Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

1.2.1.1. Основные виды тарифов

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенные тарифы, как инструмент торговой политики стран с рыночной экономикой, используются с начала XVIII в.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа (customs tariff)[1]:

– инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

– свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

– конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Традиционная фискальная функция таможенных тарифов – средство увеличения доходов государственного бюджета – в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план.

Таможенная пошлина (customs duty) - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов. Несмотря на это, рассмотрим некоторых из функций таможенных пошлин:

1. для определения размера пошлин по любому товару (или группе товаров) необходимо определить национальные и интернациональные издержки или цены. Используем для расчета пошлин (П) национальные (Н) и мировые (М) цены. Достаточно часто пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этой разницей. В таком случае пошлины выполняют стабилизирующую функцию (М+П=Н), нарушая условия конкуренции между товарами импортного и отечественного производства, и исключая преимуществ для одних или других.

2. Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию,и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера – практически запрещать этот ввоз: М+П>Н.

3. Наконец, ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их в определенных пределах можно рассматривать как стимулирующие импорт товаров: М+П<Н.

Приведем пример. Допустим, что национальная цена товара А выше мировой на 10 %. При этой разнице (Н+10 %=М) возможны следующие варианты построения ввозных таможенных пошлин:

1-й - ввозная пошлина устанавливается науровне, превышающем 10%. Такая пошлина будет выполнять протекционистскую функцию, ограничивать, а при высоком уровне – запрещать ввоз данного товара.

2-й - ввозная пошлина устанавливается на уровне 10%, т. е. в соответствии с разницей в ценах. Такая пошлина будет выравниватьусловия конкуренции на внутреннем российском рынке для иностранных иотечественных производителей, и выполнять, таким образом, стабилизирующую функцию.

3-й - ввозная пошлина устанавливается на уровне ниже 10 %. Такая либеральная пошлина создаст условия для более широкого импортатоваров, а при приближении ее к нулевому уровню будет утрачивать роль экономического регулятора ввоза товаров на российский рынок. Это - стимулирующая функция.

Можно подвести некоторые промежуточные итоги:

1. уровень пошлин сам по себе, вне сопоставления его с уровнем мировых и национальных цен, не может характеризовать выполняемых им функций. Ввозная пошлина, установленная на уровне 10 %, может выполнять протекционистскую функцию, если разница между мировой и национальной ценой на товар ниже 10 %, стимулирующую – если эта разница в ценах превышает 10 %, и стабилизирующую – если она соответствует разнице в ценах.

2. Если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну и ту же функцию в области регулирования внешней торговли. В зависимости от разницы между национальными и мировыми ценами для одних товаров эти пошлины будут выполнять протекционистскую функцию, для других – стабилизировать масштабы ввоза в соответствии с выровненными условиями конкуренции импортных и национальных товаров, для третьих – расширять возможности импорта.

3. Размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции товаров импортных и национального производства и соотношений между национальными и мировыми ценами.

4. При корректировке пошлин следует учитывать изменения не только национальных условий производства и предложения товаров, но и интернациональных издержек и мировых цен, а также общей конъюнктурымирового рынка.

5. Если на товар Х в ряде стран ввозная пошлина установлена на едином уровне, то, в зависимости от соотношения мировых и национальных цен, в одних странах эта пошлина может выполнять протекционистскую функцию, в других – стимулирующую, в третьих – регулирующую. Например, если на данный товар установлена ввозная пошлина на уровне 15 %, то в стране А, в которой национальная цена выше мировой на 10 %, пошлина будет протекционистской, в стране Б, в которой национальная цена выше мировой на 15 %, пошлина будет выполнять регулирующую функцию, в стране В, в которой национальная цена выше мировой только на 1 % (равна или ниже ее), пошлина будет стимулирующей.

Действие протекционистской пошлины[2]:

1. Если защищается только одна или несколько отраслей, то привилегированные группы получают выгоды за счет всего остального населения.

1.1. То, что выигравшие от этих мер группы производителей считают для себя выгодным, верно только на протяжении ограниченного периода времени. В долгосрочной перспективе привилегии, предоставленные определенной группе производителей, теряют свою способность приносить специфический доход.

1.2. Часть мирового производства переместилась из тех мест, где выпуск на единицу затрат выше, на территорию, огражденную пошлиной, где производство требует более высоких затрат.

