Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Россия во второй половине XIX века.

Эпоха великих реформ и контрреформ.

План.

1. Эволюция государственного и политического строя. Великие реформы 60 - 90-х годов.

2. Рост консервативных тенденций в политике Александра III.

3. Итоги модернизации России к концу столетия.

4. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Научная литература

Боханов, А. Император Александр III / А. Боханов. – М.: Русское слово, 1998. – 512 с.

Зайончковский, П.А. Отмена крепостного права в России / П.А. Зайончковский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Учредгиз, 1960. – 367 с.

Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ века / А.А. Корнилов. – М.: Высшая школа, 1993. – 445 с.

Реформы Александра II: сборник / сост: О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. – М.: Юрид. лит., 1998. – 460 с.

Христофоров, И.А. Аристократическая оппозиция великим реформам: конец 1850 – середина 1870-х гг. / И.А. Христофоров: ин-т Рос. истории. РАН. – М.: Русское слово, 2002. – 430 с.

Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России / Н.Я. Эйдельман. – М.: Книга, 1989. – 171 с.

 

Публицистика и историко-художественная литература

Милютин, Д.А. Воспоминания генерал-фельдмаршала Дм. Ал. Милютина, 1856-1860. / Д.А. Милютин: под ред. Л.Г. Захаровой. – М.: РОССПЭЛ, 2004. - 559 с.

Полунов, А.Ю. К.П. Победоносцев в оценках французских публицистов и ученых ХIХ – начала ХХ в. / А.Ю. Полунов // Отечественная история. - 2007. - № 6. – С. 138-144.

Радзинский, Э. Александр II, жизнь и смерть. / Э. Радзинский. – М.: АСТ, 2007. – 444 с.

Тютчева, А.Ф. При дворе двух императоров. / А.Ф. Тютчева. – Тула.: Приокское кн. Изд-во, 1990. – 398.

Энгельгардт, А.И. Из деревни: 12 писем 1872-1887 / А.И. Энгельгардт. 7-е изд. – М.: Мысль, 1987 - 639 с.

 

Исторические термины и понятия:

Земства - выборные органы местного самоуправления из представителей всех сословий в губерниях и уездах с хозяйственной компетенцией.

Индустриальная цивилизация - общество, в котором машинная индустрия (техника, технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус.

Присяжные заседатели - представители общества, решавшие на суде вопрос о виновности или невиновности подсудимого.

Теория официальной народности- правительственная концепция охранительного направления, выдвинутая министром просвещения С.С. Уваровым. В ее основе три взаимосвязанных начала - «православие, самодержавие и народность».

 

Персоналии.

Александр III Александрович (1845-1894) - император. Образование получил у лучших профессоров Московского и Санкт-Петербургского университетов. Граф Витте С.Ю., министр, так охарактеризовал интеллектуальный портрет императора: «Совершенно обыденного ума ... ниже средних способностей и ниже среднего образования ».

Под влиянием К.П.Победоносцева у этого монарха сформировались антилиберальные и антизападнические взгляды. После подписания «Манифеста о незыблемости самодержавия» стали проводиться контрреформы. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Вошел в историю как царь «Миротворец», активный противник войн. Вел образ жизни примерного семьянина.

Лорис-Меликов Михаил Тариэлович (1825-1888) -происходил из армянского дворянства. Окончил институт восточных языков в Москве и школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Отличился в военных действиях на Кавказе и в русско-турецкую войну 1877-1878гг.

Занимал пост харьковского генерал-губернатора, в 1880г. стал министром внутренних дел. Представил Александру II программу изменений в государственном устройстве (так называемую «Конституцию»), предполагавшую развитие местного самоуправления и привлечение представителей земств и городов в обсуждение общегосударственных вопросов. Программа была одобрена императором, но после убийства Александра II она была отвергнута, а ее автор отправлен в отставку.

Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) - государственный и военный деятель, генерал-фельд­маршал. Родился в Москве в небогатой дворянской семье. Окончил Военную Академию, участвовал в боевых действиях на Кавказе. В 1845-1856гг. - профессор Военной Академии. Создал научную школу, положившую начало изучению военной истории. С 1861 г - военный министр. На этом посту разработал и провел обширную программу преобразований в русской армии. Автор капитальных исторических трудов.

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) - государственный деятель, ученый-правовед. После окончания Московского университета служил в Сенате. Преподавал правоведение будущим императорам Александру III и Николаю П. На посту обер-прокурора Синода последовательно проводил жесткую линию на беспрекословное подчинение церкви государственной машине, уничтожение свободомыслия в православии, преследование старообрядцев и верующих других конфессий. С его именем связано разрушение духовности в обществе, развитие великодержавного шовинизма.

После издания «Манифеста» 17 октября 1905 года ушел в отставку.

Скобелев Михаил Дмитриевич (1843-1882) - наиболее популярная и яркая фигура среди русских полководцев. Потомственный военный - его отец и дед были генералами. Широко образованный человек, владел английским, французским, немецким и узбекским языками. Забота о солдатах, личная смелость сделали его необычайно популярным в армии и обществе. Всю жизнь провел в боях, только в белом мундире и на белом коне, получив прозвище «белый генерал».

Умер внезапно и загадочно, не дожив до 40 лет. Россия и Болгария погрузились в траур. На деньги, собранные всей страной, в Москве на Тверской улице ему был воздвигнут памятник, разобранный в 1918 году во исполнение декрета Советской власти.

 

Методические указания.

Предложенная для изучения тема - одна из важнейших в курсе Отечественной истории. Александр II, сменивший на престоле Николая I, приступил к проведению крупномасштабных реформ либерального характера. Преобразования диктовались как внутренними причинами – кризисом самодержавно-крепостнической системы, так и крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации: парламентской реформой в Англии, отменой рабства в США, принятием Конституции в Германской империи.

Важно отметить, что разработка проектов реформ и их принятие проходили в ожесточенных дискуссиях, в борьбе либералов с консервативно-охранительными взглядами противников преобразований.

Желательно, используя современные оценки, дать краткие характеристики активным сторонникам реформ - братьям Н.А.и Д.А. Милютиным, великому князю Константину Александровичу, профессору Московского университета К.Д. Кавелину, великой княгине Елене Павловне («семейному ученому»), графу Я.И.Ростовцеву и др.

Естественно, студенты должны отчетливо представлять основные положения реформ и их неполную завершенность. Сущностную характеристику каждой из главных реформ можно отобразить в структурно-логической схеме такого типа: (выделив 3-4 основных пункта)

 

Реформы 60-70-х годов XIX века

аграрная   земская   судебная   городская   военная   в области образования

                     

                     

 

 

Делая вывод, следует отметить, что при проведении реформ Александр II не всегда был последовательным в силу мировоззренческих взглядов и давления косной среды. Немалую роль в этом сыграл террор народников. Но в 80-е годы был сделан серьезный шаг в реформировании государственной системы. Подготовлен план, названный «Конституцией Лорис-Меликова». Следует уяснить сущность этого документа. Планам министра не суждено было реализоваться. 1 марта 1881 года Александр II был убит народовольцами.

На престол взошел Александр III, начался откат в реформах, проводником которого стал К.П.Победоносцев. Студентам можно по пунктам проанализировать контрреформистские мероприятия правительства Александра III. Путь к Конституции был закрыт, «революция сверху» не осуществилась.

В заключение следует вскрыть причины, по которым великие замыслы реформ не были реализованы, но и показать прогрессивное влияние реформ на социально-экономическое развитие России, формирование индустриальной цивилизации. В небольшом докладе, используя фактический материал, студент может показать динамичное развитие западного уклада в России к концу XIX века.

Вопрос о русской культуре предлагается для самостоятельного изучения студентами.

 

Работа с документами.

Документ 1.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...