Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества специализированной системы обучения детей с нарушенным зрением

1. Педагоги школ для слепых и слабовидящих имеют тиф­лопедагогическое образование, либо большой опыт работы с

детьми с нарушенным зрением. Ученики постоянно обща­ются с педагогом, имеющим возможность удовлетворить их специфические потребности. Совсем иная ситуация у ребен­ка с нарушенным зрением, работающего по интегрирован­ной программе. Возможно, что учитель общеобразователь­ной школы — прекрасный педагог, но не имеет знаний об обучении слепых и слабовидящих детей. Он не в состоянии самостоятельно решить возникшие у ребенка проблемы, связанные со слепотой.

2. Так как в специализированной школе обучаются толь­
ко слепые и слабовидящие дети, школа имеет намного боль­
ше возможностей приобрести спец. вспомогательные сред­
ства: книги со шрифтом Брайля и увеличенным шрифтом,
разных моделей тифлотехнику. Общеобразовательной шко­
ле, в к-рой учатся только несколько незрячих, решить эти
проблемы значительно труднее.

3. В классах специализированной школы обучаются
лишь до 12 детей, что создает учителю условия больше вре­
мени уделить каждому отдельному ребенку. В классах обще­
образовательной школы обучаются от 25 до 35 детей. Учитель
не имеет возможности уделить столько времени каждому ре­
бенку, как в специализированной школе.

4. Так как обычно дети живут в интернатах, они имеют
больше времени до и после уроков, что создает условия для
усвоения таких важных навыков для незрячих, как ориенти­
ровка в пространстве, самообслуживание и т. п. Незрячему,
обучающемуся в общеобразовательной школе, трудно найти
для этого время, возможности и специалистов.

5. В школе для слепых можно подготовить спец. програм­
мы по отдельным учебным дисциплинам, к-рые труднее
усваиваются детьми с нарушенным зрением. В общеобразо­
вательных школах для этого мало возможностей, т. к. все
уч-ся (и зрячие, и с нарушенным зрением) обучаются по еди­
ной программе (В. Гудонис).

Интеллект[лат. ШеПе&шз — разумение, понимание, по­стижение] — относительно устойчивая структура умствен­ных способностей индивида. В широком значении вся по­знавательная деят-ть человека, в более узком — мышление.

В ряде психологических концепций И. отождествляют с сис­темой умственных операций, со стилем и стратегией реше­ния проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когни­тивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения про­дуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертхей-мер, В. Кёлер), разработавшими понятиеинсайта. В нача­ле XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предло­жили определять степень умственной одаренности посред­ством спец. тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагма-тистской трактовке И. как способности справляться с соот­ветствующими заданиями, эффективно включаться в социо­культурную жизнь, успешно приспособляться. При этом вы­двигается представление о существовании базовых структур И., независимых от культурных влияний. С целью совер­шенствования методики диагностики И. были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное кол-во базовых «факторов И.»: от 1—2 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих пре­пятствует пониманию его целостности. Многие представи­тели психологии исходятиз принципа единства И., его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей лич­ности. Была показана несостоятельность расистских утвер­ждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития представителей различных на­ций и социальных групп. Содержательное определение са­мого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой ак-

тивности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

Заболевания (генетические, внутриутробные и постна-тальные), к-рые затрагивают мозг и могут нарушить его фун­кции, отражаются на развитии и состоянии интеллекта.

Сенсорные нарушения (слуха и зрения-), хотя и создают неблагоприятные условия для развития познавательной де-ят-ти и усвоения общественного опыта, не исключают воз­можности высокого уровня развития интеллекта при пра­вильной постановке обучения и воспитания, направленной на компенсацию нарушения.

Интеллектуализация— защитный механизм, действие к-рого прояатяется в специфическом способе анализа стоя­щих перед личностью проблем, характеризующемся чрез­мерным преувеличением роли мыслительного, рассудочно­го компонента при полном игнорировании эмоциональных, эффективных, чувственных составляющих анализа. При функционировании механизма И. жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (напр., раковый бо­льной высчитывает вероятность выживания, мать детально и «равнодушно» рассказываете гибели ребенка). Однако И. не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональный компонент, теряя свое предметное содер­жание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тре­воги, беспокойства, страха.

Интервью[англ. т1еп>1ен>беседа, встреча] — в психоло­гии — способ получения социально-психологической ин­формации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело впо­следствии к созданию психологических консультаций; б) ис­пользование И. в конкретных социологических и социаль-

но-психологических исследованиях, где впервые встали во­просы валидности различных способов И. в достоверности получаемой информации; в) современный этап, характери­зующийся координацией практических, теоретических и ме­тодологических проблем И. в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербаль­ной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандарти­зированные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопро­сами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Сте­пень свободы участников И. определяется наличием и фор­мой вопросов; уровень получаемой информации — богатст­вом и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опра­шиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) И. ставит целью получить симптоматиче­скую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Та или иная ситуация определяет применение разных мето­дов И. В первом случае достаточно использовать упорядо­ченный, строго направленный вопросник. В двух других си­туациях требуются методы, предполагающие сотрудничест­во респондента в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются И. кли­ническое и И. диагностическое.

И. диагностическое[греч. Ша§пот — распознава­ние] — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. И. д. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы И. оказывается важным способом проникновения во внутрен­ний мир пациента и понимания его затруднений. Поскольку интерпретация поведения собеседника может вести к неа­декватным заключениям, искажениям, то к личности веду­щего И. д. предъявляются высокие требования: он должен

владеть обширным запасом поведенческих реакций на отве­ты опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бес­страстность, несогласие, понимание и др. Диагност должен хорошо знать словарь своего пациента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от воз­раста, пола, жизненной среды опрашиваемого. Различают И. д.: 1) управляемое — от полностью запрограммированно­го (по типу анкеты — неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при совершенно свободной тактике); 2) неуправляемое («ис­поведальное» — инициатива на стороне отвечающего). Стандартизированное И. д. позволяет количественно выра­зить результаты и занимает мало времени; к его недостаткам относятся: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта с пациентом, активизация меха­низмов защиты. Поэтому в клинической работе полностью стандартизированное И. д. применяется очень редко.

И. клиническое[греч. ЫМШ— уход за больным, лече­ние] — метод терапевтической беседы при оказании психо­логической помощи. В психиатрии, психоанализе и меди­цинской психологии И. к. используется для помощи паци­енту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. И. к. относится к наиболее свободным формам беседы, т. к. поведенческие ре­акции почти неисчерпаемы. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа пациента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и др.). Существенной предпосылкой успешности И. к. является установление по­зитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспо­собляемости к преобладающим интересам пациента, на­ходчивости. В отдельных случаях И. может иметь непосред­ственный психотерапевтический эффект; при этом паци­ент не только осознает причины своих затруднений, но и

определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход И. к. строятся на предварительных данных диагноза.

Интерорецептор[син.: интероцептор] — нервное окон­чание, специализированное для восприятия информации от к.-л. внутреннего органа; обширная группа рецепторов, рас­сеянных в различных внутренних органах — сердце, крове­носных и лимфатических сосудах, дыхательном аппарате, пищеварительном тракте и т. д.

Интерорецепция[син.: интероцепция] — процесс воз­никновения, проведения и переработки ЦНС импульсов, образующихся вследствие возбуждения интерорецепто-ров.

Интерференция— взаимодействие двух или большего числа процессов, при к-ром происходит подавление одного из них.

Интоксикация[тЮх1саПо; ин- + греч. ЮхШоп — яд; син.: отравление — нрк.] — патологическое состояние, вызванное общим действием на организм токсических веществ эндо­генного или экзогенного происхождения.

Инфантилизм[лат. т/апиШ — детский] — регрессия в эволюции организма. Психическая незрелость, характеризу­ющаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Субстанциональный признак И. — это корреляция физического и психического недоразвития, напр., у ребенка задерживается рост, могут долго сохраняться детские про­порции тела, а также могут быть недоразвитыми половые ор­ганы, различные половые предикаты-свойства-признаки, а само психическое развитие находится на стадии ниже воз­растного уровня; сами формы-матрицы И. имеют генотипи-ческо-врожденную обусловленность, а детерминантами И. могут быть различные инфекционные заболевания, длитель­ные кишечные аберрации; И. может быть детерминирован и аномалиями-повреждением-катаклизмами самого плода, и

той или иной деформацией интраутробной эволюции плода; субъекту же, коему свойствен И., присущи несамостоятель­ность в актах поведения, решениях, действиях, также может проявляться инфантилизм в ментальных операциях, в ос­мыслении индивидом мнимо мистифицированной незащи­щенности или же уклон — аберрация в сторону эгоцентриз­ма, иррационально-фантомического восприятия действите­льности.

Выделено два основных варианта психического И. у де­тей и подростков: гармонический и дисгармонический (М. И. Буянов).

Гармонический вариант психической незрелости — это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7—8-летнего возраста, когда становится заметным отстава­ние темпа психического созревания ребенка от возрастных норм. В его поведении преобладают реакции, свойствен­ные более младшему возрасту: капризность, жажда удо­вольствия, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, преобладание игровых интересов. В школе такие дети неусидчивы, больше стре­мятся к развлечениям, беспечны. Их эмоции поверхностны и бурны.

