Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Климатическая характеристика по метеостанции ВологдаГлавный архитектор проекта Л.Н. Ахметханова
Санкт-Петербург
СОСТАВ ПРОЕКТА
I. Пояснительная записка: 1. Современное состояние территории, том I. 2. Проектные предложения, том II. 3. Основные положения, том III. II. Графические материалы:
Примечание: *схема выпполнена в программе CorelDRAW 12/
Авторский коллектив:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Генеральный план городского округа «ГородЧереповец» разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (ФГУП «НИИПГрадостроительства») в 2004-2005 годах по договору №1612 от 5 января 2004 года с Управлением архитектуры и градостроительства Мэрии города Череповец. В основу разработки проекта положена действующая законодательно-нормативная и методическая документация:
Генеральный план разработан на основе земельного кадастра и схемы города в масштабе 1: 6000, выполненной ФГУП «Аэрогеодезия» в 1997 году. Проект выполнен с применением компьютерных геоинформационных технологий в программе MapInfo, содержит соответствующие картографические слои и семантические базы данных. Исходный год проектирования – 2004, расчетный срок – 2020 год, I очередь строительства – 2012 год.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ
Общие сведения о городе
Город Череповец расположен в юго-западной части Вологодской области на берегах р.Шексны при впадении в неё р.Ягорбы. Город находится на пересечении железной дороги Санкт-Петербург – Вологда с Волго-Балтийским водным путем. Расстояние по железной дороге от Череповца до Вологды – 120 км, до Санкт-Петербурга – 475 км, до Москвы – 620 км. На месте Череповца поселения человека существовали с древнейших времен. Археологические данные свидетельствуют о том, что первые поселения людей на этой территории относятся к первой половине второго тысячелетия до н.э. В 1Х веке нашей эры эти земли были заселены племенами финского происхождения – весь, откуда происходит, по-видимому, название города (чери – рыба, еп – гора, весь – племя). Слово Череповец переводится с финско-угорского примерно, как «племя рыбной горы». История города началась с Х1У века, когда на землях северо-западной Руси началось строительство монастырей, призванных служить форпостами Московского княжества. В 1360 году на землях будущего города монахами Афанасием и Феодосием был основан Воскресенский монастырь. Вблизи монастыря выросло село Федосьево, ставшее, в последствии, основой Череповца. В конце ХУП века монастырь был упразднен, а собор превращен в приходскую церковь с. Федосьево. В результате начавшегося в 1703 году строительства водного пути, соединяющего Балтийское море с бассейном Волги, село Федосьево получает выгодное географическое положение, роль его возрастает. Село начинает быстро расти и превращается в важный торговый перевалочный пункт, через который товары с Волги и северных районов России направляются в новую столицу – Петербург. В 1777 году село Федосьево вместе с прилегающими к нему селом Никольским и Подмонастырской слободой было преобразованы в город, получивший название Череповец. В 1782 году Екатериной П был утвержден первый генеральный план города, создавший прямоугольную сетку улиц старого города. Важным событием для города стало создание Мариинской водной системы в 1810 году. Система каналов соединила Шексну и Волгу и через Петербургский порт дала выход в Балтийское море. Развитие города ускорилось после реформы 1861 года. В середине Х1Х века в Череповце возникли промышленные предприятия: кирпичный, железоделательный, машиностроительный, лесопильный заводы и завод земледельческих орудий. Огромное влияние на развитие города оказал Иван Андреевич Милютин, сорок шесть лет исполнявший обязанности городского головы. К началу ХХ века Череповец называли «северным Оксфордом». Учащиеся Череповецких учебных заведений составляли пятую часть десятитысячного населения города. Благодаря усилиям Ивана Андреевича, Череповец и Санкт-Петербург соединила железная дорога. В 1911 году была построена Череповецкая гавань с пропускной способностью 25 млн. пудов груза. Несмотря на благоприятные транспортные условия, промышленное значение Череповца выросло незначительно. До 1918 года он оставался небольшим уездным городом Новгородской губернии. Население его в 1917 году не превышало 12 тыс. человек. В 1918 году город был преобразован в губернский, а в 1927 году включен как окружной город в состав Ленинградской области. С 1930 года Череповец становится городом областного подчинения в составе Ленинградской, а с 1937 года Вологодской области. Современная история города началась в 1949-50 годах с началом строительства крупнейшего на северо-западе металлургического комбината. Развитые инженерная и транспортная инфраструктуры, крупный строительный комплекс, территориальные ресурсы, а так же выгодное географическое положение предопределили дальнейшее промышленное развитие города. В Череповце были построены сталепрокатный завод, два крупных химических завода, ряд вспомогательных и обслуживающих предприятий. Развитие промышленности обусловило рост населения города. Максимального значения численности населения Череповец достиг в 1998 году – 323,6 тыс. чел. В советский период для города были разработаны генеральные планы его развития в 1950, 1969 и 1987 годах. В настоящее время Череповец самый крупный промышленный центр Вологодской области, предприятиями которого создается 72% областного объема промышленной продукции. Доля Череповца в объеме продукции страны – 1,1%. Основу экономики города составляет черная металлургия – более 80% объема производства. Кроме черной металлургии получили развитие химическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая промышленность. С 8 августа 2005 года г. Череповец является муниципальным образованием, наделенным законом Вологодской области статусом городского округа. 2. Анализ реализации генерального плана 1987 года
Архитектурно-планировочная структура Предыдущий генеральный план города Череповец разработан ЛенНИИПградостроительства в 1987 году на период до 2005 года. Проектная численность населения предусматривалась следующая: - первая очередь (1995 г.) – 350 тыс. чел.; - расчетный срок (2005 г.) – 400 тыс. чел.; - перспектива (2015-2020 г.г.) – 450 тыс. чел. В настоящее время численность населения Череповца составляет 310,8 тыс. человек. К моменту разработки генплана планировочная структура г. Череповца уже была сформирована пятью производственными зонами (Центральная, Северо-Западная, Северная, Заягорбская, Зашекснинская) и тремя селитебными районами (Индустриальный, Заягорбский и Зашекснинский). Ведущими идеями проектных предложений являлось размещение новых селитебных зон города в наиболее благоприятных в экологическом отношении территориях, улучшение экологической обстановки в сложившейся городской застройке, упорядочение существующего функционального зонирования, включение в планировочную структуру города р.Шексны и создание «экологического каркаса». Далеко не все идеи были реализованы. На момент разработки генерального плана Индустриальный и Северный жилые районы практически целиком находились в 5-ти километровой санитарно-защитной зоне Череповецкого металлургического комбината, установленной Минздравом РСФСР в 1965 году. В связи с этим генеральным планом предусматривалось постепенное сокращение численности населения на расчетный срок в Индустриальном районе до 80 тыс человек, в Северном – до 7-10 тыс. человек и переселение их на более благоприятные в экологическом отношении территории. Вопреки проектным предложениям численность населения в настоящее время в Индустриальном районе составляет 106 тыс. человек, а в Северном – 24 тыс. человек. Процесс расселения жителей начат только в двух кварталах -№ 213 и № 214. Проектные предложения по созданию набережной в Индустриальном районе реализованы не в полной мере. Введение в строй путепровода, связывающего ул. Сталеваров с Кирилловским шоссе? значительно улучшило транспортную связь района с промзоной и Северным районом. Согласно предыдущему генплану не предполагалось интенсивного развития Заягорбского жилого района в связи с отсутствием свободных территорий (восточная часть не подлежала застройке, т.к. находилась в зоне влияния локатора, расположенного на землях Минобороны). Недостаток зеленых насаждений общего пользования предлагалось компенсировать за счет создания крупного зеленого массива в водоохранной зоне р.Шексны после выноса РМЗ-2, ЖБИ и складов горючих веществ. Из перечисленного осуществлена лишь ликвидация мазутохранилища и последующая рекультивация территории, что не позволило сформировать «речной фасад» города и организовать активную связь жилых микрорайонов с акваториями рек. Не осуществлено сооружение моста через р.Ягорбу в створе ул. Белинского из-за необходимости сноса большого количества строений, а также в связи с тем, что музей В.В. Верещагина попадал в зону влияния автомагистрали. Вопреки проектным предложениям на пересечении пр. Победы и ул. Олимпийской разместился трамвайный парк, местоположение которого было определено в коммунально-складской зоне за ул. Краснодонцев. В качестве основного района нового жилищного строительства в генеральном плане предлагался Зашекснинский жилой район, при этом численность его населения к 2005 г. должна была достигнуть 185 тыс. чел. Однако падение численности населения города в целом и замедление темпов строительства не позволили осуществить освоение района в полном объеме. К настоящему времени в нем проживает 45,7 тыс. чел. Жилая застройка района на современном этапе сформирована микрорайонами №№ 114, 115, 5.4, 5.5, 102, 103, 104. Начато строительство жилых зданий в микрорайонах 106, 105 и 112. Кварталы, намеченные для размещения учебного и медицинского центров в Зашекснинском районе, остались незастроенными. Объекты культурно-бытового обслуживания представлены не по всей номенклатуре и не в полном объеме. Не построен автомобильный мост в Заягорбский район через р.Шексну. Начата реконструкция музея-усадьбы Гальских. Организация производственных зон города осуществлялась в соответствии со «Схемой планировочной организации промышленных и коммунально-складских территорий г. Череповца», разработанной в развитие генплана Ленинградским Промстройпроектом в 1990 г. Не в полной мере сформированы рекреационные зоны города, по-прежнему ощущается дефицит зеленых насаждений общего пользования. Таким образом, генеральный план 1987 года был реализован далеко не в полном объеме. Экономическая база Население. Генеральный план развития города Череповца 1987 г. разрабатывался с расчетом увеличения численности населения города с 315 тыс. чел. в 1986 г. до 400 тыс. чел. в 2005 г. Однако, темпы прироста населения оказались значительно ниже прогнозируемых. Рост численности населения продолжался до 1998 года, когда была зафиксирована максимальная численность – 323,6 тыс. человек, что на 25 тыс. человек меньше прогнозируемой. С тех пор население сокращается. В 2004 г. в Череповце зарегистрировано 310,8 тыс. человек. Причиной явились значительные экономические и политические изменения, которые Череповец, как и вся Россия, претерпел за последние 20 лет. Они сказались и на демографических показателях. Так за последние 10 лет в городе фиксируется стабильная естественная убыль населения. По сравнению с 70-80 годами прошлого века, когда число родившихся на 1000 жителей составляло 17-18,5 чел., современный уровень рождаемости снизился более чем в 2 раза. За тот же период миграционный прирост на 1000 жителей сократился с 8,5 до 3,5 чел., т.е. в 2,5 раза. Жилой фонд. На 01.01.1987 г. общая площадь жилого фонда в Череповце составляла 4936 тыс. м2 (15,7 м2/чел). Согласно предложениям генерального плана, объем жилого фонда Череповца в 2005 г. должен был составить 8100 тыс. м2 (20 м2/чел.), в т.ч. 200 тыс.м2 малоэтажной жилой застройки. Таким образом предполагалось увеличение общей площади жилого фонда на 3164 м2. На 01.01.2004 общая площадь жилого фонда Череповца составила – 6421,6 тыс. м2 (19,9 м2/чел), т.е. 79,3% от запланированного. Вместе с тем, проектная обеспеченность жилым фондом (20 м2/чел.) практически была достигнута за счет сохранения численности населения города (310,8 тыс. чел. вместо 400 тыс. чел.). С 1987 г. по 2004 г. объемы ввода жилого фонда, в среднем, по городу составили 87,4 тыс.м2 в год, в т.ч. в Индустриальном и Северном районах – 23,2 тыс.м2 в год, Заягорбском – 14,2 тыс. м2 в год, Зашекснинском – 50 тыс. м2 в год. Характеристика проектного и существующего жилого фонда г. Череповца
Территориальное развитие города Череповец предполагалось за счет застройки Зашекснинского района, общий объем ввода жилого фонда в котором должен был составить 3700 тыс. м2. Также предполагалось освобождение жилого фонда на территории санитарно-защитной зоны в радиусе 1 км от границ ЧМЗ. Убыль жилого фонда должна была составить 750 тыс. м2 в Индустриальном и Северном районах. На практике высвобождение жилого фонда в указанных районах было осуществлено в значительно меньших объемах, а застройка Зашекснинского района составила 23% от запланированного. Поскольку объем строительства оказался значительно меньшим, город сохранил территориальные резервы в Зашекснинском районе. Они могут быть использованы для дальнейшего жилищного и культурно-бытового строительства. Учреждения культурно-бытового обслуживания. На момент составления предыдущего генерального плана в г. Череповце обеспеченность детскими дошкольными учреждениями, больницами, продовольственными магазинами и гостиницами составляла 80-100% от рекомендуемой нормы. Менее 60% составляла обеспеченность промтоварными магазинами, предприятиями общественного питания, клубными учреждениями и пр. В соответствии с генеральным планом, в Зашекснинском районе предполагалось строительство крупного универмага, универсамов, концертного зала. Также в связи с дефицитом свободных территорий в Заягорбском районе, на территории Зашекснинского района предусматривалось строительство дополнительных медицинских, учебных, спортивных и культурно-зрелищных объектов общегородского уровня. Следует отметить, что проектные предложения предыдущего генплана исходили из расчета численности населения в 400 тыс. чел. и оказались завышенными, т.к. в настоящее время в городе проживает 310,8 тыс. чел. Тем не менее, за истекший период в Череповце построены: Храм Рождества Христова, Дворец культуры металлургов, клуб химиков, здание пединститута, радиологический центр городской больницы, санаторий, физкультурно-оздоровительные центры, детско-юношеские и досуговые центры, музыкальная школа, библиотеки. Кроме того, увеличилось количество школ и детских садов, построен ряд объектов торговли, банков и административных зданий. Вместе с тем, несколько снизилась обеспеченность химчистками, прачечными и пожарными депо. В целом, предложения генерального плана 1987 г. реализованы примерно на 50%. Исключение составляют учреждения торговли, обеспеченность которыми существенно превышает нормативные рекомендации. В основном, по номенклатуре и емкостям учреждения обслуживания близки к нормативным. Транспортная инфраструктура
Анализ реализации генерального плана 1987 г. показал следующее: · трамвайный парк размещен вопреки рекомендациям генплана на перекрестке пр. Победы и ул. Олимпийской, а не в коммунальной зоне Заягорбского района; · построена предмостовая транспортная развязка в Индустриальном районе; · построены два путепровода через железную и автодороги (ул. Сталеваров – Кирилловское шоссе). · не осуществлен полностью вынос лодочной станции в бухту Рыбинского водохранилища. Инженерная инфраструктура
Водоснабжение. Расходы воды питьевого качества на расчетный срок (2005 г.) при численности населения 400 тыс. чел. определялись в 316,6 тыс.м3/сут., в том числе потребление воды промпредприятиями составляло 66,8 тыс.м3/сутки. В настоящее время в городе проживает 310,8 тыс. чел. и водопотребление составляет 145,0 тыс.м3/сут., в т.ч. промпредприятия – 45,0 тыс.м3/сут., т.е. объемы водопотребления остались на уровне 1986 г. В предыдущем генплане предполагалось перенести водозабор в район п.Романда. Местоположение водозабора сохранилось в черте города. За прошедший период построено: - водоочистная станция № 3 проектной производительностью 110 тыс.м3/сут; - резервуары чистой воды объемом 44 тыс.м3; - насосная станция 2 подъема производительностью 153,6 тыс.м3/сут., - сооружения повторного использования промывных вод; - станция ультрафиолетового обеззараживания. Водоотведение. По генплану предусматривалось строительство левобережных очистных сооружений канализации. В 1986 г. введена 1 очередь левобережных КОС производительностью 50 тыс.м3/сут, в 2003 г. – 2 очередь производительностью 70 тыс.м3/сут. Расходы стоков в настоящее время составляют в среднем 175,4 тыс.м3/сут., в т.ч. от промпредприятий 49,4 тыс.м3/сут, вместо проектируемых к 2005 г. при населении 400 тыс.чел. 257,0 тыс.м3/сут. Не построены очистные сооружения дождевой канализации, весь сток через 30 выпусков поступает в реки Шексна и Ягорба. Теплоснабжение. Генеральный план 1987 г. в части размещения теплоисточников, магистральных сетей и обеспеченности населения теплом в значительной мере реализован. Основные направления теплообеспечения районов города сохранены: - жилищно-коммунальный сектор также обеспечивается в основном централизованным теплоснабжением; - системой теплоснабжения Правобережной части города (Индустриальный, Северный и Заягорбский районы) решено взаимное резервирование источников тепла для обеспечения надежности теплоснабжения. - в Зашекснинском районе выполнены резервирующие перемычки между смежными магистралями. В отличие от намечаемых мероприятий ГП 1987 г.: - горячее водоснабжение правобережной части сохраняется по закрытой системе теплоснабжения (через скоростные водоподогреватели в индивидуальных тепловых пунктах ИТП); - перспективные нагрузки Зашекснинского района полностью покрывает котельная №3 (котельная № 4 не построена, т.к. намечавшиеся объемы жилищного строительства полность не реализованы); - малоэтажная индивидуальная застройка Заягорбского и Зашекснинского районов обеспечивается теплом децентрализовано от автономных теплогенераторов с энергоносителем – природный газ. Газоснабжение. Основные направления использования природного газа, определенные ГП 1987 г., сохраняются, при этом увеличивается доля использования газа малоэтажной индивидуальной застройкой. В настоящее время газоснабжение города предусмотрено от системы магистральных газопроводов – отводов: Грязовец-Вологда-Череповец, Грязовец-С.Петербург, Горький-Череповец. Подача газа потребителям города осуществляется через газораспределительные станции ГРС-2, ГРС-4 – Индустриальный и Заягорбский районы, АГРС-3 – Зашекснинский район. Схемы распределения газа по давлению сохранены. Идея создания кольцевого газопровода между сетями среднего давления (правый берег) и высокого (Зашекснинский район) прокладкой дюкера через р.Шексну не реализована. Электроснабжение. Существующим генеральным планом предусматривалось увеличение электропотребления коммунально-бытовых потребителей к 2010 году до 580 млн. кВт час. В настоящее время электропотребление коммунально-бытовых потребителей составляет 133 млн. кВт. часов, что покрывается, в основном, собственными источниками электроснабжения и, частично от соседних энергосистем. Устройства связи и радиофикация. Генеральным планом 1987 г. на расчетный срок (2010 г.) намечалось развить ГРТС до 137600 радиоточек и ГТС до 148000 телефонов при численности населения города 400 тыс. человек. В настоящее время в городе проживает 310,8 тыс. человек. Все мероприятия, необходимые для 100% обеспечения такого числа жителей города средствами проводного вещания и телефонной связи, намеченные в предыдущем генплане, на сегодняшний день реализованы. Природные условия и ресурсы Климатическая характеристика По схематической карте климатического районировании для строительства территории России г. Череповец приурочен к району – П, подрайону – ПВ. Климат города Череповца умеренно-континентальный с умеренно теплым летом, довольно холодной зимой и неустойчивым режимом погоды. Характеристика элементов климата приводится по данным метеостанции Вологда на основании СНиП 23-01-99 в таблицах №№ 1,2. Таблица № 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |