Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения физкультурной паузы и физкультурной

Минуты для учащихся

Напряжённый учебный труд приводит к развитию утомления, вследствие чего снижается работоспособность учащихся, ухудшаются память и внимание. Физкультурные паузы и физкультурные минуты во время уроков как оздоровительные мероприятия, способствуют более активному продолжению учебной работы, снимая застойные явления, связанные с продолжительным сидением за партой (столом). Каждому учителю важно знать, как методически правильно составить комплекс физических упражнений, направленный на здоровьесбережение учащихся и как правильно его провести.

Физкультурная пауза проводится в течение 5-7 мин. и состоит из 5-7 общеразвивающих упражнений. Обычно в комплекс включают упражнения для крупных мышечных групп – плечевого пояса, ног, туловища. Поочерёдное напряжение и расслабление мышц в сочетании с глубоким ритмичным дыханием способствуют ликвидации застойных явлений в системе кровообращения, повышают тонус всего организма [42]. Физкультминутки чаще всего длятся 2-3 мин. и состоят из 3-4 упражнений. Первое упражнение – потягивание, далее следуют два интенсивных и динамичных упражнения, завершает комплекс спокойное и простое упражнение, связанное с координацией движений и правильным дыханием [59; 90]. Физкультминутки могут выполняться не только стоя, но и сидя за партой.

Все физические упражнения в комплексах физкультурных пауз и физкультурных минут повторяют не менее 4-6 раз. Упражнения в 1-4 классах выполняются чаще всего по показу учителя, в 5-9 классах их проводит наиболее подготовленный ученик, который хорошо знает комплекс и может его показать. Учитель должен следить за правильным выполнением упражнений, при необходимости вносить коррективы. Особое внимание следует уделять дыханию, оно должно быть равномерным. Обновлять содержание физкультурных пауз и физкультурных минут следует постепенно, вводя одно-два упражнения в занятие. Все упражнения комплекса рекомендуется заменить через 2-3 недели [59].

Целесообразность проведения кратковременных физических упражнений во время урока зависит от характера и степени трудности урока, состояния учащихся и других причин. В своей работе И.В. Ковалько отмечает, что «биологический оптимум работоспособности у детей школьного возраста имеет два основных пика. Первый подъём приходится на интервал 9-11 часов (в эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма). Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на втором или третьем уроках. Начиная с 12 часов, работоспособность учащихся начинает падать, заметно снижаясь к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъём, с 16 до 18 часов работоспособность остаётся достаточно высокой» [90, с. 4]. Психическое и физическое состояние учащихся напрямую зависит от того, насколько грамотно спланирован учебный процесс. Умственная работоспособность учащихся в течение учебной недели неодинакова. В начале недели её уровень довольно низок, к середине недели нарастаёт и в конце недели вновь падает. Поэтому наибольший объём учебной нагрузки в основном должен приходиться на вторник и среду [90].

Умение учителя разнообразить урок, применяя различные средства обучения, переключая внимание с одного вида деятельности на другой, не забывая о здоровьесберегающих технологиях, позволяет сохранить работоспособность, повысить адаптационные возможности организма, сохранить и укрепить здоровье обучающихся.

Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы

для учащихся образовательных учреждений

Упражнение 1

И.п. – стойка, руки в стороны:

1 – голову на грудь, руки расслаблено скрестно внизу (выдох);

2 – выпрямляясь, руки напряжённо в стороны (вдох). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2

И.п. – стойка, руки за головой:

1-3 – три пружинящих наклона, стараясь головой коснуться колен;

4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.

Упражнение 3

И.п. – стойка ноги врозь:

1 – присед, руки вперёд (выдох);

2 – встать с поворотом налево, руки за голову (вдох);

3-4 – то же, с поворотом в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4

И.п. – руки к плечам:

1-2– два круга согнутыми руками вперёд;

3-4 – то же, назад. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.

Упражнение 5

И.п. – о.с., повороты головы налево и направо – 15-20 сек.; круговые движения головой в правую и левую стороны – 15-20 сек. Дыхание произвольное.

Примерные упражнения физкультурной минуты

Для учащихся начальных классов

Упражнение 1

И.п. – сидя за столом (за партой) на стуле; голова опущена, руки за голову, локти касаются стола:

1-2 – поднять голову, руки вверх, прогнуться (вдох);

3-4 – расслабляя мышцы, вернуться в и.п. (выдох).

Методические указания: поднимая руки вверх и прогибаясь в грудном и поясничном отделе позвоночника, голову назад не наклонять.

Упражнение 2

И.п. – сидя на краю стула, ноги на ширине плеч, руки на поясе:

1 – наклон влево (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3-4 – то же, в другую сторону.

Методические указания: наклон выполнять в одной плоскости, не поворачивая туловища; плечи держать развёрнутыми, голову не опускать; дыхание равномерное.

Упражнение 3

И.п. – сидя на краю стула лицом к проходу, руки к плечам:

1-2 – наклон вперёд, левой рукой потянуться к носку правой ноги (выдох);

3-4 – выпрямиться, левую руку к плечу (вдох);

5-8 – то же, другой рукой.

Методические указания: при возвращении в и.п. спину держать прямо, поднимая голову широко развести локти.

Упражнение 4

И.п. – сидя на краю стула лицом к проходу, ноги вытянуты, руки на поясе:

1 – согнуть левую, обхватить руками голень (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3-4 – то же, другой ногой.

Методические указания: при возвращении в и.п. спину держать прямо, голову не наклонять; дыхание произвольное.

Для эффективной разрядки, физкультурные паузы и физкультурные минуты рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение, а для учащихся начальной школы дополнительно использовать стихотворные тексты, задающие ритм, темп, способствующие в игровой форме освоению новых движений.

 

Ход занятия:

№ п/п Содержание учебного материала Время, мин. Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть – 5 мин.
  Организационный момент Построение, рапорт, взаимное приветствие, проверка наличия студентов
Объявление цели занятия и порядок проведения Объявить, что должен знать, уметь и какими навыками владеть студент по данной теме
2. Основная часть – 80 мин.
  1. Физическая культура в режиме трудового дня. Формы организации производственной гимнастики. 1.1. Проверка теоретических знаний по методике составления комплексов производственной гимнастики Преподавателю объяснить различия вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минуты применительно к особенностям профессии человека. Ответить на вопросы. 4-5 контрольных вопроса по теме  
2. Методика проведения производственной гимнастики (на примере труда учителя-предметника) Проведение преподавателем физкультурной паузы с подробными комментариями
2.1. Составить и провести комплекс физкультурной паузы и микропаузы активного отдыха для повышения работоспособности студента Преподавателю выявить и обсудить ошибки при составлении и проведении комплексов физических упражнений студентами
2.2. Индивидуально составить комплекс физических упражнений для физкультурной минуты (взяв за основу труд учителя) Самостоятельно провести физкультурную минуту и дать комментарий по каждому упражнению. Преподавателю выявить и обсудить ошибки, ответить на вопросы студентов по теме
3. Методика проведения физкультурной паузы и физкультурной минуты для учащихся. 3.1. Индивидуально составить комплекс физических упражнений физкультурной минуты для учащихся начальной школы с учётом того, что физкультурная минута будет проводиться на ограниченном участке (в положении сидя, в проходах между партами) Работа в парах: проведение физкультурной минуты: первый: выполняет роль учителя, показывая упражнения; второй: выполняет упражнение в роли учащегося (цель – выявить нарушения в методике проведения, дать оценку действиям проводящего). Преподавателю указать на ошибки. Обсуждение по теме. Ответить на вопросы студентов
3. Заключительная часть – 5 мин.
  Разбор действий обучаемых при выполнении методико-практических заданий Дать общую оценку теоретической и методико-практической подготовленности студентов и рекомендации по устранению недостатков. Отметить студентов, методически грамотно составивших комплекс физических упражнений: физкультурной паузы, физкультурной минуты
               

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные формы проведения производственной гимнастики.

2. На что следует обращать особое внимание при составлении комплексов физических упражнений производственной гимнастики.

3. Какая цель ставиться при составлении комплекса вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минуты?

4. Назовите, по какой схеме планируется комплекс физических упражнений вводной гимнастики для профессий, связанных с умственным трудом.

5. Составить комплекс физических упражнений для физкультурной минуты с учётом того, что занятие будет проводиться с учащимися начальной школы на ограниченном участке.

 

Глава 2. Физическое воспитание студентов

 

Раздел «Физическая культура» трудоёмкостью две зачётные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объёме 400 часов, при этом объём практической подготовки, в том числе игровых видов, должен составлять не менее 360 часов (выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое направление (квалификация (степень) бакалавр), утверждён приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) [81].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...