно непосредственно конкурирую между собой. Взаимосвязь конкуренции и экономической координации субъектов туристского рынка чрезвычайно важна, так как успешное развитие туризма в дестинации предусматривает тесную кооперацию между различными напрямую не конкурирующими участниками рынка.

Одной из важнейших задач является повышение конкурентоспособности туристской дестинации. Конкурентоспособность туристской дестинации необходимо рассматривать с использованием модели жизненного цикла дестинации с учетом конкурентного профиля на каждом из этих этапов.

А. Р. Сафиуллин в рамках задачи управления конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне предлагает использовать три этапа (фазы) управления конкурентными преимуществами:

· конфигурация конкурентного профиля;

· анализ конкурентных позиций;

· разработка и подготовка к реализации программы стратегии развития конкурентных преимуществ.

При рассмотрении вопросов повышения конкурентоспособности туристской дестинации предлагается ввести еще три этапа:

1) построение желаемого (идеального) конкурентного профиля дестинации с учетом ее жизненного цикла;

2) оценка затрат на достижение желаемого и реально достижимого конкурентного профиля;

3) разработка проекта формирования реально достижимого конкурентного профиля.

При рассмотрении конкуренции между дестинациями следует отметить, что одной из наиболее значащих сил является влияние местного населения на развитие туризма. В соответствии с теорией конкуренции М. Портера основными силами, определяющими отраслевую конкуренцию, являются покупатели, поставщики, субституты и потенциальные конкуренты. В отличие от материального производства, при котором товары доставляются покупателям по месту их проживания, в туризме процесс оказания услуги осуществляется в туристской дестинации, в которую прибывает турист. В этом случае турист практически всегда сталкивается не только с обслуживающим туристским персоналом, который изначально ориентирован на прием туристов, но и с местным населением.

Степень коммуникации туристов с местным населением туристской дестинации может быть разной. Если речь идет о дестинации, которая специально создана для приема и обслуживания туристов и территориально обособлена, например, отдельно стоящих пляжных гостиницах с большой территорией или туристско-развлекательных комплексах, обеспечивающих весь цикл обслуживания туристов, включая их проживание, питание, развлечение и. т.п., то в этом случае влияние местного населения минимально, так как туристы могут не покидать территории этого комплекса и не встречаться с местным населением. Чаще всего происходит более тесный контакт и общение туристов с местным населением, когда речь идет о городских туристских дестинациях, где туристы посещают музеи, театры, другие предприятия, занятые обслуживаем туристом, гуляют по городу, пользуются общественным транспортом и т.п. В этом случае общее впечатление туриста о путешествии складывается не только от качества предоставляемых ему туристских услуг, но и от отношения местного населения к туристам. Тогда следует говорить о туристском продукте в расширенном смысле слова, т.е. о включении в туристский продукт того впечатления, которое получено туристом и от местного населения.

Одним из направлений формирования благожелательного отношении местного населения к туристам является усиление его заинтересованности в увеличении туристского потока и расширение участия местного населения в туристской деятельности. Это касается въездного и внутреннего туризма.

В последние десятилетия получила развитие новая теория «экономики участия», которая представляет экономическую систему, в которой наемные работники участвуют в хозяйственной системе общества, прежде всего, становятся реальными собственниками. Благодаря совмещению работника и собственника в одном лице, уничтожается противоположность между капиталом и трудом; происходит определенное сближение интересов субъектов корпоративных отношений; у трудового коллектива появляется заинтересованность в результатах труда и в развитии фирмы, что способствует достижению и институциональной цели предприятия, которое становится на путь устойчивого, безопасного и конкурентоспособного развития.

Рассматривая теорию «экономики участия» относительно сферы туризма, можно утверждать, что она применима как на микро, так и на мезоуровне. На микроуровне речь идет о заинтересованности в развитии въездного туризма тех жителей дестинации, которые непосредственно работают на предприятиях туристской индустрии. На мезоуровне «экономика участия» проявляется в заинтересованности местного населения, не работающего в сфере туризма, через другие экономические инструменты, например, ПИФы.

Пути повышения заинтересованности местного населения в развитии туристской дестинации в рамках теории «экономики участия» следующие:

– создание новых рабочих мест в туриндустрии и их предоставление местному населению, в том числе и в рамках мультипликативного эффекта;

– повышение материальной заинтересованности за счет создания ПИФов (паевые инвест фонды), ориентированных на туристскую индустрию дестинации.

 

 

 

Формирование сбалансированной конкурентоспособности туризма на мезо- и макроуровне позволит обеспечить стабильное окружение для эффективной работы предприятий туриндустрии. Успешное развитие туризма в дестинации возможно только тогда, когда сформирован конкурентоспособный кластер взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих эффективную работу предприятий туриндустрии. При этом должна быть обеспечена социальная направленность экономики дестинации, с одной стороны, направленная на качественное удовлетворение потребностей приезжающих в дестинацию туристов, а с другой стороны, обеспечивающая рост доходов и благосостояния местного населения дестинапции.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...