Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Московский психолого-социальный институтМосковский психолого-социальный институт Дефектологический словарь
В двух томах
Том 1 Под редакцией В. Гудониса, Б.П. Пузанова
Москва – Воронеж
УДК 37.01Главный редактор ББК 74.3 Д. И. Фельдштейн Д39Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной комиссии: А. Г. Асмолов И. В. Дубровина Н. Д. Никандров В.А. Болотов М.И. Кондаков В. А. Поляков В. П. Борисенков В. Г. Костомаров В. В. Рубцов А. А. Деркач Н. Н. Малофеев Э. В. Сайко А. И. Донцов Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор, Иностранный член РАО В. Раяцкас, Доктор педагогических наук, профессор В. П. Ермаков, кандидат медицинских наук, доцент Ю.-Н. Даулянскене, кандидат медицинских наук, доцент Ю.-В. Вайткявичюс Д39Дефектологический словарь: В 2т./ Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого- Социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с. ISBN 978-5-9770-0063-5 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-810-2 (НПО «МОДЭК») В словарь включены термины, отражающие содержание теории и практики специальной педагогики, ее связь с разными отраслями научных знаний о человеке: педагогикой, психологией, медициной и др. Словарь предназначен для специальных и социальных педагогов, работников образования, здравоохранения, социального обеспечения, для студентов педвузов, средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также для будущих матерей, родителей, воспитывающих детей со специальными образовательными потребностями. УДК 37.01 ББК 74.3 ISBN 978-5-9770-0063-5 (т. 1.) (МПСИ) ISBN 978-5-9770-0065-9 (МПСИ) ISBN 978-5-89395-810-2 (т. 1) (НПО «МОДЭК») ISBN 978-5-89395-812-6 (НПО «МОДЭК») © Гудонис В., Пузанов Б.П. Научное редактирование, 2007 © Гудонис В., составление, 2007 © Московский психолого-социальный Институт, 2007 © Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2007 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2007
Предисловие Последний «Дефектологический словарь» на русском языке был издан более трицати лет назад. Если иметь в виду, что такой словарь на русском языке был всего один и издавался только дважды, настоящий словарь, подготовленный В. Гудонисом. несомненно следует оценить как позитивное явление в дефектологии. Весьма важное обстоятельство, что при работе над данным словарем составитель учел изменения и новые веяния в системе обучения и воспитания детей с нарушениям и развития. Были учтены как демократические, так и гуманистические процессы, имеющие прямое влияние на систему общего и специального образования. В данной работе В. Гудонис не только выступает как составитель, обобщающий опыт коллег, но и принимает самое активное участие как автор. Иллюстрацией этого могут служить его статьи «Причины нарушения развития у детей», где автор предлагает удобную и рациональную систем) классификации этих причин, «Интегрированное обучение», где В. Гудонис предлагает модели интегрированного обучения, которые внедрены в практику и оправдались в Литве. Этими моделями могут пользоваться организаторы образования детей с нарушенным зрением. Это весьма важно, потому что, как мы предполагаем, основной круг читателей данного словаря составит академическая молодежь, в первую очередь будущие педагоги специальных и общеобразовательных школ, а также организаторы образования детей со специальными образовательными потребностями. Данная работа заинтересует не только олигофрен о педагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, логопедов и специалистов по специапьной психологии, но и родителей, воспи-
тывающих детей с нарушениями развития, т.к. в словаре очень часто рядом с характеристиками заболеваний и недугов предлагаются советы по уходу за больными и другие практические рекомендации. В словаре основные педагогические, психологические, медицинские и социальные аспекты феномена нарушенного развития. Ю.-Н. Даулянскене кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицины Шауляйского университета; Ю.-В. Вайткявичюс кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицины Шауляйского университета
Введение Первый «Краткий дефектологический словарь» под редакцией А. И. Дьячкова был опубликован в 1964 г. в Москве. Шесть лет спустя, в 1970 г. издательство «Педагогика» опубликовало второе, дополненное издание «Дефектологического словаря». За последние три десятилетия в странах Восточной Европы произошел ряд существенных социально-политических перемен, которые не могли не отразиться и на системе образования. Процессы демократизации и гуманизации общества внесли коррективы и в терминологию. Во избежание прямой стигматизации термины «аномальные дети», «дефективные дети» правомерно были заменены понятием «дети с особыми образовательными потребностями». Данное понятие стало привлекательно тем, что зарубежные специалисты вкладывают в это понятие не только потребности детей с нарушениями развития, но и образовательные потребности одаренных детей. Поэтому в данный словарь включены такие понятия, как «гениальность», «одаренность», «талант», «абсолютный слух» и т. п. Несмотря на то, что мы переходим от клиническо-коррекционной парадигмы к социально-интеракционной, в терминах специальной педагогики пока остается преимущественно медицинская или психологическая семантика (глухие, незрячие, умственно отсталые, лица с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями эмоционально-волевой сферы и т.п.). При подготовке специалистов в данной области, в зависимости от ими выбранного профиля, студенты в России, Украине, в странах Прибалтики получают глубокие знания по невропатологии, офтальмологии, отоларингологии. Поэтому в словарь включено много медицинских терминов.
Дефектология как наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и/или физическими нарушениями, о закономерностях воспитания, обучения этих детей и подготовки большинства из них к интеграции в общество тесно связана не только с медициной, но и с общей и социальной педагогикой, общей и возрастной психологией и с другими науками, поэтому не случайно в словарь включены некоторые термины из упомянутых областей наук. Гуманизация некоторых дефектологических терминов является позитивным процессом. Составитель и научный редактор данного словаря, позитивно принимая изменения, которые диктуются временем, сознательно оставил традиционное название словаря — «Дефектологический словарь». Понятие «дефектология» намного шире понятий «коррекционная педагогика» или «специальная педагогика». Дефектология охватывает как теоретические области знаний данной науки (тифлопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, олигофренопедагогику, а также историю и психологию этих отраслей), так и прикладные (тифлотехнику, сурдотехнику и т. п.). Замена базисного термина «дефектология» терминами «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» заметно сузила трактовку содержания данной науки. Такая «педагогическая» трактовка данной науки не оставляет в ее структуре места для специальной психологии (тифлопсихологии, сурдопсихологии и т. п.). В содержании термина «дефектология» гармонично сочеталась и специальная педагогика и специальная психология. Пока не найден новый термин, равноценный термину «дефектология», который охватил бы не только специальную педагогику, но и вышеупомянутые специальную психологию и специальную технику. Необходимо отдать должное редколлегии журнала «Дефектология» (главный редактор — Н. Н. Малофеев) за сохранение названия имеющего глубокие традиции научно-методического журнала.
Медицинская и биологическая терминология, по мнению проф. М. Н. Чернянского, достигла наибольшей стабильности по сравнению с терминологией других областей. Это объясняется тем всеохватывающим устойчивым влиянием, которое оказывали на медицинскую и биологическую терминологию в течение многих столетий и продолжают оказывать по сей день два классических языка античного мира — древнегреческий и латинский. В свое время среди русских врачей были отстаивающие исконно русскую лексику, которую они наделяли специальным медицинским значением. Такой точки зрения придерживался В. И. Даль (1801 — 1872) — врач по профессии, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Однако ни одна из предложенных им замен понятия не удержалась в языке русской медицины. Предлагаемый нами словарь включает и темы, которые не нашли место в упомянутых дефектологических словарях. Например, темы из развития эмбриологии (искусственное оплодотворение человека и т. п.). Представлены понятия заболеваний, которые не могли быть включены в изданные раньше словари (напр., синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и др.), а также новые диагностические методики (напр.. компьютерная томография и т. п.). В словарь не включены заболевания, которые комплексом лечебно-профилактических мероприятий уже ликвидированы (напр., трахома). Отличительной чертой словаря является представление мер самопомощи, помощи и превентивных мер при разных заболеваниях и недугах, что расширяет круг читателей, включая не только специалистов, но и будущих матерей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, а также взрослых людей, имеющих инвалидность. Включены раньше не популярные темы, такие как «алкоголь» и «алкоголизм», «беременность в подростковом возрасте», «наркотики» и «наркомания», «перверзии» и др.
В основу данного словаря легли уже ставшие классикой некоторые статьи «Дефектологического словаря» (1970), а также были использованы: «Энциклопедический словарь медицинских терминов» (В 3 т. / Под ред. Б. В. Петровского. М., 1982); А. В. Апраушев «Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реаблитация слепоглухонемых» (М., 1983); А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта» (М., 1988); Л. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя» (М., 1998); А. Р. Маллер «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей» (М., 1990); Э. Берн «Введение в психиатрию и психоанализ» (СПб., 1992); В. Гудонис «Основы половой гармонии» (Ярославль, 1992); В. Н. Астапов «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» (М,, 1994); «Сексология: Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям» (Минск, 1994); В. Гудонис «Причины нарушения развития у детей» (Шяуляй, 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1996); «Дефектология: Словарь-справочник» (Сост. С. С. Степанов. М., 1996); «Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие» (Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997); «Понятийно-терминологический словарь логопеда» (Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997); «Медицинский словарь» (В 2т.: Пер. с англ. ОхГогб, 1998); Л. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя: Великие люди. История. Культура» (1998); «Большой толковый медицинский словарь» (В 2 т.: Пер. с англ. Охford, 1999), А. Д. Гонеев и др. «Основы коррекционной педагогики» (Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999); Питер Т. Гринспен, Сюзана Леверт «Неотложная помощь детям: советы педиатра» (Пер. с англ. М., 1999); В. Гудонис «Основы и перспективы социатьной адаптации лиц с пониженным зрением» (Монография. М., 1999); Н. М. Иовчук, А. А. Северный «Депрессия у детей и подростков» (М., 1999); «Медицинская энциклопедия» (Пер. с англ. М., 1999): «Новейшая энциклопедия детского здоровья» (Под ред.
И. П. Брязгунова. М., 1999); М. К. Акимова, В. Т. Козлова «Психологическая коррекция умственного развития школьников» (М., 2000); «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика» (М., 2000); В. П. Ермаков, Т. А. Якунин «Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» (М., 2000); Б. Яблан, С. Павлович «Блиндизмы и семейная обстановка у детей с нарушенным зрением / Проблемы и задачи реформирования школы для слепых детей в современных условиях» (М., 2000); X. Ремшмидт «Детская и подростковая психиатрия» (Пер. с нем. М., 2001); «Специальная педагогика» (Под ред. Н. Н. Назаровой, М., 2001); «English-Lithuanian dictionari of Special Education» (Английско-литовский словарь по специальному обучению) (Ed. By Ю. Пятрушявичюс. Шяуляй, 2002); В. Гудонис «Анализ изменений понятий специального образования» (Педагогика: Научные труды. Вильнюс, 2002. № 61) и др. Витаутас Гудонис доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии педагогических и социальных наук и Академии наук Нью-Йорка
Зародышевое развитие тие. см. Эмбриональное разе и - Зачаток{рптогашт, ^NЕ; син.: закладка] — комплекс малодифференцированных эмбриональных клеток в составе тела зародыша, дающий в ходе дальнейшего развития начало определенной ткани или органу. Защитные рефлексы— реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающих его нормальную деят-ть. Зона ближайшего развития —расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. б. р. определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. 3. б. р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей, обучения, когда оно, согласно Выготскому, идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в 3. б. р. 3. б. р. дает представление о потенциальных возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет определить научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровня развития, а также 3. б. р. составляет то, что Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Определение 3. б. р., в частности, играет решающую роль в разграничении ЗПР и олигофрении (Б. П. Пузанов). Зоо- [греч. гооп — живое существо, животное] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к