Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможные формы развития детей с нарушенным зрением.Ранний и дошкольный возраст: • Индивидуальная работа тифлопедагога-консультанта дома. Непосредственная работа с младенцем, консультирование родителей. • Общеобразовательный детский сад-ясли по месту жительства. • Детские сады семейного типа. • Центры зрения. • Отдельные группы при общеобразовательном детском саде-яслях. • Специализированный детский сад для детей с нарушенным зрением. Школьный возраст: • Общеобразовательные государственные школы общего типа. • Общеобразовательные частные школы общего типа. • Классы для детей с нарушенным зрением в общеобразовательных школах. • Центры зрения. • Специальные школы-интернаты для детей с нарушенным зрением. Направления работы, требующие коренных изменений: 1. Сотрудничество с семьей. Совершенствование сотрудничества школы с семьей, к-рое должно базироваться на принципиально новой основе партнерства. Каждая сторона должна принять на себя определенный груз ответственности за развитие ребенка со спец. потребностями. Партнерство родителей и педагогов должно основываться на принципах и требованиях: • уважения и признания партнеров, • обмена информацией и умениями, • участия в принятии решений, • признания индивидуальности: уникальности ребенка с нарушенным зрением, • постоянной связи. Одной из форм такой связи могут быть дневники с записями об успехах ребенка, к-рые ведет учитель. Каждую неделю такие дневники передаются родителям. Родители знакомятся и могут писать свои комментарии, • при составлении индивидуальной программы обучения и воспитания участие родителей необходимо, • определенную часть обязанностей и ответственности за реализацию индивидуальной программы обучения и воспитания берут на себя родители, что четко фиксируется в данной программе. Взятые на себя конкретные обязанности с обеих сторон (учитель и родители) могут быть зафиксированы в письменном контракте и закреплены подписями, что будет дисциплинировать обе стороны. Образование родителей слепых детей, включающее в себя весь комплекс проблем по обучению и воспитанию незрячих детей в семье и ближайшем социальном окружении. Перечень наиболее значимых для родителей сведений заключается в следующем: • потенциальные возможности развития слепых и слабовидящих; • глазные заболевания, гигиена органа зрения, рациональное использование остаточного зрения и т. п.; • воспитание личности ребенка с нарушенным зрением как равноценного члена общества и семьи со всеми правами и обязанностями; • воспитание у детей самостоятельности: развитие навыков ориентировки, самообслуживания, навыков домашнего труда, навыков коммуникации со сверстниками и ближайшим окружением; • профессиональная ориентация ребенка в условиях семейного воспитания. 2. Для успешной реализации идеи интегрированного обучения необходимо самосовершенствование педагога, по- могающего ребенку с нарушенным зрением, что, в свою очередь, требует: • тифлопедагогического образования со спец. знаниями в области психологии, офтальмологии и т. п.; • наличия необходимых качеств характера педагога, работающего с детьми с нарушенным зрением; • искреннего желания передать свои знания ученикам; • индивидуального подхода и подготовки индивидуальных программ для каждого обучаемого; • своими знаниями и поведением стать образцом для обучаемого; • привить личным примером трудолюбие ученикам; • способствовать процессу интеграции лиц с нарушенным зрением в общество, пропаганды возможностей незрячих, идей милосердия и гуманности. Установление контактов специальных учреждений для слепых и слабовидящих с общей системой общественно-социальных учреждений (детские сады, школы и т. п.) в целях активного привлечения незрячих к культурным, массовым, спортивным и др. мероприятиям, таким как: • участие слепых и слабовидящих школьников в предметных олимпиадах вместе со зрячими; • совместное участие в смотрах художественной самодеят-ти; • участие в межшкольных спортивных соревнованиях по шашкам и шахматам; • занятия одаренных незрячих детей в школах при университетах и институтах. Реализация спец. программы «Интеграция незрячего», включающей такие направления: • развитие навыков самообслуживания (уход за одеждой, обувью, стирка, приготовление пищи и т. п.). Функциональные навыки должны формироваться в естественной среде (в магазине, на почте, в комбинате бытового обслуживания, в кафе, на вокзале, дома и т. п.); • развитие коммуникативных способностей слепого; • самостоятельная ориентировка в пространстве; • навыки культуры, этики, гигиены; • формирование общественной активности; • формирование адекватной оценки нарушения зрения и самооценки своих потенциальных возможностей; • развитие организационных навыков. 5. Интеграция системы спец. учреждений для лиц с нарушенным зрением, их профессиональная подготовка: • расширение сети спец. групп для слепых и слабовидящих детей при массовых детских садах; • создание классов слепых и слабовидящих детей при массовых школах, с перспективой перехода детей в классы общего типа; • разработка программы по новым видам специальностей для слепых и слабовидящих внутри и вне системы общества слепых и слабовидящих и на этой основе — трудоустройства незрячих и слабовидящих вне системы общества слепых и слабовидящих. Модель центра зрения (возможно создание на базе специализированного детского сада для детей с нарушенным зрением) Цели и задачи центра зрения: • концентрация тифлопедагогических кадров; • сбор, систематизация, анализ статистических данных о детях с нарушенным зрением (банк данных); • создание базы для тифлологических исследований, проведения педагогической практики для студентов-тифлопедагогов, для проведения курсов повышения квалификации учителей и консультации родителей, имеющих детей с нарушенным зрением; • накопление, подготовка, копирование и распространение методических материалов по вопросам тифлологии: • просвещение общества по вопросам тифлологии; • тифлологическая помощь для слепых детей от рождения до 21 года. Формы работы: • индивидуальная работа со слепыми детьми от рождения до дошкольного возраста и консультация родителей; • воспитание детей с нарушенным зрением дошкольного возраста (ясельные и детсадовские группы для приходящих и аналогичные недельные группы); • обучение детей с нарушенным зрением, имеющих дополнительные нарушения (задержка психического развития, недоразвитие речи и т. п.) в начальных классах; • индивидуальная и групповая работа по обучению незрячих детей и взрослых, недавно потерявших зрение, ориентировке в пространстве и обучению рельефному письму; • консультирование родителей, имеющих детей с нарушенным зрением; • консультативная помощь педагогам общеобразовательных школ, имеющих в своих классах детей с нарушенным зрением, тифлопедагогов-консультантов. Сотрудники центра зрения: • персонал управления; • педагогический персонал (тифлопедагоги, инструктор по обучению пространственной ориентировке); • медицинский персонал (врач-офтальмолог, сестры ортоптистки); • технический персонал. Модель центра социального развития слепых и слабовидящих (возможно создание на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих) Цели центра: • развитие слепых и слабовидящих; • формирование самостоятельной личности, способной интегрироваться в общество. Задачи: • поиск оптимальных путей рационального воспитания слепых и слабовидящих; • методическая помощь родителям и педагогам, работающим с интегрированными в общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения слепыми и слабовидящими; • разнообразный тифлологический сервис. Структура центра: • отделение дошкольного развития; • отделение школьного развития; • отделение социального развития; • отделение профессиональной подготовки; • отделение тифлологической информации; • отделение компьютерной техники. Отделение дошкольного и школьного развития работает по существующим инструкциям для учебно-воспитательных учреждений данного типа. Отделение социального развития решает следующие задачи: • оказывает консультационную тифлологическую помощь слепым и слабовидящим детям, их родителям, членам семьи, педагогам общеобразовательных дошкольных и школьных заведений; • оказывает психологическую помощь ослепшим лицам в больницах или дома; • организовывает реабилитационную помощь ослепшим на дому или в условиях стационара; • консультирует членов семей ослепших; • занимается пропагандой в обществе знаний о потенцииальных возможностях незрячих; •занимается развитием слепоглухонемых; • ведет учет детей с нарушенным зрением и ослепших взрослых. Отделение профессиональной подготовки: • реализует профессиональную подготовку слепых и слабовидящих детей и взрослых с учетом степени нарушения зрения; • определяет диагноз, физическое и психическое состояние, степени самостоятельности, интересов и специ- фики региона, в к-ром живет или будет жить лицо с нарушенным зрением; • организует поиск рабочих мест, решает вопросы трудоустройства и адаптации незрячего на новом рабочем месте; • проводит обучение ремеслам (плетению, ткацкому делу, обработке дерева, художественной обработке металла и т. п.); • организует обучение на конкретном рабочем месте, для этого нанимая специалистов по договорам; • наряду с профессиональной подготовкой дает основы общего (не академического, без вручения аттестатов) образования, а также развивает мобильность, обучает машинописи и т. п. Отделение тифлологической информации: • оказывает библиотечные услуги (озвученная и выполненная рельефом и плоским шрифтом литература); • переводит, размножает тифлологическую литературу и обеспечивает ей специалистов, родителей; • выпускает брошюры для широкого круга читателей с целью формирования адекватного отношения к незрячим; • обеспечивает тифлотехникой специалистов центра; • печатает учебники рельефным письмом. Отделение компьютерной техники: • обучает студентов, уч-ся и с ними работающих педагогов овладению компьютерной техникой; • готовит взрослых лиц с нарушенным зрением для работы с компьютерами, повышает их квалификацию; • ведет поиск компьютеризированных рабочих мест для лиц с нарушенным зрением, оказывает методическую помощь начинающим работать самостоятельно; • готовит тифлологическую литературу для печатания рельефным письмом, размножает нужную литературу для обучения увеличенным плоским шрифтом. Формы работы центра развития слепых и слабовидящих: • стационарное обучение; • длительные и краткосрочные курсы; • семинары; • консультации; • др. тифлологический сервис. Сотрудники центра развития слепых и слабовидящих: • персонал управления; • педагогический персонал (тифлопедагоги, психологи,реабилитаторы, инструкторы по обучению пространственной ориентировке, специалисты по компьютерам и др.); • технический персонал. Знания и навыки общения являются основой для успешной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным зрением. Общение — это одна из врожденных потребностей человека. Тяжелые нарушения зрения ограничивают возможности общения. Часто из-за слабого зрения или слепоты человек не может быть инициатором общения, что ограничивает социальные контакты и частично изолирует незрячего от общества. Зрячим необходимо знать все тонкости общения с незрячими. Они также должны знать, какая помощь требуется от зрячего и уметь ее оказать. С другой стороны, для полноценных контактов со зрячими слепой или слабовидящий должен адекватно оценивать последствия своего недуга и свои возможности, стремиться к большей самостоятельности, уметь приспособиться к своему недугу и к жизни среди зрячих. Таким образом, как зрячим, так и незрячим для полноценных контактов необходим определенный уровень специальных знаний и навыков. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |