Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.
Наркотики[пагсоПса; греч. пагсоисоз — приводящий в оцепенение, усыпляющий] — общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, способных вызвать наркоманию; официальный список Н. утверждается Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Наркотики и дети— наркотики, как правило, представляют собой лекарственные средства или их аналоги, к-рые притупляют человеческие чувства, но улучшают самочувствие, вызывают галлюцинации и т. п. Значительная часть наркотических средств широко используется в медицинской практике для снятия болей, лечения психических расстройств и др. В тех случаях, когда употребление наркотиков входит в привычку, у подростков развивается сильная эмоциональная, психическая и физическая зависимость от этих средств. Наркотики создают у человека постоянную потребность во все больших дозах для достижения желаемого эффекта. Если в приеме наркотиков наступает перерыв, то у наркомана развивается абстинентный синдромом. Это крайне тяжелое состояние, от него человек не может избавиться в течение длительного времени. Зависимость от наркотиков — это, в сущности, болезнь эгоистов. Они, по убеждению многих специалистов, добровольно прививают себе эту болезнь, потому что больше всего озабочены собственной персоной, вглядываются только в себя и заняты удовлетворением своих побуждений. Плата за пристрастие к наркотикам неотвратима: разрушение личности, тяжелая болезнь, а затем смерть. У юных наркоманов, как правило, не хватает ни сил, ни мужества бороться с собой, со своим падением. Им необходимы постоянная помощь и забота родных и близких людей. Необходимо как можно раньше заметить, что подросток начал употреблять наркотики. В спец. литературе выделяются основные признаки, по к-рым можно судить о пристрастиях подростка к наркотикам или другим одурманивающим средствам. Эти признаки просты и достаточно надежны, они должны быть известны в каждой семье.
Родительскую тревогу должны вызвать следующие изменения в поведении и состоянии здоровья молодого человека · Тайные сборища компаний или микрогрупп в различных укромных местах: летом — в парках, на детских площадках, в заброшенных домах; зимой — на чердаках, в подвалах, на лестничных клетках. Нелепое поведение членон группы, неадекватные взрывы смеха. Общая эмоциональная возбужденность компаний, немотивированная агрессивность. · Неожиданное резкое изменение поведения в школе. ПТУ, техникуме, на работе (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, прогулы на работе). Это также может проявляться неожиданной и немотивированной грубостью или взбудораженностью на занятиях, на рабочем месте. Сюда же относятся активное стремление к контакту с определенным) личностями, имеющими отрицательную репутацию. напр., вернувшимися изместлишения свободы или тунеядцами, общая асоциальная направленность поведения. · Изменение поведения дома (ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного; трудное пробуждение по утрам, появление новых интересов и в связи с этим новых приятелей). Сюда же следует отнести и такие признаки, как снижение активности, потеря интереса к прежним увлечениям, появление немотивированной раздражительности и неоправданных вспышек агрессивности, кража вещей и денег и: дома, утрата чувства долга. · Внезапный интерес к домашней аптечке, литературе псфармакологии, частое появление возле аптек, обнаружение у молодого человека облаток от медикаментов или различных таблеток, наличие шприцов и игл к ним Должны настораживать и постоянные манипуляции с к.-л. лекарственными или иными веществами, к-рые молодые люди стремятся скрыть от окружающих.
· Внешний вид подростка. Многие больные наркоманией и токсикоманией не следят за своим внешним видом, они часто выглядят запущенными, грязными, неопрятными. Подавляющее большинство больных выглядят старше своих лет: кожа сухая, дряблая, покрыта морщинами. Часто можно наблюдать признаки преждевременного поседения и облысения. Волосы не имеют блеска, становятся тусклыми, ломкими. Ногти обламываются слоями. При злоупотреблении нек-рыми препаратами на коже возникает гнойничковая сыпь, оставляющая после себя пигментные пятна. Для больных др. формами наркомании характерна бледность кожи, при большой давности заболевания она приобретает желтоватый оттенок. У токсикоманов, злоупотребляющих снотворными и успокаивающими средствами, часто бывает бледное, одуловатое, маскообразное, неподвижное лицо. Кожные покровы характерного землистого оттенка, на лице — сальный налет. У всех больных наркоманией и токсикоманией очень медленно заживают различные раны, кожа часто повреждается. У больных, вводящих наркотические средства путем инъекции, на различных участках тела можно обнаружить многочисленные следы уколов (на руках, ногах, между пальцами), а при внутривенном введении наркотических средств — следы уколов по ходу вен (в области локтевых сгибов, на предплечьях, кистях, стопах, венах шеи и пр.). В целом же наркоманы и токсикоманы с большим стажем заболевания всегда выглядят как тяжелобольные. У начинающих наркоманов и токсикоманов этих признаков может и не быть или они менее выражены. Если родители заметили, что подросток начал употреблять наркотики или др. одурманивающие средства, они должны обратиться за помощью в наркологический диспансер и вместе с психиатром-наркологом бороться за жизнь и здоровье ребенка. Здесь не должно быть мелочей, взаимных обид и «неразрешимых» трудностей. На карту поставлено все, и за-
дача родителей помочь подростку справиться с тяжелыми последствиями наркомании. Конечно, наркоманию легче всего предупредить. Лучшим способом борьбы с наркоманией является хорошая обстановка в доме. Родители должны проводить беседы с детьми и разъяснять им, какую опасность таит в себе употребление наркотиков. Родительская любовь, забота, взаимное доверие, открытость и взаимопонимание — лучшие гаранты безопасности детей от этой страшной и разрушительной эпидемии. Нарушение привязанности[англ. апасНтемллег\ — нарушение психики у маленьких детей и подростков, возникающее в результате длительного пребывания в больничных условиях (институционализации), отсутствия тесного эмоционального контакта с родителями или насилия над детьми. Такие дети бывают подавленными, крайне агрессивными, пугливыми, неразборчивыми в дружеских связях, внимание у них рассеяно. Лечение этих детей требует обеспечения им постоянной заботы и внимания со стороны взрослых. Нарушение развития[англ. Ае\е1ортета1 любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, к-рое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, напр., развития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит. Нарушение чтения и письма —резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв. Нарушения—см. Классификации нарушений.
Н. фиксации взора— перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в парацент-ральную или периферическую зоны. Вызывая ложную проекцию объектов на сетчатку, Н. ф. з. может обусловить неправильную локализацию объектов: в пространстве, Н. ф. з. ориентации. Неправильная фиксация либо ее отсутствие наблюдаются при амблиопии, связанной с косоглазием, при катаракте, помутнениях роговицы и пр. Выявление Н. ф. з. очень важно. НарЦИССИЗМ[пагазттш; греч. МагМзяоз— Нарцисс, мифологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде; син.: аутомоносексуализм, Аутофилия, Аутоэро-тизм] — половое возбуждение, при к-ром сексуальное удовлетворение достигается созерцанием собственного обнаженного тела, отдельных его частей, в том числе половых органов, часто в сочетании с онанизмом. Н. как сексуальная девиация, замещающая др. формы сексуальной активности и у мужчин, и у женщин, встречается крайне редко. Он обычно выступает как эпизод в процессе формирования сексуальных отклонений. Иногда Н. сопровождается мастурбацией. Мастурбация может расцениваться как проявление Н. только тогда, когда она сопровождается самолюбованием собственного тела. Наибольшее значение в становлении Н. имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопатологическая почва (напр., истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома. Преходящие элементы нарциссизма свойственны детскому возрасту, несколько ярче они выступают в возрасте 14—18 лет. Помимо любования собственным телом, половыми органами, рассматривания себя в зеркале они могут включать ласкание своего тела и даже фотографирование самого себя в обнаженном виде с последующим рассматриванием этих фотографий. У мужчин-нарциссистов половое возбуждение усиливается при виде себя с эрегированным половым членом.
