Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права собственности и возобновимые ресурсы

Введение

В предыдущем разделе исследовались экстерналии как результат загрязнения. Другая форма экстерналий имеет место при свободном доступе к ресурсу (отсутствии собственности на ресурс) и в случае коллективной собственности (общего пользования) на ресурс. Если доступ к данному ресурсу никак не регламентируется, то есть является неограниченным, то ресурс неизбежно подвергается истощению. Примерами являются: перевыпас скота на общинных землях, истощение рыбных запасов.

Одна из перечисленных проблем, а именно чрезмерная эксплуатация общинных пастбищ, рассмотрена в знаменитой статье Г. Хардина “Трагедия общин”, напечатанной еще в 1968 году в журнале "Сайенс" (том 162, декабрь 1968 г.). Нечетко определенные права собственности на ресурсы в плане установления эффективных ограничений определяют расточительный характер использования природного ресурса.

Экономические проблемы

Как уже упоминалось, природные ресурсы разделяются на возобновимые и невозобновимые. Невозобновимые ресурсы конечны, поэтому их чрезмерное использование со временем приведет к исчерпанию запасов. Главной экономической задачей в этом случае является регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени.

Возобновимые ресурсы могут восстанавливаться. Примерами таких ресурсов являются рыбные ресурсы, леса. Следует, однако, быть максимально осторожным, употребляя термин «возобновимость», так как речь в большинстве случаев идет о частичной восстанавливаемости. Леса, которые вырубают, а пастбища используют под животноводство, в большинстве случаев, как показывает опыт, не восстанавливаются. Количество питательных веществ в почве снижается, происходит ее эрозия. Плодородие земли обесценивается.

При устойчивом режиме управления использованием воспроизводимых ресурсов сохраняется запас самого ресурса, а расходуется только его прирост. Так, при лове рыбы отбираются только взрослые особи, а молодые отпускаются до наступления следующих сезонов. Основная экономическая проблема, связанная с возобновимыми ресурсами, относится к оптимизации величины запаса ресурса. Отсюда следуют величины уровней и темпов использования ресурса.

Режимы собственности

Экономное использование природных ресурсов зависит от установленного режима прав собственности. Обычно различают четыре режима прав собственности: ресурсы открытого доступа, частная собственность на ресурсы, ресурсы общего пользования и ресурсы, принадлежащие государству.

При открытом доступе к ресурсам наблюдается тенденция к их чрезмерной эксплуатации, поскольку ни у кого нет стимулов сохранить или ограничить темпы нынешнего использования, чтобы обеспечить эффективное потребление ресурса в будущем. Отсутствие прав собственности при открытом доступе приводит к отсутствию заинтересованности в инвестициях, поскольку тот, кто вкладывает средства в сохранение ресурса сегодня, не имеет никаких гарантий, что ему достанется отдача от этих инвестиций завтра. В данном случае более подходит термин “инвестиции в природный капитал,” который можно понимать как собственно капитальные вложения, так и сдерживание темпов использования ресурсов ради получения краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочной продуктивности ресурса.

Классическим примером ресурсов открытого доступа до недавнего времени являлись ресурсы Мирового Океана. Отсутствие в течение длительного периода времени правовых договоров и системы эффективного контроля их выполнения привело к тому, что от чрезмерного отстрела на грани исчезновения оказались отдельные виды китов.

Пример: Атмосфера как ресурс открытого доступа До недавнего времени воздействие экономических субъектов на состояние атмосферного воздуха регламентировалось только в области лимитирования химического загрязнения. Атмосфера является наглядным примером ресурса открытого доступа, где природопользователи не имели ограничений на уровень и характер вмешательства в процессы, происходящие в атмосфере исключая химическое загрязнение. Отрицательные экологические последствия вмешательства не прогнозировались изначально из-за отсутствия соответствующих научных исследований и высокой степени неопределенности в трактовке данных. Свободный доступ к ресурсу создавал ситуацию повышенного риска возникновения серьезных экологических проблем. Рано или поздно, но экологические опасности должны были проявиться, и общество должно было их осознать. Наблюдения за динамическими рядами среднегодовых температур позволили ученым в начале 1980-х годов сделать вывод о проблеме глобального потепления климата («парниковый эффект»), вызванного главным образом неограниченным сжиганием ископаемого топлива. Глобальное потепление может вызвать подъем вод Мирового океана, что грозит затоплением определенной части населяемой части Планеты. Наблюдения английских ученых на полярной станции в Антарктиде привели в середине 80-х годов к выводу об истощении озонового слоя Земли, защищающего поверхность планеты от ультрафиолетового излучения. Ультрафиолетовая радиация вызывает у человека рак кожи (есть исследования, устанавливающие зависимость между уменьшением озонового слоя на один процент и увеличением ежегодного роста раковых заболеваний кожи на 6 процентов), снижает продуктивность сельского хозяйства и Мирового океана, приводит к деградации экосистем и т.д. Причиной разрушения озонового слоя является процесс накопления в атмосфере хлорфторуглеродов, используемых в холодильных камерах, аэрозолях, медикаментах и т.д. Всего лишь одна молекула газа, используемого в кондиционерах автомобиля, может разрушить десятки тысяч молекул озона, поглощающего вредоносные ультрафиолетовые лучи.

 

Частная собственность в принципе обеспечивает стимулы для собственника сохранять долгосрочную продуктивность ресурса. Если у частного собственника существует уверенность, что в долгосрочной перспективе он получит выгоду от своих инвестиций, направленных на укрепление продуктивности ресурса, то он не будет заинтересован в нанесении вреда самому себе и не станет чрезмерно эксплуатировать ресурс в данный момент.

Чтобы права частной собственности в полной мере создавали стимулы для рационального использования ресурса, они должны быть исключительными, четко определенными, безопасными, гарантированными и передаваемыми. Защита и надлежащее соблюдение прав частной собственности являются необходимыми условиями эффективного функционирования института частной собственности. Без надлежащего выполнения этих функций не будет достаточных стимулов к рациональному природопользованию.

Исключительность и четкая определенность прав собственности означает ясность правового пространства, которое “покрывается” правом собственности (что можно, а чего нельзя делать) и отсутствие конкурирующих альтернативных претензий на данный ресурс.

Безопасность и гарантии означают государственную защиту от посягательств на частную собственность в виде национализации (без адекватной компенсации), социальных и политических рисков и экономической неопределенности. Отсутствие безопасности лишает смысла долговременные инвестиции.

Соблюдение прав частной собственности означает уважение общества к этому древнему институту. Исключительность и четкость формулировок не будет иметь значения, если члены общества игнорируют соблюдение прав частной собственности. Право, соблюдение которого не обеспечено, перестает быть правом.

Права должны официально (легально) передаваться, например, путем продажи или аренды. Если это нельзя сделать, то резко падает привлекательность инвестиций.

Управление ресурсами общего пользования, находится где-то между ресурсами открытого доступа и частной собственностью. Общее пользование означает, что четко определенная группа пользователей обладает ресурсами, и что они в состоянии исключить доступ не владельцев к данному ресурсу. Примером ресурсов такого типа являются различные формы выпаса скота в Африке, где племена владеют полями и используют их совместно.

Ресурсы общего пользования приводят к меньшим рискам плохого управления, нежели ресурсы открытого доступа, и их не следует смешивать. Имеется ряд примеров эффективного регулирования предельной нагрузки на пастбищах, используемых коммунами. Однако, эта форма собственности показала себя неустойчивой к изменению внешних условий.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы, казалось бы, на первый взгляд, создает непреодолимые препятствия для повторения варианта “трагедии общего пользования”: здесь собственник как бы един. Однако, чтобы иметь возможность осуществлять управление своей собственностью, государство должно быть в состоянии осуществлять мониторинг за природопользованием, а также быть в состоянии обеспечивать установленные правила природопользования. В реальности это означает предоставление прав на распоряжение государственной собственностью во временное управление узкой группе лиц – государственных служащих, которые оказываются, как правило, не заинтересованными в устойчивом характере использования природных ресурсов. Примеры коррупции и расточительного использования природных ресурсов достаточно часто сопровождают практику эксплуатации ресурсов, находящихся в государственной собственности.

Тема для дискуссии

Приведите примеры в Вашем регионе где существует открытый доступ к ресурсам, или ресурсы находятся в общем пользовании

· Эксплуатируются ли эти ресурсы сверх положенного?

· Установлена ли эффективная система управления использованием природных ресурсов?

· Что можно сделать для улучшения системы управления?

 

2.4: Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы рынка

Введение

В последних разделаз, введя понятие экстерналий, мы продемонстрировали, что рынок в случае их наличия не находит социально оптимального решения, т.е. не максимизирует общественное благосостояние.

Но нет случаев без исключений. Есть примеры успешной интернализации экстерналий рынком и позитивного опыта управления ресурсами общего пользования, когда участвующие стороны находят взаимовыгодное решение, позволяющее предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды. Тот факт, что рынок в некоторых случаях может самостоятельно найти решение своих проблем, означает, что органы государственного управления не должны автоматически вмешиваться в ситуациях провала рынка.

В этом отношении органам государственного управления можно дать несколько разумных советов. Во-первых, лучше всего поддерживать ситуации, при которых рынки сами могут решить свои проблемы, если это возможно. Во-вторых, вмешательство государства может в ряде случаев лишь усугубить ситуацию. Этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе в разделе о провалах политики.

Цель настоящего раздела – обсудить, при каких обстоятельствах рынок сможет самостоятельно найти решения, а при каких нет. Основные условия могут быть сформулированы следующим образом:

· при наличии нормальных условий рынок, по-видимому, сможет самостоятельно разработать системы управления, которые должным образом ликвидируют провалы рынка. Главным условием “нормальности” являются низкие трансакционные затраты, т.е. затраты на достижение решения заинтересованными сторонами и мерам по его реализации.

· государственные органы не должны спешить автоматически вмешиваться при каждом провале рынка.

Экстерналии и рыночные решения

Коллективное решение может выступать в качестве одного из инструментов интернализации экстерналий и оно позволяет предотвратить снижение запасов/качества природного ресурса ниже желаемого. Стороны, участвующие в эксплуатации определенного ресурса, объективно заинтересованы в том, чтобы лучше узнать друг друга, придти к соглашению друг с другом и контролировать ход выполнения этого соглашения. Трудности, связанные с реализацией этой объективной потребности в сотрудничестве связаны с уровнем трансакционных издержек, и от значения этих издержек зависит, почему в одних случаях провалы рынка не могут разрешиться самим рынком, а в других – решения находятся.

Рассмотрим конкретный пример.

В пригороде шведского города Гетеборг недалеко от нефтеперерабатывающего предприятия расположен автомобильный завод. Менеджеры завода установили, что при переработке низкокачественных нефтесодержащих продуктов и соответствующем направлении ветра, происходила коррозия металла и слезала краска с новых только что выпущенных автомобилей. Вместо аппеляции к государственным органам две стороны сели за стол переговоров, и была достигнута договоренность, в соответствии с которой антикоррозийные мероприятия стали проводиться в период изменения направления ветра. Однако, процесс выявления всех заинтересованных сторон не был проведен надлежащим образом и в ходе переговоров не были приняты во внимание интересы жителей, которые проживают с подветренной стороны. Это создало потенциальную опасность провала достигнутых договоренностей.

Проблема, как видно из примера, состоит в определении обстоятельств, при которых возникают стимулы для нахождения подобных согласованных решений. Однако, политика переговоров может и не привести ни к чему. Переговоры заканчиваются провалом там, где становится очень трудно или очень дорого определить совместные интересы, согласовать их и осуществлять надзор над их надлежащим выполнением. Эти трудности, или издержки с ними связанные, называются трансакционными издержками, и в них заключена фундаментальная причина успеха или неудачи способности рынка к саморегулированию.

Основные элементы трансакционных издержек, связаны со следующими стадиями переговоров:

· Выявление участников. Для того, чтобы заключить соглашение между собой стороны сначала должны найти друг друга. Это представляется довольно простым вопросом, но при рассмотрении природоохранных проблем не всегда ясно, кто является загрязнителем, а кто пострадавшей стороной, а также кто заинтересован в решении проблемы.

· Переговоры и заключение соглашения. После выявления сторон им необходимо провести переговоры с целью нахождения решения, что само по себе представляет дорогостоящий процесс.

· Контроль. Стороны должны осуществлять мониторинг и контроль того, что каждая сторона реально соблюдает соглашение. Этот вид деятельности также требует значительных затрат.

· Обеспечение выполнения. Если невозможно обеспечить выполнение и соблюдение условий соглашения, или это потребует значительных затрат, тогда такое соглашение немногого стоит.

Если упомянутые выше трансакционные издержки ниже, чем выигрыш от заключения соглашения, то весьма вероятно, что рынок самостоятельно справится с провалом. Идея о том, что действующие на рынке агенты смогут справиться с внешними эффектами, если трансакционные издержки незначительны, а права собственности сформулированы четко, была отражена в теореме Коуза, названной в честь Нобелевского лауреата по экономике Р.Х.Коуза. Теорема Коуза является важным вкладом в решение проблемы экстерналий. Ее не следует, однако, принимать за абсолют и интерпретировать так, что правительству совсем не следует вмешиваться в процесс охраны окружающей среды. В большинстве случаев, когда имеет место загрязнение окружающей среды, теорема Коуза может быть неприменима по некоторым причинам.

Важнейшим препятствием для саморегулирования рынка является вовлечение большого количества сторон в решение экологической проблемы. Если проблема ограничивается только двусторонними контактами, например, два рыболова ловят рыбу в одном пруду, то переговоры по нахождению взаимоприемлемого решения, скорее всего, пройдут успешно. Однако, если проблема касается загрязнения воздушного бассейна крупного города, издержки определения участников, проведения переговоров и правоприменения становятся очень большими.

Большое количество участников - это не только проблема размерности. При большом количестве участников при решении экологической проблемы обязательно найдутся “бесплатные ездоки/зайцы”, то есть категория лиц, получающих эффект от борьбы с экстерналиями бесплатно. Действительно, например, эффекты от улучшения состояния воздуха не могут быть распределены только между теми, кто сократил уровень выбросов или компенсировал нанесенный экологический ущерб. Индивид, не имеющий отношения к решаемой экологической проблеме, автоматически воспользуется выгодой от ее решения другими сторонами, в данном случае вдыхая чистый воздух. Таким образом, проблема “зайца” означает отсутствие стимулов у индивида (группы лиц) внести вклад в решение проблемы, так как пользу от решения можно будет получить и без несения расходов. Наличие “зайцев” предполагает, что общество не может исключить их выигрыш из поля экологических решений по социальным или политическим соображениям.

Другой случай, когда рынку трудно найти решение самостоятельно, – проблема с определением вовлекаемых сторон. Многие экологические проблемы возникают в условиях “размывания” форм взаимодействия сторон, когда трудно определить, кто и в какой степени вызывает деградацию природного ресурса. Например, загрязнение грунтовых вод. Этот тип загрязнения может возникнуть во многих местах (реки, озера, почва) и по многим причинам. Он оказывает воздействие на многих пользователей. Более того, может быть временной лаг между сбросами загрязнителей и отравлением подземных вод.

Есть близкая проблема, когда возможно очертить круг вовлекаемых сторон, но невозможно провести с ними переговоры. Это случай, когда экстерналии затрагивают интересы будущих поколений. Эти люди не имеют возможности голосовать по принятию решений сейчас, но в будущем они столкнутся с проблемой обеспеченности ресурсами, доставшимися им от предыдущих поколений.

Поэтому, с учетом вышеизложенного провалы рынка можно рассматриваться, как неспособность институтов управления адекватно реагировать на деградацию окружающей среды. Это неспособность экономической системы решать проблемы, вызванные ею самой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...