Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды Н.: Н. гашишная, Н. астеническая, Н. комбинированная (полинаркомания), Н. опийная, Н. эфирная.

 

Наркотики[пагсоПса; греч. пагсоисоз — приводящий в оце­пенение, усыпляющий] — общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, способ­ных вызвать наркоманию; официальный список Н. утверж­дается Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Наркотики и дети— наркотики, как правило, представ­ляют собой лекарственные средства или их аналоги, к-рые притупляют человеческие чувства, но улучшают самочувст­вие, вызывают галлюцинации и т. п. Значительная часть нар­котических средств широко используется в медицинской практике для снятия болей, лечения психических рас­стройств и др. В тех случаях, когда употребление наркотиков входит в привычку, у подростков развивается сильная эмо­циональная, психическая и физическая зависимость от этих средств. Наркотики создают у человека постоянную потреб­ность во все больших дозах для достижения желаемого эф­фекта. Если в приеме наркотиков наступает перерыв, то у наркомана развивается абстинентный синдромом. Это край­не тяжелое состояние, от него человек не может избавиться в течение длительного времени.

Зависимость от наркотиков — это, в сущности, болезнь эгоистов. Они, по убеждению многих специалистов, добро­вольно прививают себе эту болезнь, потому что больше всего озабочены собственной персоной, вглядываются только в себя и заняты удовлетворением своих побуждений. Плата за пристрастие к наркотикам неотвратима: разрушение лично­сти, тяжелая болезнь, а затем смерть. У юных наркоманов, как правило, не хватает ни сил, ни мужества бороться с со­бой, со своим падением. Им необходимы постоянная по­мощь и забота родных и близких людей.

Необходимо как можно раньше заметить, что подросток начал употреблять наркотики. В спец. литературе выделяют­ся основные признаки, по к-рым можно судить о пристра­стиях подростка к наркотикам или другим одурманивающим средствам. Эти признаки просты и достаточно надежны, они должны быть известны в каждой семье.

 

Родительскую тревогу должны вызвать следующие изме­нения в поведении и состоянии здоровья молодого человека

· Тайные сборища компаний или микрогрупп в различных укромных местах: летом — в парках, на детских площадках, в заброшенных домах; зимой — на чердаках, в подвалах, на лестничных клетках. Нелепое поведение членон группы, неадекватные взрывы смеха. Общая эмоциональная возбужденность компаний, немотивированная агрессивность.

· Неожиданное резкое изменение поведения в школе. ПТУ, техникуме, на работе (беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости или работоспособности, прогулы на работе). Это также может проявляться неожиданной и немотивированной грубостью или взбудораженностью на занятиях, на рабочем месте. Сюда же относятся активное стремление к контакту с определенным) личностями, имеющими отрицательную репутацию. напр., вернувшимися изместлишения свободы или тунеядцами, общая асоциальная направленность поведения.

· Изменение поведения дома (ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного; трудное пробуждение по утрам, появление новых интересов и в связи с этим новых приятелей). Сюда же следует отнести и такие признаки, как снижение активности, потеря интереса к прежним увлечениям, появление немотивированной раздражительности и неоправданных вспышек агрессивности, кража вещей и денег и: дома, утрата чувства долга.

· Внезапный интерес к домашней аптечке, литературе псфармакологии, частое появление возле аптек, обнаружение у молодого человека облаток от медикаментов или различных таблеток, наличие шприцов и игл к ним Должны настораживать и постоянные манипуляции с к.-л. лекарственными или иными веществами, к-рые молодые люди стремятся скрыть от окружающих.

 

· Внешний вид подростка. Многие больные наркоманией и токсикоманией не следят за своим внешним видом, они часто выглядят запущенными, грязными, неопрятными. Подавляющее большинство больных выглядят старше своих лет: кожа сухая, дряблая, покрыта морщинами. Ча­сто можно наблюдать признаки преждевременного по­седения и облысения. Волосы не имеют блеска, становят­ся тусклыми, ломкими. Ногти обламываются слоями. При злоупотреблении нек-рыми препаратами на коже возникает гнойничковая сыпь, оставляющая после себя пигментные пятна. Для больных др. формами наркома­нии характерна бледность кожи, при большой давности заболевания она приобретает желтоватый оттенок. У ток­сикоманов, злоупотребляющих снотворными и успокаи­вающими средствами, часто бывает бледное, одуловатое, маскообразное, неподвижное лицо. Кожные покровы ха­рактерного землистого оттенка, на лице — сальный на­лет. У всех больных наркоманией и токсикоманией очень медленно заживают различные раны, кожа часто повреж­дается.

У больных, вводящих наркотические средства путем инъ­екции, на различных участках тела можно обнаружить мно­гочисленные следы уколов (на руках, ногах, между пальца­ми), а при внутривенном введении наркотических средств — следы уколов по ходу вен (в области локтевых сгибов, на предплечьях, кистях, стопах, венах шеи и пр.). В целом же наркоманы и токсикоманы с большим стажем заболевания всегда выглядят как тяжелобольные. У начинающих нарко­манов и токсикоманов этих признаков может и не быть или они менее выражены.

Если родители заметили, что подросток начал употреб­лять наркотики или др. одурманивающие средства, они дол­жны обратиться за помощью в наркологический диспансер и вместе с психиатром-наркологом бороться за жизнь и здоро­вье ребенка. Здесь не должно быть мелочей, взаимных обид и «неразрешимых» трудностей. На карту поставлено все, и за-

 

 

дача родителей помочь подростку справиться с тяжелыми последствиями наркомании.

Конечно, наркоманию легче всего предупредить. Луч­шим способом борьбы с наркоманией является хорошая об­становка в доме.

Родители должны проводить беседы с детьми и разъяс­нять им, какую опасность таит в себе употребление наркоти­ков. Родительская любовь, забота, взаимное доверие, откры­тость и взаимопонимание — лучшие гаранты безопасности детей от этой страшной и разрушительной эпидемии.

Нарушение привязанности[англ. апасНтемллег\ — нарушение психики у маленьких детей и подростков, возникающее в результате длительного пребывания в боль­ничных условиях (институционализации), отсутствия тесно­го эмоционального контакта с родителями или насилия над детьми. Такие дети бывают подавленными, крайне агрессив­ными, пугливыми, неразборчивыми в дружеских связях, внимание у них рассеяно. Лечение этих детей требует обес­печения им постоянной заботы и внимания со стороны взрослых.

Нарушение развития[англ. Ае\е1ортета1

любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, к-рое характеризуется задержкой био­логически необходимых психических функций, напр., раз­вития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепен­но проходит.

Нарушение чтения и письма —резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

Нарушения—см. Классификации нарушений.

 

 

Н. фиксации взора— перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в парацент-ральную или периферическую зоны. Вызывая ложную про­екцию объектов на сетчатку, Н. ф. з. может обусловить не­правильную локализацию объектов: в пространстве, Н. ф. з. ориентации. Неправильная фиксация либо ее отсутствие на­блюдаются при амблиопии, связанной с косоглазием, при катаракте, помутнениях роговицы и пр. Выявление Н. ф. з. очень важно.

НарЦИССИЗМ[пагазттш; греч. МагМзяоз— Нарцисс, ми­фологический юноша, влюбившийся в свое отражение в воде; син.: аутомоносексуализм, Аутофилия, Аутоэро-тизм] — половое возбуждение, при к-ром сексуальное удов­летворение достигается созерцанием собственного обна­женного тела, отдельных его частей, в том числе половых ор­ганов, часто в сочетании с онанизмом. Н. как сексуальная девиация, замещающая др. формы сексуальной активности и у мужчин, и у женщин, встречается крайне редко. Он обыч­но выступает как эпизод в процессе формирования сексуаль­ных отклонений. Иногда Н. сопровождается мастурбацией. Мастурбация может расцениваться как проявление Н. толь­ко тогда, когда она сопровождается самолюбованием собст­венного тела. Наибольшее значение в становлении Н. имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопато­логическая почва (напр., истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома. Преходя­щие элементы нарциссизма свойственны детскому возрасту, несколько ярче они выступают в возрасте 14—18 лет. Поми­мо любования собственным телом, половыми органами, рассматривания себя в зеркале они могут включать ласкание своего тела и даже фотографирование самого себя в обна­женном виде с последующим рассматриванием этих фото­графий. У мужчин-нарциссистов половое возбуждение уси­ливается при виде себя с эрегированным половым членом.

 

Нек-рые проявления Н. имеются у большинства людей, однако когда они становятся преувеличенными, то могут яв­ляться одним из симптомов шифозрении, изменений лично­сти или к.-л. др. заболеваний.

Насилие над детьми[англ. сМЫ аЪизе] — плохое обра­щение с детьми. Может выражаться в виде полового насилия [англ. $ехиа1аЪте[, когда взрослые заставляют ребенка зани­маться сексом; физического насилия [англ. рНужа1 аЬше], когда ребенку наносится физическая травма вследствие жес­токого или неправильного наказания; пренебрежительного отношения к ребенку [англ. пе§1е(], проявляющегося в отсут­ствии заботы и ласки, а также в виде эмоционального наси­лия [англ. етойопа1 аЬизе], когда ребенок ощущает недоста­ток любви и/или враждебное отношение к нему тех людей, к-рые должны заботиться о нем. Это нарушает его эмоцио­нальное развитие, приводя к различным расстройствам.

Наследование— в биологии — передача признаков в ряду поколений.

Н. аутосомное— Н. признака, контролируемого ауто-сомным геном.

Н. аутосомно-доминантное— Н. признака, контро­лируемого доминантным аллелем аутосомного гена.

Н. аутосомно-рецессивное —Н. признака, контро­лируемого рецессивными аллелями аутосомного гена.

Н. голандрическое[греч. Но1о$ — полностью, весь + апёг, апйгоз— мужчина] — Н. признака, контролируемого ге­ном, локапизованным в негомологичной части У-хромосо-мы.

Н. доминантное— Н. признака, контролируемого до­минантным аллелем локуса.

Н., контролируемое полом —Н. признака, контро­лируемого аутосомным геном, но различно проявляющегося у особей разного пола.

 

 

Н. монофакториальное[греч. топох — один + лат./ас-Юг — создатель, производитель] — Н. признака, контролиру­емого аллелями только одного локуса (напр., групп крови системы Н. АВО).

Н. мультифакториальное[лат. тиМтл много + /ас-1ог —создатель, производитель] — Н. признака, контролиру­емого аллелями многих локусов.

Н. ограниченное полом— Н. признака, контролируе­мого аутосомным геном, но проявляющегося только у осо­бей одного пола.

Н. одностороннее— Н., сцепленное с полом, при к-ром признаки передаются от отца к сыновьям или от мате­ри к дочерям.

Н. плазматическое— см. Н. цитоплазматическое.

Н. полигенное [греч.ро1у— много + ген] — Н. призна­ка, контролируемого совместно группой неаллельных генов.

Н. рецессивное— Н. признака, контролируемого ре­цессивным аллелем локуса.

Н., сцепленное с полом— Н. признака, контролируе­мого геном, локализованным в половой хромосоме; харак­терно для нек-рых наследственных болезней.

Н. цитоплазматическое[син.: Н. плазматическое] — Н. признаков, контролируемых внехромосомными фактора­ми наследственности.

Наследственная информация —см. Генетическая информация.

Наследственность— свойство живой материи переда­вать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиоло­гической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Учеными доказано, что хранение, репро­дукция и передача генетическо-наследственной информа­ции в генеральном порядке обеспечивается посредством

 

ДНК и РНК; суммация-аддитивность генов — генотипы — формирует-конституирует целостно-специфическую, эф­фективно-динамическую функциональную систему, к-рая константна и совершенствуется-эволюционизируется в про­цессе развития. Под контролем-регуляцией генотипа нахо­дятся все свойства организма: биоэнергетические, биохими­ческие, структурно-морфологические, структурно-физио­логические, а также высшие психонейрофизиологические функции индивидов человеческого рода и свойства-процес­сы их психики: темперамент, мышление, память, двигатель-но-кинетические реакции организма. Эволюция и становле­ние предикатов-признаков генотипа не могут герменевтизи-роваться в рамках абсолютизированно заданных генотипических особенностей, а зависят от условной среды, социума, деят-ти-активности индивида в самом социуме, онтосе, среде, к-рые и влияют на детерминационные факто­ры последующих эмбрионизаций-генераций-воспроизведе-ний-эволюций генотипов человеческого вида (В. В. Юрчук).

Наследственные заболевания —заболевания, обу­словленные мутациями, преимущественно хромосомными или генными; при передаче наследственных признаков у че­ловека, наряду с передачей основных качественных особен­ностей, свойственных родителям, могут передаваться как непосредственно наследственные болезни (напр., эпилеп­сия), так и специфическая слабость организма в виде пред­расположенности к определенным заболеваниям, к-рая при соответствующих неблагоприятных условиях может со вре­менем развиваться (как нередко наблюдается при возникно­вении заикания у детей).

Научность обучения— один из важнейших дидактиче­ских принципов, осуществление к-рого обеспечивает овла­дение уч-ся подлинно научными знаниями. Сообщаемые знания должны быть научными, излагаться в определенной системе и последовательности, соответствовать уровню раз­вития уч-ся, правильно отражать предметы и явления окру-

 

жающего мира. Эта задача решается рациональным сочета­нием наглядных и словесных средств обучения. Уч. програм­мы, учебники, а также методы обучения должны удовлетворять требованиям Н. о.

Невр-[неври-, невро-, нейр-, нейро-; греч. пеигоп — жила, су­хожилие, волокно, нерв] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе».

Неврастения[пеигаМИета; невр- + астения; син., устар.: истощение нервное, нервная слабость, нервное переутомле­ние] — Н., вызываемый переутомлением или длительным воздействием психотравматирующих факторов, проявляю­щийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, рас­стройством сна, вегетативными нарушениями.

Невроз(-ы)[пеигош; невр- + -оз] — это функциональное болезненное состояние (без нарушений отражения реально­го мира), возникающее и развивающееся в условиях психо-травмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы), и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения, т. к. больной осознает факт своего заболевания (В. Я. Семке).

В основе Н. лежит продуктивно и нерационально разре­шаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возник­новением болезненно-тягостных переживаний неудачи, не­удовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т. д. Н. начинаются с фор­мирования у ребенка невротического характера. Эту стадию можно обозначить как «преневротическую». Именно на эту приобретенную «почву» падает психогенная травма. Взаи­модействие психогенного фактора с невротическим конф­ликтом и уже сложившимися особенностями личности определяет развитие тех или иных невротических симптомов

 

и синдромов. Основными признаками Н. являются обрати­мость и излечимость. Невротический конфликт закладыва­ется преимущественно в детстве в условиях нарушенных от­ношений с микросоциальным окружением, в первую оче­редь с родителями. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и фи­зиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов Н. Психогенный характер Н. означает, что они обусловлены действием преимущественно психологических факторов (переживание невротического конфликта) и свя­заны с активизацией симптомов расстройства в психотрав-мирующих ситуациях.

Участие личности в становлении Н. заставило отграни­чить их от психопатий. К числу симптомов, отличающих Н. от сугубой личностной патологии, относятся: « частичность, парциальность расстройств, полностью не охватывающих личность и редко приводящих к тоталь­ной дезадаптации;

· отсутствие нарушений интеллекта;

· сохранность критики: невротики относятся к своему состоянию как к болезни, психопаты больными себя не считают;

· расстройства личности находятся в полном соответствии
с психогенными факторами и невротической симптоматикой и не включают в себя изменений, характерных для др. психических заболеваний (напр., шизофрения, органические поражения).

Поскольку Н. — это психогенное заболевание формиру­ющейся личности, патогенным может оказаться все то, что осложняет процесс ее формирования и способствует нарас­танию нервно-психического напряжения у родителей и ре-бенка( А. И. Захаров}.

