Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков — в

Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка.

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Кон­ституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образо­вании», «Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнний в Закон РФ «Об образовании» и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание усло­вий независимой жизни этой части населения. Программа включает вопросы:

· профилактики детской инвалидности и организации ста­
тистического учета;

· психолого-медико-педагогической и социальной реаби­
литации детей-инвалидов;

· обеспечения детей-инвалидов техническими средствами;

· создания информационной системы по проблемам дет­
ской инвалидности;

· оказания организационно-методической социаль­
но-экономической, правовой и финансовой помощи об­
щественным организациям и объединениям семей де­
тей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.


Существуют международные правовые акты о социальной защите детей-инвалидов. В них сказано, что понятие «инвалид» означает любое лицо, к-рое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка его (или ее) физических и умственных (врожденных или нет) способностей.

Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г. В ней провозглашается, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а именно: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень, а также имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 г. без голосования) говорится, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а именно: они имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были их происхождение, характер и серьезность их увечья или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста. Инвалиды имеют право на медицинское, психологическое лече­ние, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место. Кроме этого ин­валиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, благоприятных для них, и участвовать во всех видах общественной деят-ти, связанных с творчеством, и досуга, а также инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью.


Кроме международных правовых актов о социальной защите детей-инвалидов существуют еще и законы Российской Федерации по социальной защите семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Законы РФ предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства РФ о физической культуре и спорте говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными спец. средствами.

В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменяющих.

В правах инвалидов говорится о том, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, с детства, имеют право на медико-со-I шальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами и т. д. на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что госу-


дарство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе спец. педагогических подходов.

Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательскую базу для удовлетворения спец. образовательных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья — специальном образовании».

В законе сказано, что специальное образование (вариант 1) — это система условий, которые создает государство для лиц, имеющих спец. образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование (вариант 2) —- это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в спец. индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и/или психического недостатка.

Действие Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спец. образовании)» распространяется на:

· детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и/или психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;

· родителей детей, а также взрослых — законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей;

· педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в спец. образовательном процессе;

· государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении спец. образования.

Спец. образование обеспечивает лицам с физическими и/или психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой де-ят-ти, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Спец. образование является частью системы комплексной медико-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и/или психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответствии с законо­дательством о социальной защите, представляющим государственные гарантии прав лиц, имеющих спец. потребности.

Законы Российской Федерации и субъект РФ гарантируют таким лицам обязательное обучение независимо от степени физической и/или психической недостаточности с момента ее обнаружения; при этом продолжительность начального и основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гарантируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегрированного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического
и/или психического недостатка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транспортными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и/или психическими недостатками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соот­ветствии с полученным образованием и/или профессиональной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости.

Родители детей, имеющих спец. образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются спец. правами:

· присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;

· участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;

• быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специальности, соответствующей профилю спец. образовательных потребностей ребенка. Это право предоставляется родителям при условии, если они имеют образование, необходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования.

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечние лиц, имеющих спец. образовательные потребности. Во-первых, плата за обучение в пределах государственного образовательного стандрата с лиц, имеющих специальные образовательные
потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт соответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям детей, имеющих специальные образовательные потребности
и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в спец. классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети:

· неслышащие и слабослышащие;

· незрячие и слабовидящие;

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· умственно отсталые;

· с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

· с выраженными трудностями в обучении (с задержкой
психического развития);

· со сложными недостатками.

В рассматриваемом законе сказано, что помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения надому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются коррекционные кабинеты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в к-рых должно быть не более 40, а кол-во обучающихся со спец. потребностями — не менее 12.

Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедические пункты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт обслуживает одно или несколько обра-
зовательных учреждений, суммарное число начальных классов в к-рых должно быть не более 25.

Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и про­ведение образовательных занятий по индивидуальным программам обучения. Занятия в центрах организуются в группах с кол-вом детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек.

В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее — коррекционное учреждение) / вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой нарушения в составе образовательного учреждения I вида организуются классы, работа в к-рых строится по специальным учебным планам.

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слухо-
вой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1) для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2) для воспитанников с глубоким недо­развитием речи.

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения — 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возника­ющих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей.

Коррекционное учреждение У видасоздается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети,
имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Коррекционное учреждение VIвида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-прак­тической деят-ти.

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у к-рых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформирован -ность произвольной регуляции деят-ти, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деят-ти, формирования навыков и умений уч. деят-ти. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образова­ния.

Коррекционное учреждение VIIIвида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в X—XI классах при наличии произ-


водственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки. (О специальных образовательных учреждениях см. также Школьная система специального образования)

Для детей, имеющих физические и/или психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту совершения правонарушения одинадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются спец. закрытые образовательные учреждения, учредителями к-рых могут быть только органы го­сударственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Направление в социальные государственные закрытые образовательные учреждения осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии:

1. Под ведомством Министерства специального и общегообразования РФ: специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа; специальные (коррекционные) школы; специальные закрытые образовательные учреждения; специальные школы-интернаты; специальные детские дома; логопедические пункты; коррекционные кабинеты; специализированные классы в общеобразовательных массовых школах.

2.Под ведомством Министерства здравоохранения РФ: специализированные ясли; дома ребенка; детские поликлиники; отделения детских больниц; детские санатории; центры комплексной патологии комплексной патологии.


3.. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ: дома-интернаты для инвалидов; реабилитационные центры.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

В настоящее время из 38,8 млн детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т. е. 1,7 млн, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в спец. образовании, отвечающем их особым образова­тельным потребностям.

Первый этап реформирования системы спец. образования завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько направлений:

· создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в дальнейшем получение значительного экономического эффекта, поскольку около 50 % детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость к-рых намного дороже;

· научно-теоретическую разработку основ дошкольной коррекционно-педагогической работы с детьми;

· совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями начиная с самого раннего возраста (1—3 года) с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;

· создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных спец. образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);

· создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения в семье;

· стабилизация деят-ти существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);

· создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;

• создание психологической службы в системе спец. образования и постоянно действующей системы психолого-медико-психологического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Реализация второго реформирования системы спец. образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», к-рый устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд нормативно-правовых актов. Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершенствование механизмов многоканального финансирования этой сферы.
Информационное обеспечение процесса реформирования системы спец. образования предполагает наличие федерального банка данных, а также создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деят-ти в области принятия управленческих решений (А. Д. Гонеев).

Государственное именное образовательное обязательство— именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со спец. нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и ви­дов независимо от форм освоения образовательных программ.

Графо- [греч. grapho — чертить, царапать, изображать, писать] — составная часть сложных слов, означающая «относя­щийся к письму».

Графология[graрhologia; графo- + греч. logos — учение, наука] — изучение особенностей почерка здоровых людей и его нарушений у больных; используется при диагностике нек-рых нервных и психических болезней, а также в судебной экспертизе.

Графомания[graphoтаnia; графo- + мания', сип.: Графо-рея, полиграфия] — патологическое стремление много писать (сочинять).

Графорея[графo- + греч. rhoia — течение, истечение] — см. Графомания.

Графоспазм[graphospasmus; графo- + спазм] — см. Спазм

Писчий
Графофобия[graphophobia; графo- + фобия] вый страх — боязнь писать.

навязчи-

Грега синдром[D. М. Grig; син.: гипертелоризм глазной наследственный, гипертелоризм семейный, Грега гипертелоризм] — наследственное семейное нарушение развития, характеризующееся широко расставленными глазами, широкой спинкой носа, микроцефалией и малым ростом, иногда сочетающимися с крипторхизмом, грыжами, аномалиями челюстей, эпилепсией и др.

Грегга триада[N. Gregg, 1892—1966, англ. офтальмолог] — врожденное сочетание трех признаков — катаракты, глухоты и порока сердца, наблюдающееся у детей, матери к-рых болели краснухой в период беременности; обусловлен тератогенным действием вируса — возбудителя болезни.

Гримасничанье— вычурная мимика, не соответствующая внутренним переживаниям и внешним обстоятельствам.

