Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Провалы рынка и деградация окружающей среды

 

Хорошо функционирующие рынки – наиболее эффективный механизм в экономике, позволяющий оптимально распределить ограниченные ресурсы между пользователями, максимизируя общественное благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынков необходимо соблюсти несколько условий:

· права собственности на все ресурсы четко определены,

· информация свободно распространяется между участниками рынка,

· определение цены на ограниченные ресурсы происходит, исходя из соотношения равновесия спроса и предложения на рынке.

· на рынке обязательно существует конкуренция и свобода выбора.

Когда хотя бы одно из этих условий не выполняется, рынок перестает оптимально функционировать – наступают "сбои" или "провалы" рынка. В экономической литературе описываются различные случаи провалов рынка. Применительно к экологической проблематике обычно рассматривают два наиболее распространенных вида провалов рынка:

· наличие внешних негативных эффектов (экстерналий) и

· чрезмерная ресурсов общего пользования (проблема, известная по меткому названию «трагедия общин»).

Перед тем как перейти к исследованию проблемы экстерналий и описания примера трагедии общин, в данной главе будет дано краткое описание основ функционирования рынка. Будут проанализированы внутренние возможности рынка устранять провалы. В дальнейшем будут рассмотрена необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка с целью регулирования рынка и устранения отрицательных внешних эффектов (экстерналий).

Функционирование рынков

Введение

Цель этого раздела – усвоить основы функционирования рынка, а также рассмотреть вопрос, как платность ресурсов стимулирует их рациональное использование.

Рынки и равновесие между спросом и предложением

Рынки возникают тогда, когда встречаются продавцы и покупатели для обмена товарами и услугами, имеющими определенную ценность для покупателя. Количество продаваемого товара и его цена определяются на рынке через взаимодействие продавцов и покупателей. Рынки могут иметь самые разнообразные формы. Существует рынок труда, где заработная плата выполняет роль цены за труд. Есть рынки потребительских товаров, сырья и полуфабрикатов. Рынки могут быть разных уровней по географическому охвату. Например, местные рынки, где фермеры продают свою продукцию, и международные рынки, где идет торговля металлами.

Рынки разных уровней оказывают влияние друг на друга. Спросом может пользоваться экологически чистая продукция, выращенная на близлежащей ферме. Однако, если цена на нее слишком высока, потребители купят близкий по качеству продукт в супермаркете. Супермаркеты, оказавшись в выгодном положении, не могут взвинтить цену на свою продукцию, так как существует конкурентная сеть других супермаркетов, которые могут привлечь покупателя. Супермаркеты закупают продукцию по всему миру и таким образом воздействуют на функционирование глобальных рынков.

Рыночная конкуренция создает условия для эффективного распределения ресурсов, что в нашем случае рассматривается как фактор повышения общественного благосостояния. Следующие условия необходимы для создания совершенной конкуренции:

· Наличие многих покупателей и продавцов на рынке

Не должно быть единственного субъекта экономической деятельности, доминирующего на рынке. Так, при наличии одного продавца (производителя) на рынке возникает монополистический эффект, при котором устанавливаемая цена на произведенный товар выше, чем оптимальная (цена, максимизирующая совокупный доход продавца и потребителя). Продажа товара по монопольной цене увеличивает доход производителя за счет потребителя. В то же время уже функционируют "рынки" вредных выбросов производственных предприятий.

· Права собственности четко определены

Рынки существуют для товаров с четко установленными правами собственности. Вы можете купить велосипед, и тогда Вы станете владельцем этой вещи, но Вы не можете купить чистый воздух, так как никто в мире не может претендовать на получение особых прав собственности на чистый воздух.

· Отсутствует принуждение и регулирование

Как потребители, так и производители имеют право на свободный выбор, и никто не принуждает их совершать покупку или производить иное количество товара вопреки их воле.

· Информация доступна для всех

Нет запретов на информацию о продаваемом товаре и цене на аналогичный товар на других рынках.

Производители выпускают товары, чтобы продать их на рынке и получить прибыль. Покупатели покупают товар на рынке, чтобы удовлетворить свою потребность. Рыночное равновесие достигается, когда предложение товаров (услуг) совпадает со спросом. Экономисты используют кривые спроса и предложения (см. рисунок В.1) для нахождения точки равновесия, которая соответствует оптимальной цене товара. Кривая спроса показывает количество товара, которое покупатели желают и могут купить в зависимости от величины цены. Кривая предложения показывает, какое количество товара продавцы готовы продать в зависимости от рыночной цены. Кривые спроса и предложения рассматриваются ниже более подробно.

Кривая спроса

Пример кривой спроса для единичного покупателя представлена на рис. 2.1. Здесь речь покупателем является торговое мелкооптовое предприятие, которое покупает бутылированную питьевую воду и продает ее в розницу. Кривая спроса отражает зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. При низкой цене покупатель может купить большее количество товара, но при высокой цене он будет в состоянии купить только небольшое количество товара. На рисунке 2.1 при цене 10 долл. США покупатель в состоянии приобрести только одну упаковку воды, но при цене 3 долл. США за упаковку - уже восемь штук. Кривая спроса для всего рынка представляет собой сумму индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса может дополнительно рассматриваться как кривая готовности платить и кривая предельной полезности.

Готовность платить – это максимальная сумма денег, с которой покупатель готов расстаться для приобретения товара, или денежная ценность товара для покупателя.

Кривая спроса представляет зависимость готовности платить за товар от количества продаваемого товара. С увеличением количества потребляемого блага его ценность и, следовательно, готовность покупателя платить за него снижается. Как видно на рисунке 2.1, готовность платить за первую упаковку – 10 долл. США, а готовность платить за каждую дополнительную упаковку снижается и для восьмой упаковки составляет только 3 долл. США. Следует иметь ввиду, что на рис. 2.1 по оси Х "количество" означает порядковый номер приобретаемого товара, а не суммарное их количество.

Кривая спроса также характеризует предельную полезность товара. С потреблением каждой дополнительной единицы его полезность (эффект от потребления) убывает. В результате предельная полезность восьмой упаковки равна 3 долл. США, тогда как первой - 10 долл. США

Такая интерпретация кривой спроса подводит нас к важнейшему понятию в экономике – потребительский излишек. Вернемся к рисунку 2.1. Если покупатель приобретает товар по рыночной цене Р*, то покупатель платит продавцу эту цену за каждую единицу товара, которую он хочет купить, несмотря на то, что за первые единицы товара покупатель готов заплатить даже большую сумму денег. Совокупные покупатели, таким образом, платят меньше величины своей готовности платить, так как готовность платить за начальные единицы товара выше его рыночной цены. Разность между суммой, которую покупатель готов заплатить за товар, и суммой, получаемой за него продавцом, составляет потребительский излишек покупателя.


Рисунок 2.1. Кривая спроса

 

Потребительский излишек определяет дополнительную выгоду, которую получают покупатели от потребления товара, в размере какой они сами себе ее представляют.

Графически потребительский излишек представляет собой площадь треугольника, расположенного между кривой спроса (готовность платить) и горизонтальной прямой, обозначающей рыночную цену (рис. 2.2). Пользуясь рисунком 2.1 легко вычислить абсолютное значение излишка потребителя: (10-3) + (9-3)+ …+ (4-3) + (3-3) = 28. Отметим, для особо дотошных слушателей курса, что речь в данном иллюстративном примере идет о неделимых единицах товара (упаковках).

Рисунок 2.2 Потребительский излишек (добавочная выгода потребителя)

Можно сказать, что большой потребительский излишек хороший показатель хорошего экономического благосостояния.

Почему в курсе экономики природопользования для нас так важен анализ кривых спроса?

Одна из задач экономики природопользования - определить спрос на качество окружающей среды, которое не имеет рыночной цены: например, чистый воздух или воду. Если мы сможем его измерить в том числе и с помощью оценок готовности платить, то мы ответим на вопрос об экономической выгоде улучшения качества воздуха или воды.

Несмотря на определенную возможную неточность построения кривых готовности платить, определение спроса на ресурсы, не имеющие рыночной цены, по крайней мере предоставляет полезную информацию, например, территориальным органам управления, где расположены эти ресурсы и учитываются в планах регионального развития.

Кривая предложения

Теперь обратимся к другой стороне рынка и рассмотрим выгоду, которую приносит функционирование рынка продавцам. Анализ благосостояния продавцов (производителей) аналогичен анализу благосостояния покупателей.

Представьте, что Вы - директор завода, производящего и продающего бутылированную питьевую воду. По мере увеличения объемов выпуска продукции у Вас возрастают производственные издержки. Для производства 10 упаковок Вам нужно затратить 10 долл., восьми – 8 долл., шести – 6 долл. и т.д. (см. рис. 2.3).

Рисунок 2.3 Кривая предложения

Установленная на рынке цена "отсечет" невыгодные для Вас варианты объемов выпуска. На рис. 2.3 рыночная цена составляет 3 долл. за упаковку (пунктирная линия). При этом значении цены Ваша выгода (излишек производителя) достигнет максимум при производстве 3 упаковок. Излишек производителя представлен графически на рис. 2.3 в виде площади треугольника, расположенного между прямой цены и кривой предложения.

После того как мы рассмотрели образование излишка производителя разберемся в вопросе, каким образом компании максимизируют свой доход.

Производители выпускают на рынок товары, чтобы продать их и получить доход. Производство товаров предполагает определенные издержки, так как производитель должен приобретать ресурсы (рабочую силу, материалы, оборудование). Производитель должен быть уверен, что количество денег, которое он получит от продажи товаров, превышает все издержки, и в результате образуется прибыль (разница между доходом и затратами), так что компания осталась в бизнесе. В экономической теории постулируется, что цель производителя - максимизация прибыли. Заметьте, что не увеличение производства само по себе, а только рост прибыли – это мотив производителя. Что же представляют собой затраты и результаты для производителя?

Затраты и результаты

Доход, который получает производитель, определяется как произведение количества реализованной продукции на рыночную цену единицы продукции. Если рынок хорошо функционирует, и компания не может существенным образом влиять на установление рыночной цены, то она продает свои товары только по цене, определенной рыночной конкуренцией.

Производственные затраты могут быть разделены на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов производства для предприятия с заданными и неизменными производственными мощностями. При краткосрочных хозяйственных решений постоянные затраты могут включать фиксированные значения платы за аренду земельного участка или производственных помещений, стоимости оборудования и заработной платы. Переменные затраты состоят из сырья, материалов и других компонент, необходимых для поддержания производственного процесса. Переменные затраты зависят от объемов производимой продукции, так как для каждой дополнительной единицы товара требуется больший расход сырья и материалов.

Расчет прибыли может быть проиллюстрирован следующими формулами (см. вставку 2.1)

Вставка 2.1 Формулы расчета прибыли 1. Прибыль = Доход – Производственные затраты 2. Доход = Рыночная цена х Количество проданных товаров 3. Производственные затраты = Постоянные затраты + Переменные затраты 4. Переменные затраты = F (К) являются функцией производимого количества товара

 

Зависимость между объемом производимой продукции и прибылью показана на графике 2.4. Доход растет линейно, так как каждая производимая единица товара продается по фиксированной цене. Затраты растут с увеличением количества производимых товаров, но при этом их рост нелинейный: чем больше товаров производится, тем больше величина затрат (выходит из строя оборудование, больше приходится расходовать материалов и энергии…).

По достижении определенного объема производства на данном оборудовании и с данной рабочей силой начинает резко расти производственные издержки (себестоимость продукции) Величина максимальной прибыли соответствует наибольшему расстоянию между кривыми дохода и производственных затрат. Точка пересечения (а) обозначает начало поступления прибыли (доход начинает превышать затраты), точка (б) – конец поступления прибыли (величина затрат начинает превышать величину дохода).

Рисунок 2.1 Прибыль, затраты и доход


Предельные затраты и доходы

На рисунке 2.4 изображены общие величины затрат и дохода предприятия. Однако, центральное место в экономике занимают предельные изменения величин. В действительности руководитель предприятия принимает решения, основываясь не на общих издержках и доходах, а исходя из соотношения их предельных величин. Рационально мыслящий человек оценивает и сравнивает дополнительные (предельные) блага, вызванные реализацией определенного решения, с дополнительными (предельными) издержками, которые вызовет реализация данного решения. Оптимальное решение будет соответствовать ситуации, когда получаемые предельные блага превышают его предельные издержки.

В дальнейших рассуждениях мы будем отождествлять продавца с производителем (рынок без посредников). Такое упрощение позволит нам лучше связать механизм формирования рыночной цены с основными производственными показателями (предельный доход, предельная прибыль, предельные издержки). Напомним, что цель производителя - максимизация прибыли.

Для продавца (производителя) предельным доходом является величина дохода, получаемая от продажи дополнительной единицы товара. В том случае, когда продавец не в состоянии воздействовать на рыночную цену (не является монополистом), график его предельного дохода представляет прямую линию, параллельную оси абсцисс, и отстоящую от нее на величину цены товара, как показано на рис. 2.5.

Рисунок 2.2 Кривая предельного дохода

Концепция предельных затрат предполагает наличие дополнительных издержек, сопровождающих выпуск каждой дополнительной единицы товара. В отличие от прямой предельного дохода кривая предельных затрат растет с увеличением объемов производства. Она растет за счет того, что предельные затраты включают составляющую - переменные издержки (см. рис.2.6). Начиная с определенной величины предельные переменные издержки начинают возрастать, так как растет стоимость сырья, которое поставляется из более удаленных источников, растет цена на сырье вследствие инфляции, увеличиваются трудовые затраты и т.д.

Рисунок 2.3 Кривая предельных переменных затрат

Прибыль, которую продавец получает от продажи каждой дополнительной единицы товара (предельная прибыль), есть разность между предельным доходом и предельными издержками. Предельный доход, как уже отмечалось, постоянен, а предельные издержки за счет своей переменной составляющей увеличиваются вместе с ростом объемов производства. На рис. 2.7 объединены кривая предельных издержек и прямая предельного дохода. Разность абсолютных значений между точками на прямой и кривой линиях дает величину предельной прибыли для каждой единицы товара, а площадь между прямой и кривой линиями равна общей прибыли.

Рисунок 2.4 Оптимальный уровень производства

ППИ – предельные производственные издержки;

ПВ – предельная выгода.

Производитель увеличивает объемы производства до тех пор, пока предельный доход положителен, то есть до того как прямая пересечется с кривой. Если он не остановит процесс производства в этой точке, соответствующей 11 единицам товара, то каждая следующая единица товара будет приносить ему убытки. Из вышесказанного становится понятным, что производители на свободном рынке принимают во внимание два фактора: 1) рыночную цену товара и 2)свои предельные издержки производства.

Это заключение приводит к важным выводам. Во-первых, свободный рынок стимулирует производителей эффективно использовать ресурсы, за которые они платят (то есть получать максимум прибыли с каждой вовлекаемой единицы ресурса). Во-вторых, ресурсы эффективно используются (то есть прибыль растет), до тех пор, пока предельные издержки не станут равны предельному доходу.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...