Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономической деятельности государства

 

Внешнеэкономическая политика государства (ВЭП) – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) включают следующие формы:

§ внешнюю торговлю,

§ подрядное строительство;

§ конверсию;

§ лизинг;

§ привлечение иностранной рабочей силы;

§ производственное кооперирование;

§ иностранный туризм;

§ переработку давальческого сырья;

§ сотрудничество:

· на компенсационной основе;

· на основе раздела продукции;

· в научно-технической сфере;

· в банковской сфере;

· в свободных экономических зонах;

§ прочие (биржи, торговые дома, ассоциации и др.).

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах:

§ единство внешней и внутренней экономической политики;

§ разделение функций между федеральным центром и субъектами Федерации;

§ защита российского рынка и стимулирование российской экономики;

§ переход от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным, долговременным связям;

§ перенос центра тяжести регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с административных методов на преимущественно рыночные;

§ обеспечение равенства всех участников ВЭД;

§ сочетание мер государственного регулирования и контроля ВЭД.

Внешнеэкономическая политика (табл. 1) реализуется через систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая включает:

§ законодательно-правовую базу регулирования;

§ институциональную структуру регулирования;

§ государственное программирование ВЭД;

§ квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

§ сертификацию импортных товаров услуг;

§ регистрацию некоторых экспортных контрактов;

§ обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

§ таможенное регулирование;

§ валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Таблица 1

Схема внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика
Внешнеторговая Инвестиционная Валютная Таможенная
Вывоз Ввоз Дисконтная Девизная Субсидирование
           

Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

§ использование внешнеэкономических связей для создания в России рыночной экономики;

§ содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;

§ создание условий (организационных, финансовых, информационных) доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

§ защиту национальных внешнеэкономических интересов;

§ создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли, протекционистскую торговую политику и умеренную политику.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому большая часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов нацелена на форсирование экспорта.

Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Использование протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, например, сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Методы политики протекционизма можно классифицировать и по другим основаниям; в частности, выделяют экономические и административные подходы к регулированию ВЭД:

Экономические - базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) И таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Экономические методы в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентируя различные стороны их деятельности. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...