Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс формирования и реализации природоохранной политики

Рассмотрим идеальную модель всего процесса формирования и реализации природоохранной политики (рис. 5).

Рисунок 1.5. Идеальный процесс разработки природоохранной политики

Первым этапом формирования экологической политики является выявление проблемных вопросов, которое инициируется тем или иным способом. Выявленные проблемные вопросы составляют платформу природоохранной политики. Проблемы в дальнейшем ранжируются по степени их важности. Под «важностью» проблемы обычно подразумевается величина фактического или потенциального ущерба, который данная экологическая проблема наносит и в состоянии нанести, если ее вовремя не решить.

После идентификации проблемы процесс разработки политики будет включать анализ ее различных альтернативных решений. В значительной степени эту работу выполняют инженеры, биологи и другие эксперты технических и естественнонаучных специальностей. Специалисты в области экономики природопользования рассматриваю и сопоставляют методы и инструменты, используемые для анализа приемлемых решений с целью выбора из них одного - наиболее эффективного решения экологической проблемы.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики, должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой подачи официального решения может быть принятие закона парламентом, постановление министерства или какое-либо иное соответствующее решение административных органов управления.

Реализация принятых законодательных и нормативно-правовых актов обеспечивает важную взаимосвязь, с одной стороны, между намерениями лиц, разрабатывающих политику, а с другой стороны, экономическими субъектами (это могут быть отдельные домашние хозяйства или промышленный сектор), на которые оказывается воздействие. Обеспечение функционирования указанных взаимосвязей осуществляется государственными служащими.

Правила и нормативно-правовые акты должны привести к изменениям в поведении предприятий - загрязнителей (в виде соблюдения ими принятых нормативно-правовых актов, или в виде определенной реакции на изменяемые цены или же под воздействием каких-либо других стимулов). Реакция субъектов хозяйственной деятельности на административные правила и нормативно-правовые акты будет зависеть, помимо прочего, от качества процесса осуществления принятых решений, а также от целого ряда факторов, характерных для того или иного субъекта хозяйственной деятельности.

Наконец, природоохранный орган должен осуществлять мониторинг окружающей среды и оценивать посредством проведения анализа качества окружающей среды, были ли достигнуты запланированные государственным регулированием результаты. Оценка обеспечивает обратную связь по всем стадиям рассматриваемого процесса. Наличие обратной связи позволяет вносить улучшения в процесс разработки и реализации экологической политики. В том случае, когда выявляется, что поставленные цели не достигнуты, должны быть предусмотрены дополнительные меры, и весь процесс разработки и реализации политики должен быть повторен еще раз.

Стадия осуществления политики

В идеале, осуществление экологической политики должно приводить к достижению намеченных целей при минимальных затратах. Однако, достижение такого идеала является довольно сложной задачей. Возможные трудности могут быть обусловлены целым рядом причин:

• Идеальная ситуация предполагает, что выявлены все субъекты экономической деятельности, что они осведомлены о введении в действие новых нормативных актов и что государственные органы должным образом информируют их о том, как с минимумом потерь ими могут быть соблюдены упомянутые нормативные акты.

• Если речь идет об экологическом налоге или других формах платежей, то необходимо принять эффективные меры для расчета, взимания и использования таких платежей. Также должна быть создана эффективная система контроля за реализацией системы платежей.

В перечень видов деятельности, которые должны осуществить органы управления, чтобы должным образом обеспечить выполнение стадии реализации, включены: оповещение, информирование, расчет и сбор платежей, контроль и обеспечение соблюдения/санкции. Более подробно эти виды деятельности рассматриваются ниже.

Оповещение

Оповещение о появлении новых законодательных актов преследует цель информирования граждан и предприятий о наличии таких актов. Информация о принятии новых законодательных актов должна быть опубликована в газете официального органа (национального правительства, парламента).

После оповещения каждый гражданин должен выполнять принятые нормативно-правовые акты. Однако, общеизвестно, что официальная газета не является самым эффективным средством оповещения всех заинтересованных сторон и лиц. Поэтому, важное значение приобретают надежные каналы распространения таких сообщений.

Существует много надежных каналов распространения информации. К примеру, они могут включать отправку писем заинтересованным предприятиям, рекламные кампании в популярных газетах, телевизионные рекламные ролики, привлечение заинтересованных организаций. Каналы распространения таких сообщений могут быть различными в зависимости от специфики принятого законодательного акта. Ниже в рамке приводятся некоторые характерные примеры.

Примеры различных способов объявления о новых экологических налогах в Дании Оповещение о введении в Дании налога на пестициды Налог на пестициды вступил в Дании в силу с 1 января 1996 г. Закон о налоге на пестициды установил взаимоотношения между импортерами пестицидов и производителями пестицидов (стороны, которые облагают данным налогом), и налоговыми органами, с другой стороны (сборщики налогов). Конечной целью введения данного налога является стремление предоставить пользователямпестицидов, в частности, датским фермерам, экономический стимул для снижения их использования. Однако, оповещение о новом налоге было непосредственно адресовано налоговым органам и производителям/импортерам. Фермерам никаких сообщений не поступило. Сообщение о налоге на водопроводную воду Распространение информации о недавно принятом налоге на водопроводную воду содержало те же характерные недостатки, которые были рассмотрены выше. По большому счету данный налог затрагивает интересы всего населения Дании. Однако технически сообщение о введении нового налога было передано только службам водоснабжения. Данный налог взимается с коммунальных служб, но поскольку они могут перекладывать его на потребителей, что постоянно имеет место на практике, произошло нарушение права потребителя свободно получить информацию о вводимом налоге. Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые меры по повышению информированности населения все же были приняты. Так, например, проводились кампании по информированию общественности, в ходе которых населению рекомендовалось уменьшить потребление водопроводной воды. Населению разъяснили экономическую выгоду такого поведения Приведенные примеры свидетельствуют об узости понимания государственными органами своих задач по повышению уровня информированности общества. Все, по сути, сводится к предоставлению информации узкому кругу ведомств.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...