Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешнеэкономической деятельности государства
Внешнеэкономическая политика государства (ВЭП) – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономические связи (ВЭС) включают следующие формы: § внешнюю торговлю, § подрядное строительство; § конверсию; § лизинг; § привлечение иностранной рабочей силы; § производственное кооперирование; § иностранный туризм; § переработку давальческого сырья; § сотрудничество: · на компенсационной основе; · на основе раздела продукции; · в научно-технической сфере; · в банковской сфере; · в свободных экономических зонах; § прочие (биржи, торговые дома, ассоциации и др.). Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах: § единство внешней и внутренней экономической политики; § разделение функций между федеральным центром и субъектами Федерации; § защита российского рынка и стимулирование российской экономики; § переход от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным, долговременным связям; § перенос центра тяжести регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с административных методов на преимущественно рыночные; § обеспечение равенства всех участников ВЭД; § сочетание мер государственного регулирования и контроля ВЭД. Внешнеэкономическая политика (табл. 1) реализуется через систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая включает: § законодательно-правовую базу регулирования; § институциональную структуру регулирования; § государственное программирование ВЭД; § квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; § сертификацию импортных товаров услуг; § регистрацию некоторых экспортных контрактов; § обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; § таможенное регулирование; § валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД. Таблица 1 Схема внешнеэкономической политики
Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются: § использование внешнеэкономических связей для создания в России рыночной экономики; § содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию; § создание условий (организационных, финансовых, информационных) доступа российских товаров и услуг на мировые рынки; § защиту национальных внешнеэкономических интересов; § создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли, протекционистскую торговую политику и умеренную политику. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому большая часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов нацелена на форсирование экспорта. Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Использование протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: – селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров; – отраслевой – защищает определенные отрасли, например, сельское хозяйство; – коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; – скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики. Методы политики протекционизма можно классифицировать и по другим основаниям; в частности, выделяют экономические и административные подходы к регулированию ВЭД: Экономические - базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) И таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Экономические методы в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях. Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентируя различные стороны их деятельности. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |