Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. д. сюжетно-ролевые (или творческие) — это И.,

в ходе к-рых дети при помощи взятых на себя ролей и ис­пользования различных игровых предметов воспроизводят жизнь взрослых людей, их деят-ть, взаимоотношения. Эти И. возникают из потребности ребенка участвовать в жизни взрослых людей.

Этот вид И. имеет наибольшее значение для развития де­тей. В процессе И. с.-р. дети действуют с различными пред­метами (сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других), что совершенствует ощу­щения и восприятие, способствует развитию мышления, во­ображения. Для организации совместных действий, для осу­ществления согласованной деят-ти в процессе И. им необхо­димо общаться друг с другом (это способствует развитию речи). Дети берут на себя роли (т. е. представляют себя дру­гими лицами), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие исполняемой роли. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произ­вольного поведения и совместной деят-ти.

 

В процессе И. могут быть созданы такие ситуации, к-рые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью к-рых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе этих И. ребенок познает мир и усваивает обществен­ный опыт.

В процессе И. с.-р. воспитываются любовь и уважение к людям, стремление к учению, к различным видам труда, уме­ние и желание трудиться, воспитываются моральные чувства и качества, гуманное отношение к животным, интерес и бе­режное отношение к книге. В ходе этих И. дети усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами по­ведения в быту и в общественных местах. В И. закладывается взаимопонимание, формируются дружеские взаимоотноше­ния.

В И. ребенок проявляет свои интересы, качества лично­сти, чувства. Поэтому в ходе этих И. узнается характер ре­бенка, его особенности, что необходимо для правильного его воспитания. В процессе И. можно успешно влиять на ребен­ка, его отношение к коллективу, взаимоотношения с др. детьми.

Таким образом, в условиях И. происходит формирование как отдельных психических функций (и их коррекция), так и личности ребенка в целом.

Особые трудности возникают у детей со спец. образова­тельными потребностями в сюжетных И. У них ограничены источники познания окружающей действительности. У глухих детей нет слуховых ощущений и восприятия, ограничено речевое общение, что затрудняет как руководст­во зрительным восприятием, так и передачу ребенку опыта. Слепые дети ограничены в зрительно-двигательном опы­те. Вследствие интелектуальной недостаточности умст­венно отсталых детей их опыт мало осмыслен. Все это приводит к тому, что сюжеты И. у детей со спец. образова­тельными потребностями намного беднее, чем у нормаль­ных, и отражают действительность, как правило, упрощен­но, ограниченно. Необходимо поэтому насыщать жизнь де-

 

тей впечатлениями, расширять и обогащать их опыт, чтобы у них накапливались четкие, яркие, эмоционально окрашен­ные представления, к-рые могли бы лечь в основу их И. Надо учить детей пользоваться игрушками в их прямом и услов­ном значении. Обучение детей И. — самое существенное условие овладения играми.

Проводить ролевые И. полезно тогда, когда у детей есть для И. не менее 30 мин, т. к. в противном случае дети не успе­вают развернуть И., что неизбежно вызывает их огорчение.

При правильном руководстве все виды И. содействуют физическому, нравственному и умственному развитию и воспитанию детей со спец. образовательными потребностя­ми, помогают преодолевать последствия нарушения.

Идеи[греч. Ыеа — понятие, представление] — 1. Понятия, представления, отражающие действительность в сознании человека, выражающие его отношение к ней. 2. Мысли, на­мерения, планы. 3. Мысленные образы ч.-н., понятия о ч.-н.

И. бредовые— И., не соответствующие реальной дей­ствительности, отражающие ее искаженно, но представляю­щиеся больному истинными, полностью овладевающие его сознанием и не поддающиеся опровержению.

И. бредоподобные— см. Фантазии бредоподобные.

И. виновности— сверхценные или бредовые И. мо­ральной виновности, совершения в прошлом к.-л. проступ­ков или преступлений.

И. доминирующие —см. И. сверхценные.

И. ипохондрические— И. наличия к.-л. заболевания.

И. кататимные— мысли или представления, не вытека­ющие из логического мышления, а отражающие, определя­ющие господствующий аффект.

И. навязчивые— И., от к-рых больной не может изба­виться, несмотря на понимание их объективной необосно­ванности.

И. сверхценные[син.: И. доминирующие, И. фиксиро­ванные] — И., возникающие под влиянием реальных обсто­ятельств, но в связи с чрезмерным эмоциональным напря­жением занимающие преобладающее положение в созна­нии.

Идентификация[англ. Шептфсагюп] — в психологиче­ском развитии — бессознательный защитный механизм, когда человек создает в себе образ др. человека и, подражая ему, чувствует схожесть с ним. И. с к.-л. из родителей очень важна для формирования личности ребенка и вносит особый вклад в развитие его моральных устоев и в становление его как будущего мужчины или женщины (в зависимости от пол а ребенка).

Идио-[греч. шюу — собственный, свой, сам по себе, част­ный, отдельный, своеобразный, необычный] — составная часть сложных слов, означающая «особенный», «своеобраз­ный», «необычный».

Идиотия\1сИоИа;греч. Шо1е1а — невежество; устар.] — наи­более тяжелая форма олигофрении, характеризующаяся практическим отсутствием психических реакций и речи, не­возможностью усвоения простейших навыков.

И. амавротическая[/. атаигоиса;син.: дегенерацияце-ребромакулярная, И. амавротическая семейная] — общее на­звание наследственных болезней из группы болезней накоп­ления, обусловленных нарушением обмена ганглиозидов. характеризующихся прогрессирующим снижением интел­лекта, зрения и наследуемых по аутосомно-рецессивному типу.

И. а. врожденная[/. а. соп§етШ; син.: Нормана — Вуда форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся вскоре после рождения прогрессирующей гидроцефалией, мышечной гипотонией, судорогами, остановкой нер­вно-психического развития.

 

 

И. а. детская поздняя[/. а. т/апПШ Шга"а; син.: Биль-шовского — Янского болезнь, Янского — Бильшовского форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся в возрасте 3—4 лет медленно нарастающим органическим сла­боумием, судорожными припадками, атаксией, атрофией зрительных нервов.

И. а. детская ранняя[/. а. т/апПШргаесох; син.: Болезнь Тэя — Сакса] — И., проявляющаяся на первом году жизни прогрессирующим снижением зрения до полной слепоты, задержкой психического развития, нарастающими цент­ральными параличами, гиперкузией.

И. а. поздняя[/. а. ГагЛа; син.: Куфса болезнь] — И., воз­никающая в зрелом возрасте и проявляющаяся изменения­ми личности по типу органического психосиндрома, пиг­ментным ретинитом, прогрессирующей глухотой и мозжеч­ковыми расстройствами.

И. а. семейная[/. а./атШат] — см. И. аМавротическая.

И. а. юношеская[/. а. }иуепШз; син.: Шпильмейера — Фогта болезнь, Шпильмейера — Фогта — Баттена форма амавротической идиотии] — И., проявляющаяся в возрасте 6—10 лет пигментным ретинитом, снижением интеллекта, вялостью, нарушениями памяти, выраженными вегетатив­но-эндокринными нарушениями, непостоянными двига­тельными расстройствами.

И. гидроцефальная[/. НуйгосерНаИса} — И., обуслов­ленная атрофией мозгового вещества вследствие водянки головного мозга (обычно врожденной).

И. дизостотическая[/. йу$о51оиса\ — см. Гаргошшзм.

И. микседематозная[/. тухоейетаиса} — И., обуслов­ленная врожденной дисфункцией щитовидной железы.

И. моральная[истор.] — общее название психических заболеваний без выраженных нарушений интеллекта, но с наличием грубых изъянов в эмоционально-волевой сфере, нравственных установках и отношениях.

И. тимическая[/. 1Нут1са] — И., обусловленная врож­денным нарушением функции вилочковой железы.

И. формы Нормана — Вуда— см. И. амавротическая врожденная.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...