Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.О. Коробейников, С.В. Горбунов, А.Н. Никифоров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

 

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

И.О. Коробейников, С.В. Горбунов, А.Н. Никифоров

Экономика природопользования и экономический инструментарий охраны окружающей среды

Учебное пособие

 

Нижний Новгород

УДК 502 (075.8)

ББК 65.9(2)28

Э

 

Коробейников И.О., Горбунов С.В., Никифоров А.Н. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. – 237 с.

 

 

Учебное пособие предполагает рассмотреть теоретические и практические проблемы экономики природопользования в современных условиях.

Учебное пособие предназначено для студентов бакалаврского уровня высшего профессионального образования по специальности "экономика природопользования".

 

 

Рецензенты:

 

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" Инновационного проекта развития образования.

 

ББК 65.9(2)28

 

 

ISBN

 

© Коробейников И.О., Горбунов С.В., Никифоров А.Н., 2003


Содержание

 

Глава I. Экономика и окружающая среда 5

1.1. Экономическая система и экосистема 5

1.2. Устойчивое развитие 18

1.3. Измерение устойчивости 24

1.4. Вопросы реализации экологической политики 28

1.5. Пути перехода на устойчивый тип развития 39

Глава II. Провалы рынка и деградация окружающей среды 42

2.1. Функционирование рынков 42

2.2. Экстерналии и оптимальный уровень загрязнения 59

2.3. Права собственности и возобновимые ресурсы 72

2.4. Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы рынка 77

Глава III. Общественное вмешательство для охраны окружающей среды 84

3.1. Принципы государственного регулирования охраны окружающей среды 84

3.2. Провалы в государственной политике 94

3.3. Анализ «затраты – выгоды» 103

3.4. Методы денежной оценки изменений в окружающей среде 111

Глава IV. Инструментарий экологической политики 117

4.1. Определение и классификация инструментов экологической политики 117

4.2. Административные методы 124

4.3. Экономические инструменты 150

4.4. Вопросы разработки и выбора инструментов экологической политики 166

Глава V. Природоохранные проекты 177

5.1. Природоохранные проекты 179

5.2. Государственная поддержка природоохранных проектов 187

5.3. Финансирование природоохранных проектов 200

Литература 207

 


 

Экономика и окружающая среда

Введение

Вопросы, затрагиваемые в данной главе, закладывают основы для дальнейшего изложения курса. Экономика подразделяется на макро (изучение функционирования экономической системы в целом) и микроэкономику (изучение поведения субъектов экономической деятельности – фирм, предприятий, домашних хозяйств, отдельных лиц). Эта схема применяется в данном курсе экономики природопользования, причем микроэкономическим аспектам природопользования уделяется большее внимание, чем макроэкономическим. Это связано с акцентом в содержании курса на том, как и почему фирмы и отдельные лица, принимая решения, связанные с производством и потреблением, воздействуют на состояние окружающей природной среды. Даже когда эти индивидуальные решения агрегируются в масштабах отрасли или государства, они все равно рассматриваются как часть микроэкономики, так как именно фирма (или индивид) является здесь "ядром" принятого решения.

В первой главе изложение связано с макроэкономическими аспектами экономики природопользования в целом. Следующие главы курса имеют предметом своего рассмотрения микроэкономические аспекты.

Данная глава состоит из введения и двух разделов:

В разделе 1.1. «Экономическая система и экосистема»дается определение предмета экономики природопользования и указывается ее место среди экономических наук, а также по отношению к экологической политике. Приводится классификация природных ресурсов и видов загрязнения окружающей среды, предлагаются схемы взаимодействия природной и экономической систем

В начале раздела 1.2. «Устойчивое развитие» описываются предпосылки перехода к устойчивому развитию. Далее вводятся понятия сильной и слабой устойчивости и предлагаются методы измерения слабой устойчивости (приводится расчет показателя слабой устойчивости по развитым странам). Как дополнение к измерению устойчивости вводятся экологические индикаторы. В последнем параграфе формулируются основные направления перехода к устойчивому развитию.

Роль экономики.

Наука экономика изучает способы распределения ограниченных (редких) ресурсов любых видов, включая материальные, финансовые, людские и др. При анализе способов распределения ограниченных ресурсов экономика ищет наилучшее, при котором достигается максимально возможное удовлетворение потребностей. Проблема выбора направлений использования редких ресурсов ставится и решается людьми, поэтому экономика исследует не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей, распределяющих эти ресурсы и решающих для себя проблему выбора. Построенная на общих принципах научной методологии и исходящая из фундаментальной посылки о рациональном поведении человека, экономика интегрирует достижения своих частных разделов, таких как демография, статистика, финансовый анализ, экономика фирмы и т.д.

Экономика природопользования является частью науки экономики и изучает поведение людей, распределяющих природные ресурсы и в том числе ассимиляционный потенциал, характеризующий способность природной среды к самовосстановлению. Ограниченный ресурс – чистая окружающая среда не учитывается должным образом в традиционных экономических решениях о производстве товаров и услуг. Экономика природопользования вскрывает причины такого положения дел и выправляет ситуацию. В ней широко используются данные естественных наук: географии, экологии, биологии и т.д. Экономика природопользования как наука сформировалась относительно недавно (вторая половина - последняя треть ХХ века), когда стало достаточно очевидным, что природные блага исчерпаемы, должны иметь экономическую оценку и не могут рассматриваться в качестве бесплатного дара природы.

В это же время крайне обострились экологические проблемы, которые из локальных превратились в национальные и глобальные угрозы. Приоритетами внутренней и внешней политики государств стала борьба с загрязнением атмосферы и водоемов, контроль за энергетическими ресурсами, защита от токсичных отходов и сохранение исчезающих видов растений и животных. Экономика природопользования оказалась востребованной лицами, принимающими решения, для поиска и обоснования эффективности учета экологического фактора в проводимой ими экономической политике, определения набора инструментов, эффективно регулирующих процесс природопользования.

Экологический кризис, имеющий своей первопричиной превышение уровня антропогенной нагрузки над пределами восстановительной способности биосферы, продемонстрировал ограниченные возможности существовавших экономических моделей развития (централизованная плановая система, нерегулируемая рыночная экономика) успешно решать экологические проблемы.

Примером отрицательного крупномасштабного воздействия экономики на природную среду и возникшего вследствие этого глубокого экологического кризиса является ситуация с Азовским морем (см. вставку 1).

Вставка 1.1 Азовское море еще 50 лет назад было одним из самых богатых в мире по рыбопродуктивности: С 1 км2 акватории вылавливали в год до 10 тонн рыбы, причем больше половины улова приходилось на ценные и деликатесные виды. Этому способствовали своеобразные гидрологические и гидробиологические особенности моря — мелководность и хорошая прогреваемость, замкнутость. Большой приток чистых материковых вод со стоками рек Дона и Кубани, определял низкую соленость воды и обеспечивал активные биогенные процессы. Однако, в 1952 г. Дон был перекрыт Цимлянской плотиной, а спустя 20 лет у Краснодара была зарегулирована река Кубань. В низовьях обеих рек возникли мощные системы орошения с интенсивной агротехникой, на Кубани получило развитие рисосеяние. Быстро нарастало применение пестицидов. Одновременно росла промышленность Приазовья. В результате оказался сильно нарушенным естественный режим Азовского моря: на 40% уменьшился материковый сток, в полтора раза возросла соленость воды, загрязнение бассейна сточными водами дренажных систем и промышленности многократно превысило допустимые рыбохозяйственные нормы, резко сократилась площадь нерестилищ, большое количество молоди рыбы стало гибнуть на водозаборах. Все это привело к деградации морских экосистем и резкому снижению продуктивности Азовского моря. Его общая биопродуктивность уменьшилась в три раза, уловы сократились в пять-шесть раз, а добыча наиболее ценных рыб пресноводного комплекса — в 20 – 30 раз. Некоторые виды рыбы из моря исчезли вообще. Азовское море и Приазовье стали крупным регионом, где пренебрежение состоянием экологических систем привело к большим экономическим потерям.

 

Экономика природопользования опирается на основные постулаты неоклассической экономической теории, углубляя и развивая ряд ее основных положений. Рекомендации экономики природопользования касаются основных направлений экологизации современного рыночного хозяйства и в целом корреспондируют с концепцией “слабой устойчивости” концепции устойчивого развития. Концепции сильной устойчивости в большей степени соответствует достаточно новое и бурно развивающееся научное направление - экологическая экономика.

Экономика природопользования в объекте своего исследования объединяет изучение природных ресурсов, как потоков сырья для жизнедеятельности экономической системы и отходов в виде потоков побочных продуктов. В некоторых учебных заведениях признается целесообразным выделять курс экономики природных ресурсов как самостоятельную учебную дисциплину. В этом случае можно отделить курс экономики природных ресурсов, изучающий потоки сырья А (см. рис. 3), где природа рассматривается как поставщик сырья, и экономику природопользования, имеющую дело с изучением природной среды как "резервуара", в который поступают отходы В экономической деятельности (см. рис. 3). В такой трактовке полагается, что продукты и услуги создаются с учетом экологических требований.

Курс по экономике природных ресурсов обычно включает в себя следующие подразделы:

Ø экономика полезных ископаемых, включая вопросы темпов добычи открытым и подземным способами, влияния цен на разведку и пополнение запасов;

Ø экономика лесного хозяйства, включая вопросы темпов вырубки лесов и их восстановления, а также воздействие государственной политики на лесозаготовителей;

Ø экономика рыбного хозяйства, включая изменение объемов рыбных запасов в зависимости от улова рыбы и установление порядка регулирования запасов;

Ø экономика энергетики, включая вопросы изменения темпов потребления энергетических ресурсов и их зависимости от изменения цен;

Ø экономика водного хозяйства, включая вопросы регулирования отношений между разными группами водопотребителей и водопользователей, например, орошение в сельском хозяйстве и использование воды для нужд города;

Ø экономика сельского хозяйства, включая вопросы учета экологического фактора при принятии решений о посадке культур и интенсивности землепользования, а также изучение государственной политики по стимулированию бережного отношения к земельным ресурсам;

Вопросы темпов добычи и интенсивности использования природных ресурсов играют важную роль. От их правильного определения сегодня зависит то, что останется для будущих поколений. Этот выбор поколений связан с проблематикой устойчивого развития, которая будет затронута в следующем разделе.

Рассмотрим различные типы классификации двух основных категорий данного курса: природные ресурсы и отходы (загрязнители). Знание основных классификационных признаков позволяет глубже понять экологическую проблему и найти оптимальный путь ее решения.

Используя различные критерии природные ресурсы, включая энергоносители, можно группировать в следующие структуры:

Ø по критерию исчерпаемости использования (потребление в течение жизни многих поколений): исчерпаемые (нефть, газ, уголь...) и неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, морей и океанов). Учет в экономике возможностей развития неисчерпаемых источников энергии – важнейший резерв устойчивого развития.

Ø по критерию возобновимости: исчерпаемые ресурсы подразделяются на возобновимые (вода, почва, лес, животный мир) и невозобновимые (полезные ископаемые). Этот критерий имеет важнейшее значение при определении масштабов и темпов экономического роста.

Ø по критерию заменимости при удовлетворении человеческих потребностей все природные ресурсы делятся на заменимые (отдельные виды минерального сырья, топлива) и незаменимые (вода, почва, воздух). Важность этого критерия самоочевидна.

Ø по критерию формы собственности: природные ресурсы разделяются на частные, государственные и общественные. В дальнейшем мы увидим, к каким отрицательным последствиям в виде чрезмерной эксплуатации природного потенциала может привести отсутствие четких прав собственности.

Существует разделение ресурсов по степени изученности и освоенности, видам использования и т.д.

Большинство вышеприведенных критериев носит достаточно условный характер и границы между выделенными группами весьма подвижны, поэтому каждый случай может требовать индивидуального подхода.

Воздействие загрязняющих веществ (отходов), поступающих в окружающую среду, может быть сгруппировано по следующим признакам:

Кумулятивное или некумулятивное загрязнение. Важной характеристикой загрязнения является степень его накопления с течением времени. Примером строго некумулятивного загрязнения является шум. При оценке потенциальных эффектов воздействия загрязнения на экосистемы и человека при кумулятивном загрязнении необходимо учитывать не только уровень текущих выбросов, но и уже накопленный объем загрязнения.

Местное, региональное и глобальное загрязнение. Некоторые загрязнители оказывают вредное воздействие лишь на строго определенных территориях, другие – в более широких областях или даже в глобальном масштабе. Глобальное потепление и разрушение озонового слоя являются примерами глобальных проблем, кислотные дожди – пример региональной экологической проблемы. Наиболее эффективная политика - решать экологические проблемы в месте их возникновения, конечно при условии соответствия имеющихся возможностей масштабу и характеру данной проблемы.

Точечное и неточечное загрязнение. Другим важным условием решения проблемы предупреждения или ликвидации загрязнения является возможность идентификации и контроля источника загрязнения. Например, выбросы сернистого газа из дымовой трубы электростанции можно достаточно легко идентифицировать, в отличие от загрязнения, вызванного вымыванием с полей нитратных удобрений. Это накладывает отпечаток на возможности применения инструментов регулирования. Например, с точки зрения платы за загрязнение точечные источники выбросов легче поддаются мониторингу и по ним проще ввести соответствующие платежи, в то время как на неточечные источники загрязнения можно воздействовать только косвенным образом.

Постоянное и эпизодическое загрязнение. Выбросы дымовых труб энергетических станций создают собой более или менее постоянный поток загрязнения, а аварийные разливы нефти являются примером эпизодического загрязнения. Во втором случае внимание лиц, принимающих решение, концентрируется на превентивной политике предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.

Устойчивое развитие

Измерение устойчивости

За последние годы вопрос определения показателей устойчивости широко обсуждался среди экономистов. Поскольку однозначного согласия по поводу интерпретации концепций устойчивости не было достигнуто, то и не принято окончательного решения по поводу того, как устойчивость должна измеряться.

Как обсуждалось выше, необходимое требование к устойчивости – неуменьшение величины запасов общего капитала. Эти запасы нуждаются в постоянном пополнении. Поэтому вопрос состоит в том: сберегаем ли мы достаточно ресурсов для будущего. Такие сбережения необходимы для финансирования последующих инвестиций с целью сохранения запасов капитала.

Валовые сбережения традиционно измеряются в системе национальных счетов как разница между Валовым национальным продуктом (ВНП) и Стоимостью полного потребления. Для государства в целом действуют те же правила, что и для домашнего хозяйства: если вы потребляете меньше, чем зарабатываете, то ваше благосостояние растет. Наоборот, если потребляете больше, чем зарабатываете, то ваше благосостояние падает и в долгосрочном плане такое поведение неустойчиво.

Валовые сбережения = Валовый национальный продукт – Стоимость полного потребления

Однако, традиционный метод измерения валовых сбережений необходимо скорректировать с целью определения чистого уровня сбережений. Валовые сбережения должны быть уменьшены на величину износа физического капитала. Замена оборудования, зданий, инфраструктуры должна производиться за счет сбережений на ежегодных национальных счетах.

