Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможные формы развития детей с нарушенным зрением.

Ранний и дошкольный возраст:

• Индивидуальная работа тифлопедагога-консультанта дома. Непосредственная работа с младенцем, консультирование родителей.

• Общеобразовательный детский сад-ясли по месту жительства.

• Детские сады семейного типа.

• Центры зрения.

• Отдельные группы при общеобразовательном детском саде-яслях.

• Специализированный детский сад для детей с нарушенным зрением.

Школьный возраст:

• Общеобразовательные государственные школы общего типа.

• Общеобразовательные частные школы общего типа.

• Классы для детей с нарушенным зрением в общеобразовательных школах.

• Центры зрения.

• Специальные школы-интернаты для детей с нарушенным зрением.

Направления работы, требующие коренных изменений:

1. Сотрудничество с семьей.

Совершенствование сотрудничества школы с семьей, к-рое должно базироваться на принципиально новой основе партнерства. Каждая сторона должна принять на себя определенный груз ответственности за развитие ребенка со спец. потребностями. Партнерство родителей и педагогов должно основываться на принципах и требованиях:

• уважения и признания партнеров,

• обмена информацией и умениями,

• участия в принятии решений,


• признания индивидуальности: уникальности ребенка с нарушенным зрением,

• постоянной связи. Одной из форм такой связи могут быть дневники с записями об успехах ребенка, к-рые ведет учитель. Каждую неделю такие дневники передаются родителям. Родители знакомятся и могут писать

свои комментарии,

• при составлении индивидуальной программы обучения и воспитания участие родителей необходимо,

• определенную часть обязанностей и ответственности за реализацию индивидуальной программы обучения и воспитания берут на себя родители, что четко фиксируется в данной программе. Взятые на себя конкретные обязанности с обеих сторон (учитель и родители) могут быть зафиксированы в письменном контракте и закреплены подписями, что будет дисциплинировать обе стороны.

Образование родителей слепых детей, включающее в себя весь комплекс проблем по обучению и воспитанию незрячих детей в семье и ближайшем социальном окружении. Перечень наиболее значимых для родителей сведений заключается в следующем:

• потенциальные возможности развития слепых и слабовидящих;

• глазные заболевания, гигиена органа зрения, рациональное использование остаточного зрения и т. п.;

• воспитание личности ребенка с нарушенным зрением как равноценного члена общества и семьи со всеми правами и обязанностями;

• воспитание у детей самостоятельности: развитие навыков ориентировки, самообслуживания, навыков домашнего труда, навыков коммуникации со сверстниками и ближайшим окружением;

• профессиональная ориентация ребенка в условиях семейного воспитания.

2. Для успешной реализации идеи интегрированного обучения необходимо самосовершенствование педагога, по-


могающего ребенку с нарушенным зрением, что, в свою очередь, требует:

• тифлопедагогического образования со спец. знаниями в области психологии, офтальмологии и т. п.;

• наличия необходимых качеств характера педагога, работающего с детьми с нарушенным зрением;

• искреннего желания передать свои знания ученикам;

• индивидуального подхода и подготовки индивидуальных программ для каждого обучаемого;

• своими знаниями и поведением стать образцом для обучаемого;

• привить личным примером трудолюбие ученикам;

• способствовать процессу интеграции лиц с нарушенным зрением в общество, пропаганды возможностей незрячих, идей милосердия и гуманности.

Установление контактов специальных учреждений для слепых и слабовидящих с общей системой общественно-социальных учреждений (детские сады, школы и т. п.) в целях активного привлечения незрячих к культурным, массовым, спортивным и др. мероприятиям, таким как:

• участие слепых и слабовидящих школьников в предметных олимпиадах вместе со зрячими;

• совместное участие в смотрах художественной самодеят-ти;

• участие в межшкольных спортивных соревнованиях по шашкам и шахматам;

• занятия одаренных незрячих детей в школах при университетах и институтах.

Реализация спец. программы «Интеграция незрячего», включающей такие направления:

• развитие навыков самообслуживания (уход за одеждой, обувью, стирка, приготовление пищи и т. п.). Функциональные навыки должны формироваться в естественной среде (в магазине, на почте, в комбинате бытового обслуживания, в кафе, на вокзале, дома и т. п.);

• развитие коммуникативных способностей слепого;


• самостоятельная ориентировка в пространстве;

• навыки культуры, этики, гигиены;

• формирование общественной активности;

• формирование адекватной оценки нарушения зрения и самооценки своих потенциальных возможностей;

• развитие организационных навыков.

5. Интеграция системы спец. учреждений для лиц с нарушенным зрением, их профессиональная подготовка:

• расширение сети спец. групп для слепых и слабовидящих детей при массовых детских садах;

• создание классов слепых и слабовидящих детей при массовых школах, с перспективой перехода детей в классы общего типа;

• разработка программы по новым видам специальностей для слепых и слабовидящих внутри и вне системы общества слепых и слабовидящих и на этой основе — трудоустройства незрячих и слабовидящих вне системы

общества слепых и слабовидящих.

Модель центра зрения

(возможно создание на базе специализированного детского сада для детей с нарушенным зрением)

Цели и задачи центра зрения:

• концентрация тифлопедагогических кадров;

• сбор, систематизация, анализ статистических данных о детях с нарушенным зрением (банк данных);

• создание базы для тифлологических исследований, проведения педагогической практики для студентов-тифлопедагогов, для проведения курсов повышения квалификации учителей и консультации родителей, имеющих детей с нарушенным зрением;

• накопление, подготовка, копирование и распространение методических материалов по вопросам тифлологии:

• просвещение общества по вопросам тифлологии;

• тифлологическая помощь для слепых детей от рождения до 21 года.