животным, к животному миру». Зоосадизм[зоо- + садизм] — получение сексуального возбуждения и удовлетворения от избиения и истязания животных; разновидность зоофилии в сочетании с садизмом. Зоотерапия[зоо- + греч. гНегаре'ш — уход, лечение] — заключается в применении животных (дельфинов, лошадей, собак, кошек и др.) при оказании корригирующего воздействия на детей с нарушениями развития и взрослых с ограниченными возможностями. Зоофилия[зоо- + филия; син.: бестиализм, зооэрастия. зооэратия, скотоложество, Содомия] — половое влечение к животным и получение удовлетворения от сексуального контакта с ними. Встречается преимущественно вживотно-водческих районах, где мужская часть населения длительное время находится в отрыве от женского общества, где строго караются добрачные связи и неверность женщин и юноши могут начать половую жизнь лишь после вступления в брак. В большей части случаев зоофилия является заместительной перверсией. Обычно у человека не возникает стойкого полового влечения к животному и контакт прекращается при возможности получения нормального полового удовлетворения. В основном 3. наблюдается у мужчин. их контакты с животными (козы, овцы, ослицы, кобылы, коровы) проходят в виде половых актов. Среди женщин 3 распространена значительно меньше и реализуется чаще б форме куннилингуса с собаками и кошками, реже — коитуса. Зрение— функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами. Зрительная работоспособность —способность человека выполнять зрительную работу с допустимым число1.' негрубых ошибок в течение определенного периода времени.
Зрительные функции –заключаются в способности воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное, преиферичесоке зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.
И – Й Игротерапия— метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии применил в 1913 г. 3. Фрейд. И. приобрела широкое распространение с 40—50-х гг.; осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии; иногда проводятся совместные игры с родителями. По мнению разных авторов, психотерапевту может отводиться роль наблюдателя, партнера или руководителя. И. включает такие средства, как разыгрывание определенных сюжетов, игра ребенка с куклами, лепка, рисование, игры с песком и т. п. Применение игры в отечественной психотерапевтической практике основывается на теории игровой деят-ти. наиболее полно разработанной в трудах Д. Б. Эльконина А. И. Захаровым разработана методика И., к-рая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивно? психотерапией. Им сформулирован ряд правил, соблюдение к-рых является необходимым: выбор игровых тем отражав их значимость для терапевта и интерес для ребенка; руковол -ство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей; спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого процесса, в к-ром главное — возможность импровизации; направленное воздействие ю ребенка осуществляется посредством характера воспроизвс -димых им и терапевтом персонажей. Эффект И. определяет-
ся практикой новых отношений, к-рые ребенок осваивает в игре (Б. П. Пузанов). Игрушка— предмет, предназначенный для игр детей. И. побуждает детей к игре, содействует развитию воображения. Обычно И. является копией реального предмета. Поэтому действия ребенка с И. заменяют действия с реальными предметами. Поскольку И. изображает знакомый ребенку предмет, она помогает ему отобразить в игре полученные впечатления. Давая ребенку И., чрезвычайно важно показать ему способы обращения с ними. И. только тогда приносит ребенку пользу, когда она соответствует его возрасту и он в состоянии овладеть способом игры с нею. И. должны быть привлекательными и интересными для ребенка. Необходимо приучать детей бережно обращаться с И., не ломать их, не портить, убирать после игры на место. И. имеет такое же значение для развития и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, как и для нормальных. Следует учитывать, что из-за сенсорной или интеллектуальной недостаточности дети со спец. образовательными потребностями имеют ограниченные источники познания окружающей действительности и более бедный опыт, чем нормальные дети. Поэтому они в большей, чем нормальные дети, степени нуждаются в обучении пользованию И. Часто действия детей с И. ограничены из-за того, что ребенок не знает, как можно с ней играть, какие возможности скрыты в ней. Для того чтобы И. стимулировала игровые действия детей, они должны знать, что и как с ее помощью можно изображать, должны уметь ею пользоваться. Необходимо показывать детям способы обращения с И., «обыгрывать» ее с ребенком прежде, чем давать для самостоятельной игры. Надо учить детей производить с И. разнообразные игровые действия, учить их использовать И. в ходе игр, заменять одни И. другими, называя при этом их именем предме-
та, роль к-рого они выполняют в игре. При этом глухим и слабослышащим детям нужно показать, как в той или иной ситуации пользуются реальным предметом, а вслед за таким показом предложить им выполнить шровое действие с И. С л е п ы м детям сначала разъясняют, как пользоваться И.. а затем помогают практически выполнить игровое действие. В процессе обучения умственно отсталых детей обращению с И. целесообразно каждое игровое действие расчленить и объяснить его, а затем помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все действие с И. Нецелесообразно предоставлять детям раннего дошкольного возраста со спец. образовательными потребностями для игр стилизованные, шаржированные И., неточно отражающие действительность (цветом, пропорциями). На ранних этапах обучения и воспитания детей со спец. образовательными потребностями это может привести к созданию или закреплению у детей неправильных, неадекватных представлений о действительности. Знакомство детей с такими И. может принести им пользу и доставить радость лишь тогда. когда у них уже есть четкие и правильные представления об объектах, изображаемых этими И. В играх необходимо использовать поделки детей. Широко применяются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста спец. И., к-рые используются при обучении детей правильному произношению. Сюда относятся. в частности, И. для развития дыхания. Игры детские— один из основных видов деят-ти детей В дошкольном возрасте И. являются ведущей деят-тью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе И. создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. В И. реализуется стремление ребенка к активности, самостоятельности, проявляются его инициатива, творчество. И наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Для И. ребенок нуждается в товарищах: ему надо кого-то «лечить», «учить», для кого-то «варить обед» и «продавать» продукты, от кого-то прятаться, кого-то ловить, с кем-то играть в лото, домино и т. д. В ходе И. дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами др. участников И., подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т. е. приобретают навыки коллективной деят-ти, поведения в коллективе. И. содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. Все сказанное в полной мере относится и к детям со спец. образовательными потребностями. При правильно организованной воспитательной работе И. могут стать одним из средств коррекции нарушенного развития. И. стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения. В совместных И. у детей со спец. образовательными потребностями воспитываются чувства коллективизма, взаимопомощи, дети овладевают нормами нравственного поведения. Поскольку И. имеют такое большое значение для развития и воспитания детей со спец. образовательными потребностями, в дошкольных учреждениях должны быть созданы все условия для И. Следует четко планировать в режиме дня время для И. и следить за тем, чтобы это время использовалось только для И. Планируются И. так, чтобы в течение дня ребенок мог поиграть и в сюжетно-ролевые, и в дидактические, и в подвижные И., т. к. каждый из этих видов не заменяет собой другого. Дети должны быть обеспечены игрушками и др. предметами, к-рые могут использоваться для И. Необходимо приучать детей пользоваться игрушками, повседневно руководить И. детей, учить детей играть. Умение играть возникает не спонтанно, а под воздействием обучения; развитие И. существенно зависит от педагогического