Чистые сбережения = Валовые сбережения – Износ физического капитала

Следующий шаг – определение реального уровня сбережений. Для измерения величины реальных сбережений необходимо внести поправку на износ природного капитала, то есть учесть уменьшение запасов природных ресурсов в результате эксплуатации и снижение ценности природы вследствие деградации окружающей среды. Существует много практических трудностей для измерения и оценки таких изменений природного капитала, но они преодолимы.

Реальные сбережения = Чистые сбережения – Износ природного капитала

У стран всегда положительные чистые сбережения, то есть потенциал физического капитала все время возрастает. Расчеты реальных сбережений (см. табл. 1.5) также показывают, что развитые страны выдерживают тест на слабое устойчивое развитие. Экономика развитых стран устойчива, потому что она сберегает больше, чем изнашивает физического и природного капитала (вопрос об измерении величины человеческого капитала слишком сложен, чтобы обсуждать его здесь и сейчас).

Таблица 1.5. Тест на проверку слабой устойчивости

Страна Доля Валовых сбережений в ВНП (S/Y) Доля амортизации (износа) физического капитала в ВНП (D1/Y) Доля амортизации (износа) природного капитала в ВНП (D2/Y) Показатель устойчивости (Z)
Финляндия
Германия
Япония
США

 

Показатель Z должен быть больше нуля для подтверждения наличия слабой устойчивости. Для африканских стран пояса Сахары в течение 80–х годов наблюдалась отрицательная величина показателя чистых сбережений. Когда были внесены дополнительные поправки для учета деградации природных ресурсов, то картина получилась еще более плачевной.

Экологические индикаторы

Экологические индикаторы служат дополнением для оценки устойчивости. Необходимо отметить, что реально оценить является ли данное развитие устойчивым непосредственно на данный конкретный момент не представляется возможным – это можно выяснить только на основании исторических данных. Логика исследования устойчивости подсказывает другой подход. Возможно оценить ситуации, которые являются неустойчивыми, и на этой основе предпринять действия, направленные на выправление сложившихся ситуаций.

Различные международные организации (ООН, ОЭСР, Всемирный Банк) инициировали разработку экологических индикаторов. Системы показателей находятся в стадии развития. Одно из предложений, заслуживающих изучения – система показателей, разработанная ОЭСР. Индикаторы разбиты на типовые блоки: воздействие – состояние – реакция.

Показатели воздействия (давления) на окружающую среду описывают уровень антропогенного воздействия на окружающую среду. Примерами могут служить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или сбросы в водоемы. Объем твердых отходов также относится к этой группе показателей.

Показатели состояния окружающей среды характеризуют качество и количество природных ресурсов. К этим индикаторам относятся показатели концентрации вредных веществ в окружающей среде. Наличие тяжелых металлов в организмах животных, выборка людей, подверженных химическому или радиационному загрязнению - все это индикаторы состояния окружающей среды.

Показатели реакции характеризуют степень ответа общества на экологические угрозы. Общественная реакция проявляется в форме индивидуальных и/или коллективных действий, направленных на снижение отрицательной нагрузки на окружающую среду, компенсацию экологического ущерба. Показатели обустройства новых заповедных территорий, установка конверторов на автомобили – все это показатели реакции общества.

Все перечисленные показатели в дальнейшем группируются вокруг определенной проблемы, типа загрязнения, эрозии почвы, утраты биоразнообразия и т.д. Некоторые показатели носят сквозной характер, относящиеся к любой экологической проблеме, такие как объем экологических инвестиций. Пример представления выборки некоторых показателей для России приведен в Таблице 5.