К таким факторам могут быть отнесены эмоциональная изоляция (депривация); одностороннее дисгармоническое воспитание единственного ребенка с комплексом превос-

ходства или по типу «Золушки» — с чувством острой неуве­ренности в себе; психологическая несовместимость родите­лей и детей; неудачи; неудовлетворение жизненных потреб­ностей. Однако значимость этих факторов не абсолютна. Их патогенность определяется не столько объективной силой травмы, сколько готовностью личности к нервному срыву. По В. И. Гарбузову, путь в Н. начинается с подавления тем­перамента. Считается, что развернутые формы Н. возникают у детей только после 10 лет. В клинической картине невроти­ческих реакций появляются и быстро проходят аффектив­ные, фобические, псевдосоматические проявления — не­стойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учебе, излишняя суетливость. Важное значение приобретает вегетативная лабильность — потли­вость, сердцебиения, повышенная чувствительность к холо­ду, жаре, яркому свету, громким звукам (В. А. Гурьева).

Клинически выделяются три основные формы Н.: невра­стения, истерия, невроз навязчивых состояний. Основными симптомами неврастении, возникающей преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, являются раздражительная слабость (возбудимость в сочета­нии с легкой истощаемостью), лабильность эмоций, неу­стойчивое настроение, часто пониженное. В нек-рых случа­ях появляются тревога или страх, нетерпеливость, расстрой­ства сна, разнообразные нарушения вегетативной нервной системы. Истерические формы Н. чрезвычайно разнообраз­ны и нередко маскируются под различные заболевания. Наиболее часты двигательные расстройства, параличи, на­рушения координации движений, расстройства болевой чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухо­та и др.), речи. Нередко выявляется «условная желатель­ность» симптомов, к-рые вовлекаются больным в решение ситуации, связанной с невротическим конфликтом. Истери­ческие Н. чаще возникают у лиц демонстративных, с боль­шой внушаемостью, самовнушаемостью. Невроз навязчи­вых состояний проявляется помимо общеневротических

симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, вегетативные расстройства) в наличии у личности различных навязчивостей, особенно часто в виде фобий (см. Фобия). В их лечении особое значение принадле­жит методам психологической коррекции, психотерапии. В психологии при изучении невротического конфликта иск­лючительное внимание уделяется психоаналитическим кон­цепциям личности. Поскольку в происхождении и характере течения Н. одно из важнейших мест занимают особенности воспитания и отношений развивающейся личности, пробле­ма Н. представляет значительный интерес для психологии. См. Расстройство дистиминеское, Расстройство обессив-но-компульсивное.

Н. актуальный[п. асШаИз] — Н., проявления к-рого на­блюдаются лишь во время действия факторов, вызвавших Н.; термин применяется в психоанализе.

Н. астенический— выделяют реактивную неврасте­нию, Н. переутомления, информационный Н. (по М. М. Ха-нанашвшш). Клинически все три формы идентичны. В дет­ском возрасте встречается только психогенная форма, в под­ростковом реактивная неврастения преобладает, но наблюдается и неврастения переутомления (как вариант «школьного невроза»).

Н. чаще всего возникает на «почве» невропатии, ранней церебральной резидуально-органической недостаточности, улиц из группы «тормозимых» со слабым типом нервной си­стемы, у детей, ослабленных тяжелыми соматическими или психогенными заболеваниями (включая теберкулез, сепсис и пр.), перенесших острые шоковые психозы или затяжные реактивные состояния. В случаях психогений и при отсутст­вии личностной аномальности Н. бывает кратковременным. Самый ранний возраст, в к-ром описана неврастения, со­ставляет 2 года.

Начало клинически очерченного Н. относится к периоду, близкому к психогенной травме. Роль последней в детском возрасте далеко не всегда исполняют сверхсильные «удары

судьбы». На фоне описанной выше «почвы» и при возраст­ной неразвитости интеллекта и критики любой значимый для ребенка факт может стать травмирующим (помещение в детское учреждение, пропажа любимой собачки и пр.).

Внутренний конфликт в этих случаях проявляется в непреодолимом противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем, что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка, а энергетический пси­хофизический потенциал значительно ослаблен. Поэтому такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если его будут считать больным. Поэтому он склонен искать помощи, сочувствия, лишь бы его оставили в покое.

В клинической картине Н.на первом месте поэтом у оказываются повышенная истощае-мость,утомляемость и раздражительная сла­бость. Последняя проявляется как реакция ребенка на не­посильные требования окружающих в виде вспышек раздра­жения с последующими слезами и раскаянием.

Старшие дети и подростки с неврастенией слывут слабы­ми, незаметными, но все знают, что неожиданно они могут «напрячь свои силы» и в каком-то рывке сделать то, что не­посильно способным ученикам. Они замкнуты, но жаждут общения, нерешительны, но честолюбивы, ранимы. Часто и много фантазируют, но никто не знает, как им хочется стать героем, сверхчеловеком, душой общества (В. А. Гурьева).

Н. военного времени— общее название Н. по типу ис­терии, возникновение к-рых связано с переживаниями, обу­словленными обстановкой военного времени, чаще услови­ями боевых действий.

Н. двигательный[п. то(опа] — Н. с преобладанием двигательных расстройств.

Н. инфантильный[п. т/апПШ] — Н. у детей и подрост­ков, проявляющийся в смягченной форме; может принять выраженный характер по мере взросления.

Н. ипохондрический[п. НурдсНопМса] — Н. с преобла­данием тревожной мнительности, повышенного внимания к собственному здоровью с усиленной внушаемостью и фик­сацией на различных ощущениях, легкостью возникновения убежденности в наличии мнимой болезни и активным стремлением лечиться или обследоваться.

Н. испуга[син.: Н. шоковый] — Н. в виде стойкой фикса­ции однажды возникшего страха, сопровождающийся пани­ческим возбуждением или обездвиженностью.

Н. истерический[п. ПузГепса; син.: Истерия] — самая многоликая форма психической патологии. Среди ее клиниче­ских форм выделяют истерический психоз, истерический не­вроз, истерическую психопатию (Н. И. Фелинская, В. Я. Семке и др.). Все они тесно связаны между собой не только клиниче­ски, но и, что самое важное, механизмами возникновения и развития (механизмы внушения-самовнушения, вытеснения, бегства в болезнь, истерической фиксации).

Ж. Бабинский истерию называл великой симулянткой. Истерический характер включает в себя целый ряд специфических личностных особенностей: суггестию и аутосуггестию (внушаемость и самовнушаемость), стремле­ние казаться больше, чем есть на самом деле, и во что бы то ни стало обратить на себя внимание, жажду признания, вы­раженный эгоцентризм, отсутствие объективной правды по отношению как к себе, так и к другим, демонстративность, театральность, жеманство, позерство, стремление вжиться в любую, выдуманную самим, роль, «игру в жизнь», «соломен­ный огонь чувств». Характерологические истерические осо­бенности отличаются яркостью, выпуклостью. Такие лица выделяются экстравагантностью во всем (в одежде, манере держаться, говорить, действовать). Склонность к пафосу, па­тетике, драматизации переживаний, к афишированию всего, что может обратить на себя внимание, легкость смены на­строений, симпатий — антипатий, увлечений, авантюризм во всех начинаниях, стремление «не быть», а «казаться» иск-

лючительнои личностью составляют основные особенности истерического характера.

Среди наиболее частых невротических расстройств в период первого возрастного криза встречаются приступы удушья, нервная рвота, гиперкинезы, истериче­ские аффективные припадки, заикание и мутизм, энурез и энкопрез. Основным двигателем такого реагирования явля­ется желание ребенка привлечь к себе внимание родителей, утраченное в результате вынужденной разлуки или др. пси­хогенных детских переживаний. Если ситуация не разреша­ется, невротические симптомы и трудности поведения нара­стают.

В период второго возрастного криза чаще всего наблюдаются расстройства сна, рвота, трихотиллома-ния, нарушение речевых функций (заикание, частичный му­тизм, афония — исчезновение голоса), гиперкинезы (дрожь, тики, хореоформные приступы), наклонность к истери­ческому фантазированию.