Грудной ребенок— ребенок от момента рождения до конца первого года жизни.

Группа инвалидности —категория степени длительной или постоянной нетрудоспособности, устанавливаемая врачебно-трудовыми экспертными комиссиями; является основанием для получения определенных прав и льгот.

Г. и. I — Г. и., к к-рой относят лиц, полностью нетрудоспособных и постоянно нуждающихся в постороннем уходе.

Г. и. II — Г. и., к к-рой относят лиц, нетрудоспособных, но могущих обойтись без постороннего ухода.

Г. и. III — Г. и., к к-рой относят лиц, нетрудоспособных по своей профессии, но способных работать по другой или по
прежней профессии, но при значительно облегченных условиях труда (сокращенный рабочий день и т. п.).

Группа крови— совокупность нормальных иммуногене-тическлх признаков крови — изоантигенная структура эритроцитов и специфичность естественных антиэритроцитарных антител, позволяющая объединять людей в определенную группу.

Г. к. I (0) — Г. к., характеризующаяся отсутствием в эритроцитах изоантигенов А и В системы АВО.

Г. к. II (А) — Г. к., характеризующаяся наличием в эритроцитах изоантигена А системы АВО.

Г. к. III (В) — Г. к., характеризующаяся наличием в эритроцитах изоантигена В системы АВО.

Г. к. IV (АВ) — Г. к., характеризующаяся наличием в эритроцитах изоантигенов А и В системы АВО.

Группа риска— лица, подверженные высокому риску развития к.-л. заболевания, в том числе наркологического (алкоголизма, наркомании), в связи с воздействием совокупности неблагоприятных наследственных и/или средовых факторов.

Губы рта[labia oris] — органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю [labius superior] и нижнюю Г. р. [labius inferior], соединенные спайками в области уголков рта.

Губы Тапира— конфигурация губ рта, характеризующаяся их утолщением, выстоянием и малоподвижностью, отвисанием нижней губы; обусловлена псевдогипертрофией круговой мышцы рта и атрофией остальной мимической мускулатуры; наблюдается при миопатии.Гуление— голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.


Гуманизм[лат. humanus - человеческий] – система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благочеловека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости – нормой отношений между людьми.

Гуманный[лат. humanus] – человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям.


 

Д

Давление— см. Внутричерепное давление.

Дактил-[дактило-; греч. gaktylos — палец] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к пальцам».

Дактилография[дактило- + греч. grapho— пишу] — способ обшения с грамотными глухими и слепоглухими людьми, не владеющими дактилологией, заключающийся в не оставляющем видимого следа воспроизведении букв паль­цем на ладони, поверхности к.-л. предмета или в воздухе.

Дактилология[дактило- + греч. logos— слово] — 1. Дак-тильная речь — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов (напр., о, м, п, ш).

Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в нек-рых странах, напр., в Англии, Австралии, применяется и двуручная Д., построенная на комбинированных движениях пальцев обеих рук. Д. используется также в первоначальный период обучения глухих детей в детском саду и в школе как ведущее средство формирования речи и как средство общения. Важное значение Д. для первоначального обучения глухих детей связано с ее наглядным характером, благодаря к-рому Д., в отличие от устной речи, легко воспринимается и воспроизводится глухими.

2. Способ общения глухонемых с помощью ручной азбуки (прил. 2).Дактиломегалия[daktylomegalia; дактило- + греч. mеgas, megalu— большой] — аномалия развития — чрезмерно большие размеры пальцев рук и/или ног.


Дальнозоркость[hypermetropia; син.: Гиперметропия, рефракция глаза гиперметролическая] — аномалия рефракции глаза, при к-рой главный фокус оптической системы глаза находится позади сетчатки.

Д. истинная[h. veria] — см. Д. полная.

Д. комбинационная[h. combinata] — Д., при к-рой уменьшение длины оси глаза и преломляющей силы его оптической системы не выходит за пределы величин, встречающихся при эмметропии, однако их сочетание вызывает на­рушение рефракции.

Д. осевая[h. axialis] — Д., обусловленная недостаточной длиной оптической оси глаза.