Таблица 1.6. Выборочные экологические показатели по России

ПРОБЛЕМЫ НАГРУЗКА СОСТОЯНИЕ ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ
Загрязнение атмосферного воздуха Выбросы загрязняющих веществ от стационарных. источников в 1998 г.: 18,7 млн.т (31,8 - в 1991 г.), SO2 – 5,68 млн.т, NОx- 1,75 млн. т. Выбросы на единицу ВВП SОx – 6 кг/1000 долл. (Европа-2,1) NОx - 2,9 кг/1000 долл (Европа-1,9). Превышение ПДК по SO2 – 5 раз в 16 городах, NOx – в 92 городах (1997г.). Рост респираторных заболеваний, ущерб лесам Меры в транспортном секторе (рост цен на бензин, переход на этил. бензин и др.), энергетике (рост цен, переход с нефти на газ)
Водные ресурсы Интенсивность водозабора: 2,1%(97г.) по стране, 50% - в ряде бассейнов рек, Водопотр.-590л/день/ч (580-в Европе); Сброс неочищенных вод-34% Вододефицит 30% в 100 городах, 30-40% идет для промышленных нужд, 30-50%-водопотери. Заболеваемость холерой Снижение водопотребления, повышение тарифов, снижение потерь (техобслуживание), водомеры; Водоочистка-пересмотр лицензий, рост водоочистки, мониторинг
Биоразнообразие Нагрузка на почву-землепользование - 40,5% лесостепей (с/х, выпасы, гидросооружения, поселения). Перевылов рыбы Эвтрофикация и потеря биовидов. Охраняемые природные территории -5%(1997г.), Европа-11,2 Рост платы за землю, штрафов за браконьерство, введение стоим. оценки биовидов

Источники: при подготовке таблицы были использованы -

Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году". Госкомэкология РФ, Москва1999.

Обзор деятельности по охране окружающей среды: Российская Федерация. ОЭСР, Париж, 1999

OECD core set of indicators for environmental performance reviews. Environment monographs N083, OECD, Paris, 1993.

Вопросы реализации экологической политики

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экономическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности. Недостаточно эффективная реализация политики разрушает даже самые лучшие варианты ее разработки.

Если компании и частные лица не полностью осведомлены о том, какие законодательные и нормативно-правовые акты регламентируют их поведение, то они не смогут должным образом прореагировать на эти документы. Если, кроме того, нет достаточно эффективных механизмов, обеспечивающих соблюдение упомянутых законодательных и нормативно-правовых актов, то ослабевают стимулы их выполнения, так как последствия невыполнения могут обойтись компании дешевле, чем расходы на соблюдение требований.

Существует еще целый набор проблем, с которыми сталкиваются органы управления окружающей средой. Органам управления, на которые возлагается ответственность за осуществление экологической политики, нередко не предоставляются необходимые ресурсы. Реализация экологической политики часто сталкивается с недостаточными интеграционными возможностями государственных органов анализировать и выполнять эту политику. На практике часто действует множество противоречащих друг другу нормативно-правовых актов, и правительственные учреждения не в состоянии обеспечить их общее соблюдение.

В данном разделе рассматриваются вопросы эффективного осуществления (реализации) природоохранной политики, являющейся одной из стадий всего процесса формирования экологической политики.

Стадия осуществления политики

В идеале, осуществление экологической политики должно приводить к достижению намеченных целей при минимальных затратах. Однако, достижение такого идеала является довольно сложной задачей. Возможные трудности могут быть обусловлены целым рядом причин:

• Идеальная ситуация предполагает, что выявлены все субъекты экономической деятельности, что они осведомлены о введении в действие новых нормативных актов и что государственные органы должным образом информируют их о том, как с минимумом потерь ими могут быть соблюдены упомянутые нормативные акты.

• Если речь идет об экологическом налоге или других формах платежей, то необходимо принять эффективные меры для расчета, взимания и использования таких платежей. Также должна быть создана эффективная система контроля за реализацией системы платежей.

В перечень видов деятельности, которые должны осуществить органы управления, чтобы должным образом обеспечить выполнение стадии реализации, включены: оповещение, информирование, расчет и сбор платежей, контроль и обеспечение соблюдения/санкции. Более подробно эти виды деятельности рассматриваются ниже.

