Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения производственной гимнастики

(на примере труда учителя-предметника)

 

Профессия связана с умственным трудом. Обычно малоподвижная работа – сидя за столом, стоя у доски, которая предъявляет высокие требования к здоровью человека: состоянию гортани и голосовому аппарату, к зрению и слуху, состоянию нервной системы и т.д. В деятельности педагога основную нагрузку несёт высший отдел центральной нервной системы (ЦНС) – кора больших полушарий головного мозга. Выделены основные раздражители, которые приводят к нервно-психическому напряжению центральной нервной системы и к её заболеванию, в основном они вызваны психосоциальными (отношение между педагогами и администрацией, коллективом и т.п.), психофизическими (нарушение гигиенических условий труда, шум детей) и психологическими (личное отношение к своей профессии: интерес, удовлетворённость) условиями [15]. Установлено, что у учителей имеются значительные нарушения в состоянии здоровья и, прежде всего, высокий уровень сердечно-сосудистой патологии: синдром вегето-сосудистой дистонии, гипотоническая болезнь, гипертоническая болезнь и инфаркт миокарда. Отмечен высокий уровень язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Причём женщины чаще болеют гипотонической болезнью и вегето-сосудистой дистонией, а у мужчин чаще встречаются язвенная болезнь, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь [15]. Нередко педагоги имеют заболевания голосового аппарата: острое и хроническое воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых складок, хронический трахеит, кровоизлияние в толщу слизистой оболочки и в мышцы голосовых связок, их несмыкание и образование узелков. Все эти заболевания являются профессиональными и возникают вследствие неправильного использования голосового аппарата во время напряжённой работы. При перенапряжении голосового аппарата возможна фонастения – потеря звучности голоса, лёгкое утомление при разговоре, давление в горле, кашель, в более выраженных случаях – дрожание и прерывистость голоса. Люди, чья профессия связана с повышенной голосовой нагрузкой, в большинстве случаев склонны к простудным заболеваниям, которые чаще всего локализуются в области верхних дыхательных путей. Искусство речи ­– это искусство дыхания [15].

Особенности трудовой деятельности накладывают отпечаток на самочувствие в конце рабочего дня: усталость, головные боли, слабость, головокружение, снижение внимания, боли в области сердца и пр.

Из всего вышеперечисленного следует, что при разработке комплекса производственной гимнастики для учителя-предметника нужно обратить особое внимание на упражнения расслабляющего характера, снимающие психологическое напряжение (например, потягивание, упражнения, влияющие на дыхательную систему – используя все типы дыхания (МПЗ № 2)); разнообразные упражнения общеразвивающего характера (по типу утренней гигиенической гимнастики МПЗ № 2). Во время выполнения упражнений можно использовать лёгкую музыку, аромотерапию. Людям, подверженным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, рекомендуются упражнения поддерживающие и развивающие общую выносливость (ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание). Научно доказано, что тот, кто подавлен, не способен дать выход своим эмоциям значительно чаще болеет язвенной болезнью желудка [22]. В таком случае также можно посоветовать физические упражнения, как один из методов саморегуляции.

 

Примерный комплекс физических упражнений вводной гимнастики

1). Ходьба в медленном темпе 2-3 мин., в сочетании дыхания с шагами: четыре шага выдох и два шага вдох – повторить 4-5 раз; потягивание в движении: руки вверх, потянуться на 3 счёта, 4 – и.п.; движения головы (повороты, наклоны, круговые движения).

2). Наклоны:

а) И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; наклон влево, руки вверх; и.п.; то же, в другую сторону.

б) И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; наклон вперёд и круговое движение туловищем в левую сторону; то же, в другую сторону.

3). Повороты:

а) И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; поворот туловища направо, хлопок над головой; и.п.; то же, в другую сторону.

б) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью; с поворотом туловища направо правую руку в сторону, смотреть на правую руку; и.п.; то же, в другую сторону.

4). Подскоки:

а) И.п. – о.с., руки в стороны; прыжки вверх с поворотом таза влево, вправо.

б) И.п. – о.с.; прыжки вверх в стойку ноги врозь правой, левой.

5). Упражнения для плечевого пояса:

а) И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; поочерёдные круговые движения согнутыми руками вперёд и назад.

б) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью; два рывка назад согнутыми руками, два рывка прямыми.

6). Упражнения для рук и кистей:

а) И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, пальцы в «замок»; круговые движения кистью в лучезапястном суставе.

б) И.п. – о.с., руки в стороны, предплечье кверху; предплечье книзу, голову на грудь; и.п.

в) И.п. – о.с., руки вперёд, хлопок; и.п.; руки назад, хлопок; и.п.

Комплекс вводной гимнастики рассчитан на 7-10 мин., каждое физические упражнение комплекса выполняется 4 – 6 раз.

Методические указания:

1). Занятия проводить ежедневно, лишь в этом случае улучшится деятельность дыхательной системы, кровообращения и обмен веществ; укрепятся мышцы всего тела; улучшится осанка, подвижность в суставах, настроение.

2). Упражнения комплекса должны соответствовать возрасту и полу занимающегося.

3). На начальном этапе производственную гимнастику следует проводить по самочувствию или в среднем темпе используя для контроля простейшие методики самооценки работоспособности – пульс и внешние субъективные признаки (см. МПЗ № 1).

4). Рекомендуется использовать физические упражнения с предметом: скакалка, гимнастическая палка и др. (см. МПЗ № 2).

5). Желательно физические упражнения выполнять в спортивной форме, так как это даст возможность разнообразить движения, добавив: приседания, выпрыгивания и др.

Примерный комплекс физических упражнений физкультурной паузы

1). И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; руки вверх, потянуться на 3 счёта; 4 – и.п.

2). И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову; вдох на 2 счёта, выпячивая живот; наклоняясь вперёд, выдох на 4 счёта, втягивая живот.

3). И.п. – о.с., руки вверху в «замок», ладонями наружу; два пружинящих наклона вправо; то же, в другую сторону.

4). И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; поворот туловища налево; наклон к левой ноге, потянуться взявшись за голеностоп; и.п.; то же, в другую сторону.

5). И.п. – о.с., прыжок в стойку ноги врозь, руки дугами наружу вверх; и.п.

6). И.п. – стойка ноги врозь; круговые движения прямыми руками вперёд и назад.

7). Ходьба на месте: поднять руки вверх, потянуться, встряхнуть кисти рук, глубоко продолжительно вдохнуть и коротко активно выдохнуть, опуская расслабленные руки вниз; повторить 2-3 раза.

Комплекс физкультурной паузы рассчитан на 5 мин., физические упражнения комплекса выполняются активно по 4 – 6 раз.

Примерный комплекс физических упражнений физкультурной минуты

1). Поднять руки вверх, потянуться, встряхнуть кисти рук, глубоко продолжительно вдохнуть и коротко активно выдохнуть, опуская расслабленные руки вниз; повторить 2-3 раза.

2). И.п. – о.с.; правую назад на носок, руки вверх, смотреть на руки; и.п.; то же, с другой ноги.

3). И.п. – руки согнуть, кисть в кулак; на каждый счёт прыжки вправо, влево, вперёд, назад.

Комплекс физкультминутки рассчитан на 3 мин., физические упражнения комплекса выполняются активно по 4 – 6 раз.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...