1.3 В конечном счете, установится положение, когда никто не получает никаких преимуществ от сохранения веденных тарифных ограничений. Но при этом в результате падения совокупного объема производства причинен ущерб каждому.

2. Если защита оказывается всем отраслям отечественного производства в одинаковой степени, то чистую прибыль не может извлечь никто. То, что человек выигрывает как производитель, он теряет как потребитель. Более того, всем причиняется вред из-за того, что производство отклоняется от тех направлений, в которых его физическая производительность является наивысшей; все страны и каждый индивид в отдельности несут потери из-за того, что для производства используются менее благоприятные условия, в то время как некоторые более благоприятные остаются неиспользованными.

3. Тарифная защита всех отраслей невозможна, так как экспортные отрасли и отрасли, продукция которых не торгуется на мировых рынках, не нуждаются в защите. Именно за их счет предоставляются привилегии отраслям, ограждаемым от международной конкуренции.

4. Единственным результатом протекционизма является отвлечение производства от тех направлений, где оно могло бы произвести больше на затраченную единицу капитала и труда, туда, где оно производит меньше. Это делает людей беднее, а не богаче.

Государство не способно стимулировать одну отрасль производства иначе, как за счет свертывания других отраслей. Оно отвлекает факторы производства от тех отраслей, в которых их использовал бы свободный рынок, и направляет в другие отрасли. Не имеет большого значения с помощью каких административных мер государство добивается этого результата. Оно может открыто предоставлять дотации либо маскировать их, вводя пошлины и тем самым заставляя тех, кто подпадает под их действие, нести дополнительные затраты. Значение имеет только то, что люди вынуждены отказываться от некоторых видов потребностей, которые они ценят более высоко, а взамен получать те, что они ценят меньше.

Государство может расходовать или инвестировать только то, что оно отняло у своих граждан, и эти дополнительные расходы и инвестиции сокращают расходы и инвестиции граждан ровно на такую же величину.

Таким образом, в то время как государство не может посредством вмешательства в хозяйственную деятельность сделать своих граждан более процветающими, оно, безусловно, имеет достаточно власти, чтобы сделать их менее удовлетворенными посредством ограничения производства.

В долгосрочном плане наличие или отсутствие тарифов не приносит конкретному владельцу предприятия ни пользы, ни вреда. Мешать или содействовать его краткосрочным интересам могут только изменения институционального окружения. Но эти изменения не оказывают одинакового по силе и содержанию воздействия на все отрасли экономики и все предприятия. Меры, выгодные одной отрасли или предприятию, могут наносить вред другим отраслям и предприятиям, поскольку конечная продукция одних отраслей является сырьем для других. Для конкретного коммерсанта представляет важность лишь ограниченный перечень таможенных пошлин. А вот в отношении этих перечней интересы разных отраслей и фирм обычно антагонистичны.

Приведем пример. Металлургическая отрасль состоит из нескольких переделов: заготовители вторсырья сбирают металлолом, который является сырьем для металлургических комбинатов, продукция которых - штрипс - служит сырьем для трубопрокатных заводов. В отношении пошлин интересы представителей этих трех отраслей непримиримы. В 2002 году цены на металлолом по разным причинам резко выросли (с $60 до $130 - 135 за тонну) и руководители крупнейших металлургических предприятий обратились в правительство с предложением повысить экспортные пошлины на лом черных металлов с ?15 до 30 за тонну и сократить число таможенных переходов, через которые он экспортируется. В свою очередь, предприятия вторчермета договорившись с производителями метизов, предложили правительству ввести 20 %-ную пошлину на экспорт горячекатаного листа и катанки - для предприятий более высокого передела это тоже сырье. Ни то, ни другое предложение не было поддержано. Минэкономразвития предложило участникам рынка разбираться самим. В мае - июне, когда традиционно собирается больше всего лома, три крупнейших потребителя, заранее закупив необходимое количество сырья с интервалом в несколько дней объявили мораторий на прием лома. Уже собранное сырье в железнодорожных вагонах скопилось на перевалочных станциях. Не имея возможности оперативно перенаправить этот поток на экспорт, сборщики лома были вынуждены снизить цену чуть ли не в половину. Рынок отреагировал тем, что лом просто перестали собирать[3].

С другой стороны, в 2003 году трубопрокатные заводы обвинили металлургические заводы, поставляющие трубную заготовку, в скоординированном повышении цен, и обратились с жалобой в Министерство по антимонопольной политики. Проблемы из-за повышения цен на металлопрокат возникли также и у автомобильных заводов.

Искусственное повышение цен на любом этапе производственной цепочки отражается на кошельке конечных потребителей. Кроме того, повышение цены из-за введения пошлин на более раннем переделе снижает конкурентоспособность предприятий следующего передела. Обратите внимание, экспортная пошлина на экспорт лома черных металлов существует, следовательно, экспортируется меньше металлолома, что снижает внутреннюю цену на металлолом. Таким образом, часть доходов, которые могли бы получать предприятия вторчермета, получают металлурги. Это пример того, как пошлина перераспределяет богатство.

Импорт в Россию металлопроката из Казахстана и Украины обложен пошлинами, значит, цена металла на российском рынке искусственно завышена. Это отрицательно сказывается на конкурентоспособности трубопрокатчиков. Ведь их украинские конкуренты производят трубы из более дешевого металла. Поэтому и они, в свою очередь, требуют оградить их от внешних конкурентов. Украинский импорт труб в Россию ограничен квотами. Искусственно дорогие трубы, используемые для строительства трубопроводов и добычи нефти и газа, перекладывают часть доходов нефтяников и Газпрома в карман производителей металла и труб. Завышенные цены на металл, в большом количестве используемый в жилищном строительстве, бьет по карману потенциально каждого российского гражданина.

Таким образом, интересам отдельной отрасли или фирмы могут служить любые привилегии, данные ей правительством. Но если такие же привилегии даны и другим отраслям и фирмам, то каждый отдельный предприниматель теряет на одном - не только в роли потребителя, но и в роли покупателя сырья, полуфабрикатов, машин и другого оборудования - столько же, сколько выгадывает на другом. Эгоистические групповые интересы могут заставить человека требовать защиты своей собственной отрасли или фирмы. Они никогда не подвигнут его на требование всеобщей защиты всех отраслей или фирм, если он не будет уверен, что его собственная защищенность окажется выше, чем любой другой отрасли или предприятия.

Иногда говорят, что пошлины защищают рабочие места. Даже не углубляясь в детали, из сказанного выше следует, что, сохраняя рабочие места в защищенной отрасли, пошлины уничтожают рабочие места в следующем переделе - в трубной отрасли, в машиностроении, в жилищном строительстве и т.д. и т.п. Баланс рабочих мест, сохраненных и уничтоженных конкретной пошлиной, всегда отрицателен; просто потому, что потребителей всегда во много раз больше, чем производителей. К примеру, известно, что в США на одно рабочее место в сталелитейной отрасли приходится 40 рабочих мест в отраслях, использующих металл в качестве сырья.

Но это то, что лежит на поверхности. В 1980-х гг. ограничения на импорт автомобилей в США, якобы сохранили 22000 рабочих мест в автомобильной промышленности. Но при этом снижение спроса на из-за повышения цен на автомобили составило 1 млн штук в год, что привело к увольнению 54000 человек (табл. 2).

Таблица 2

Цена протекционизма[4]

Отрасль Потери потребителей ($тыс) Число сохраненных рабочих мест (тыс) Стоимость одного сохраненного рабочего места ($тыс)
Текстиль и одежда
Черная металлургия 6,8
Автомобилестроение 5,8
Производство молока и молочных продуктов 5,5
Судоходство
Производство мяса 1,8

Стоимость сохранения одного рабочего места во много раз превосходит заработную плату занятого на нем работника. Торговые барьеры стоят американским потребителям от 8 до 10 раз больше, чем выгоды, получаемые производителями[5].

Таким образом, отдельная пошлина защищает одного отечественного производителя за счет другого и не способна обеспечить увеличения общего объема производства (увеличив локально на вверенном ей участке и не снизив в каком-либо другом месте). Но, может быть, то, что не под силу протекционистской пошлине, по плечу протекционистскому тарифу - логично выстроенной системе пошлин? Увы и ах! Мы уже говорили выше, что далеко не вся отечественная промышленность нуждается в защите от конкуренции. В этом не нуждаются:

1) экспортные отрасли;

2) отрасли, производящие продукцию, не являющуюся объектом международной торговли;

3) отрасли, которые испытывают давление внешней конкуренции, но справляются с ним.