Детский психиатр М. И. Буянов отмечает, как важно пе­дагогу ориентироваться в проблеме психического И. и пред­отвращать развитие этого сложного явления, причину к-ро-го составляет сложное переплетение социальных и биологи­ческих факторов, причем социальным механизмам (особенно воспитанию в семье и школе) придается особое значение. Черты личностной незрелости обнаруживает зна­чительное число несовершеннолетних правонарушителей. В школе почти в каждом классе есть дети-инфантилы. Пси­хический И. обнаруживает себя в слабоволии, неспособно­сти к минимальному волевому усилию. Эти дети требуют по­стоянного контроля, не способны противостоять давлению извне, не умеют преодолевать даже маленькие соблазны, склонны к чрезмерному подчинению.

Всем инфантильным субъектам, пишет М. И. Буянов, свойственна сенсорная жажда, т. е. стремление как можно больше узнать, увидеть, почувствовать, вкусить. Ро­мантическая с т р а с т ь к приключениям — еще одна важная черта психически незрелых людей — приводит мно­гих из них к бродяжничеству. Склонность подражать кому-то тоже превращает их в бродяг. Особенно если этот «кто-то» сильный, яркий. Они чрезмерно обидчивы, ранимы, поэто­му могут убегать из дому в знак протеста. Такие реакции ино­гда закрепляются, и «побеги» могут случаться по любому по­воду, а чаще без повода.

К 11—12 годам у большинства таких детей черты психиче­ской незрелости уменьшаются и в подростковом возрасте проходят бесследно.

Однако иногда темп психического созревания оказывает­ся слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут сохраняться и быть резко вы­раженными. Слабоволие, чрезмерная внушаемость, подчи-няемость более сильным приводят к нарушениям в поведе­нии. Такие подростки попадают в дурные компании, приоб­щаются к алкоголю, курению и т. п. (Н. И. Лифинцерова).

И. гипофизарный[1.НурорНу51аШ\ — см. Карликовость гипофизарная.

И. дистрофический[/. АузШрЫсш] — И., обусловлен­ный нарушениями питания.

И. личностный[лат, т/апйШ — младенческий, дет­ский] — сохранение в психике и поведении взрослого осо­бенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, к-рому свойствен И. л., при нормальном или даже ускоренном фи­зическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамосто­ятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышен­ной требовательности к заботе других о себе, в разнообраз­ных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещаю­щее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

И. половой[/. зехиаПг, син.: инфантилизм психосексу­альный; инфантилизм сексуальный] — сочетание гипогона-дизма с психологическими особенностями, характерными для детского возраста.

И. психический[/. рзусЫсш; син.: Психическая незре­лость] — И. с наличием присущих детской психике особен­ностей суждений и поведения: повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родите­лей и т. п.

И. психофизический[/. рзусИорИуз'юш', син.: инфанти­лизм общий] — И., характеризующийся задержкой как фи­зического, так и психического развития.

Инфантильный[т/апППз; лат. т/апз, т/апи$ — ребе­нок] — обладающий чертами, присущими детскому возрас­ту.

Инцест[лат. тсеиШя — блуд, кровосмешение; ин- + сах-йа — чистый, непорочный; син.: Кровосмешение] — половое сношение между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).

Иофобия[юрНоЫа; греч. ю$ — яд + фобия] — навязчивый страх — боязнь ядов, случайного отравления.

Ипохондрическая фиксация —чрезмерная сосредо­точенность на состоянии здоровья, тех или иных малейших его отклонениях.

Ипохондрия[грен. ЬуросНопйпоп — подреберье; в древно­сти это состояние связывалось с заболеванием области по­дреберья] — болезненная забота о собственном здоровье и преувеличенное внимание к различным обычным телесным или психическим ощущениям. На этой почве у человека мо­жет развиться невроз, в результате к-рого забота о собствен­ном здоровье будет доминировать во всей его жизни. Более сильными проявлениями И. является ложная убежденность в наличии к.-л. болезни, основанная обычно на уже имею-

щейся у человека депрессии. Лечение заключается в попытке переубеждения больного, применении антидепрессантов и/или психотерапии, однако И. часто может переходить в хроническую форму. Ипохондрический[ИуросИопа'пас]. Ипо­хондрик[ИуросИопсИас].

Ир--- см. //«-.

Иридоплегия[греч. тЛоз — радуга, ярко окрашенный кружок, радужка + греч.р1ё§ё— удар, поражение] — паралич радужной оболочки глаза, к-рый обычно сопровождается так­же циклоплегией; причиной И. может быть травма, воспале­ние или применение расширяющих зрачок глазных капель. В случае травмы глаза зрачок обычно расширяется, а ампли­туда его движений во время реакции на свет или попадание в глаз к.-л. лекарственных веществ значительно уменьшается или же зрачок совершенно перестает двигаться.

Исключительные дети— термин, к-рым в зарубежной (в основном англоязычной) научной литературе обозначает­ся широкая категория детей, развитие к-рых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, к-рые в российской спец. педа­гогике обозначаются как дети со спец. образовательными потребностями, к этой категории относят также одаренных детей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...