Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ (СЕРВИСОЛОГИЯ)

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – приобретение студентами навыков анализа проблем потребностей человека на философском, психологическом и социологическом уровнях и развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, а также стимулирование интереса к анализу и оценке роли системы потребностей и способов их удовлетворения посредством сервисной и экономической деятельности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- пониманию общих закономерностей исследования человека как целостности;

- работе с основными индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями человека;

- пониманию связи системы потребностей с социальной активностью.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволят выпускникам успешно реализовывать себя в сфере сервиса, ориентироваться на профессиональные основы и на ценности жизни в условиях сложной и стремительно меняющейся действительности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности (сервисология)» студент должен:

· знать:

- теорию потребностей как одно из важнейших направлений человекознания;

- основные психофизиологические возможности человека в связи с социальной активностью;

- историю развития классических идей духовно-культурной деятельности.

· уметь:

- раскрывать живую индивидуальность человека с учетом детерминант его активности;

- применять полученные знания в практической деятельности;

- классифицировать виды потребностей.

· получить навыки:

- обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания системы человеческих потребностей с учётом социальных факторов;

- мониторинга социоприродных изменений человека с учётом социальной значимости нарождающихся потребностей;

- самореализации в преобразовательном социальном процессе современной России.

 


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности - -
2. Представление о человеке как социоприродном существе - -
3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека - -
4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере - -
5. Современные направления глобальной и социальной экологии - -
6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности - -
7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека - -
8. Потребности человека и средства их удовлетворения - -
9. Структура бытового обслуживания с учетом природных и социальных факторов - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности.

Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. Антропогенез. Труд – главный фактор антропогенеза. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Человек и человечество в научном и в ненаучном аспектах.

Семинарское занятие:

Вопросы к обсуждению:

1. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии.

2. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности.

3. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.


Литература:

1. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академкнига, 2002.

2. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности (сервисология) : учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2002.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

 

Тема 2. Представления о человеке как социоприродном существе.

Общности и в тоже время различия его социальной сущности и биологической природы. Природа, сущность и предназначение человека, природное и общественное в человеке. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Личность и проблемы ценностных ориентаций.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества.

Литература:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

2. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2000.

3. Первин, Л. А. Психология личности : теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М. : Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека.

Потребности личности, понятие потребностей. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация видов потребностей. Соотношение высших и низших потребностей. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Потребность и мотивация деятельности человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы формирования и функции потребностей.

2. Классификация видов потребностей.

3. Соотношение высших и низших потребностей.

4. Потребность и мотивация деятельности человека.

Литература:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высшая школа,1990.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

 

Тема 4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. Функции живого организма, закон сохранения (бережливости). Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологический реализм конца ХХ века. Пути поддержания экологической безопасности человечества. Феномен жизни и человек. Жизнь в биосфере. Растительная и животная жизнь. Человек как неспециализированное существо.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера.

2. Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму.

3. Человек как неспециализированное существо.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001.

2. Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. – М. : Наука, 1999.

3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А, 2000.

4. Первин, Л. А. Психология личности : теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М. : Аспект-пресс, 2000.

 

Тема 5. Современные направления глобальной и социальной экологии.

Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии, защиты природных ресурсов (трагедия роста, антропогенное воздействие на атмосферу, ноосфера или техносфера – возможные сценарии будущего человечества).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии.

2. Защита природных ресурсов.

3. Возможные сценарии будущего человечества.

Литература:

1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-пресс, 2001.

2. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб .: Изд-во Михайлова В. А, 2000.

 

Тема 6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности.

Философское, религиозное, культурное творчество человека, его социоприродные измерения. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Творчество как потребность и вид деятельности. Деятельность и способность к саморазвитию. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Духовно- культурная деятельность человека. Эстетическое познание и эстетическая деятельность. Деятельность как самоактулизация. Деятельность человека и её последствия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности.

2. Субъект и объект деятельности.

3. Деятельность человека и её последствия.

Литература:

1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-пресс, 2001.

2. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

3. Туев, В. А. Человеческие потребности / В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.

 

Тема 7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека

Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и общественные интересы. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности человека и общественные интересы.

2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём.

3. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.

Литература:

1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Бэлл. – М. : Смысл, 1999.

2. Ершов, П. Н. Потребности человека / П. Н. Ершов. – М. : Мысль, 1990.

3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.

4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

 

Тема 8. Потребности человека и средства их удовлетворения.

Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга.

2. Процесс и структура личного потребления.

3. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001.

2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.

3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

4. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2000.

5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

 

Тема 9. Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Единство производства и человеческих потребностей.

2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности.

3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

Литература:

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.

2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2002.

3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.

4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- написание реферата;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Концепция потребностей в античной философии.

2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения.

3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс).

4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс).

5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ.

6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.

7. Концепция человека и биология.

8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке.

9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе.

10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе.

11. Система ценностей и ее влияние на потребности.

12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы).

13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии.

14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей.

15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения.

16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы.

17. Исторические типы потребления.

18. Особенности развития потребления в России.

19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы).

20. Потребность в общении и ее мотивация.

21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви).

22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу).

23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение.

24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения.

25. Сервисная деятельность как составная часть экономики.

26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей.

27. Особенности современного сервиса.

28. Личностные и региональные особенности потребителей.

29. Индивидуальные стили потребительского поведения.

30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида.

31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей.

32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект).

33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика.

34. Манипулирование потребностями в современной рекламе.

35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса.


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Природное и социальное в человеке.

2. Личность и общество.

3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

4. Общечеловеческие ценности в жизни личности.

5. Личность в системе социальных целостных ориентаций.

6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности.

7. Межличностные отношения. Любовь и дружба.

8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления.

9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности.

10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности.

11. Формирование личности и развитие её способностей.

12. Самореализация человека.

13. Призвание и признание, забвение и бессмертие.

14. Понятие души человека в философии и религии.

15. Значение деятельности в жизни человека.

16. Мотивационная обусловленность деятельности.

17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека.

18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность.

19. Роль идеала в жизни человека.

20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация.

21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период.

22. Соотношение низших и высших потребностей человека.

23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества.

24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей.

25. Потребность и мотивация деятельности человека.

26. Деятельность человека и её последствия.

27. Духовные потребности человека.

28. Единство производства и потребностей человека.

29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека.

30. Феномен идей В. Н. Вернадского.

31. Экологический реализм конца XX века.

32. Пути поддержания экологической безопасности человечества.

33. Современные направления глобальной и социальной экологии.

34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии.

35. Эмоции и потребности.

36. Проблема смысла жизни в философии и религии.

37. Бездуховное существование человека и его последствия.

38. Свобода и ответственность человека.

39. Потребность людей в политической стабильности в обществе.

40. Социоприродные измерения человека.

41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

42. Творчество как потребность и вид деятельности.

43. Духовно-культурная деятельность человека.

44. Деятельность и способность к саморазвитию.

45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность.

46. Деятельность как самоактулизация.

47. Витальные потребности человека.

48. Социальные потребности человека.

49. Потребности человека и общественные интересы.

50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества.

51. Социализация и образование.

52. Образовательные потребности человека и их реализация в России.

53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека.

54. Потребности человека в безопасности и социальной защите.

55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов.

56. Потребности в качественном обслуживании населения.

57. Структура сервисного обслуживания.

58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса.

59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг.

60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

2. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

3. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности / М. В. Удальцова. – Новосибирск : Сибирское соглашение, 2002.

Дополнительная:

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.

2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность : учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М. : Логос, 2002.

3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академкнига, 2002.

4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.

5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности : метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

6. Обуховский, К. Галактика потребностей : Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб. : Речь, 2003.

7. Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006.

8. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.

9. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.

 

Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.


КОММЕРЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов представление о коммерческом и трудовом праве, коммерческом и трудовом законодательстве Российской Федерации.

Задачи дисциплины:

- дать представление студентам о трудовой и коммерческой деятельности в ее различных формах, о взаимосвязи трудового и коммерческого права со смежными отраслями права;

- научить студентов определять сущность организационно-правовой деятельности юридических лиц различной формы собственности;

- ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования труда и коммерции.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Коммерческое и трудовое право» студент должен:

· знать:

- предмет коммерческого и трудового права, основные принципы, источники, а также элементы особенной части трудового права, коммерческого права;

· уметь:

- давать объективную оценку практической деятельности субъектов коммерческого и трудового права, толковать нормы коммерческого и трудового права;

· получить навыки:

- свободного и правильного ориентирования в действующем законодательстве и научной литературе, а также в составлении юридических документов при возникновении правоотношений.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Общая характеристика курса - - -
2. Государственно-правовое регулирование коммерческой деятельности - -
3. Правоотношения в сфере коммерческой деятельности - -
4. Обязательства в коммерческом праве - -
5. Договор в коммерческом праве - -
6. Средства правовой защиты и ответственность в коммерческом праве - -
7. Источники трудового права - -
8. Трудовые правоотношения - -
9. Социальное партнерство - -
10. Трудовой договор - -
11. Рабочее время и время отдыха - -
12. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации. - -
13. Дисциплина труда. Дисциплинарная и материальная ответственность. - -
14. Защита трудовых прав работников - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1.Общая характеристика дисциплины

Предмет, метод, значение дисциплины «Коммерческое и трудовое право» для подготовки экономистов-менеджеров. Связь коммерческого и трудового права с другими юридическими дисциплинами. Место в системе права норм, регулирующих коммерческие и трудовые отношения.

 

Тема 2.Государственно-правовое регулирование коммерческой деятельности

Система государственных органов, осуществляющих регулирование коммерческой деятельности. Органы общей и специальной компетенции. Контролирующие и надзорные органы. Защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий контролирующих органов. Источники коммерческого права. Конституция РФ как правовая основа коммерческой деятельности. Лицензирование в РФ. Сертификация и стандартизация в РФ.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Конституционные основы коммерческой деятельности.

2. Источники коммерческого права.

3. Государственные органы, регулирующие коммерческую деятельность.

4. Понятие лицензирования.

5. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности.

6. Правовое регулирование деятельности лицензирующих органов.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Булатецкий, Ю. Е. Торговое право : учеб. пособие / Ю. Е. Булатецкий. – М. : МЦФЭР, 2004.

3. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учебник / С. Э. Жилинский.. – М. : Норма, 2004.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В. Д. Карповича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-М : Новая Правовая культура, 2002.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Стандартизация, сертификация и единство измерений в коммерческой деятельности.

2. Правовое регулирование и порядок стандартизации.

3. Правовое регулирование и порядок сертификации.

4. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Булатецкий, Ю. Е. Торговое право : учеб. пособие / Ю. Е. Булатецкий. – М. : МЦФЭР, 2004.

3. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учебник / С. Э. Жилинский.. – М. : Норма, 2004.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В. Д. Карповича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт-М : Новая Правовая культура, 2002.

 

Тема 3.Правоотношения в сфере коммерческой деятельности

Понятие и виды правоотношений в сфере коммерческой деятельности. Понятие и признаки юридического лица. Субъекты коммерческого права: коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Субъективные права и юридические обязанности субъектов коммерческого права. Объекты коммерческого оборота. Юридические факты в коммерческом праве.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и субъекты правоотношений в сфере коммерческой деятельности.

2. Содержание правоотношений в сфере коммерческой деятельности.

3. Деньги и ценные бумаги как объект коммерческой деятельности.

4. Информация как объект коммерческой деятельности.

5. Юридические факты в коммерческом праве.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Казарина, А. Предпринимательство и несовершеннолетние: права и ответственность /
А. Казарина // Законность. – 1996. – № 9.

3. Коммерческое право : учебник : в 2 ч. / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. – М . : Юристъ, 2002.

4. Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство / Л. Мизес. – СПб. : Пмневма, 1999.

5. Могилевский, С. Д. Общества с ограниченной ответственностью / С. Д. Могилевский. – М. : Дело, 2000.

6. Могилевский, С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ
/ С. Д. Могилевский. – М. : Дело, 2004.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Коммерческие организации как субъекты коммерческой деятельности.

2. Некоммерческие организации как субъекты коммерческой деятельности.

3. Индивидуальные предприниматели как субъекты коммерческой деятельности.

4. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5. Правовое регулирование служебной и коммерческой тайны.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Казарина, А. Предпринимательство и несовершеннолетние: права и ответственность /
А. Казарина // Законность. – 1996. – № 9.

3. Коммерческое право : учебник : в 2 ч. / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. – М . : Юристъ, 2002.

4. Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство / Л. Мизес. – СПб. : Пмневма, 1999.

5. Могилевский, С. Д. Общества с ограниченной ответственностью / С. Д. Могилевский. – М. : Дело, 2000.

6. Могилевский, С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ
/ С. Д. Могилевский. – М. : Дело, 2004.

 

Тема 4. Обязательства в коммерческом праве

Понятие и виды обязательств. Обязательственное правоотношение: понятие, содержание, стороны. Понятие и принципы исполнения обязательств. Способ, место и срок исполнения обязательств. Обеспечение исполнения обязательства: понятие, способы. Значение неустойки и залога в коммерческой деятельности. Способы изменения и прекращения обязательств. Множественность лиц в обязательстве. Перемена лиц в обязательстве.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и значение системы обязательств.

2. Основания возникновения обязательств.

3. Исполнение обязательств.

4. Способы обеспечения обязательств.

Темы для докладов:

1. Договор как основание возникновения обязательств.

2. Деликты и иные действия граждан и юридических лиц как основания возникновения обязательств.

3. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.

4. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств.

5. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.

Литература:

1. Все варианты условий договоров. – М. : Книга сервис, 2005.

2. Подхолзин, Б. А. Договоры, обязательства, сделки : юрид. комментарий, судебная практика, образцы договоров / Б. А. Подхолзин. – М . : Ось-89, 2002.

3. Пугинский, Б. И. Коммерческое право России : учебник / Б. И. Пугинский. – М. : Зерцало, 2005.

 

Тема 5.Договор в коммерческом праве

Понятие, значение и классификация договоров. Структура и содержание договора. Предмет, срок и цена как существенные условия договора. Порядок заключения, изменения и расторжения договора. Нормативная правовая основа и содержание внешнеторгового договора.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и значение договора.

2. Содержание договора.

3. Виды договоров.

4. Порядок заключения, изменения, прекращение договора.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : Учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Богданов, Е. В. Предпринимательские договоры / Е. В. Богданов. – М. : Книга сервис, 2003.

3. Все варианты условий договоров. – М. : Книга сервис, 2005.

4. Договоры : образцы документов, комментарии, практика разрешения споров / под ред. М. Ю. Тихомирова. – М. : Изд-во Тихомирова М. Ю., 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, содержание публичного договора.

2. Оферта и акцепт.

3. Ведение переговоров о заключении договора.

4. Порядок заключения договора на торгах.

Литература:

1. Беляков, В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности : Учеб. пособие / В. Г. Беляков. – СПб. : СПбГУ, 2003.

2. Богданов, Е. В. Предпринимательские договоры / Е. В. Богданов. – М. : Книга сервис, 2003.

3. Все варианты условий договоров. – М. : Книга сервис, 2005.

4. Договоры : образцы документов, комментарии,

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...