Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

В настоящее время накоплен определенный опыт лицензирования деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрим данный вопрос на примере недропользования.

Лицензирование недропользования осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и Положением о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 1314-1 от 1992 года. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования в недропользовании возлагается на государственный орган управления государственным фондом недр, а также на его территориальные подразделения. Данные органы осуществляют подготовительную работу, связанную с выдачей лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, охраной окружающей среды, надзора, а в части, касающейся платы за использование недр, - с государственными органами управления экономикой.

Механизм предоставления лицензий на право пользования недрами заключается в следующем. Предприятия, желающие получить лицензию, обращаются в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или ее территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях получения лицензии по интересующим объектам. МПР России и его территориальные подразделения учитывают поступающие заявки на получение лицензий, информируют о них органы представительной власти, организуют выпуск рекламных изданий, проводят другие мероприятия по информационному обеспечению потенциальных показателей недр.

Заявки должны содержать:

1) данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;

2) данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии;

3) данные о финансовых возможностях предприятия-заявителя, необходимые для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами;

4) данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков;

5) информацию о предыдущей деятельности предприятия-заявителя, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет;

6) предложения предприятия-заявителя по условиям пользования недрами.

После принятия заявки на участие в конкурсе предприятию-заявителю предоставляется пакет геологической информации по интересующему участку недр. Пакет должен содержать необходимый объем геологической, горнотехнической, технологической и иной информации для проведения предприятием-заявителем технико-экономических расчетов показателей ведения работ. На основании получения геологической информации предприятие-заявитель в установленный срок разрабатывает и представляет основные технико-экономические показатели ведения работ, связанные с намечаемым пользованием недрами.

Оценка соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей по условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом.

Лицензия, предоставленная победителю конкурса или аукциона, направляется в федеральный или территориальный геологические фонды на регистрацию, которая производится в месячный срок с момента ее поступления.

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформления. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

1) практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;

2) социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации;

3) равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

4) развития рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

5) необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензия должна содержать:

• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

• указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

• указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

• сроки действия лицензии и сроки начала работ;

• условия, связанные с платежами, взимаемыми за пользование недрами, земельными участками, акваториями;

• согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;

• соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в т.ч. на условия концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

За выдачу лицензий на право пользования недрами взимаются сборы. Размер сборов определяется, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензии.

Отказ в предоставлении лицензии может последовать в следующих случаях:

• заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

• заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

• заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:

• ограничение, вопреки условиям данного конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим Законом;

• уклонение от выдачи лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе;

• замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;

• дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

• дискриминацию пользователей недр и предоставление доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр (горных отводов), предоставляемых в пользование. Право за пользование недрами прекращается:

• по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

• при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;

• при возникновении зафиксированного и лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.

Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями, выдавшими лицензию, в случаях:

• возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

• нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

• систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

• возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

• если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

• ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях:

1) при изменении организационно-правовой формы предприятия-пользователя недр;

2) при реорганизации предприятия-пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия;

3) при реорганизации предприятия-пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя.

При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. При этом содержание лицензии пересмотру не подлежит.

Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия-пользователя недр. Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию. Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями закона к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.

Согласно исследованиям профессора М.А. Комарова с начала лицензирования и практически до настоящего времени наблюдалась тенденция на либерализацию получения права на пользование недрами, что, в частности, выражалось в следующем:

• массовое бесплатное бесконкурсное лицензирование;

• отказ лицензирующих органов (а, значит, и государства) от получения бонусов (разовых платежей за пользование недрами);

• снижение, как правило, до минимума контролируемых условий лицензионных соглашений;

• уменьшение роли экономических аспектов в лицензионных соглашениях, в том числе инвестиционных обязательств;

• установление в большинстве лицензий минимальных или близких к минимальным ставок платежей за пользование недрами;

• несоблюдение Закона «О недрах» по содержанию лицензий и ее неотъемлемых составных частей, в особенности, это касалось наличия документов (актов), подтверждающих и удостоверяющих горный и земельные отводы, обоснование снижения платежей, взимаемых за пользование недрами и др.;

• ослабление контрольно-регулирующих функций, в части инвентаризации лицензий и условий недропользования, неприятие действенных мер к нарушителям условий лицензионных соглашений;

• отсутствие форм федерального государственного статистического наблюдения (федеральной статотчетности) за выполнением условий лицензионных соглашений.

Кроме того, как показал в своих исследованиях МА. Комаров, при переоформлении лицензий в связи с реорганизацией недропользователей в процессе приватизации постепенно государственная собственность переходила в частную. К началу приватизации и лицензирования пользования недрами (1992) государственная собственность в минерально-сырьевом секторе экономики России включала три составляющие:

• основные фонды горнодобывающего предприятия (в основном, это казенные построения, оборудование и т. п.);

• подземные подготовительные и эксплуатационные горные выработки, в т. ч. фонд скважин глубокого бурения;

• запасы полезных ископаемых и геолого-геофизическую информацию о недрах.

Первая часть, практически за бесценок (в ценах, действовавших на 1 июля 1991 года), передавалась акционерам и включалась в уставный капитал будущего акционерного общества. Две другие части не подлежали разгосударствлению и по законодательству о недрах оставались государственной собственностью, и государство ее передавало в долгосрочную аренду.

Процесс приватизации осуществляли в три этапа.

Первый этап. Практически бесплатная передача подземной государственной собственности в пользование, распоряжение и оперативное управление трудовому коллективу.

Второй этап. Продажа акционерным обществам открытого типа за бесценок наземной государственной собственности, включенной в уставной капитал приватизируемого горнодобывающего или геолого-добывающего предприятия, с одновременной бесплатной передачей в аренду подземной собственности участков недр путем бесплатного переоформления лицензий.

Третий этап. Бесплатная передача теперь уже частной наземной и подземной собственности, принадлежащей после второго этапа акционерному обществу открытого типа, в частную собственность и долголетнее (20-25 лет) использование, владение, распоряжение и оперативное управление узкому кругу гражданских и юридических лиц, объединяющихся в закрытые акционерные общества, в которых, зачастую, организационно-правовой формой являлись совместные предприятия с участием иностранного капитала, зарегистрированные в зарубежных офшорных зонах с льготным режимом налогообложения.

Все сказанное выше свидетельствует о необходимости совершенствования существующей системы лицензирования природопользования.

Важнейшим фактором лицензирования, на котором должна базироваться вся лицензионная система, - вовлечение в процесс лицензирования государственных органов власти всех уровней и природопользователей.

На Федеральном и региональном уровнях должны быть установлены квоты на:

• изъятие природных ресурсов;

• загрязнение окружающей среды и другие виды антропогенных воздействий территорий.

Затем эти квоты распределяются между отдельными природопользователями. Изъятие природных ресурсов и загрязнение окружающей среды природопользователями должно осуществляться в рамках выделенных им квот, что должно быть зафиксировано в лицензии.

В условиях перехода к устойчивому (ноосферному) развитию в лицензии должны найти отражение основные экономико-правовые функции природопользования. Такие функции разработаны М.А. Комаровым применительно к полезным ископаемым, но они могут быть приемлемы и для других видов природных ресурсов.

В систему лицензирования должны быть включены следующие экономико-правовые функции:

1. Лицензия как право на пользование тем или иным видом природных ресурсов.

2. Лицензия как договор правоотношений между собственником природного ресурса и природопользователем, в том числе инвестором в природопользовании.

3. Лицензия как правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений, в том числе по инвестированию.

4. Лицензия как документ, в котором находят окончательное отражение и обоснование поступления в бюджет всех уровней при проведении конкурсов, аукционов, тендеров по продаже прав природопользования (лицензионные сборы, плата за предварительный и окончательный пакеты информации о природных ресурсах, разовые платежи, размеры которых могут варьироваться, в том числе за счет стоимостной оценки природных ресурсов.

5. Лицензия как правовой документ, в котором устанавливаются ставки платежей за природные ресурсы.

6. Лицензия как механизм обеспечения оптимального сочетания интересов: государства, субъектов Федерации и предприятий природопользователей.

7. Лицензия как правовой документ, в котором обосновываются и обеспечиваются льготы, обеспечивается гарантия предоставления льгот, а также устанавливаются штрафные санкции за нарушение условий природопользования.

8. Лицензия как механизм и инструмент создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения инвесторов и стимулирования ускоренного экологически безопасного освоения и разработки отдельных видов природных ресурсов путем предоставления льгот по налогообложению, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции.

9. Лицензионный паспорт как основной документ создания и ведения единой информационной системы лицензирования природопользования и реестра природопользователей.

10. Лицензия как предмет залога для получения кредитных (заемных) средств для привлечения инвесторов и инвестиционных ресурсов.

11. Лицензия как элемент (составная часть) долгосрочных нематериальных активов предприятия, имеющих стоимостную оценку.

12. Лицензия как недвижимое имущество, которое можно передавать в доверительное управление и т. п.

13. Лицензия как форма оплаты акций при приватизации предприятий, при покупке основной и дополнительной эмиссии акций, при учреждениях природопользователем новых организаций, в том числе совместных предприятий.

14. Лицензия как часть уставного капитала предприятия-природопользователя. Имеется ввиду включение стоимости природных ресурсов в уставной капитал.

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды»

Согласно этому положению органами, уполномоченными на ведение лицензирования в области охраны окружающей среды, является МПР России и его территориальные органы. Они выдают лицензии на:

• утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (материалов, веществ);

• проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;

• осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами природоохранного назначения).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды претерпело изменения. Прежде всего, это касается сокращения видов деятельности, подлежащих лицензированию. К примеру, в настоящее время к таким видам деятельности относятся деятельность по обращению с опасными отходами, деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, явления и др.

4.2.3. Сертификация по экологическим требованиям

Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

• удовлетворяет ли товар его потребностям;

• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.

Система экологической маркировки. Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов, как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.

Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

Зарубежный опыт показывает, что маркировка продукции наряду с ее сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1977 года политика в области охраны окружающей среды была сориентирована на высокое экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий. Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды.

В какой степени можно достичь цели за счет упреждающих мер природоохранного характера на основе производства экологически приемлемых продуктов? Это зависит решающим образом от того, станет ли экологическая чистота продуктов неотъемлемой составной частью конкуренции, регулируемой спросом и предложением. Очевидно, что профилактика окружающей среды нуждается в таком предпринимателе, который готов взять на себя экологическую ответственность, равно как и в таком потребителе, который знает о последствиях покупки товара для окружающей среды. По данным опроса общественного мнения, в настоящее время приблизительно 80% потребителей в ЕС знают об экологическом знаке. Российские потребители до настоящего времени практически лишены возможности мотивировать свой выбор покупки отечественных товаров по экологическим параметрам из-за отсутствия объективной информации и сертификации продукции.

В перспективе любая экологически мотивированная система маркировки продукции лишь тогда сможет утвердиться на рынке, когда на переднем плане будут стоять природоохранные цели и ориентация на наивысший уровень техники. Одновременно перед изготовителями продукции благодаря экологическому знаку открываются новые возможности рынка для последующих инвестиций на природоохранные цели.

Программа введения экологического знака в Германии охватывает в настоящее время 52 принципа с весьма дифференцированными требованиями; действуют договоры на право пользования экологическим знаком для более чем 6000 наименований продуктов, охватывающих 71 группу товаров. При оценке эффективности его применения ориентируются на достигнутое фактическое уменьшение нагрузки на окружающую среду.

Для расширения использования экологически приемлемых продуктов на рынке важную роль призваны играть не только поведение частных покупателей, но и государственная система закупок. K примеру, с начала 80-х годов в управленческих структурах ФРГ, ее федеральных земель и местных органов власти при принятии решений о закупках осуществлялась ориентация на экологически чистую продукцию. Государственная система закупок могла также уточнять в своих заявках необходимое экологическое качество закупаемых изделий и тем самым давать ориентиры для участников рынка.

Следует отметить, что на стыке между потребителем и производителем на рынке экологически благоприятных продуктов особое значение играет торговля. В настоящее время торговые предприятия во всем мире значительно расширили ассортимент экологически приемлемых товаров, чему во многом способствует экологическая маркировка продуктов. Вследствие усиления спроса на указанную продукцию отмечаются положительные эффекты природоохранного характера. Так, за счет применения безвредных для окружающей среды продуктов (например, бумаги из макулатуры, дезодорантов без экологически вредных накопителей и др.) уменьшаются экологические нагрузки при одновременном снижении затрат на ликвидацию ущерба от загрязнения. Тем самым для изготовителей появляется стимул для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и маркетинга в секторе экологически благоприятных продуктов.

Для обеспечения собственной независимости система экологической маркировки должна стремиться к самофинансированию, которое опиралось бы на поступления за право использования знака. В Австрии, к примеру, пошлина за право использования экологического знака зависит от оборота данного продукта (или группы продуктов). Стоимость экспертного заключения, с помощью которого подтверждается соблюдение экологических требований и продукции, оплачивается носителем рекламы.

Для множества поступающих предложений на присвоение экологического знака специально уполномоченный орган (жюри) должен выбирать те группы товаров, где могут быть достигнуты положительные природоохранные эффекты. Перечень товаров, на которые на мировом рынке выданы к настоящему времени экологические знаки, охватывает продукты, которые нуждаются в определенной поддержке (химические изделия, лаки, распылители для волос и дезодоранты, сложные бытовые приборы, водосберегающая аппаратура и продукты регенерации). Здесь представлен также сектор транспорта в виде автомобилей, работающих с катализатором нейтрализации выхлопных газов и др.

Порядок получения экологического знака основан на определенных принципах. Так, экологический знак может быть присвоен только продуктам, а не каким-либо технологиям, промышленным установкам или предприятиям. При этом речь должна идти о потребительских товарах, то есть промежуточные продукты и полуфабрикаты не охватываются действием экологического знака. Кроме того, для данных продуктов должен существовать рынок сбыта. Данные принципы предусматривают также ограничения на количество присваиваемых экологических знаков в год: цель состоит не в том, чтобы присвоить экологический знак как можно большему количеству продуктов, в гораздо большей мере он должен находить свое применение в группах продуктов, снижающих нагрузку на окружающую среду.

При оценке продуктов следует стремиться к их целостному рассмотрению и учитывать все природоохранные аспекты: содержание опасных веществ, выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы загрязнений в водные объекты, почву, шумовые нагрузки, предотвращение образования отходов, а также экономию невозобновимых видов сырья и ресурсов, например, за счет экономного расходования энергии. При экологической сертификации и маркировке необходимо прослеживать весь путь существования того или иного продукта от изготовления и транспортировки до его использования, включая удаление и переработку отходов. Объективная экологическая маркировка продуктов требует проведения экспертных оценок. При этом маркируемые продукты должны подвергаться анализу, например, в форме эколого-экономических балансов, которые охватывали бы весь «жизненный цикл» продукта с учетом экологических аспектов.

Следует учитывать, что существует целый ряд продуктов, у которых технология изготовления представляет собой собственно экологическую проблему. В качестве примера можно привести производство бумаги, где между обычным производством бумаги и бумаги из макулатуры существуют значительные различия в расходе энергии, свежей воды, а также в сбросе загрязненных стоков. Если экологически чистая продукция выпускается на «грязной» технологии, то она не может получить экологический товарный знак. Для присвоения экологического знака должны отбираться, прежде всего, такие продукты, производство которых нуждается в особом стимулировании. Сюда могут быть отнесены инновационные продукты, которые впервые выходят на рынок или располагают низким удельным весом на рынке. Поскольку ситуация на рынке подвержена постоянным изменениям, а уровень техники постоянно повышается, целесообразно предусматривать ограничение срока действия экологического знака до 2-3 лет.

С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.

В состав экспертного Совета (жюри) по присвоению экологического знака целесообразно включить представителей природоохранных органов, Госстандарта России, органов санитарно-эпидемиологического надзора, Торгово-промышленной палаты России, общества потребителей, общественных экологических движений и других заинтересованных организаций.

В Федеральной целевой научно-технической программе «Экологическая безопасность России» на 1993-1995 гг. впервые был выделен специальный раздел по разработке экологических требований к технологиям, оборудованию, продукции и отходам. В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в интересах устойчивого развития важная роль при этом принадлежит введению в России в рамках указанной программы экологической сертификации и маркировки продукции.

В качестве одного из первых примеров применения экологической маркировки продукции на основе ее экологической сертификации можно привести знак «Свободно от хлора» по ГОСТ Р 51150-9& с целью подтверждения соответствия продукции требованиям отсутствия в ней искусственных хлорорганических соединений, в том числе диоксидов. Данным знаком могут маркироваться такие виды продукции, тары и упаковки, как продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребления, игрушки.

Данный стандарт, однако, не распространяется на продовольственную и фармацевтическую продукцию и комбикорма. Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки продукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорорганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.

С принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» (1992) в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг), на которые устанавливаются требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Однако введение экологической сертификации требует разработки эффективного механизма реализации данного закона, что связано, прежде всего, с созданием необходимой информационной базы об изготовителе и потребителе продукции с точки зрения соблюдения экологических требований, с разработкой соответствующих стандартов на продукцию, работы и услуги. Значение имеет также вопрос о согласовании национальных и международных экологических требований и стандартов.

Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно-технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), потребляемого сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных как предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям новых технологических процессов.

Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме экспертизы. По результатам такой оценку должен выдаваться экологический сертификат, который свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Побудительным мотивом к проведению экологической сертификации продукции должно стать введение комплекса стимулов и санкций:

• экологический сертификат и маркировка продукции должны иметь более высокий приоритет по отношению к другим сертификатам и знакам;

• экологический сертификат является основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования;

• уклонение потенциальных заявителей от процедуры сертификации должно сопровождаться введением системы штрафных санкций и ужесточением экологического контроля.

Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться как препятствие к получению лицензий или как основание для аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятел

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...