Нек-рые проявления Н. имеются у большинства людей, однако когда они становятся преувеличенными, то могут являться одним из симптомов шифозрении, изменений личности или к.-л. др. заболеваний. Насилие над детьми[англ. сМЫ аЪизе] — плохое обращение с детьми. Может выражаться в виде полового насилия [англ. $ехиа1аЪте[, когда взрослые заставляют ребенка заниматься сексом; физического насилия [англ. рНужа1 аЬше], когда ребенку наносится физическая травма вследствие жестокого или неправильного наказания; пренебрежительного отношения к ребенку [англ. пе§1е(], проявляющегося в отсутствии заботы и ласки, а также в виде эмоционального насилия [англ. етойопа1 аЬизе], когда ребенок ощущает недостаток любви и/или враждебное отношение к нему тех людей, к-рые должны заботиться о нем. Это нарушает его эмоциональное развитие, приводя к различным расстройствам. Наследование— в биологии — передача признаков в ряду поколений. Н. аутосомное— Н. признака, контролируемого ауто-сомным геном. Н. аутосомно-доминантное— Н. признака, контролируемого доминантным аллелем аутосомного гена. Н. аутосомно-рецессивное —Н. признака, контролируемого рецессивными аллелями аутосомного гена. Н. голандрическое[греч. Но1о$ — полностью, весь + апёг, апйгоз— мужчина] — Н. признака, контролируемого геном, локапизованным в негомологичной части У-хромосо-мы. Н. доминантное— Н. признака, контролируемого доминантным аллелем локуса. Н., контролируемое полом —Н. признака, контролируемого аутосомным геном, но различно проявляющегося у особей разного пола.
Н. монофакториальное[греч. топох — один + лат./ас-Юг — создатель, производитель] — Н. признака, контролируемого аллелями только одного локуса (напр., групп крови системы Н. АВО). Н. мультифакториальное[лат. тиМтл много + /ас-1ог —создатель, производитель] — Н. признака, контролируемого аллелями многих локусов. Н. ограниченное полом— Н. признака, контролируемого аутосомным геном, но проявляющегося только у особей одного пола. Н. одностороннее— Н., сцепленное с полом, при к-ром признаки передаются от отца к сыновьям или от матери к дочерям. Н. плазматическое— см. Н. цитоплазматическое. Н. полигенное [греч.ро1у— много + ген] — Н. признака, контролируемого совместно группой неаллельных генов. Н. рецессивное— Н. признака, контролируемого рецессивным аллелем локуса. Н., сцепленное с полом— Н. признака, контролируемого геном, локализованным в половой хромосоме; характерно для нек-рых наследственных болезней. Н. цитоплазматическое[син.: Н. плазматическое] — Н. признаков, контролируемых внехромосомными факторами наследственности. Наследственная информация —см. Генетическая информация. Наследственность— свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Учеными доказано, что хранение, репродукция и передача генетическо-наследственной информации в генеральном порядке обеспечивается посредством
ДНК и РНК; суммация-аддитивность генов — генотипы — формирует-конституирует целостно-специфическую, эффективно-динамическую функциональную систему, к-рая константна и совершенствуется-эволюционизируется в процессе развития. Под контролем-регуляцией генотипа находятся все свойства организма: биоэнергетические, биохимические, структурно-морфологические, структурно-физиологические, а также высшие психонейрофизиологические функции индивидов человеческого рода и свойства-процессы их психики: темперамент, мышление, память, двигатель-но-кинетические реакции организма. Эволюция и становление предикатов-признаков генотипа не могут герменевтизи-роваться в рамках абсолютизированно заданных генотипических особенностей, а зависят от условной среды, социума, деят-ти-активности индивида в самом социуме, онтосе, среде, к-рые и влияют на детерминационные факторы последующих эмбрионизаций-генераций-воспроизведе-ний-эволюций генотипов человеческого вида (В. В. Юрчук). Наследственные заболевания —заболевания, обусловленные мутациями, преимущественно хромосомными или генными; при передаче наследственных признаков у человека, наряду с передачей основных качественных особенностей, свойственных родителям, могут передаваться как непосредственно наследственные болезни (напр., эпилепсия), так и специфическая слабость организма в виде предрасположенности к определенным заболеваниям, к-рая при соответствующих неблагоприятных условиях может со временем развиваться (как нередко наблюдается при возникновении заикания у детей). Научность обучения— один из важнейших дидактических принципов, осуществление к-рого обеспечивает овладение уч-ся подлинно научными знаниями. Сообщаемые знания должны быть научными, излагаться в определенной системе и последовательности, соответствовать уровню развития уч-ся, правильно отражать предметы и явления окру-
жающего мира. Эта задача решается рациональным сочетанием наглядных и словесных средств обучения. Уч. программы, учебники, а также методы обучения должны удовлетворять требованиям Н. о. Невр-[неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. пеигоп — жила, сухожилие, волокно, нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе». Неврастения[пеигаМИета; невр- + астения; син., устар.: истощение нервное, нервная слабость, нервное переутомление] — Н., вызываемый переутомлением или длительным воздействием психотравматирующих факторов, проявляющийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями. Невроз(-ы)[пеигош; невр- + -оз] — это функциональное болезненное состояние (без нарушений отражения реального мира), возникающее и развивающееся в условиях психо-травмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы), и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения, т. к. больной осознает факт своего заболевания (В. Я. Семке). В основе Н. лежит продуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Н. начинаются с формирования у ребенка невротического характера. Эту стадию можно обозначить как «преневротическую». Именно на эту приобретенную «почву» падает психогенная травма. Взаимодействие психогенного фактора с невротическим конфликтом и уже сложившимися особенностями личности определяет развитие тех или иных невротических симптомов
и синдромов. Основными признаками Н. являются обратимость и излечимость. Невротический конфликт закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов Н. Психогенный характер Н. означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживание невротического конфликта) и связаны с активизацией симптомов расстройства в психотрав-мирующих ситуациях. Участие личности в становлении Н. заставило отграничить их от психопатий. К числу симптомов, отличающих Н. от сугубой личностной патологии, относятся: « частичность, парциальность расстройств, полностью не охватывающих личность и редко приводящих к тотальной дезадаптации; · отсутствие нарушений интеллекта; · сохранность критики: невротики относятся к своему состоянию как к болезни, психопаты больными себя не считают; · расстройства личности находятся в полном соответствии Поскольку Н. — это психогенное заболевание формирующейся личности, патогенным может оказаться все то, что осложняет процесс ее формирования и способствует нарастанию нервно-психического напряжения у родителей и ре-бенка( А. И. Захаров}. К таким факторам могут быть отнесены эмоциональная изоляция (депривация); одностороннее дисгармоническое воспитание единственного ребенка с комплексом превос- ходства или по типу «Золушки» — с чувством острой неуверенности в себе; психологическая несовместимость родителей и детей; неудачи; неудовлетворение жизненных потребностей. Однако значимость этих факторов не абсолютна. Их патогенность определяется не столько объективной силой травмы, сколько готовностью личности к нервному срыву. По В. И. Гарбузову, путь в Н. начинается с подавления темперамента. Считается, что развернутые формы Н. возникают у детей только после 10 лет. В клинической картине невротических реакций появляются и быстро проходят аффективные, фобические, псевдосоматические проявления — нестойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учебе, излишняя суетливость. Важное значение приобретает вегетативная лабильность — потливость, сердцебиения, повышенная чувствительность к холоду, жаре, яркому свету, громким звукам (В. А. Гурьева). Клинически выделяются три основные формы Н.: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Основными симптомами неврастении, возникающей преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, являются раздражительная слабость (возбудимость в сочетании с легкой истощаемостью), лабильность эмоций, неустойчивое настроение, часто пониженное. В нек-рых случаях появляются тревога или страх, нетерпеливость, расстройства сна, разнообразные нарушения вегетативной нервной системы. Истерические формы Н. чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее часты двигательные расстройства, параличи, нарушения координации движений, расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота и др.), речи. Нередко выявляется «условная желательность» симптомов, к-рые вовлекаются больным в решение ситуации, связанной с невротическим конфликтом. Истерические Н. чаще возникают у лиц демонстративных, с большой внушаемостью, самовнушаемостью. Невроз навязчивых состояний проявляется помимо общеневротических симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, вегетативные расстройства) в наличии у личности различных навязчивостей, особенно часто в виде фобий (см. Фобия). В их лечении особое значение