Учащение истероневротического реагирования отмеча­ется ивпериод пубертатного криза, для к-рого ха­рактерным становится конфликт между желанием и возмож­ностями личности, стремлением к лидерству и внушаемо­стью. В подростковом возрасте наиболее отчетливой становится также тенденция к иррадиации психического в соматическую сферу (запоры, поносы, метеоризм, отрыжка, рвота, ишурия — задержка мочи из-за спазма сфинктеров, нарушения ритма сердца, психогенный кашель, истери­ческие припадки, аменорея, имитация картины «геморраги­ческих» проявлений — неожиданные обширные и множест­венные кровоизлияния под кожей, таинственные ознобы и "подскоки» температуры, «остановки» сердца и дыхания). Все это сопровождается яркостью эмоциональных проявле­ний, криками о помощи. Установление факта истерической природы этих явлений, а значит, отсутствие «смертельной опасности», часто вызывает у больных всплески ярости, про-

 

теста. Очень часты усиленный демографизм, отеки, цианоз, повышенная потливость (см. Истерия) (В. А. Гурьева).

Н. кардиофобический[п. сагаюрИоЫа; греч. ЬагМасердце + рНоЬо$— страх] — Н., проявляющийся навязчивым страхом тяжелого сердечного заболевания, остановки сердца и т. д.

Н. климактерический[п. сПтас(епса] — Н., возникаю­щий на фоне климактерического синдрома, напр., в форме лабильности аффектов или сенестопатий.

Н. клинические[греч. пёигопнерв, ШпШё— врачева­ние] — одна из основных форм нервно-психических рас­стройств. Причиной Н. к. является т. н. невротический кон­фликт — нарушение значимых жизненных отношений чело­века, восходящее к детскому возрасту и активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. Органические изменения головного мозга при неврозах чаще всего отсутствуют. Выде­ляют три основных формы Н. к.: неврастению, истерию и не­вроз навязчивых состояний. Неврастения, сопровождаясь фи­зическим истощением, характеризуется расстройством фун­кций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подав­ленным настроением. Истерические формы Н.к. чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под раз­личные заболевания: параличи, различные припадки, рас­стройства болевой чувствительности и координации движе­ний, заикание, различные расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и т. д. Глубокие формы истерического Н. могут переходить в психотические расстройства, сопровож­даясь помрачением сознания. Н. навязчивых состояний ха­рактеризуется появлением после тяжелой психотравмы раз­личных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетенного настроения, различных вегетативных расстройств. Методы лечения Н. к. основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психоте­рапии — патогенетической, поведенческой, групповой и др. Современное учение о Н. признает многофакторный харак-

тер этого заболевания, но подчеркивает ведущую роль пси­хологических аспектов в их возникновении и лечении.

Н. коммоционный[п. 1 соттоНопе; син., устар.: невроз травматический] — Н., развивающийся через короткое время после черепно-мозговой травмы, особенно после по­ражения взрывной волной; проявляется раздражительной слабостью, снижением настроения и трудоспособности, множественными жалобами, а иногда грубым тремором и др. симптомами истерии.

Н. навязчивых состояний— общее название Н., про­являющихся навязчивыми страхами, представлениями, вос­поминаниями, сомнениями и т. п. Н. н. с. является одним из трех основных, классических форм неврозов (невроз навяз­чивых состояний, истерический и астенический неврозы). Считается, что Н. н. с. развивается не раньше 10-летнего возраста (О. Мтеп, 1974) и наиболее отчетливым становится в период пубертатного криза. Различают два основных Н. н. с. удетей и подростков: 1) с преобладанием навязчивых состояний — фобический невроз и 2) с преобладани­ем навязчивых движений и действий — обсессивный невроз, или невроз навязчивых действий.

При Н. н. с. содержание фобий зависит от возраста. Уде­тей преобладают страхи заражения и загрязне­ния (больной ребенок крайне брезглив, все нюхает, беспре­рывно моет руки — вплоть до образования ссадин, берется за незнакомые предметы через платок, вытирает ручки дверей, окон), острых предметов (старается прятать ножи, ножни­цы, иголки, вилки или перекладывать ножи острием от себя), закрытых помещений (не остается дома один).

Удетей старшего возраста и подростков чаще встречают­ся навязчивые страх и, связанные с сознанием своего физического «я» (навязчивые страхи болезни и смерти — от удушья, остановки сердца), страх подавиться при еде, покраснеть, заснуть и не проснуться, страх загово­рить (при заикании), страх потерять родителей, страх отвечать у доски, невозможность (из-за страха быть увиденным) помочиться в обществен ном месте.

В подростковом возрасте реже встречаются детские стра­хи (темноты, животных, страх оказаться за запертой дверью и пр.).

Наряду с этими навязчивостями в клинической картине Н. н. с. в подростковом возрасте часто появляются навяз­чивые ритуалы — запреты, символические действия, придуманные подростками и имеющие целью защиту от травмирующей ситуации.

В дошкольном и младшем школьном возрасте преоблада­ют элементарные навязчивые движения — навязчивые тики (подергивания отдельных групп мышц, чаще на лице), а также подергивания плечами, покашливание и пр. Как и все др. навязчивости, навязчивые движения могут наблюдаться не только в рамках Н. н. с., но и при др. заболе­ваниях в рамках неврозоподобных нарушений.

Кроме тиков наблюдаются также патологические привычные действия: навязчивое кусание ногтей, выдергивание бровей, волос, ресниц (трихотилломания). К навязчивым эти действия относят только в том случае, если они переживаются ребенком как чуждые, неотвязные, болезненные, мешающие нормальной жизни.

Навязчивыми могут быть неприличные мысли, лезущие в голову в самые неподходящие моменты.

Невротические обсессии тесно связаны с фоби­ями, и рассмотренные два варианта выделяются чисто услов­но, по преимущественному звучанию фобий или обсессии. В клинической картине Н. н. с. могут иметь место и а с т е -нические симптомы (нарушенный сон, раздражи­тельная слабость, непереносимость резких звуков, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность).

Н. М. Асатиани описано 3 этапа динамики Н. н. с., отра­жающих их неблагоприятную динамику. На 1-м этапе Н. н. с. возникают только под действием травмирующего фактора, на 2-м — и в ожидании психогенной ситуации; в

 

этот период болезненные переживания постепенно учаща­ются. На 3-м этапе фобии появляются и в нейтральной об­становке, возможны наплывы навязчивых представлений. В такие периоды больные предпочитают лежать, не общают­ся с окружающими. Возможны повышение АД, озноб, сле­зы, падение аппетита. Длятся такие состояния у подростков до нескольких часов и исчезают после сна.

При неблагоприятном течении Н. н. с. возможна гене­рализация страхов и усложнение ритуалов. Именно в таких случаях необходима дифференциация диагно­за с неврозоподобной вялотекущей шизофренией (В. А. Гурье­ва).

Н. ожидания— Н. навязчивых состояний, при к-ром возникают навязчивые опасения собственной несостоятель­ности в к.-л. деят-ти, что может приводить к действительно­му нарушению этой деят-ти (напр., публичного выступле­ния).

Н. пенсионный— Н., развивающийся в связи с уходом на пенсию у неуверенных в себе лиц со слабыми контактами с окружающими; проявляется астенодепрессивным синдро­мом.

Н. рентный —Н. по типу истерии, возникающий в связи с несчастным случаем или иными обстоятельствами, позво­ляющими пострадавшему лицу претендовать на денежную или др. компенсацию.

Н. речи— см. Логоневроз.

Н. социальный— общее название Н., возникающих под влиянием к.-л. обстоятельств жизни и деят-ти больного как члена общества.

Н. страха[п. апхгеГаНз] — Н., главным проявлением к-рого является страх самого различного содержания; тер­мин применяется в психоанализе. В детском возрасте Н. с. — это самая ранняя и универсальная защитная реакция, тесно связанная с инстинктом самосохранения.

 

 

В младшем школьном возрасте при Н. с. явно преоблада­ют страхи одиночества, наказания, сказочных персонажей, опоздания, темноты, животных, транспорта, высоты, глуби­ны, огня, пожара, врачей, боли, неожиданных звуков.

Для старшего дошкольного возраста характерны Н. с. одиночества, нападения, болезни, смерти, смерти родите­лей, сказочных персонажей, опоздания, страшных снов, темноты, животных, стихии, глубины, огня, пожара, высоты и открытого пространства.

Большое значение для возникновения Н. с. у детей имеет личн<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...