Именно за их счет оплачивается искусственное существование или неестественно большой размер отраслей, которые находятся под таможенной охраной. При любом способе подсчета тех, кто вынужден платить, во много раз больше, чем тех, кто получает от этого выгоды.

Особо следует подчеркнуть, что ни в одной стране мира таможенный тариф не является результатом научных расчетов, а отражает политическую влиятельность различных групп интересов, т.е. формируется абсолютно случайным образом.

Теория эндогенного тарифа начала развиваться в 1980-х гг. и на самом деле объясняет структуру тарифа во всех странах[6]. Можно выделить 3 вида тарифной стратегии государства:

экспортоориентированная. Здесь уровень тарифного обложения в целом низок. Наиболее высокие ставки применяются в отношении товаров, составляющих конкуренцию отечественным экспортёрам (страны ЮВА; с определёнными допущениями все развитые страны).

Импортозамещающая. При ней уровень обложения пошлинами в целом высок. Преимущественно облагаются товары, составляющие конкуренцию отечественным производителям, работающим на внутренний рынок.

Фискальная, где государство просто максимизирует доход от ВЭС, т.е.высокими пошлинами облагаются товары с низкой эластичностью спроса, низкими - с высокой.

Вернемся к нашему примеру. Пусть много лет назад, скажем в 1950 г. Отечество ввело пошлину на импорт кожи. Это было благом для предприятий, которые в тот момент работали в кожевенной промышленности. Но позднее в результате расширения отрасли неожиданные доходы, которые получали кожевники с 1950 годов, постепенно исчезли.

В краткосрочном периоде каждые фирма и сектор бизнеса заинтересованы в увеличении продаж своей продукции. Однако в долгосрочном периоде преобладает тенденция выравнивания прибыли в различных отраслях производства. Если спрос на продукцию отрасли увеличивается и возрастают прибыли, то в нее перетекает дополнительный капитал и конкуренция новых предприятий уменьшает прибыльность, так как часть мирового производства кожи перемещается из тех мест, где выпуск на единицу затрат выше, на территорию, где производство требует более высоких затрат. Жители Отечества платят за кожу более высокие цены, чем они платили бы в случае отсутствия пошлины. Так как в кожевенные заводы вкладывается больше капитала и труда Отечества, чем было бы вложено в случае свободной торговли кожей, то некоторые другие местные отрасли сокращаются или, по меньшей мере, не растут. Из-за границы импортируется меньше кожи, и меньшее количество отечественных товаров экспортируется в качестве платы за импорт кожи. Объем внешней торговли Отечества сокращается. Никто в мире не получает никаких преимуществ от сохранения старых тарифов. Напротив, в результате падения совокупного объема производства каждому причинен ущерб. Если бы политика, осуществленная Отечеством в отношении кожи, была принята на вооружение всеми странами в отношении всех товаров и последовательно проводилась в жизнь с целью полного упразднения международной торговли и достижения абсолютной автаркии всех стран, то люди полностью отказались бы от выгод, которые несет с собой международное разделение труда.

Очевидно, что отмена отечественных пошлин на кожу в долгосрочной перспективе должна быть выгодна всем, как соотечественникам, так и иностранцам. Однако в краткосрочной перспективе это нанесет ущерб интересам капиталистов, сделавших инвестиции в отечественные сыромятни. В такой же степени это повредит краткосрочным интересам отечественных рабочих, занятых в кожевенной промышленности. Некоторые из них должны будут сменить профессию. Эти капиталисты и рабочие неистово сопротивляются любым попыткам снизить или совсем упразднить пошлину на кожу.

Хотя их действие приносит вред всем, их исчезновение в краткосрочной перспективе невыгодно особым группам интересов. Разумеется, те, кто заинтересован в сохранении ограничительных мер, находятся в меньшинстве. В Отечестве от отмены пошлины на кожу может пострадать только небольшая доля населения, работающая на кожевенных заводах. Подавляющее большинство - это покупатели кожи и изделий из кожи, и они бы выиграли от снижения цен на них. За границей пострадали бы только те, кто занят в отраслях, которые будут сокращаться вследствие расширения кожевенной промышленности.

Защита молодых отраслей – основной аргумент протекционизма. Аргумент начального этапа становления отрасли не менее ложен, чем любой другой аргумент, выдвигаемый в пользу протекционизма»[7]. Идеальной иллюстрацией чему может служить пример с отечественным производством алюминиевых банок для розлива пива.

В 2001 г. два производителя алюминиевой тары: «Ростар», дочерняя компания корпорации «Русский алюминий», и британская компания «Rexam», имеющая свой завод в Нарофоминске, пролоббировали увеличение в два раза таможенной пошлины на импорт алюминиевой банки (адвалорная ставка осталась без изменений, но специфическая составляющая была повышена до 41 евро за 1000 штук). В то время, несмотря на 20 %-ную пошлину, импортная банка была на 7 – 12 % дешевле банки российского производства. Нетрудно догадаться, что главной целью был крупнейший российский производитель баночного пива «Балтика»: в тот момент это был единственный производитель пива, который не покупал их продукцию. Поставщиком завода была одна польская компания (к слову, крупнейший производитель алюминиевой банки в Европе). «Ростар» тут же начал строить завод по выпуску алюминиевой банки в Ленинградской области, так сказать поближе к будущему потребителю. Новый завод позволил бы «Ростару» увеличить мощности с нынешних 1,3 до 3 млрд банок в год. Тем временем в стране образовался серьезный дефицит алюминиевой банки. Из-за удорожания продукции пивовары несомненно лишились части покупателей. «Балтика» начала просчитывать проект строительства собственного завода по производству алюминиевой банки. Но в конечном итоге «Балтика» заключила соглашение с «Ростаром» на поставку тары в течение 6 лет. При сумме контракта в $270 млн. «Балтика», скорее всего, выторговала себе серьезные скидки с цены, искусственно завышенной при помощи пошлины. То есть одна компания при помощи правительства перераспределила в свою пользу деньги другой компании (и потребителей пива), обеспечив себе гарантированную окупаемость инвестиций.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество - ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные пошлины в развивающихся странах защищают их промышленность от конкуренции экономически развитых стран.

Импорт сырья и энергоносителей в экономически развитых странах, которые, как правило, являются их главными импортерами, осуществляется беспошлинно или с минимальными пошлинами.

При импорте продуктов, получаемых при переработке сырья, уровень ввозных пошлин, как правило, повышается. При этом ставки пошлин растутпропорционально повышению степени обработки сырья: на продукцию каждой последующей стадии обработки устанавливаются более высокие ставки пошлин.

Такое построение системы тарифов называется тарифной эскалацией. По экономическому значению увеличение ставок пошлин в зависимости от степени обработки товаров можно сравнить с налогом на стоимость, добавленную в процессе переработки сырья. Чем выше доля сырья в стоимости готовой продукции, тем тарифная эскалация имеет более неблагоприятные последствия для иностранного поставщика. Так, в соответствии со структурой издержек производства конкретного товара разница в 4-5 % между пошлиной на сырье и на готовые изделия может быть эквивалентна 15-25-процентному налогу на добавленную стоимость. Из этого следует, что и при сравнительно небольших размерах тарифной эскалации невысокие пошлины могут служить эффективной защитой национальной перерабатывающей промышленности.

По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или превышающие пошлины на готовые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в рассматриваемых странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренции.

Применяемые в мире пошлины можно классифицировать по разным основаниям (табл. 3).

Таблица 3

Классификация таможенных пошлин

Принцип классификации Виды пошлин  
Способ взимания Адвалорные Специфические Комбинированные  
Объект обложения Импортные Экспортные Транзитные  
Характер применения Сезонные Антидемпинговые Компенсационные  
Происхождение Автономные Конвенционные Преференциальные Генеральные
Тип ставки Постоянные Переменные  
Способ вычисления Номинальные Эффективные  
               

 

Рассмотрим подробнее каждый из представленных видов пошлин.

Способ взимания.Адвалорная пошлинаустанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара, например, пошлина на автомобиль в размере 25 % цены. Использование адвалорных пошлин требует проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости. В большинстве случаев базой для взимания пошлины принимается цена товара, указанная в счете-фактуре (инвойсе). Таможенная стоимость товара включает его цену и расходы по транспортировке и страхованию.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственны высокая подвижность цены и значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен в условиях плавающих курсов валют или в случае обесценения национальной валюты, оставляя уровень таможенной защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины. Сейчас около 70-80 % всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу с продаж и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Так, если пошлина составляет, 20 % цены товара, то при цене товара, $200, доходы бюджета составят $40. При увеличении цены товара до $300 доходы бюджета возрастут до $60, при снижении цены товара до $100 – сократятся до $20. Но, независимо от цены, адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) И административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, $10 за 1т)ииспользуются для налогообложения стандартных, больших по объему товарных групп, например сырьевых товаров. Это может быть вес брутто или нетто. Таможенный вес брутто, в отличие от общепринятого понятия, может исключать внешнюю транспортную упаковку; в то же время вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70 % всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. В периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более подробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.

Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Преимущество специфических пошлин заключается в том, что при их применении для исчисления размеров таможенного сбора не требуется перевода иностранной валюты в национальную.

Использование методик промежуточного характера дает возможность выбора между специфической и адвалорной пошлинами. Критерием выбора является определение наибольшей величины таможенного сбора. Подобная пошлина называется альтернативной.

Комбинированные пошлинысочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 % за 1т).

Объект обложения. На начальном этапе развития стран с рыночной экономикой с помощью импортных пошлин обеспечивались существенные налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась: в бюджете большинства промышленно развитых стран доля поступлений от импортных пошлин не превышает нескольких процентов, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль).

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются, прежде всего, как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающую таможенную границу.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировых рынках, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, экспортные пошлины взимаются для ограничения вывоза необработанной древесины из Австрии.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на углеводородное сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и в настоящее время практически не применяются.

Характер применения. Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Компенсационные пошлины накладываются на импорт товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Происхождение. Автономные пошлины вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

Конвенционные (договорные) пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения (ГАТТ/ВТО), или соглашений о таможенном союзе.

Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом и накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. В 60-е гг. Право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развитые страны с рыночной экономикой. С начала 70-х годов по решению ЮНКТАД была введена Общая система преференций (ОСП),которая действует с 1971 г. В ЕС и Японии, с 1972 г. - в Австрии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Новой Зеландии, с 1974 г. - в Канаде; с 1976 г. - в США. Она предусматривает значительное снижение тарифов на импорт готовой продукции из развивающихся стран в развитые страны[8]. Россия, как и многие другие страны, не взимает таможенные пошлины с товаров из развивающихся стран. Страны Европейского Союза (ЕС) предоставляют друг другу преференциальные (равные нулю) пошлины по импорту товаров, которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.

Допускается установление преференций по ставкам таможенного тарифа в виде освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставок пошлин или установление квот на преференциальный ввоз в отношении товаров и иных предметов:

А) происходящих из государств, образующих таможенный союз или зону свободной торговли или же ведущих подготовку к созданию такого союза (зоны);

Б) происходящих из развивающихся государств, пользующихся всеобщей системой преференций;

В) обращающихся в приграничной торговле.

ОСП система является особым видом таможенно - тарифного регулирования на многосторонней основе. В рамках этой системы преференции предоставляются либо в форме полной отмены пошлин, либо [и (или)] их значительного снижения. Однако тарифные льготы не распространяются на ряд важнейших для современного промышленного экспорта товаров из развивающихся стран, в частности, на текстиль, кожу и изделия из нее, нефтепродукты, большую часть обработанной сельскохозяйственной продукции. Кроме того, во всех системах преференций экономически развитых стран установлены различного рода ограничения.

Наибольшее распространение получили количественные ограничения беспошлинного импорта или ввоза по пониженным ставкам товаров из развивающихся стран (на экспорт сверх квот преференциальный режим не распространяется). Другим ограничением являются закупочные оговорки, дающие возможность отменять или изменять преференциальный режим в случае, если импорт какого-либо товара из развивающихся стран причиняет или грозит причинить ущерб внутренним производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара[9].

Генеральная (максимальная) пошлина в 2-3 раза выше всех остальных и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны. В 60-е годы право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые ст

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...