Формы работы:

• индивидуальная работа со слепыми детьми от рождения до дошкольного возраста и консультация родителей;

• воспитание детей с нарушенным зрением дошкольного возраста (ясельные и детсадовские группы для приходящих и аналогичные недельные группы);

• обучение детей с нарушенным зрением, имеющих дополнительные нарушения (задержка психического развития, недоразвитие речи и т. п.) в начальных классах;

• индивидуальная и групповая работа по обучению незрячих детей и взрослых, недавно потерявших зрение, ориентировке в пространстве и обучению рельефному письму;

• консультирование родителей, имеющих детей с нарушенным зрением;

• консультативная помощь педагогам общеобразовательных школ, имеющих в своих классах детей с нарушенным зрением, тифлопедагогов-консультантов.

Сотрудники центра зрения:

• персонал управления;

• педагогический персонал (тифлопедагоги, инструктор по обучению пространственной ориентировке);

• медицинский персонал (врач-офтальмолог, сестры ортоптистки);

• технический персонал.

Модель центра социального развития слепых и слабовидящих (возможно создание на базе школы-интерната для слепых и слабовидящих)

Цели центра:

• развитие слепых и слабовидящих;

• формирование самостоятельной личности, способной интегрироваться в общество.

Задачи:

• поиск оптимальных путей рационального воспитания слепых и слабовидящих;


• методическая помощь родителям и педагогам, работающим с интегрированными в общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения слепыми и слабовидящими;

• разнообразный тифлологический сервис.

Структура центра:

• отделение дошкольного развития;

• отделение школьного развития;

• отделение социального развития;

• отделение профессиональной подготовки;

• отделение тифлологической информации;

• отделение компьютерной техники.

Отделение дошкольного и школьного развития работает по существующим инструкциям для учебно-воспитательных учреждений данного типа.

Отделение социального развития решает следующие задачи:

• оказывает консультационную тифлологическую помощь слепым и слабовидящим детям, их родителям, членам семьи, педагогам общеобразовательных дошкольных и школьных заведений;

• оказывает психологическую помощь ослепшим лицам в больницах или дома;

• организовывает реабилитационную помощь ослепшим на дому или в условиях стационара;

• консультирует членов семей ослепших;

• занимается пропагандой в обществе знаний о потенцииальных возможностях незрячих;

•занимается развитием слепоглухонемых;

• ведет учет детей с нарушенным зрением и ослепших взрослых.

Отделение профессиональной подготовки:

• реализует профессиональную подготовку слепых и слабовидящих детей и взрослых с учетом степени нарушения зрения;

• определяет диагноз, физическое и психическое состояние, степени самостоятельности, интересов и специ-


фики региона, в к-ром живет или будет жить лицо с нарушенным зрением;

• организует поиск рабочих мест, решает вопросы трудоустройства и адаптации незрячего на новом рабочем месте;

• проводит обучение ремеслам (плетению, ткацкому делу, обработке дерева, художественной обработке металла и т. п.);

• организует обучение на конкретном рабочем месте, для этого нанимая специалистов по договорам;

• наряду с профессиональной подготовкой дает основы общего (не академического, без вручения аттестатов) образования, а также развивает мобильность, обучает машинописи и т. п.

Отделение тифлологической информации:

• оказывает библиотечные услуги (озвученная и выполненная рельефом и плоским шрифтом литература);

• переводит, размножает тифлологическую литературу и обеспечивает ей специалистов, родителей;

• выпускает брошюры для широкого круга читателей с целью формирования адекватного отношения к незрячим;

• обеспечивает тифлотехникой специалистов центра;

• печатает учебники рельефным письмом.

Отделение компьютерной техники:

• обучает студентов, уч-ся и с ними работающих педагогов овладению компьютерной техникой;

• готовит взрослых лиц с нарушенным зрением для работы с компьютерами, повышает их квалификацию;

• ведет поиск компьютеризированных рабочих мест для лиц с нарушенным зрением, оказывает методическую помощь начинающим работать самостоятельно;

• готовит тифлологическую литературу для печатания рельефным письмом, размножает нужную литературу

для обучения увеличенным плоским шрифтом.

Формы работы центра развития слепых и слабовидящих:

• стационарное обучение;


• длительные и краткосрочные курсы;

• семинары;

• консультации;

• др. тифлологический сервис.

Сотрудники центра развития слепых и слабовидящих:

• персонал управления;

• педагогический персонал (тифлопедагоги, психологи,реабилитаторы, инструкторы по обучению пространственной ориентировке, специалисты по компьютерам и др.);

• технический персонал.

Знания и навыки общения являются основой для успешной адаптации, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным зрением.

Общение — это одна из врожденных потребностей человека. Тяжелые нарушения зрения ограничивают возможности общения. Часто из-за слабого зрения или слепоты человек не может быть инициатором общения, что ограничивает социальные контакты и частично изолирует незрячего от общества. Зрячим необходимо знать все тонкости общения с незрячими. Они также должны знать, какая помощь требуется от зрячего и уметь ее оказать.

С другой стороны, для полноценных контактов со зрячими слепой или слабовидящий должен адекватно оценивать последствия своего недуга и свои возможности, стремиться к большей самостоятельности, уметь приспособиться к своему недугу и к жизни среди зрячих.

Таким образом, как зрячим, так и незрячим для полноценных контактов необходим определенный уровень специальных знаний и навыков.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...