Оповещение

Оповещение о появлении новых законодательных актов преследует цель информирования граждан и предприятий о наличии таких актов. Информация о принятии новых законодательных актов должна быть опубликована в газете официального органа (национального правительства, парламента).

После оповещения каждый гражданин должен выполнять принятые нормативно-правовые акты. Однако, общеизвестно, что официальная газета не является самым эффективным средством оповещения всех заинтересованных сторон и лиц. Поэтому, важное значение приобретают надежные каналы распространения таких сообщений.

Существует много надежных каналов распространения информации. К примеру, они могут включать отправку писем заинтересованным предприятиям, рекламные кампании в популярных газетах, телевизионные рекламные ролики, привлечение заинтересованных организаций. Каналы распространения таких сообщений могут быть различными в зависимости от специфики принятого законодательного акта. Ниже в рамке приводятся некоторые характерные примеры.

Примеры различных способов объявления о новых экологических налогах в Дании Оповещение о введении в Дании налога на пестициды Налог на пестициды вступил в Дании в силу с 1 января 1996 г. Закон о налоге на пестициды установил взаимоотношения между импортерами пестицидов и производителями пестицидов (стороны, которые облагают данным налогом), и налоговыми органами, с другой стороны (сборщики налогов). Конечной целью введения данного налога является стремление предоставить пользователямпестицидов, в частности, датским фермерам, экономический стимул для снижения их использования. Однако, оповещение о новом налоге было непосредственно адресовано налоговым органам и производителям/импортерам. Фермерам никаких сообщений не поступило. Сообщение о налоге на водопроводную воду Распространение информации о недавно принятом налоге на водопроводную воду содержало те же характерные недостатки, которые были рассмотрены выше. По большому счету данный налог затрагивает интересы всего населения Дании. Однако технически сообщение о введении нового налога было передано только службам водоснабжения. Данный налог взимается с коммунальных служб, но поскольку они могут перекладывать его на потребителей, что постоянно имеет место на практике, произошло нарушение права потребителя свободно получить информацию о вводимом налоге. Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые меры по повышению информированности населения все же были приняты. Так, например, проводились кампании по информированию общественности, в ходе которых населению рекомендовалось уменьшить потребление водопроводной воды. Населению разъяснили экономическую выгоду такого поведения Приведенные примеры свидетельствуют об узости понимания государственными органами своих задач по повышению уровня информированности общества. Все, по сути, сводится к предоставлению информации узкому кругу ведомств.

Контроль

Собираемость налогов в значительной мере зависит от эффективности системы контроля. Хотя этические принципы и готовность соблюдать действующие нормативно-правовые акты имеют важное значение, но тем не менее контроль крайне важен, чтобы избежать соблазна уклонения от уплаты налогов или включения неточных сведений в отчетность.

Контроль расчетов и отчетности по экологическим налогам может быть усилен в некоторых случаях путем «перекрестного сопоставления» отчетности предприятия, например, по налогу на добавленную стоимость.

Примеры взимания и контроля налогов в Дании Налогом на отходыоблагаются компании, занимающиеся утилизацией отходов. В Дании имеется не более 50 зарегистрированных предприятий, работающих с отходами. Такое небольшое количество компаний позволяет налоговым органам сравнительно легко взимать сборы и осуществлять контроль. Указанные компании должны быть зарегистрированы в налоговом департаменте и регулярно представлять отчеты по количеству поступающих и отгружаемых отходов. Эти компании перекладывают налог на отходы на производителей отходов – простым добавлением величины налога к стоимости предоставляемых услуг (прием отходов). Налог на выбросы СО2 – это пример гораздо более сложной системы. Потребление энергии подразделяется на три категории: сложные (энергоемкие) процессы, легкие процессы и обогрев помещений. Уровень налога варьируется в зависимости от категории потребляемой энергии. Это означает, что каждое отдельно взятое предприятие, а не только импортеры или производители ископаемого топлива, должны контролировать состав используемой ими энергии и платить соответствующие налоги.

Обеспечение выполнения/Санкции

Обеспечение выполнения (соблюдения) природоохранных правил и нормативно-правовых актов предусматривает неукоснительное применение санкций к предприятиям-нарушителям. Угроза применения санкций создает стимул для хозяйствующих субъектов выполнять предписанные требования. Важным моментом при этом является то, что реально санкции должны приводить к более серьезным последствиям для нарушителя, чем размер издержек по соблюдению предписаний.

Если компания не в состоянии соблюдать природоохранные правила или нормативно-правовые акты, то органы управления обычно начинают свои действия с отправки уведомительного письма в эту компанию. В этом письме указывается какие конкретные правила или нормативно-правовые акты не соблюдаются и устанавливается срок для устранения нарушений. Если компания бездействует, то принимаются более жесткие меры, которые могут включать административные методы (например, штрафы или временное закрытие завода, передачу дела компании в суд). Конкретные средства, используемые для обеспечения соблюдения правил или наказания за их несоблюдение, будут определяться в соответствии с характером проблемы и с теми положениями, которые определены в соответствующих законодательных актах.

Возобновимые ресурсы.

Задача использования возобновимых ресурсов устойчивым способом состоит в нахождении возможностей увеличения результата от использования ресурса без отрицательных долговременных последствий его истощения. Это можно достигнуть следующими способами:

Ø Увеличение запасов возобновимых ресурсов (пример: заводы по искусственному рыборазведению);

Ø Рост производительности возобновимых ресурсов (пример: посадка быстросозревающих и высокопродуктивных сельскохозяйственных культур);

Ø Улучшение агротехнических методов (пример: борьба с эрозией, агролесомелиорация, известкование кислых почв, травосеяние, использование органических удобрений, селекция культур).

Экспертные оценки показывают, что в случае с производством зерна, резервы устойчивого роста достигают 2– 2,5 раз, что свидетельствует о принципиальной возможности прокормить население планеты числом в 11 млрд. человек (по благоприятным прогнозам население Земли стабилизируется на этом уровне в 21 веке).

Невозобновимые ресурсы.

Устойчивый тип эксплуатации невозобновимых ресурсов – поддержание величины запаса ресурса. Есть две принципиальные возможности следовать этому правилу:

Ø разведка и ввод в действие новых запасов ресурсов, позволяющая увеличивать экономически пригодные к разработке месторождения;

Ø переработка и повторное использование ресурса, пополняющие запасы.

Загрязнители. Для снижения уровня загрязнения подходят следующие основные направления действий:

Ø стимулирование производства биоразлагаемой продукции, разлагаемой на экологически безвредные вещества в процессе потребления;

Ø повышение уровня предварительной очистки загрязняющих веществ перед их выбросам в окружающую среду и разложение токсичных отходов;

Ø рециркулирование отходов;

Ø повышение ассимиляционного потенциала локальных экосистем (пример: лесопосадки, поглощающие углекислый газ);

Ø открытие новых возможностей безопасного хранения отходов или их ассимиляции.

Процессы производства. Можно выделить следующие направления действий по экологизации производства:

Ø использование более чистого производства;

Ø увеличение количества вторично используемых полуфабрикатов и материалов;

Ø снижение энергопотребления и экономия энергии;

Ø переход на более экологически чистые виды и источники энергии;

Ø замена машинного труда человеческим (речь идет о внедрении интеллектуального труда, а не о тяжелом физическом труде). Человек потребляет неисчерпаемую энергию Солнца в виде пищи, машина использует ограниченные топливно-энергетические ресурсы, цены на которые в настоящее время занижены.

Ø снижение расходов ресурсов при упаковке и транспортировке.

Товары. В самой товарной <

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...