Д. полная[h. totalis; син.:Д. истинная] —Д., выявляемая после устранения привычного напряжения аккомодации ат-ропинизацией глаза.

Д. рефракционная[h. refractiva] —Д., обусловленная недостаточной преломляющей силой оптической системы глаза.

Д. скрытая[h. latens] —Д., компенсируемая привычным напряжением аккомодации глаза.

Д. старческая[h. senilis] — см. Пресбиопия.

Д. явная[h. manifesta] —Д., не компенсируемая привычным постоянным напряжением аккомодации.

Дальтонизм[daltonismus; J. Dalton, 1766—1844, англ, химик и физик] — нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать красный и зеленый цвета.

Дауна болезнь— см. Синдром Дауна.

Двигательный анализатор —сложная нейрофизиологическая функциональная система человека и животных, осуществляющая анализ состояния двигательного аппарата организма. В основе осуществления этого вида анализа ле­жит поступление импульсов от проприоцепторов, составля-


ющих периферический рецепторный конец Д. а. Возбуждение проприоцепторов происходит при растяжении мышц под влиянием воздействия силы тяжести, движений конечностей, перемещения в подвижных звеньях скелета. Импульсы от проприоцепторов поступают в кору больших полушарий, где осуществляется анализ состояния двигательного аппарата. У человека корковый конец двигательного анализатора располагается в лобных долях головного мозга, совпадая с областью передней центральной извилины (ядро коркового конца Д. а.).

Функция Д. а. дополняется вестибулярным аппаратом. Вся система Д. а. в целом обеспечивает возможность анализа положения и перемещения тела в пространстве; в нормальных условиях это осуществляется за счет Д. а., вестибулярного, кожного и зрительного анализаторов. На основе взаимо­связанной деят-ти этих анализаторов сложная мышечная система организма функционирует как единый, целостный аппарат, обеспечивающий активную позу тела и ее изменения, перемещения тела по поверхности земли, в воде или воздушной среде в точном соответствии с влияниями среды на организм.

Для человека исключительно важное значение имеет отдел Д. а., связанный с сигнализацией от проприоцепторов органов речи (речедвигательный анализатор).

При аномальном развитии наблюдается целый ряд нарушений работы Д., а также его речедвигательного отдела.

Двигательные нарушения —нарушения движений, к-рые могут проявляться ограничением объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений.

Двигательные умения— степень овладения техникой действия, к-рая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движения и способах решения двигательной задачи.


Двигательный навык— освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.

Движение (-я)—в физиологии — перемещение всего организма или отдельных его частей.

Д. автоматизированные— осуществляемые без сознательного регулирования целенаправленные Д., размеренные по силе, амплитуде и скорости благодаря многократным упражнениям (тренировке).

Д. активные— Д., обусловленные деят-тью мышц; термин применяется для противопоставления пассивным Д.

Д. пассивные— Д. тела или его частей, осуществляемые за счет приложения силы извне.

Д. произвольные[син.: Д. сознательные] — целесообразные Д., контролируемые сознанием.

Д. сознательные— см. Д. произвольные.

Д. стереотипные— см. Стереотипия двигательная,

Д. фантомные[фр. fantome; греч. рhantasma призрак, представление] — мнимые Д., ощущаемые больным в ампутированной конечности.

Двупалость—см. Бидактилия.

Де-[дез-, дезо-;лат. de ]— приставка, означающая: 1) прекращение, удаление, устранение, избавление от ч.-л., отделение; отрицание или изменение понятия, выраженного последующими частями слова; 2) движение вниз.

Дебильность[устар.; лат. debilis — слабый, неспособный] — легкая степень умственной отсталости. См. Умственная отсталость

.
Девиантное поведение— поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Девиации сексуальные[фр. deviation; лат. deviare — сбиваться с пути; син.: Парафшши, парапатии, парэрозии, сексуальные парастезии, перверситеты] — различные формы отклонений от общепринятых в рамках данной этнической культуры форм полового поведения, не относящиеся к болезненным состояниям. Этим Д. с. отличают<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...