руководства ими. Без спец. обучения умению играть развитие И. у детей со спец. образовательными потребностями задерживается, и они не могут стать ни средством коррекции их развития, ни средством их воспитания. Обучение И. не является для спец. педагогики самоцелью, оно осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития детей со спец. образовательными потребностями. И. д. подвижные— обязательное звено физического воспитания детей. Для детей со спец. образовательными потребностями этот вид И. имеет очень большое значение, т. к значительная часть этих детей имеет двигательные нарушения. При правильной организации подвижные И. служат средством коррекции моторных нарушений детей. При обучении подвижным И. глухие дети овладевают правилами, определяющими ход и цель И. практически е процессе И. Эти правила демонстрируются детям и поясняются по ходу И. С л е п ы м детям при обучении их новой И подробно разъясняют правила и лишь потом выполняют их совместно с детьми. Объяснение правил И. умственно отсталым детям сопровождается показом, практическим выполнением по этапам и упражнением в выполнении правил Воспитатель должен следить за действием детей в ходе 11 и, когда они освоят ее правила, содействовать тому, чтобы ;. детей складывались дружеские отношения, чтобы они не утомлялись, не перевозбуждались. И. организуют так, чтобы более пассивные, менее подвижные дети тоже выполняли 5 ходе И. роли ведущих. Таким образом у детей воспитываются выдержка, наблюдательность, внимание, они приобретают и: закрепляют навыки поведения в коллективе. В дошкольных учреждениях подвижные И. обязательны при каждой прогулке. И. проводятся в помещении, на занятиях по развитию движений. И. д. дидактические— одно из средств развития познавательной деят-ти детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все занятия с детьми дошкольного возраста со спец. образовательными потребностями проводятся в форме И., благодаря чему дети в интересной и доступной возрасту форме усваивают учебный материал. Для проведения этих И. широко используются игрушки и спец. дидактический материал, что неизменно вызывает интерес детей и их желание заниматься. В ходе И. дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, упражняются в счете, уточняют свои представления об окружающем, закрепляют нек-рые навыки самостоятельности и самообслуживания, у них развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Эти И. целесообразно также проводить в течение дня в свободное время (так, напр., после ужина, перед сном полезно занять детей спокойными дидактическими И.). Модель центра зрения (возможно создание на базе специализированного детского сада для детей с нарушенным зрением) Цели и задачи центра зрения: · концентрация тифлопедагогических кадров; · сбор, систематизация, анализ статистических данных о · создание базы для тифлологических исследований, · накопление, подготовка, копирование и распростране · просвещение общества по вопросам тифлологии; · тифлологическая помощь для слепых детей от рожде
Формы работы: · индивидуальная работа со слепыми детьми от рожде · воспитание детей с нарушенным зрением дошкольного · обучение детей с нарушенным зрением, имеющих до · индивидуальная и групповая работа по обучению не · консультирование родителей, имеющих детей с нару · консультативная помощь педагогам общеобразова Сотрудники центра зрения: · персонал управления; · педагогический персонал (тифлопедагоги, инструктор · медицинский персонал (врач-офтальмолог, сестры ор- · технический персонал. Модель центра социального развития слепых и слабовидящих (возможно создание на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих) Цели центра: · развитие слепых и слабовидящих; · формирование самостоятельной личности, способной Задачи: • поиск оптимальных путей рационального воспитания методическая помощь родителям и педагогам, работа · разнообразный тифлологический сервис. · отделение дошкольного развития; · отделение школьного развития; · отделение социального развития; · отделение профессиональной подготовки; · отделение тифлологической информации; · отделение компьютерной техники. Отделение дошкольного и школьного развитияработает по существующим инструкциям для учебно-воспитательных учреждений данного типа. Отделение социального развития решает следующие задачи: · оказывает консультационную тифлологическую по · оказывает психологическую помощь ослепшим лицам · организовывает реабилитационную помощь ослепшим · консультирует членов семей ослепших; · занимается пропагандой в обществе знаний о потенци · занимается развитием слепоглухонемых; · ведет учет детей с нарушенным зрением и ослепших Отделение профессиональной подготовки: · реализует профессиональную подготовку слепых и сла · определяет диагноз, физическое и психическое состоя
фики региона, в к-ром живет или будет жить лицо с нарушенным зрением; · организует поиск рабочих мест, решает вопросы трудоуст · проводит обучение ремеслам (плетению, ткацкому · организует обучение на конкретном рабочем месте, для · наряду с профессиональной подготовкой дает основы Отделение тифлологической информации: · оказывает библиотечные услуги (озвученная и выпол · переводит, размножает тифлологическую литературу и · выпускает брошюры для широкого круга читателей с · обеспечивает тифлотехникой специалистов центра; • печатает учебники рельефным письмом. · обучает студентов, уч-ся и с ними работающих педаго · готовит взрослых лиц с нарушенным зрением для рабо · ведет поиск компьютеризированных рабочих мест для · готовит тифлологическую литературу для печатания Формы работы центра развития слепых и слабовидящих: • стационарное обучение; · длительные и краткосрочные курсы; · семинары; · консультации; · др. тифлологический сервис. Сотрудники центра развития слепых и слабовидящих: · персонал управления; · педагогический персонал (тифлопедагоги, психологи, · технический персонал. Знания и навыки общения являются основой для успешной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным зрением. Общение — это одна из врожденных потребностей человека. Тяжелые нарушения зрения ограничивают возможности общения. Часто из-за слабого зрения или слепоты человек не может быть инициатором общения, что ограничивает социальные контакты и частично изолирует незрячего от общества. Зрячим необходимо знать все тонкости общения с незрячими. Они также должны знать, какая помощь требуется от зрячего и уметь ее оказать. С другой стороны, для полноценных контактов со зрячими слепой или слабовидящий должен адекватно оценивать последствия своего недуга и свои возможности, стремиться к большей самостоятельности, уметь приспособиться к своему недугу и к жизни среди зрячих. Таким образом, как зрячим, так и незрячим для полноценных контактов необходим определенный уровень специальных знаний и навыков. Предметный указатель А Абазия – 1 11 Аберрация 1 11, 500, 501, 696; 2 127, 501 Абилитация – 1 11, 477; 2 118, 186 Абиотрофия – 1 12 , 323 Аблефария – 1 12 Аборт – 1 12, 13, 14, 15, 70, 121, 213, 214, 560, 565, 704; 2 71, 141, 142, 367 Абсолютный слух – 1 15, 649; 2 364 Абстинентный синдром алкогольный – 1 15, 16, 51, 54, 74, 126, 174, 210, 211, 436 Абстракция – 1 17, 324, 332, 361, 652, 657; 2 81, 82, 105 Абулия 1 18, 120 Автоматизация движений – 1 18, Автоматизация звука – 1 19; 2 56 Автоматизм – 1 19, 114, 318 Автофилия – 1 19 Аггравация – 1 20 Аглоссия – 1 20 Агнатия – 1 20 Агнозия – 1 20, 66, 82, 539, 584; 2 25, 339, 340, 348, 349 Агарофобия – 1 20 Аграмматизм – 1 21, 50, 112, 364, 523; 2 203, 502 Аграфия – 1 21, 399, 586 Агрессивность – 1 21, 24, 140, 183 345, 410, 444, 587, 672, 698, 739; 2 154, 270, 538 Агрессия – 1 23, 41, 46, 115, 342, 346, 526, 564; 2 30, 269 Адаптационный синдром – 1 27; 2 Адаптация – 1 24, 28, 29 , 30, 31, 32, 104, 139, 389, 476, 493, 494, 496 504, 555; 2 106, 119, 120, 361, 379, 381, 383, 484, 534, 540, 541, Адаптивность – 1 31; 2 167 Адаптометр – 1 31 Адаптометрия – 1 32 Аддикция – 1 32, 51 Адентия – 1 32, 265 Адинамия – 1 32, 261, 336 Азбука Брайля – 1 32, 404 Азбука глухонемых - 1 32 Ажитация – 1 33, 90, 336, 347, 398; 2 278 Айлурофилия – 1 33, 217, 231 Айхмофобия – 1 33 Акалькулия – 1 34 Акалькулия оптическая – 1 34 Акардия – 1 34 Акарофобия – 1 34 Акатаграфия – 1 34 Кактаматезия – 1 34 Акатафа |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |