Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное вмешательство для охраны окружающей среды

В главе 2 была продемонстрирована необходимость государственного вмешательства из-за "провалов" рынка – неспособности рынка в ряде случаев решать проблемы экстерналий.

В этой связи возникают естественные вопросы относительно того, как и в какой степени государство должно и в состоянии вмешиваться в работу рынка, т.е. отдает ли общество охране окружающей среды предпочтение и в какой степени в сравнении с экономическим развитием в случае, если придется выбирать между этими двумя целями. Экономика природопользования может предложить выбор инструментов и методов для анализа этих проблем, чтобы в конечном итоге предоставить адекватную информацию для лиц, принимающих решения.

Принципы государственного регулирования охраны окружающей среды

Введение

В предыдущем разделе было показано, что наличие определенных типов провалов рынка может привести к деградации окружающей среды и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов. Наличие провалов рынка служит основанием для вмешательства государства с целью корректировки возможных негативных последствий.

В данном разделе будут рассмотрены общие принципы вмешательства государства в контексте принципов экономики природопользования.

В главе 3 будут изложены вопросы обоснования государственного регулирования, потребности в нем; будут продемонстрированы формы государственного вмешательства и рассмотрены вопросы очередности мер государственного регулирования.

3.1.2. Цели и обоснование государственного регулирования (вмешательства)

В экономике традиционно предполагается, что основной целью государственного управления и, соответственно, государственного вмешательства (регулирования) является увеличение или максимизация благосостояния общества, в тех случаях, когда рынок оказывается не в состоянии самостоятельно достичь этого состояния. Однако, эта цель не всегда может реализоваться на практике, поскольку другие задачи (например, справедливое распределение доходов /социальная справедливость/, национальная безопасность и др.) могут оказаться не менее важными для реализации, чем повышение материального благосостояния членов общества. Кроме того, государство не всегда может следовать такому идеалу как максимизация достаточно абстрактного понятия общего благосостояния, а может начать стремиться перераспределить получаемые выгоды между различными влиятельными группами населения за счет других членов общества.

Как было рассмотрено в главе 2, конкурирующие рынки при отсутствии провалов обеспечивают социально оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, максимизируют благосостояние всего общества.

Выявленная в главе 2 особенность совершенных рынков испытывать сбои в отношении оптимального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды является основанием для вмешательства государства. Однако, наличие провалов рынка является необходимым, но не достаточным условием для подобного вмешательства. Для полного обоснования эффективности государственного вмешательства должны выполняться следующие условия:

Во-первых, вмешательство должно продемонстрировать результаты лучше рыночных или улучшить функционирование рынка. Как показано в разделе 2.4, рынок в некоторых случаях может самостоятельно справиться со своими провалами, и тогда нет никакой необходимости в государственном регулировании.

Во-вторых, выгоды государственного регулирования должны превышать расходы на эту деятельность, т.е. планирование, осуществление и обеспечение надлежащего выполнения устанавливаемых государством норм (административные расходы), и любые косвенные или непредвиденные затраты для ликвидации диспропорций, могущих возникнуть в других секторах экономики из-за вмешательства государства. Понятно, что выгоды должны превысить административные расходы, которые связаны с вмешательством и могут оказаться существенными. Вторая часть издержек, связанная с непреднамеренными побочными последствиями является также очень важной компонентой, так как известно много случаев государственного вмешательства, когда оказывалось отрицательное влияние на функционирование других секторов экономики или в результате вмешательства состояние окружающей среды улучшилось меньше, чем предусматривалось или даже ухудшилось. Мы называем подобное явление "провалом государственной политики" и будем его рассматривать в следующем разделе.

В реальной ситуации причины для вмешательства государства могут быть более разнообразными, чем чисто экономические, описанные выше. Обоснование и цели государственного вмешательства часто смешиваются. Во многих случаях экологические проблемы формулируются нечетко (например, "Волга слишком сильно загрязнена" или "на этом озере раньше были лебеди", или же "разведение животных с целью получения меха необходимо пресекать"). В результате, возникает движение общественности за осуществление государственного вмешательства в создавшуюся ситуацию и могут раздаваться призывы к принятию крайних мер (например, запреты) и введению крупных штрафов за нарушение установленных правил или лимитов. В такой ситуации трудно убедить лиц, принимающих решения, в необходимости следования принципу определения оптимального уровня загрязнения. Эксперты в области экономики природопользования должны уметь предупреждать возникновение подобных ситуаций, сохраняя для государства более широкий по сравнению с запретами набор методов регулирования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...