принадлежит методам психологической коррекции, психотерапии. В психологии при изучении невротического конфликта исключительное внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности. Поскольку в происхождении и характере течения Н. одно из важнейших мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, проблема Н. представляет значительный интерес для психологии. См. Расстройство дистиминеское, Расстройство обессив-но-компульсивное. Н. актуальный[п. асШаИз] — Н., проявления к-рого наблюдаются лишь во время действия факторов, вызвавших Н.; термин применяется в психоанализе. Н. астенический— выделяют реактивную неврастению, Н. переутомления, информационный Н. (по М. М. Ха-нанашвшш). Клинически все три формы идентичны. В детском возрасте встречается только психогенная форма, в подростковом реактивная неврастения преобладает, но наблюдается и неврастения переутомления (как вариант «школьного невроза»). Н. чаще всего возникает на «почве» невропатии, ранней церебральной резидуально-органической недостаточности, улиц из группы «тормозимых» со слабым типом нервной системы, у детей, ослабленных тяжелыми соматическими или психогенными заболеваниями (включая теберкулез, сепсис и пр.), перенесших острые шоковые психозы или затяжные реактивные состояния. В случаях психогений и при отсутствии личностной аномальности Н. бывает кратковременным. Самый ранний возраст, в к-ром описана неврастения, составляет 2 года. Начало клинически очерченного Н. относится к периоду, близкому к психогенной травме. Роль последней в детском возрасте далеко не всегда исполняют сверхсильные «удары судьбы». На фоне описанной выше «почвы» и при возрастной неразвитости интеллекта и критики любой значимый для ребенка факт может стать травмирующим (помещение в детское учреждение, пропажа любимой собачки и пр.). Внутренний конфликт в этих случаях проявляется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический психофизический потенциал значительно ослаблен. Поэтому такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут считать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое. В клинической картине Н.на первом месте поэтом у оказываются повышенная истощае-мость,утомляемость и раздражительная слабость. Последняя проявляется как реакция ребенка на непосильные требования окружающих в виде вспышек раздражения с последующими слезами и раскаянием. Старшие дети и подростки с неврастенией слывут слабыми, незаметными, но все знают, что неожиданно они могут «напрячь свои силы» и в каком-то рывке сделать то, что непосильно способным ученикам. Они замкнуты, но жаждут общения, нерешительны, но честолюбивы, ранимы. Часто и много фантазируют, но никто не знает, как им хочется стать героем, сверхчеловеком, душой общества (В. А. Гурьева). Н. военного времени— общее название Н. по типу истерии, возникновение к-рых связано с переживаниями, обусловленными обстановкой военного времени, чаще условиями боевых действий. Н. двигательный[п. то(опа] — Н. с преобладанием двигательных расстройств. Н. инфантильный[п. т/апПШ] — Н. у детей и подростков, проявляющийся в смягченной форме; может принять выраженный характер по мере взросления. Н. ипохондрический[п. НурдсНопМса] — Н. с преобладанием тревожной мнительности, повышенного внимания к собственному здоровью с усиленной внушаемостью и фиксацией на различных ощущениях, легкостью возникновения убежденности в наличии мнимой болезни и активным стремлением лечиться или обследоваться. Н. испуга[син.: Н. шоковый] — Н. в виде стойкой фиксации однажды возникшего страха, сопровождающийся паническим возбуждением или обездвиженностью. Н. истерический[п. ПузГепса; син.: Истерия] — самая многоликая форма психической патологии. Среди ее клинических форм выделяют истерический психоз, истерический невроз, истерическую психопатию (Н. И. Фелинская, В. Я. Семке и др.). Все они тесно связаны между собой не только клинически, но и, что самое важное, механизмами возникновения и развития (механизмы внушения-самовнушения, вытеснения, бегства в болезнь, истерической фиксации). Ж. Бабинский истерию называл великой симулянткой. Истерический характер включает в себя целый ряд специфических личностных особенностей: суггестию и аутосуггестию (внушаемость и самовнушаемость), стремление казаться больше, чем есть на самом деле, и во что бы то ни стало обратить на себя внимание, жажду признания, выраженный эгоцентризм, отсутствие объективной правды по отношению как к себе, так и к другим, демонстративность, театральность, жеманство, позерство, стремление вжиться в любую, выдуманную самим, роль, «игру в жизнь», «соломенный огонь чувств». Характерологические истерические особенности отличаются яркостью, выпуклостью. Такие лица выделяются экстравагантностью во всем (в одежде, манере держаться, говорить, действовать). Склонность к пафосу, патетике, драматизации переживаний, к афишированию всего, что может обратить на себя внимание, легкость смены настроений, симпатий — антипатий, увлечений, авантюризм во всех начинаниях, стремление «не быть», а «казаться» иск- лючительнои личностью составляют основные особенности истерического характера. Среди наиболее частых невротических расстройств в период первого возрастного криза встречаются приступы удушья, нервная рвота, гиперкинезы, истерические аффективные припадки, заикание и мутизм, энурез и энкопрез. Основным двигателем такого реагирования является желание ребенка привлечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или др. психогенных детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические симптомы и трудности поведения нарастают. В период второго возрастного криза чаще всего наблюдаются расстройства сна, рвота, трихотиллома-ния, нарушение речевых функций (заикание, частичный мутизм, афония — исчезновение голоса), гиперкинезы (дрожь, тики, хореоформные приступы), наклонность к истерическому фантазированию. Учащение истероневротического реагирования отмечается ивпериод пубертатного криза, для к-рого характерным становится конфликт между желанием и возможностями личности, стремлением к лидерству и внушаемостью. В подростковом возрасте наиболее отчетливой становится также тенденция к иррадиации психического в соматическую сферу (запоры, поносы, метеоризм, отрыжка, рвота, ишурия — задержка мочи из-за спазма сфинктеров, нарушения ритма сердца, психогенный кашель, истерические припадки, аменорея, имитация картины «геморрагических» проявлений — неожиданные обширные и множественные кровоизлияния под кожей, таинственные ознобы и "подскоки» температуры, «остановки» сердца и дыхания). Все это сопровождается яркостью эмоциональных проявлений, криками о помощи. Установление факта истерической природы этих явлений, а значит, отсутствие «смертельной опасности», часто вызывает у больных всплески ярости, про-
теста. Очень часты усиленный демографизм, отеки, цианоз, повышенная потливость (см. Истерия) (В. А. Гурьева). Н. кардиофобический[п. сагаюрИоЫа; греч. ЬагМа— сердце + рНоЬо$— страх] — Н., проявляющийся навязчивым страхом тяжелого сердечного заболевания, остановки сердца и т. д. Н. климактерический[п. сПтас(епса] — Н., возникающий на фоне климактерического синдрома, напр., в форме лабильности аффектов или сенестопатий. Н. клинические[греч. пёигоп— нерв, ШпШё— врачевание] — одна из основных форм нервно-психических расстройств. Причиной Н. к. является т. н. невротический конфликт — нарушение значимых жизненных отношений человека, восходящее к детскому возрасту и активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. Органические изменения головного мозга при неврозах чаще всего отсутствуют. Выделяют три основных формы Н. к.: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением. Истерические формы Н.к. чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания: параличи, различные припадки, расстройства болевой чувствительности и координации движений, заикание, различные расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и т. д. Глубокие формы истерического Н. могут переходить в психотические расстройства, сопровождаясь помрачением сознания. Н. навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжелой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетенного настроения, различных вегетативных расстройств. Методы лечения Н. к. основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии — патогенетической, поведенческой, групповой и др. Современное учение о Н. признает многофакторный харак- тер этого заболевания, но подчеркивает ведущую роль психологических аспектов в их возникновении и лечении. Н. коммоционный[п. 1 соттоНопе; син., устар.: невроз травматический] — Н., развивающийся через короткое время после черепно-мозговой травмы, особенно после поражения взрывной волной; проявляется раздражительной слабостью, снижением настроения и трудоспособности, множественными жалобами, а иногда грубым тремором и др. симптомами истерии. Н. навязчивых состояний— общее название Н., проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями и т. п. Н. н. с. является одним из трех основных, классических форм неврозов (невроз навязчивых состояний, истерический и астенический неврозы). Считается, что Н. н. с. развивается не раньше 10-летнего возраста (О. Мтеп, 1974) и наиболее отчетливым становится в период пубертатного криза. Различают два основных Н. н. с. удетей и подростков: 1) с преобладанием навязчивых состояний — фобический невроз и 2) с преобладанием навязчивых движений и действий — обсессивный невроз, или невроз навязчивых действий. При Н. н. с. содержание фобий зависит от возраста. Удетей преобладают страхи заражения и загрязнения (больной ребенок крайне брезглив, все нюхает, беспрерывно моет руки — вплоть до образования ссадин, берется за незнакомые предметы через платок, вытирает ручки дверей, окон), острых предметов (старается прятать ножи, ножницы, иголки, вилки или перекладывать ножи острием от себя), закрытых помещений (не остается дома один). Удетей старшего возраста и подростков чаще встречаются навязчивые страх и, связанные с сознанием своего физического «я» (навязчивые страхи болезни и смерти — от удушья, остановки сердца), страх подавиться при еде, покраснеть, заснуть и не проснуться, страх заговорить (при заикании), страх потерять родителей, страх отвечать у доски, невозможность (из-за страха быть увиденным) помочиться в обществен ном месте. В подростковом возрасте реже встречаются детские страхи (темноты, животных, страх оказаться за запертой дверью и пр.). Наряду с этими навязчивостями в клинической картине Н. н. с. в подростковом возрасте часто появляются навязчивые ритуалы — запреты, символические действия, придуманные подростками и имеющие целью защиту от травмирующей ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают элементарные навязчивые движения — навязчивые тики (подергивания отдельных групп мышц, чаще на лице), а также подергивания плечами, покашливание и пр. Как и все др. навязчивости, навязчивые движения могут наблюдаться не только в рамках Н. н. с., но и при др. заболеваниях в рамках неврозоподобных нарушений. Кроме тиков наблюдаются также патологические привычные действия: навязчивое кусание ногтей, выдергивание бровей, волос, ресниц (трихотилломания). К навязчивым эти действия относят только в том случае, если они переживаются ребенком как чуждые, неотвязные, болезненные, мешающие нормальной жизни. Навязчивыми могут быть неприличные мысли, лезущие в голову в самые неподходящие моменты. Невротические обсессии тесно связаны с фобиями, и рассмотренные два варианта выделяются чисто условно, по преимущественному звучанию фобий или обсессии. В клинической картине Н. н. с. могут иметь место и а с т е -нические симптомы (нарушенный сон, раздражительная слабость, непереносимость резких звуков, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность). Н. М. Асатиани описано 3 этапа динамики Н. н. с., отражающих их неблагоприятную динамику. На 1-м этапе Н. н. с. возникают только под действием травмирующего фактора, на 2-м — и в ожидании психогенной ситуации; в
этот период болезненные переживания постепенно учащаются. На 3-м этапе фобии появляются и в нейтральной обстановке, возможны наплывы навязчивых представлений. В такие периоды больные предпочитают лежать, не общаются с окружающими. Возможны повышение АД, озноб, слезы, падение аппетита. Длятся такие состояния у подростков до нескольких часов и исчезают после сна. При неблагоприятном течении Н. н. с. возможна генерализация страхов и усложнение ритуалов. Именно в таких случаях необходима дифференциация диагноза с неврозоподобной вялотекущей шизофренией (В. А. Гурьева). Н. ожидания— Н. навязчивых состояний, при к-ром возникают навязчивые опасения собственной несостоятельности в к.-л. деят-ти, что может приводить к действительному нарушению этой деят-ти (напр., публичного выступления). Н. пенсионный— Н., развивающийся в связи с уходом на пенсию у неуверенных в себе лиц со слабыми контактами с окружающими; проявляется астенодепрессивным синдромом. Н. рентный —Н. по типу истерии, возникающий в связи с несчастным случаем или иными обстоятельствами, позволяющими пострадавшему лицу претендовать на денежную или др. компенсацию. Н. речи— см. Логоневроз. Н. социальный— общее название Н., возникающих под влиянием к.-л. обстоятельств жизни и деят-ти больного как члена общества. Н. страха[п. апхгеГаНз] — Н., главным проявлением к-рого является страх самого различного содержания; термин применяется в психоанализе. В детском возрасте Н. с. — это самая ранняя и универсальная защитная реакция, тесно связанная с инстинктом самосохранения.
В младшем школьном возрасте при Н. с. явно преобладают страхи одиночества, наказания, сказочных персонажей, опоздания, темноты, животных, транспорта, высоты, глубины, огня, пожара, врачей, боли, неожиданных звуков. Для старшего дошкольного возраста характерны Н. с. одиночества, нападения, болезни, смерти, смерти родителей, сказочных персонажей, опоздания, страшных снов, темноты, животных, стихии, глубины, огня, пожара, высоты и открытого пространства. Большое значение для возникновения Н. с. у детей имеет личн< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |