Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парогенератор как объект регулирования

Принципиальная технологическая схема барабанного парогенератора приведена на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Принципиальная схема барабанного парогенератора: 1 – бункер пыли; 2 – питатели пыли; 3 – короб первичного воздуха; 4 – пылепроводы; 5 – горелки; 6 – топка; 7 – циркуляционный контур; 8 – барабан; 9 – газоход; 10 – пароперегреватель; 11 – впрыскивающий пароохладитель; 12 – водяной экономайзер; 13 – воздухоподогреватель; 14 – вентилятор; 15 – дымосос  

 

 

Парогенератор как объект регулирования является сложным динами­ческим звеном с несколькими взаимосвязанными входными и выходными величинами. Входными величинами являются возмущения v и управляю­щие воздействия u, выходными - регулируемые величины y.

Связи между входными и выходными величинами схематически представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Упрощенная схема связей барабанного парогенератора

 

Управляющими воздействиями являются: Bт – расход топлива; Qв –расход воздуха (подача дутьевых вентиляторов); Qг – расход газа (произ­водительность дымососов);Dвпр– расход воды на впрыск; Dп.в – расход пи­тательной воды; Dпр – расход воды на продувку.

Главным возмущением является расход перегретого пара Dп.п, изме­няемый регулятором частоты вращения (мощности) турбины.

Основными выходными (регулируемыми) величинами являются :

pп.п – давление перегретого пара; α(O2 %) – коэффициент избытка воздуха (% кислорода в уходящих газах); Sт – разрежение в верхней части топки; tоп.п – температура перегретого пара (а также температура в других точках пароводяного и газовоздушного трактов); Нб- уровень воды в бара­бане; NaCl , мг/кг – солесодержание котловой воды.

Особенность парогенератора заключается в наличии сложных пере­крестных связей. Выходные регулируемые величины Sт, pп.п одновременно являются входными возмущениями, а расход перегретого пара Dп.п зави­сит от других входных и выходных величин.

Из приведённых на рис. 6.2 связей можно выделить основные (сплошные линии) и перекрёстные неосновные (штриховые линии). Для регулирования выходных величин используются основные связи. Регуля­тор <<Рег.>> через исполнительный механизм ИМ и регулирующий орган РО изменяет управляющее воздействие в зависимости от отклонения ре­гулируемой величины, контролируемой с помощью измерительного пре­образователя ИП, а также от задающего (+) и компенсирующего (-) воздей­ствий. Сигналы от (+) и (-) формируют <<возмущение>>, которое должно быть скомпенсировано. Кроме автоматического управления ИМ, воз­можно ручное <<ручн.>> и дистанционное <<дист.>>.

Совокупность регуляторов входит в состав многомерной САР, осуще­ствляющей, как правило, несвязанное регулирование (без связей между регуляторами вне объекта).

Прямоточный парогенератор как объект регулирования имеет осо­бенности. На рис. 6.3 изображена принципиальная технологическая схема пароводяного тракта прямоточного парогенератора.

Рис. 6.3. Принципиальная технологическая схема пароводяного тракта прямоточного парогенератора: 1-экономайзер; 2-испарительная часть; 3-переходная зона; 4-средняя радиационная часть; 5,6-ступени пароперегревателя; 7-пароохладитель

 

Последовательно соединенные поверхности нагрева прямоточного парогенератора представлены в виде змеевика, в который поступает пита­тельная вода, а выходит перегретый пар. Этот змеевик укрупненно может быть разделён на три части: водяную, водопаровую и паровую. Положение точки начала перегрева пара, которая определяет границу между испари­тельной и перегревательной частями, изменяется в зависимости от паро­производительности Dп.п, количества подводимой теплоты Q'т и расхода питательной воды Dп.в. В отличие от барабанного парогенератора, расход питательной воды оказывает непосредственное воздействие на расход Dп.п, температуру tоп.п и давление pп.п перегретого пара на выходе, что оказывает существенное влияние на выбор схемы регулирования. Существенно ус­ложняется регулирование температуры перегрева первичного пара из-за влияния на неё расхода питательной воды и более существенного, чем у барабанных, влияния подачи топлива. Это приводит к необходимости уве­личения числа впрысков и расхода воды на впрыск Dвпр1,Dвпр2. Доля впры­сков у прямоточных парогенераторов доходит до 10% общего количества выработанного пара и оказывает существенное влияние на расход и пара­метры перегретого пара.

Упрощённая схема связей между входными и выходными величинами прямоточного парогенератора представлена на рис 6.4.

На рис. 6.4 обозначены:

tопр – температура пара в промежуточной точке; Dв.п, tов.п – расход и темпе­ратура вторичного пара (из цилиндра высокого давления ЦВД турбины пар поступает в парогенератор, откуда “вторичный” пар поступает в ци­линдр среднего давления ЦСД турбины).

Рис. 6.4. Упрощенная схема связей прямоточного парогенератора  
В динамическом режиме парогенератор по каждой из связей вход-выход можно рассматривать как комбинацию последовательно, парал­лельно и встречно-параллельно соединенных звеньев: усилительных (бе­зынерционных), инерционных первого порядка, интегрирующих, реаль­ных дифференцирующих и звеньев транспортного запаздывания. В каче­стве отдельного звена целесообразно рассматривать участок тракта, обла­дающий направленностью действия и однородностью протекающего в нём физического или химико-технологического процесса.

Для примера проследим прохождение входного сигнала через схему парогенератора (см. рис. 6.1) по связи: расход топлива Bт – давление пере­гретого пара pп.п (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Структурная схема барабанного парогенератора по связи Bт pп.п

Первый участок – транспортировка пылевидного топлива от питате­лей пыли 2 по пылепроводам 4 к горелкам 5 (см. рис. 6.1). Это звено транспортного за­паздывания с передаточной функцией

= ,

где время запаздывания τ1 зависит от скорости движения пылевоздушной смеси и длины пылепровода (для современных парогенераторов =0,5 2,5с). На структурной схеме рис.6.5 входной и выходной величиной звена является расход топлива.

Второй участок – подача частиц топлива в топку 6, их воспламене­ние и выгорание. Процесс тепловыделения приближённо описывается уравнением инерционного звена первого порядка с передаточной функ­цией

=k2/(T2p+1),

где T2 находится в диапазоне от нескольких секунд до нескольких десят­ков секунд. Тепло Qт, выделяемое в топке 6 в процессе сгорания топлива, частично передаётся через поверхности нагрева воде циркуляционного контура 7 и идет на парообразование – Q'т.вх, а частично – на перегрев пара в пароперегревателе 10 – Q''т. Остальная часть тепла Q'''т расходуется на подогрев питательной воды в водяном экономайзере 12, воздуха в возду­хоподогревателе 13 и уносится с уходящими газами.

Третий участок – теплопередача тепловой энергии Q'т.вх через ра­диационные и конвективные поверхности нагрева. Приближённо дина­мика процесса теплопередачи отражается передаточной функцией

W3(p)= k3/(T3p+1), где T3=10 15с.

Четвёртый участок – парообразование в испарительных трубах. Конструктивно это звено составляют подъёмные и опускные трубы цир­куляционного контура 7 с расходами пара Dподи воды Dоп, а также барабан 8. Изменение подводимого к воде тепла Q'т.вых приводит к изменению двух регулируемых величин – паропроизводительности барабана Dб и давления пара в барабане pб, которые являясь выходными величинами четвёртого звена (рис. 6.5), одновременно оказывают влияние на паропроизводитель­ность подъёмных труб Dпод (обратные связи), т.е. одновременно являются и входными величинами.

Если Dб поддерживать постоянной (например, регулирующими кла­панами турбины), а Q'т изменить скачком, то кривая разгона по давлению пара в барабане pб будет иметь форму, близкую к экспоненте, т.е.

W4 (p)= k4/(T4p+1).

Пятый участок – перегрев пара в пароперегревателе 10, в котором происходит нагрев пара до требуемой температуры при одновременном снижении его давления из–за гидравлического сопротивления трубок па­роперегревателя. Этот участок имеет три входа: Dб, pб, Q''т. При Dб =const

W5(2) (p)=k5(2) ; W5(3) (p)= k5(3)/(T5p+1).

Структурная схема на рис. 6.5 приближённо отражает динамику ра­боты парогенератора по одной из связей (Bт pп.п). Получаемые рассмотрен­ным способом структурные схемы основных связей использу­ются для анализа САР на стадии проектирования парогенератора.

Для действующего парогенератора составляют его математическую модель на основании экспериментальной кривой разгона.

Кривая разгона по рассматриваемой связи, например

u =∆ Bт y =∆ pп.п,

представляет собой зависимость y =∆ pп.п (t), измеряемую при ступенчатом изменении u =∆ Bт.

По виду кривой разгона все связи (тепловые объекты) подразделя­ются на две группы: с самовыравниванием (рис. 6.6,а) и без самовыравни­вания (рис. 6.6,б).

Рис. 6.6. Кривые разгона тепловых объектов

а – с самовыравниванием,

б – без самовыравнивания

 

Эквивалентная структурная схема теплового объекта с самовыравни­ванием может быть представлена в виде последовательного соединения звеньев: запаздывающего и инерционного первого порядка. Её эквива­лентная передаточная функция:

Wэкв(p)= kэкв/(Tэквp+1). (6.1)

Определение параметров: τэкв – время запаздывания, Tэкв – время разгона объекта, kэкв - коэффициент усиления – показано на рис. 6.6,а, где a – точка перегиба, в которой проводится касательная к кривой разгона.

Коэффициент усиления

kэкв =y/u0,

степень самовыравнивания

ρэкв= 1/ kэкв=u0/ y,

относительная скорость разгона

ξэкв= tgα/u0 = y/(Tэквu0) =kэкв/Tэкв.

Параметр (Tэкв + τэкв) можно определить более точно, не используя точку перегиба, по площади S между кривой разгона и установившимся значением y:

S = y ∙ τэкв + y Tэкв ,

откуда τэкв+ Tэкв = S/ y.

Эквивалентная структурная схема теплового объекта без самовырав­нивания, к которому относится связь Dп.в Hб (рис. 6.2), может быть пред­ставлена в виде последовательного соединения звеньев: запаздывающего и интегрирующего. Её эквивалентная передаточная функция:

Wэкв(p)=e-pτ ∙ξэкв/p, (6.2)

где относительная скорость разгона (рис. 6.6,б)

ξэкв = tgα/u0 =b/ (τэкв u0).

Эквивалентные параметры объекта можно определить, используя экс­периментальную импульсную характеристику yи(t) (рис. 6.7). Импульсная характеристика измеряется проще и по ней восстанавливается кривая раз­гона y(t). Алгоритм восстановления кривой разгона основан на использо­вании метода наложения, справедливого для линейного объекта (для ма­лых отклонений):

yи (t) = y(t) - y(t - t),

где t – длительность входного импульса с амплитудой u0;

- y(t - t) – кривая разгона от ступенчатого воздействия - u(t - t), t> t, смещенная на t относительно кривой разгона y(t).

Отсюда кривая разгона

y(t) = yи (t) + y(t - t)

Рис. 6.7. Построение кривой разгона по импульсной характеристике
получается суммированием ординат yи(t) с ординатами кривой разгона, полученными для момента времени t- t (рис. 6.7). В качестве примера пока­зано построение двух точек кривой разгона:

y(t1) = yи (t1) + y(t1 - t),

y(t2) = yи (t2) + y(t2 - t).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...